№3 (278) март 2016 г.

В Грузии принято во всем винить армян, так же как в некоторых странах все беды приписывались евреям

Просмотров: 6069

В конце января – начале февраля в Грузии, особенно в социальных сетях и на интернет-форумах, наблюдалось необычное явление – как будто бы по команде открывались темы и появлялись сообщения, в которых Армения и армяне выступали в роли объекта ненависти или насмешек.

Вот всего несколько тем, открытых в последней декаде января на самом популярном грузинском форуме (forum.ge): «Армянская «благодарность» за гранью человечности»; «Грузинский даиси объявили армянским танцем»; «Ереванский «Арарат» приехал в Абхазию для сборов»; «Тема о внешности армян»; «Леонардо да Винчи был армянином?» (ирон.) и так далее. Наконец, один житель Грузии, возмущенный всем этим, открыл тему – «Почти каждая вторая тема на форуме об армянах, и все негативны». В конце концов обсуждение перешло на ТВ, где канал «Рустави 2» сделал специальное ток-шоу с обсуждением вопроса, почему так происходит. На радио «Свобода» грузинский философ и гражданский активист Георгий Майсурадзе опубликовал статью с названием «Армянофобия», где утверждалось, что враждебность к армянам является самой распространенной формой ксенофобии в Грузии.

Как ни странно, в Грузии сложилось так, что прозападные либералы (которых в Грузии не очень много) в целом более толерантно относятся к армянам, а наибольшая степень ксенофобии в виде армянофобии наблюдается у людей, причисляющих себя к православной пастве и выражающих пророссийские взгляды. Трудно сказать, чем это вызвано. Видимо, здесь проявляется отголосок давнего грузино-армянского церковного раскола, из-за чего многие века армяне – последователи Армянской Апостольской Церкви были еретиками для Грузинской Церкви, и наоборот. Также, может быть, существует некая «ревность» у этих общественных слоев в Грузии к Армении, которой удалось наладить тесные отношения с Россией, чего никак не удается сделать Грузии.

Нельзя сказать, что официальные власти Грузии открыто способствуют разжиганию антиармянских настроений в стране. Бидзина Иванишвили, который является реальным лидером правящей коалиции и неофициальным правителем Грузии, однажды даже похвалил Армению за сбалансированную внешнюю политику. Недавно он же участвовал в торжественной церемонии открытия восстановленной армянской церкви в историческом центре Тбилиси. Однако нынешние власти заигрывают с «консервативными» слоями и с Церковью и этим вольно или невольно провоцируют армянофобию в обществе, потому что, как отмечалось выше, именно этот сегмент выделяется крайне агрессивным и непримиримым отношением ко всему, что связано с Арменией и армянами.

Кроме того, официальный Тбилиси, как правило, в международных организациях занимает противоположную позицию по отношению к Армении и голосует соответствующим образом. Здесь работают связи между Грузией и Азербайджаном, заложенные еще предыдущим правительством. Как известно, Азербайджан осуществляет экспорт своих энергоносителей в основном через территорию Грузии, а сейчас строит еще и железную дорогу в Грузии, которая должна связать Азербайджан с Турцией. Хотя после прихода новой власти в 2012 году от ее представителей и раздавались иногда критические голоса в отношении выгоды, которую Грузия получает от сотрудничества с Азербайджаном, но дальше слов дело не шло. Вот и недавно в Грузии поднялась шумиха вокруг переговоров с Россией о том, чтобы Грузия получала часть газа не из Азербайджана, а из России. Но переговоры пока не дали какого-то конкретного результата.

Грузия рассматривает сотрудничество с Азербайджаном также сквозь призму территориальных проблем. Так как обе страны считают части своей территории «оккупированными» (Абхазия и Южная Осетия для Грузии, Нагорный Карабах для Азербайджана), то пытаются всегда голосовать в унисон, невзирая на реально происходящие события, лишь «из принципа». Так было в конце января, когда в ПАСЕ проходила дискуссия и голосование по проекту доклада, подготовленного Робертом Уолтером, «Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана». Грузинская делегация, как и делегации некоторых других постсоветских стран (например, Украины), проголосовала в пользу принятия этой резолюции, которая считалась тенденциозной в пользу Азербайджана. Однако резолюция по проекту доклада, как известно, не прошла.

Практически всегда официальная грузинская делегация голосует на международных форумах против «сепаратизма», Грузия даже не признала Косово, хотя считает себя партнером Запада и стремится войти в НАТО и ЕС. Вообще, за последние 1-2 года отношения Грузии с Западом все больше заходят в тупик, о чем осторожно свидетельствует недавний доклад директора национальной разведки США Джеймса Клэппера, где говорится о том, что в грузинской политической элите возрастает «фрустрация» по отношению к перспективам интеграции в евроатлантическое пространство. Получение Грузией пресловутого ПДЧ (План по достижению членства в НАТО) в очередной раз было отложено, как несколько дней назад заявил представитель блока Джеймс Аппатурай, что вновь вызвало злобные и саркастические комментарии в грузинских социальных сетях.

Если говорить о социально-экономической и политической ситуации в Грузии в целом, то она характеризуется застоем и неопределенностью. С одной стороны, власти, в отличие от своих предшественников, ослабили нажим на общество и немного «отпустили вожжи». Это привело к возрастанию низовой и срединной коррупции в обществе, но и к появлению некоторого количества неофициальных денег у населения, бизнеса и т.д.

С другой стороны, замедление реформ и общее ухудшение экономической ситуации на постсоветском пространстве сказались и на Грузии. Экспорт в прошлом году сократился более чем на 20%, едва превысив 2 миллиарда долларов – показатель 2011 года. Национальная валюта – лари – продолжает обесцениваться по отношению как к доллару, так и к евро. На днях курс евро установил новый рекорд – 2,82 лари за один евро, в то время как еще год назад этот курс колебался в диапазоне 2,20-2,30. То же самое происходит с курсом доллара. Все это приводит к сокращению импорта, а экспорт сокращается из-за падения платежеспособного спроса главных торговых партнеров Грузии – России, Украины, Азербайджана, Казахстана и т.д.

На этом фоне властям может быть на руку направить негативную энергию недовольных слоев общества в какое-то русло, чтобы отвлечь от критики правительства. Открытое раздувание антизападных настроений чревато неприятностями от «западных партнеров», так что Армения и армяне могут оказаться под рукой в нужный момент. Так же как в некоторых странах все беды приписывались евреям, в Грузии принято во всем винить армян, в частности, огрузинившихся армян, которые внешне стали грузинами, но которые якобы продолжают строить козни против Грузии. Поиск врагов и козлов отпущения, как правило, редко заканчивается удачно и способен принести лишь тактические плоды, а в перспективе грозит обернуться неудачами и изоляцией от происходящих в мире процессов.

Георгий Векуа

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 36 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Статья компетентная и отражает действительность,к сожалению.Во всех случаях нужно ориентироваться на вековую дружбу и братство между армянским и грузинским народами,а горячие головы пусть примут холодный душ. Глупости Мушега прошу модератора снять.
  2. бЕЗУСЛОВНО,ГРУЗИНЫ БРАТСКИЙ НАРОД ДЛЯ АРМЯН И ОНИ В ОПАСНОСТИ ОТУРЕЧИТЬСЯ.СЛИШКОМ БОЛЬШОЕ ДОВЕРИЕ К ТУРКАМ.ПОТОМКИ НЕ ПРОСТЯТ.ИСТОРИЮ НУЖНО НЕ ТОЛЬКО В ШКОЛЕ ИЗУЧАТЬ.НО И ВСЮ ЖИЗНЬ ПОПОЛНЯТЬ ЗНАНИЕ О СВОЕМ НАРОДЕ.
  3. Армянофобия в Грузии давно поразила не только обывательские слои населения и интеллигенцию, но и высшие сферы грузинского духовенства. Свидетельство этому – более чем странная выходка Грузинской православной церкви, имевшая место в 2000 году, за год до 1700-летнего юбилея принятия христианства в Армении. По этому поводу, я предложил газете «hЮСИСАПАЙЛ» (Северное Сияние) свою заметку, которая была опубликована №109, 15 сентября 2000 г. , в виде «письма читателя». Позже, я поместил эту заметку и не отправленное письмо Католикосу всея Грузии Илие II, в комментариях на сайте Восканапт, и на НовостиНК ру. Думаю, что к теме статьи, уважаемого господина Векуа, можно повторить эту заметку с не отправленным письмом Католикосу всея Грузии Илие II. Вот они: «ЧТО ЭТИМ ХОТЕЛА СКАЗАТЬ ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ? Хочу поделиться своим мнением о факте, который вызвал большое удивление и возмущение не только у наших соотече¬ственников, но и у всех сведущих людей. 13 и 14 июля 2000 года по телеканалам НТВ и РТР в дневных информационных программах были переданы сообщения из Тбилиси о праздновании там 1700-летия принятия Грузией христианства. Нам поведали, что 17 веков назад картлийский царь Мириан принял крещение от Св. Нины, како¬вое событие и стало поводом празднования. Однако, судя по грузинским же историческим хроникам, крещение царя состоялось в 337-ом году. Зачем понадобилось грузинам так спешить? В 2001 году весь христианский мир отметит 1700-летие принятия Арменией христианства в ка¬честве государственной религии (хотя сведения о крещении отдельных армянских царей восходят еще к 1 веку н.э.). Примером, этой подготовки может служить факт переименования, ещё в 80-х годах, одной из центральных улиц Буэ¬нос-Айреса в "Улицу Армении". В решении мэрии города было сказано: "Будет справедливо дать одной из улиц название той страны, что первая приняла христианство и сделала его государственной религией еще в 301 году". Чем же руководствовались уважаемые отцы Гру¬зинской Православной Церкви, устраивая этот, по крайней мере, досрочный "юбилей"? Неужели они не понимали, что ставят себя в смешное положе¬ние? На мой взгляд, это необдуманный и недруже¬ственный шаг по отношению к нашей Церкви, и он не прибавит авторитета древней грузинской церк¬ви. Бениамин Арустамян.» После этой публикации, я написал письмо католикосу Всея Грузии Илие, но, к сожалению, не отправил его адресату. Поэтому, хочу, хоть от части, восполнить этот пробел, размещая это письмо здесь. «Ваше святейшество, уважаемый Католикос Всея Грузии! Я, Бениамин Арустамян хочу довести до Вас содержание своего письма, опубликованного в московской-армянской газете «hЮсисапайл» № 9. 15-IX-2000 г. (прилагаю его ксерокопию). В нём я выразил своё мнение по поводу отмеченного в Грузии 13 июля сего года 1700 летнего юбилея принятия Грузией христианства (?!). Думаю, что этот по-большевистски досрочный «юбилей» входит в один ряд с такими фактами как уничтожение в Грузии свидетельств длительного пребывания здесь армян, их вклада в историю и культуру Грузии, огрузинивание армян, волюнтаристское присоединение культовых зданий и памятников принадлежащих ААЦ, созданных армянскими мастерами к ГПЦ. При этом, путём фальсификации истории (сравнимой с буниатовщиной, процветающей на государственном уровне в дружественном Вашей стране Азербайджане) полностью отрицается их армянская принадлежность. Точно так же безосновательно отрицается исторический факт создания грузинской письменности армянским просветителем Месропом Маштоцем. Как отметил, ещё в 1935 году, известный европейский востоковед П. Пеетерс «… для их (грузинских учёных-Б.А.) патриотической гордости – неприемлемо то, что просвещение пришло из Армении». У грузинского народа есть немало оснований гордиться своей культурой и историей. Почему же, у некоторой части общества, патриотизм проявляется в такой, не делающей ему чести форме? Когда подобный «патриотизм» проявляют политики, учёные и рядовые граждане, понятно, что они руководствуются шовинистическими и ксенофобными амбициями. Но, пристало ли столь далёкими от святости проявлениями руководствоваться отцам ГПЦ? Однако, несмотря ни на что, я надеюсь, что в конечном итоге, в отношениях между грузинами и армянами будет преобладать христианская солидарность, не раз спасавшая наши народы, а не шовинистическая нетерпимость. И в преддверии Рождества Христова, я хочу поздравить Вас с Новым годом, Новым веком, новым тысячелетием и с 2001-м Рождеством Христовым! Желаю здоровья и долголетия Вам, процветания и благополучия Вашему народу и Грузии! С уважением, Бениамин Арустамян. 15. XII. 2000 г.»
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты