№3 (278) март 2016 г.

Пройдена ли «красная черта»?

Просмотров: 4571

В ответ на публикацию статьи Тедо Джапаридзе в «Независимой газете»

Грузинский политик Тедо Джапаридзе опубликовал в «Независимой газете» статью «Что за «красной чертой»?», посвященную грузино-российским отношениям. Автор на первый взгляд пытается найти выход из «западни», в которой, по его словам «наши связи оказались», на деле не только не предлагает каких-либо конкретных шагов для этого, но и предпочитает «не замечать» национальные интересы России, как и других граничащих с Грузией государств.

Российско-грузинские отношения продолжают оставаться в процессе «восстановления». Так, по крайней мере, кажется вовлеченным в переговоры участникам. Грузинский политик Тедо Джапаридзе, председатель комитета по внешним связям парламента Грузии, бывший министр иностранных дел, экс-секретарь Совета национальной безопасности, глава грузинской делегации в ПАСЕ, отмечает в «Независимой газете» (25.01.2016), что «создан регулярный переговорный формат замглавы МИД РФ Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе, снят ряд экономических препон, познакомились с новой Грузией сотни тысяч российских туристов и т.д.». Определенный позитив налицо.

В то же время автор статьи считает, что процесс идет крайне медленно и, естественно, в этом виновата… Россия. Почему? На этот вопрос автор находит и своеобразные ответы. «К сожалению, мы не знаем, какой позитив может предложить нам Россия, так как звучащие из Москвы формулировки в Тбилиси воспринимаем так: «Кто не с нами, тот против нас». Мы не знаем и какие конкретно угрозы для России, по ее мнению, исходят из Грузии – это наше стремление стать членами НАТО или ЕС или иное?» – размышляет автор.

Давайте вспомним, какие шаги предприняла Грузия за последнее время в области внешней политики.

Похоже, что намерение страны ориентироваться на Запад, «европейские ценности» и прочий набор стандартных «истин», маскирует конкретное стремление получить материальные подачки от богатого и благополучного Запада в обмен на лакейские «услуги» в своем регионе. Впрочем, это выбор конкретной политической элиты.

Естественно, вопрос о признании Россией Южной Осетии и Абхазии и защита этих республик от хищной мини-империи, в которую в советский период превратилась Грузия, для населения двух республик – вопрос физического выживания. Народ Южной Осетии не забыл ни грузинские «Грады», ни попытку тотального уничтожения негрузинского населения, которую попытались осуществить грузинские вояки. Не забыли абхазы и осетины политики национального унижения, проводившейся как в советский, так и особенно в постсоветский период. Вот почему Россия ставит вопрос о том, что именно Грузия должна вести переговоры со своими бывшими «собратьями» по мини-империи о дальнейшем пути выстраивания отношений. Для нас такой подход представляется единственно правильным.

Автор статьи демонстрирует откровенное непонимание реакции России на внешнеполитические амбиции Тбилиси. Так, стремление вступить в НАТО мы никак не можем считать «дружественным шагом» – во имя этой «дружбы» нас окружают системами европейских ПРО, нарушая сложившийся паритет. Все это сопровождается откровенным враньем то по поводу иранской ядерной «опасности», то «опасности» северокорейской. Мы не можем наивно считать, что все туже затягивающаяся вокруг нашей страны петля такой далеко не миролюбивой силы, как НАТО, – это демонстрация «любви» к России. Помним и о варварских бомбардировках Сербии и Македонии, и о разрушении Ирака, Ливии, а теперь и Сирии, пусть и чужими руками. Нас такая судьба не прельщает. Тем более, что и во время чеченских событий натовская Турция активно посылала своих «добровольцев», а на территории Грузии в Панкисском ущелье скрывались террористические банды.

Все это не позволяет верить на слово ни Вашингтону, ни Брюсселю. В этой ситуации вступление Грузии в НАТО никак не может считаться дружественным по отношению к России шагом. Между тем, подготовка к нему идет ускоренными темпами. В 2015 году прошел министериал, по итогам которого страны – члены НАТО еще раз выразили позицию организации, отметив, что для вступления в НАТО Тбилиси должен пройти этап Плана действий по членству (ПДЧ), который был обещан стране еще на бухарестском саммите 2008 года. Таким образом, в затягивание «удавки» вокруг России активно включилась и Грузия, а господин Джапаридзе продолжает разыгрывать наивного парня, не понимающего международно-политических последствий этого, мягко говоря, недружественного шага своей страны.

Активизировались и региональные союзы. 17 декабря в Стамбуле состоялась очередная, вторая за 2015 год, трехсторонняя встреча глав оборонных ведомств Азербайджана, Грузии и Турции. Конечно, пока Грузия не согласилась на создание неких совместных вооруженных формирований, но ее партнеры не отказались от втягивания страны в региональный антироссийский блок.

А как дела обстоят в экономической сфере? «В последнее время Грузия опять вспомнила, что российский газ поставляется в Армению по ее территории, и решила, что признательность к ней в этом вопросе проявляется не столь справедливо», – пишет армянский портал Shame.am. Суть истории в том, что через территорию Грузии российский газ поступает в Армению, а в обмен на этот транзит Грузия получает 10% от поставляемого газа для собственных нужд. Про поставки газа в Армению грузинская сторона вспоминает чаще всего в зимние месяцы. На сей раз опять активизировался интерес к этим поставкам и обеспечению Армении газом и из других источников, в частности из Ирана. 8 декабря в Люксембурге на переговорах с руководителем компании «Газпром» Алексеем Миллером вице-премьер Грузии, министр энергетики Каха Каладзе заявил, что для?Грузии неприемлемо, чтобы Армения получала газ у Ирана.

Несомненно, такой демарш является явным вмешательством в дела Армении и даже некой попыткой диктата. Получается, что именно в Тбилиси должны решать вопросы армянской внешнеторговой политики. Поскольку это касается и России, то и ответ российской стороны был достаточно внушительным: «Газпром» может изменить маршрут поставок и направить их через Иран, оставив строптивого грузинского соседа без оплаты транзита. Это же касается и попыток получить оплату деньгами, вместо согласованных по договору поставок газа. Для кого предназначены подобные демарши? Или это бизнес и никакой политики? Что-то не похоже…

Впрочем, есть вопросы посерьезней, далеко выходящие за рамки чисто экономических проблем. Это касается стратегической железнодорожной магистрали Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку (КАТБ), которая изначально представляла собой проект скорее политический, нежели народно-хозяйственный. Идея такого строительства была понятна изначально. Это стремление окончательно изолировать Армению, отстранить ее от международных транспортных маршрутов и, соответственно, вывести за рамки международной торговли. Тем более, что маршрут через Армению всегда существовал и нуждался только в ремонтных работах. Армянские власти предлагали использовать эту магистраль и даже были готовы на существенные скидки при ее эксплуатации.

Еще в 2007-2008 годах многие аналитики предупреждали об опасности постройки КАТБ как проекта, нацеленного не только на экономическую изоляцию Армении, но и на политическую и этнодемографическую экспансию – через создание (на территории армянонаселенного Джавахка) чуждого тюркского коридора, который позволит сомкнуть «тюркское кольцо» вокруг армянских государств, окончательно изолировать их от международных путей сообщения, тем самым усилив их и без того жесткую блокаду.

Соображения соседей понятны, ведь в Турции никогда не отказывались от идеи создания огромного объединения тюркоязычных народов – «Великого Турана» – естественно, под эгидой Турции. Интерес к такому объединению проявляют и некоторые тюркоязычные государства, в первую очередь Азербайджан, в рамках лозунга «Одна нация – две страны». В последние годы появились новые межпарламентские структуры, а встречи лидеров тюркоязычных стран стали проходить регулярно. Значительно ускорилось создание объединений структур министерств и ведомств тюркоязычных государств, в том числе и силовых.

Понятно, что создание тюркского, или турецкого, коридора нацелено на так называемое объединение тюркского, или турецкого, мира. Неудивительно, что нефтяной фонд Азербайджана выделил Грузии на строительство и реконструкцию грузинского участка железной дороги льготный кредит на общую сумму в 775 миллионов долларов США. Получателем кредита является ООО «Железная дорога Марабда – Карцахи», которая сама и будет возмещать его за счет тарифов.

Очевидно, что реализуемый проект КАТБ имеет ряд важных аспектов – военно-стратегический, геополитический и геоэкономический – и представляет явную опасность не только для Армении, но и для России. Создаются условия для расширения возможностей регионального доминирования как турецко-азербайджанского альянса, так и Запада, восточным форпостом которого продолжает оставаться Турция.

В заключение своей статьи Тедо Джапаридзе пишет: «Мы в Тбилиси сдали в архив безответственную политику и проявим принципиальность, разум и прагматизм. И вправе ждать подобного по отношению к нам». Действительно, вполне прагматично стремиться играть на натовско-турецком поле, делая вид, что недовольство России совершенно непонятно грузинской стороне. Однако на действительно ответственную политику этот курс никак не похож.

Варткез Арцруни, Виктор Надеин-Раевский

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты