№4 (279) апрель 2016 г.

Процесс признания Арцаха необратим

Просмотров: 3820

Новым свидетельством последовательно растущих симпатий к Арцаху и солидарности с естественным стремлением его народа к свободе и независимости стала резолюция очередного американского штата о признании Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах).

Итак, 3 марта Палата представителей американского штата Джорджия приняла резолюцию H.R. 1580 «О выражении уважения и признании Нагорно-Карабахской Республики», авторами которой явились члены Палаты представителей Пэт Гарднер и Деметриус Дуглас. В резолюции, в частности, отмечается, что «Нагорно-Карабахская Республика имеет богатую и славную историю и занимает почетное место в истории и культуре армянского народа». В документе также напоминается, что «Нагорно-Карабахская Республика провозгласила свою независимость 10 декабря 1991 года после длительной борьбы, которая в некотором отношении продолжается до сегодняшнего дня». Инициаторы резолюции подчеркивают, что «народ Нагорно-Карабахской Республики проявлял стойкость и непоколебимость в условиях войны, резни, экономических лишений и других колоссальных трудностей» и что «Нагорно-Карабахская Республика на протяжении более двадцати лет остается верной и преданной своим гражданам, сохраняя независимость, одновременно прилагая усилия по изменению и стабилизации Кавказского региона и проводя свободные и справедливые выборы и референдумы, которые общепризнаны в качестве модели для всего региона».

Принимая во внимание эти и другие значимые факторы, члены Палаты представителей призвали мировое сообщество «признать Нагорно-Карабахскую Республику в качестве свободной, независимой и суверенной демократии».

«Независимость и суверенитет Арцаха – отныне необратимая реальность, основанная на демократических ценностях, – подчеркнул председатель Национального Собрания НКР Ашот Гулян в своих благодарственных письмах спикеру Палаты представителей штата Джорджия Дейвиду Ралстену, авторам резолюции, а также представителю диаспоры Арутюну Агасаркисяну и его семье «за решительные усилия в деле принятия резолюции». – Демократия – краеугольный камень безопасности народа Арцаха. Для нас чрезвычайно важно, что коллеги из парламента штата Джорджия дали высокую оценку стремлению Нагорно-Карабахской Республики строить демократическое государство и ее успехам на этом пути».

Таким образом, Джорджия стала шестым американским штатом, признавшим Нагорно-Карабахскую Республику на законодательном уровне. До этого аналогичный шаг предприняли штаты Мэн, Луизиана, Массачусетс, Род-Айленд, Калифорния. Кроме того, 28 января 2014 года городской совет Лос-Анджелеса одобрил резолюцию о праве народа НКР на самоопределение и признал независимость Арцаха. Кстати, отметим, что 9 мая 2012 года городским советом Лос-Анджелеса была принята декларация об установлении дружеских отношений с карабахским городом Шуши. Кроме того, ряд американских и европейских городов являются побратимами разных городов Арцаха.

Суверенитет Арцаха признал также губернатор штата Мэриленд Мартин О’Мэлли, который высоко оценил «молодую демократию Нагорного Карабаха и те длительные и крепкие связи, которые имеют армянский народ и США», а также «приверженность тем же ценностям и принципам свободы, демократии, самоопределения и прав человека».

Однако география признания Нагорно-Карабахской Республики не ограничивается Америкой. 24 октября 2012 года законодательный совет австралийского штата Новый Южный Уэльс единогласно принял резолюцию о признании НКР и права на самоопределение карабахского народа, объявившего о своей независимости. В резолюции содержится также призыв к правительству Австралии официально признать независимость Нагорного Карабаха и укрепить с ним отношения.

А 12 сентября 2014 года документ в пользу защиты права народа Нагорно-Карабахской Республики на самоопределение принял парламент Страны басков, автономной области Испании. В документе отмечается, что «народ НКР имеет право самостоятельно выбирать свое будущее, в частности, когда речь идет о самоопределении, что является ключевым аспектом при переговорном процессе по урегулированию любого конфликта». Также была подчеркнута важность участия Нагорного Карабаха в проходящих под эгидой Минской группы ОБСЕ переговорах.

Для полноты картины напомним, что в Сейме Литвы действует парламентская группа дружбы с Нагорным Карабахом, а во Франции – Круг дружбы Франция – Арцах, куда входят сенаторы, депутаты, политические деятели. Кстати, 27 февраля 2014 года депутаты французского парламента Франсуа Рошблуан, Рене Руке и Ги Тесье призвали признать независимость Нагорно-Карабахской Республики, что, по их убеждению, должно способствовать установлению окончательного мира в регионе.

Руководитель Главного информационного управления аппарата президента НКР Давид Бабаян утверждает, что в 2016 году ожидаются «интересные развития в плане международного признания Нагорно-Карабахской Республики», и соответствующие работы в данном направлении, по его словам, ведутся. Признание Нагорно-Карабахской Республики американским штатом Джорджия Давид Бабаян назвал важнейшим политическим, моральным и гуманитарным шагом.

В интервью «Ноеву Ковчегу» российский общественный деятель, редактор портала «Наша среда» Виктор Коноплев подчеркнул, что признание американским штатом Джорджия Нагорно-Карабахской Республики стало «продолжением позитивной динамики признания независимости Арцаха в разных частях мира».

«Это стало возможным благодаря многолетней целенаправленной политике демократических преобразований в республике. Мировая общественность становится на сторону жителей Арцаха в их праве самостоятельно выбирать собственное будущее и строить свою государственность. Этот факт укрепляет оптимизм всех друзей НКР в справедливом разрешении сложной проблемы карабахского урегулирования», – сказал Виктор Коноплев.

Вполне естественно, что подобное развитие событий вызывает неправедный гнев у представителей официального Баку, упорно пытающихся представить естественные и объективные процессы вокруг Арцаха в качестве происков Еревана. Вот как отреагировал пресс-секретарь МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев: «Армения подобными действиями пытается сорвать переговоры по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе норм, принципов международного права и резолюций № 822 (1993), № 853 (1993), № 874 (1993) и № 884 (1993) Совета Безопасности ООН. Они также пытаются подорвать усилия, направленные на обеспечение мира и безопасности в регионе. Таким образом Армения старается продолжить оккупацию азербайджанских земель и сохранить существующий статус-кво».

О том, кому именно адресованы пресловутые резолюции и кто является истинным оккупантом, говорилось не раз. Тем не менее мы попросили председателя Общественного совета по внешней политике и политике безопасности Арцаха Масиса Маиляна еще раз просветить публику, которую Баку упорно пытается ввести в заблуждение.

«Ссылки азербайджанских чиновников на резолюции Совета Безопасности ООН по Нагорному Карабаху являются спекуляцией, – отметил эксперт. – Как известно, эти решения носят не обязательный, а рекомендательный характер. Прежде чем указывать Армении и НКР, как поступать, Азербайджан, как член ООН и страна, объявившая толерантность и мультикультурализм частью государственной политики, мог бы показать пример по исполнению решений ООН. Например, прекратить обстрелы и все враждебные акты по отношению к Армении и Арцаху, восстановить экономические, транспортные и энергетические коммуникации, т.е. отказаться от политики блокады НКР и РА, прекратить гонку вооружений и другие шаги, способные подорвать региональную стабильность. Что касается термина «оккупированные территории», то таковыми следует считать те из них, которые были захвачены в ходе наступательных операций страны-агрессора. Как известно, инициатором азербайджано-карабахской войны было азербайджанское правительство, попытавшееся при помощи своих вооруженных сил захватить самоопределившийся Нагорный Карабах. На первом этапе войны азербайджанским вооруженным формированиям удалось наполовину выполнить эту задачу, захватив около 50 процентов территории НКР. До сих пор под азербайджанской оккупацией находятся некоторые территории Мартунинского и Мартакертского районов, а также весь Шаумянский район НКР. На втором этапе войны страна-агрессор утратила часть ранее оккупированных карабахских территорий и приграничные с Нагорно-Карабахской Республикой территории – в ходе контрнаступательных операций Армия обороны НКР лишила инициатора войны удобных плацдармов для возобновления военных действий. В мировой практике известны случаи, когда страна-захватчик лишается части своих территорий в качестве наказания за агрессию». ?

Приветствуя факт признания со стороны Джорджии независимости НКР, Масис Маилян заметил: «Помимо того, что признание штатами является моральной поддержкой народу Арцаха, который продолжает борьбу за свои законные права, данные решения способствуют формированию в мире общественного сознания о безальтернативности международного признания НКР. Более того, у Арцаха открываются новые возможности по установлению межпарламентских связей, а также налаживанию прямых экономических и гуманитарных связей с субъектами, признавшими НКР. Надо принять во внимание, что экономика некоторых штатов, входит в десятку ведущих экономик мира».

Остается добавить, что развитие событий свидетельствует о том, что процесс признания Арцаха имеет необратимый характер, и нелепые попытки Баку повернуть время вспять вызывают у здравомыслящих людей лишь ироничную улыбку. Власти и общественность Нагорно-Карабахской Республики нет раз отмечали, что возврат к прошлому, ко временам приснопамятной автономии, невозможен.

В Арцахе уверены, что за многочисленными признаниями различных штатов, регионов и городских администраций последует окончательное признание республики, самоопределившейся в соответствии с общепризнанными международными нормами и общечеловеческими ценностями.

Ашот Бегларян, Степанакерт

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

  1. АВТОР КАК-БУДТО ПРЕДВИДЕЛ СИТУАЦИЮ,КОТОРАЯ СЛОЖИЛАСЬ ПОСЛЕ АГРЕССИИ АЗЕРБАЙДЖАНА.
  2. Первой должна признать независимость НКР де-юре Армения, а не американский штат Джорджия.Неужели не понятно? Если свой не признает, то почему чужак должен признать? Итак Армения должна признать НКР, тем более после войны 2-7 апреля.А следующий ход - как мне видится, это воссоединение. Тем более, что МГ ОБСЕ не горит желанием видеть НКР в качестве полноправного участника переговоров.
  3. Упорное непризнание Арцаха со стороны Армении говорит, на мой взгляд, о готовности Армении сдать какие-то территории НКР. Кто и как Армению к этому все эти годы принуждает другой разговор.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты