№5 (280) май 2016 г.

Свадьбы Карса и Ахалкалака: Армянские обряды и обычаи 2-й половины XIX – начала XX в.

Просмотров: 8965

КАРССКАЯ СВАДЬБА

Из путевых дневников Филиппа Яновича, учителя Карсского трехклассного городского училища (1904 г.):

«В Карсской области живет около 19 различных народностей, из которых одни интересны своими религиозными верованиями, другие своими нравами и обычаями, а третьи своей исторической судьбой: армяне – 72.504 человека, турки – 57.675, курды-сунниты – 38.899, греки – 36.040, карапапахи – 33.589, русские – 15.079, туркмены – 12.484, курды-езиды – 3.656, прочие народности – 3.200 человек.

Армяне – хорошие земледельцы. Они очень трудолюбивы и мирны, нравственны и гостеприимны.

Город Карс в старину был довольно большой; в нем находилось 12 церквей и более 6.000 домов. Во время турецкого владычества здесь, Карс был главным городом Карсского пашалыка; в настоящее время он служит областным городом Карсской области Российской империи».

* * *

Когда молодой человек достигает брачного возраста, родители или родственники, заботясь о том, чтобы юноша не развратился, намекают ему, что пришла пора вступить в новую жизнь. Получив согласие, родственницы жениха, обычно молодые замужние женщины, начинают искать подходящую невесту. Для этого они посещают дома родителей той или другой девушки, чтобы присмотреться к потенциальным невестам. Родители догадываются о цели визита этих женщин, стараются приодеть свою дочь и поручают ей подать на подносе посетительницам чай или какой-нибудь другой напиток. Во время приема пришедших в гости особ впереди девушки идет ее молодая замужняя родственница и целует руки посетительницам. Сама же девушка молча подает угощение. В это время родственницы жениха стараются получше ее рассмотреть. После угощения свахи объявляют, от кого они пришли, и уходят.

Через некоторое время, если невеста понравилась, родители жениха договариваются с родителями невесты, которые прежде, чем окончательно определиться в своем решении, собирают сведения о молодом человеке. В случае согласия заключается условие о башлыке. Жених платит выкуп, размер которого зависит от его возможностей и достоинств девушки (от 30 рублей и более). Если спросить деревенского армянина: «Сколько ты заплатил за свою жену?» – он полушутя скажет: «30 копеек и ни копейки больше».

Тем временем жених и невеста остаются в неведении относительно происходящих событий, способных изменить их судьбу. Более того, часто к этому моменту они даже еще и не успели увидеть друг друга. Их родня между тем, уладив дело с башлыком, приступает к обручению. Для этого родители жениха со своими родственниками отправляются к невесте и приглашают священника. Присутствие жениха на обручении необязательно, но если он участвует в церемонии, то священник спрашивает его о согласии вступить в брак с данной девушкой. С тем же вопросом он обращается и к невесте, лицо которой в этот момент обычно бывает закрыто густой вуалью, чтобы жених ее не увидел. Наклоном головы молодые выражают свое согласие. Если известно заранее, что жениха на обручении не будет, то о своем согласии вступить в брак он сообщает священнику заблаговременно. Подарки невесте в таком случае передает отец жениха.

Свадьба устраивается через год или два после обручения, редко, когда это происходит раньше. В промежутке времени между обручением и свадьбой, чтобы поближе познакомиться, родственники невесты посещают дом жениха и, наоборот, родственники жениха наведываются в дом невесты. Сами же молодые так до свадьбы могут и не увидеться, но иногда жених заходит к невесте, причем всякий раз он должен принести ей какой-нибудь подарок. Во время таких посещений родители или родственники девушки никогда не оставляют ее наедине с женихом.

Незадолго до свадьбы родственники жениха и невесты договариваются о том, сколько гостей будет приглашено с обеих сторон.

Накануне свадьбы для жениха и невесты обычно устраивается банный день. Жених под звуки зурны купается со своими товарищами, а невеста моется со своими подругами без всякого музыкального сопровождения. В тот же день жених дарит невесте ожерелье и головной убор, состоящий из золотых монет.

В день свадьбы в доме жениха собираются гости с его стороны, а гости невесты приходят в дом ее родителей. Перед выходом жениха за невестой священник благословляет его одежду. Затем товарищи одевают молодого человека и поют при этом песни, восхваляющие как саму одежду, так и портного, который ее сшил. То же самое происходит в это время в доме невесты. После процедуры одевания гости жениха, предварительно немного закусив, отправляются вместе с ним к невесте. Уже одетая невеста выходит навстречу жениху, молодые получают благословение родителей невесты и отправляются в церковь. Из церкви новобрачные вместе с гостями жениха направляются к нему в дом. У порога дома молодые разбивают по тарелке, чтобы уничтожить зло, посягающее на их супружескую жизнь. Гости невесты остаются у ее родителей, в доме жениха они появляются только на следующий день.

Молодые с шафером (лицо, состоящее при женихе или невесте в свадебной церемонии и держащее венец над их головами при церковном обряде венчания) жениха подходят к столу, уставленному разными сладостями. Трижды его обойдя, они угощаются, после чего начинается ужин, во время которого жених и невеста молча стоят. Ужин продолжается танцами. Первым начинается танец новобрачных, за ним следует танец супругов вообще. Танцуют со свечками в руках, причем мужчины танцуют только со своими женами. Неженатые мужчины и девушки удаляются в другое место и танцуют отдельно.

На другой день матери невесты посылают рубашку ее дочери и простыню с брачной постели, доказывающую невинность невесты. В этот же день невесте отдают ее приданое. В дом жениха оно прибывает в сопровождении гостей со стороны невесты.

Поскольку свадьбы устраивают обычно осенью, в свободное от полевых работ время, свадебное пиршество продолжается порой целую неделю. Через несколько дней после венчания шафер жениха угощает своих товарищей яствами, припрятанными им со свадебного ужина. Во время свадьбы и в течение нескольких дней после торжества жених не разговаривает со своими тестем и тещей, а невеста еще более продолжительное время не общается со свекром и свекровью.

СВАДЬБА В СЕЛЕ КАРЗАХ (АХАЛКАЛАК)

Из записей Карапета Грикорова, учителя Карзахского начального сельского училища (1891 г.):

«Армянское селение Карзах лежит у Хозяпинского озера и отстоит от уездного города Ахалкалака на расстоянии 26 верст. Селение делится на три части: собственно Карзах, Килерту и Норашен. Норашен, как и Карзах, расположен у подошвы горы Гюнеи: он основан в 1884 году. Вследствие тесноты в Карзахе, многие из жителей поселились в Норашене, обратив земли из-под пашен в усадьбы.

Статистическая сторона кустарной промышленности в Карзахе представляется в таком виде: из 1.820 человек обоего пола (970 мужчин, 850 женщин), занимаются гончарным производством 120 чел. (женщин), ткацким – 65 чел. (50 мужчин, 5 женщин), плотнично-столярным – 22 чел. (мужчин) и плетеньем корзин – 97 чел. (женщин).

В Карзахе есть 1 церковь, 1 школа, 8 лавок, в которых продаются мануфактурные и мелочные товары. Кроме того, работают 5 мельниц и три маслобойни для приготовления льняного масла».

* * *

Для совершения обряда обручения родители жениха выбирают сватов среди родственников невесты и отправляют их к ее родителям. Переступив порог дома невесты, сват произносит: «Волей Божией меня послали (называет имя отправивших) сватом к вашей дочери». Если родители невесты в принципе кандидатуру жениха одобряют (мнение жениха и невесты решающим не является), в ответ задается вопрос: «А сколько рублей дадите?» Вообще, во время крестьянского сватовства среди армян Ахалкалакского уезда с родственников жениха бралось иногда сто и более рублей в пользу родителей невесты, а с вдовца – от двухсот до семисот рублей. Достигнув с родителями невесты соглашение о предстоящей свадьбе, сваты передают им деньги и тут же начинают пить водку за здоровье жениха и невесты. Последнее имеет то же самое смысловое значение, что и задаток в торговых сделках. Положительный итог состоявшегося сватовства подтверждают один-два мальчика, которых вместе с подарками со стороны невесты отправляют в дом жениха.

С этого момента девушка лишается свободы в своих действиях. Теперь она, к примеру, не может пойти погулять без соответствующего позволения родителей жениха. Но даже получив его, невеста может совершить прогулку только в сопровождении своих подруг. При этом ей возбраняется разговаривать не только с родственниками жениха, но и со своими знакомыми. Вечером того же дня старшие мужчины семьи жениха посещают дом невесты. Здесь перед ужином невеста с закрытым вуалью лицом прикладывается вначале к руке своего деда, а если деда нет – другого старшего в доме. Затем, поцеловав руки гостям в порядке старшинства, она занимает свое место возле родни жениха. На ужин подают не суп, как обычно, а мясное блюдо и водку. Встав из-за стола, гости благодарят родителей невесты за угощение и расходятся. Состоявшуюся церемонию называют малым визитом к невесте.

Большой визит наносят не только родные жениха, но и их знакомые. Все вместе отправляются в дом невесты в сопровождении зурны. Невеста, лицо которой закрыто вуалью, прикладывается к руке старшего из родни жениха. Обычно его усаживают на самое почетное место возле камина. Затем священник вместе с двумя-тремя молодыми людьми под звуки зурны отправляется за женихом, чтобы привести его в дом невесты. Прибывшего жениха священник ставит лицом к лицу с невестой в центре комнаты и спрашивает обоих: «Согласны ли вы сочетаться законным браком?» Свое согласие жених с невестой выражают поклоном в пояс, и в этом случае священник собственноручно поит их шербетом (мед с водой). После этого невеста прикладывается к руке присутствующих и становится возле старшего представителя родни жениха.

По окончании церемонии жених возвращается к себе домой в сопровождении своих поезжан (участников свадебного поезда). А в доме невесты тем временем подается ужин, после которого с родных жениха собирают деньги в пользу невесты – 1-2 рубля с каждого. Один из гостей громогласно оповещает собравшихся – какую сумму пожертвовал тот или иной гость. Под конец старший со стороны жениха дарит невесте 5-10 рублей, в зависимости от своих возможностей. Собранные деньги пересчитываются вслух и передаются отцу невесты. На следующий день родня и знакомые невесты под звуки зурны отправляются в дом жениха. Туда же спешат те, кто накануне наносил визит в дом невесты. Перед занявшими свои места гостями в сопровождении зурны предстает жених с подносом в руках. На подносе – две бутылки водки, две тарелки с изюмом и столько же тарелок с конфетами. Войдя в комнату, жених трижды кланяется гостям в пояс и угощает их, начиная с лиц, занявших самые почетные места у камина. Гости пьют за здоровье жениха и невесты, закусывают, а затем устраивается сбор денег, на этот раз с родных невесты, который проходит так же, как это было накануне. Собранные деньги передаются отцу жениха.

В день свадьбы, в один из воскресных дней, в доме жениха к полудню собираются его товарищи и друзья. Они облачают жениха в свадебный костюм, распевая при этом восхваляющие его песни. Некоторые под звуки зурны пускаются в пляс. Затем молодежь вместе с женихом под звуки зурны отправляются в дом крестного отца будущих детей молодых, и здесь, в этом доме, жениха купают его товарищи, после чего все бреются и обедают. После трапезы они возвращаются в дом жениха. Любопытно, что гости собираются в доме жениха в то время, когда брачующийся находится в доме своего крестного отца. Тем временем один из родственников жениха ходит с бутылкой водки в руках по деревне и созывает гостей, поднося каждому приглашенному рюмку водки.

Когда гости собираются, кто-либо из родственников жениха, прихватив с собой бутылку водки, в сопровождении зурны отправляется к крестному отцу жениха, чтобы вместе с семьей пригласить его на свадьбу. Крестный отец, тоже под звуки зурны, идет к жениху. С собой он несет медное блюдо, на котором лежат: две или три золотые монеты (примерно семь рублей), две пары обуви для молодых, фунт восковых свечей, пара факелов, разные сладости и хна (краска), которой красят себе руки жених, невеста, окружающая их молодежь и сам крестный отец. Это блюдо с дарами называется «кохк».

Если у жениха, как уже было сказано, собираются его товарищи, то невеста в то же время находится в окружении своих подруг. Этот круг девушек называется «цагкоц» (цветник). Тогда же жениху от невесты посылаются в подарок пара белья из коленкора, пара носков, иногда ластиковый бешмет (верхняя распашная мужская одежда).

Выпив в доме жениха водки, все собравшиеся – родные жениха и гости – отправляются в дом невесты, где угощаются, веселятся, поют и танцуют. Священник благословляет принесенный крестным отцом «кохк», а потом собственноручно надевает на палец невесты кольцо и покрывает ее голову вуалью. По завершении застолья оживленные сельчане благодарят отца невесты за прием и в приподнятом настроении возвращаются в дом жениха, чтобы через несколько часов вернуться в дом невесты и веселиться здесь уже до полуночи.

На следующий день, в понедельник, все гости вновь собираются в доме жениха. Угостившись завтраком с чаем, они вместе с женихом под звуки зурны направляются в дом невесты, где впервые соединяются руки брачующихся. А затем все идут в церковь для свершения обряда венчания. От церкви до дома жениха новобрачных провожают танцами под пение зурны. Как и при обручении, вновь собирают деньги в пользу молодых, которые передают отцу жениха. С вступлением новобрачных на порог дома крестный отец обнажает свой кинжал и, чтобы защитить молодых от злого духа, чертит им над дверьми крест. За молодой четой все гости входят в дом и рассаживаются. Собравшиеся пируют, ликуют, пьют водку за здоровье новобрачных. Вообще, вся водка, которая выпивается в доме жениха и в доме невесты на обручении и во время свадьбы, оплачивается стороной жениха. Свадебные торжества продолжаются три дня – с воскресенья до среды.

Публикацию подготовили Марина и Гамлет Мирзояны

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 172 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Цикл армянских свадеб продолжается. Как здорово! Спасибо!
  2. Обратите внимание на демократичность Армянского законодательства 12-13 веков,где сказано,что разделяя имущество братьев,сперва нужно разделить имущество невесток,а затем разделить имущество и если приданое невесток израсходовано,оно должно быть восстановлено. 9 веков назад гражданское право было выше чем сегодня.
  3. Не знал,что армяне платили выкуп за невесту.Это что-то мусульманское.
  4. Кто-то «развлекается», ставя целенаправленно единицы и двойки статье. Видимо, неудовлетворенная б.
  5. Очень интересно.Спасибо авторам.С удовольствием узнаю обычаи народа с кем связала свою судьбу моя дочь.
  6. Кому-то не нравятся армянские обряды и ставит единицы и двойки.Понятно,скорее у его народа нет ни обычаев,ни культуры.
  7. Каждый месяц с нетерпением жду очередного выпуска «Ноев ковчег», чтобы читать публикации супругов Мирзоянов. Очень нравится «Цикл армянских свадеб». Но я возмущена: кто-то ставит единицы и двойки. Не нравится-не читайте! Зачем ставить низкие оценки? Ясно, что не от большого ума. Подленькие людишки…
  8. Статьи Мирзоянов интересны и актуальные.Не имеет значения оценки.Эти материалы важные для нашего народа и другим народам небезразличны.Ждём всегда новых статей.
  9. Некоторые законы действуют и сегодня.Когда была школьницей,жила в Ахалкалаки и обычаи,описанные в статье,я видела.Вообще,в регионе Джавахка традиции были сильны всегда. Для меня эта статья очень близка и дорогая,воспоминания.
  10. Ольга Сагратян
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты