№6 (281) июнь 2016 г

Нужны ли иностранные «миротворцы» в НКР?

Просмотров: 2720

Правительство Армении 5 мая вынесло положительное заключение по законопроекту о признании Арцаха-НКР по представлению зам. министра иностранных дел Шаварша Кочаряна без обсуждений и выступлений, и документ был направлен в парламент страны.

Первоначально ожидалось, что депутаты Национального собрания рассмотрят заключение и приступят к обсуждению самого законопроекта уже 10 мая на внеочередном заседании парламентской сессии. Однако затем СМИ со ссылкой на начальника управления НС по связям с общественностью и СМИ Арсена Бабаяна сообщили, что законопроект может быть включен лишь в проект повестки четырехдневного пленарного заседания парламента Армении, а не на внеочередном. В первую очередь для всестороннего осмысливания причин и последствий 4-дневной военной провокации Турции и Азербайджана и значения и последствий возможного признания Арменией независимости Арцаха.

Настало время задуматься над тем, что кое-кто из западных партнеров продолжает настойчиво «рекомендовать» армянской нации «призвать миротворцев» в зону конфликта. Судя по интервью президента Армении Сержа Саргсяна американскому агентству Bloomberg, вопрос о том, быть или не быть «иностранным войскам» в зоне конфликта между Арцахом и Азербайджаном, больше всех беспокоит именно США.

При этом создается «оттененная модель» выражения собственных чаяний – мол, они (т.е. американцы) «слышали из осведомленных источников», что это Россия «хочет ввести свои войска». Интересно тут только одно – на кого рассчитывают американские эксперты в Ереване, на дураков или на нацию, болеющую повальной амнезией? Да, четыре дня в апреле 2016-го не «перевернули мир», но что-то изменилось – видимо, в душах людей. По крайней мере, часть политиков точно стала трусливей, чем была. Я вынужден напомнить – это не первый прецедент, когда якобы «усилиями СМИ» (помним же и интервью С.Саргсяна немецкой «Дейче велле»…) Запад пытается внедрить в коллективное сознание армян идею о том, что якобы «без западных миротворцев не обойтись». Просто слово «западные» представители СМИ из Европы и США часто маскируют под выражение «международные разделительные силы» или «международные полицейские силы» и т.д. А чтобы замаскировать именно то, что подобный поворот событий нужен Западу, вбрасывают в наше медийное поле болтовню о «русских войсках».

Прежде чем говорить о миротворческих контингентах в зоне арцахско-азербайджанского конфликта, следует обратить внимание на то, что в одном из пунктов так называемых Мадридских принципов нечто подобное прозрачно подразумевается. Но это – извините, документ для Армении и Азербайджана. В той или иной форме, но он еще должен быть одобрен Арцахом-НКР. И мнение официального Степанакерта о «миротворцах» в зоне конфликта на протяжении 22 лет было неизменным (мы ниже приведем доказательства) – никаких иностранных войск. Далее. По статусу МГ ОБСЕ, ни одна страна – сопредседатель МГ ОБСЕ не может в одностороннем порядке формировать миротворческий контингент для зоны данного конфликта. Начиная с 2006-2007 гг. единственной страной, открыто настаивавшей на направлении неких «международных полицейских сил», были США. И я лично это неоднократно слышал от тогдашнего американского сопредседателя МГ ОБСЕ Мэтью Брайзы, не считая его «статейных» выступлений и заявлений на пресс-конференциях. Безусловно, некая дискуссия в кулуарах в те годы велась. Но, во-первых, подчеркну, что дискуссия «умерла» сразу же после событий августа 2008-го в Южной Осетии. Во-вторых, было известно, что американцы предлагали контингенты либо из НАТО, либо из войск стран пусть и входящих в НАТО, но «незаинтересованных» и не имевших отношения к конфликту. Трудно было согласиться, что если членом НАТО является Турция, допустим, или даже Венгрия – то это «незаинтересованные» страны, ибо Турция и блокадой, и наемниками, и отставными офицерами в азербайджанских штабах участвовала в войне, ну а Венгрия более чем красноречиво повела себя в случае с топоро-убийцей Сафаровым. Известно и о роли Турции в последней военной авантюре Азербайджана. Не меньше вопросов вызывало упоминание, например, Украины и Литвы, Норвегии и Финляндии и т.д. Скандинавы за время своих «сопредседательств» зарекомендовали себя как проазербайджанские действующие лица – и признания одного из шведских депутатов Европарламента Ерана Линдблада в том, что он за мзду лоббировал Азербайджан в Европе по Арцахскому вопросу, наглядно доказали, что опасения армян в связи со скандинавами обоснованны. Украина и Литва не просто наемниками воевали на стороне Азербайджана, но и активно служили транзитерами всякого (в том числе и натовского) оружия на Апшерон, а украинцы еще и систематически ремонтировали азербайджанскую военную технику. Понятно, что в 2006-2007 гг. такие предложения США не находили одобрения у Армении и Арцаха-НКР.

В те же годы активно и настойчиво лоббировал идею о том, чтобы Армения ОБЯЗАТЕЛЬНО (!) просила о западных войсках в Арцахе, также и спецпредставитель генсека НАТО по Кавказу и Центральной Азии некто Роберт Ф.Симмонс. Опять-таки, слышал лично – и неоднократно. Впрочем, тем же промышляли и иные представители Запада и вне Армении – например, на двух международных Тегеранских конференциях по сотрудничеству и безопасности на Кавказе и в Центральной Азии 2008 и 2010 годов. Чтобы никто не ставил под сомнение услышанное мной, предупреждаю – я вполне различаю бесконечные мантры «обожателей» идеи о «международных полицейских силах» или «международных разделительных войсках» в Арцахе. За все это время от России только пару раз звучало нечто схожее с предложением о направлении миротворческих контингентов. И тоже – в опосредованной форме. Логическим продолжением стало решение о формировании миротворческих контингентов в рамках блока ОДКБ СНГ. Но карты смешали все те же события августа 2008-го в Южной Осетии. Тем не менее, ВСЕ западные эксперты на Тегеранской международной конференции по вопросам безопасности в Закавказье и Центральной Азии в октябре того же года хором вступали со мной в дискуссию о том, что «без миротворцев армян ждет гибель». А представительница Швеции?(!) славяно-македонского происхождения вообще пыталась и меня, и других представителей Армении буквально запугать своими познаниями о масштабах закупок оружия Азербайджаном, о численности его армии и т.д.

Учитывая темпы и направления сближения России и Ирана в последние 3-4 года, мы вправе понимать, что позиция, отраженная в заявлениях Тегерана, о недопустимости появления в Закавказье и Прикаспии ЛЮБЫХ иностранных военных «из внерегиональных стран» – это не просто диктат Тегерана, но и результат согласования с Москвой. Иными словами, и возобновление войны в регионе, и возобновление болтовни о миротворческом контингенте в Арцахе сейчас выгодно только США. Ведь именно «западный лагерь» в апреле 2016-го (вначале в Германии, а теперь и в Ереване, во время встречи с С.Саргсяном представителей агентства Bloomberg) настойчиво навязывает «разговор» о миротворцах для Арцаха. В 2014 г. после трехсторонней встречи в Сочи президент Армении заявил, что вопрос о «международных» или «российских миротворцах» вообще не поднимался. Если у кого-то возникают сомнения в искренности его заявления, то отсылаем сомневающихся к досочинскому (2014 г.) заявлению властей Арцаха-НКР о том, что Степанакерт исключает иностранные войска в зоне своей военной ответственности. Или, к примеру, факт из 2015 г. – глава МИД НКР Карен Мирзоян, отвечая на вопросы журналистов после встречи в Ереване со спецпредставителем ЕС по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Гербертом Зальбером, заявил, что наилучшие миротворческие силы уже находятся в зоне конфликта, и это – Армия обороны НКР. Наконец, в конце сентября 2014 г. под давлением Ирана и России остальные прикаспийские страны, в том числе и Азербайджан, подписали Политическое заявление, установившее запрет на присутствие вооруженных сил внерегиональных государств. Конечно, кто-то может сомневаться в том, а считают ли страны-«подписанты» и зону конфликта частью Прикаспия? Но в этом точно не сомневаются Иран и Россия. Поэтому даже русским придется ВСЕ согласовывать с Тегераном, а уж западному «международному сообществу» согласие властей Ирана вообще «не светит».

Наконец, будем всегда помнить – властям Армении не принадлежит монопольное право что-либо решать по Арцаху, и голос народа и властей НКР при решении своего будущего намного важней того, что думают или не думают в Ереване. А потому некоторые господа в Армении могут больше не истерить и не паниковать, хотя риск того, что еще кто-нибудь «внерегиональный» подтолкнет Азербайджан на авантюры и провокации, не ликвидирован. Тем не менее, мы сумели напомнить, что: 1) позиция НКР, по крайней мере, до недавней апрельской военной авантюры Азербайджана, по вопросу о западных миротворцах была жестко негативной – впрочем, и в отношении любых миротворцев; 2) Иран ни разу за истекшее после 1994 г. время не менял и сейчас точно не изменит свое отрицательное отношение к вероятности появления каких-либо иностранных войск ни конкретно в зоне конфликта, которая прилегает к северным границам Ирана, ни вообще в регионе.

Таким образом, вопрос даже не в том, нужны или не нужны западные миротворцы в Закавказье, а в том, возможен ли подобный сценарий. И мы видим – в силу подходов Арцаха-НКР и Ирана Запад может сколько угодно переговариваться с Арменией, Азербайджаном или даже Россией по вопросу о миротворцах, но без прямых переговоров и согласия официальных Степанакерта и Тегерана в зоне конфликта не может легитимно появиться ни один военный контингент чьих бы то ни было «миротворческих войск». Допускаю, что большинство оспорит мою убежденность и будет ссылаться на то, что, мол, власти НКР будут (или могут быть) «продавлены» официальным Ереваном. Но и в этом случае непреодолимым препятствием останется Иран – на него ж, как показывают события, не особо «надавишь», нужны равноправные переговоры. И в этой связи следует обязательно напомнить всем адептам «западных прессингов» о некоторых подробностях договоренностей стран – членов МГ ОБСЕ еще в 2001 г. в Ки-Уэсте (Флорида, США). И тогда даже самые преданные западнофилы убедятся, что их «кураторы», будь то из США, Евросоюза или «фондов Сороса», абсолютно нагло врут им, манипулируют ими, короче – используют.

Ведь впервые Запад, причем в лице высшей власти США и Франции, признал, что Арцахскую проблему в целом (а не только какой-то несущественный вопрос о «миротворцах» в зоне конфликта) не решить без учета ИРАНСКОГО ФАКТОРА, именно в ходе переговоров в апреле 2001 г. под эгидой президента США Джорджа Буша-младшего. А я напомню – в том числе и Азербайджану с Турцией: тогдашний сопредседатель МГ ОБСЕ от США Керри Кавано заявил, что сопредседатели солидарно приняли решение о необходимости и целесообразности информировать именно Иран о результатах переговоров в Ки-Уэсте и последующих возможных изменениях в переговорном процессе. Честно говоря, неважно, кто выдвинул такое предложение – тогдашний сопредседатель МГ ОБСЕ от Франции Филипп де Сюрмен или представлявший в Ки-Уэсте Россию, которая тогда неожиданно подняла планку своего представительства на переговорах до уровня 1-го зам. министра иностранных дел РФ, спецпредставителя российского президента в странах СНГ, бывший глава Службы внешней разведки (СВР) РФ Вячеслав Трубников. Факт остается фактом – США были вынуждены согласиться с давлением Франции и России. А чтобы вообще отпали какие-то «сомнения», что и кто представлял себе под «информированием» Ирана о ходе переговоров и возможных новых «изменениях», напомним: Тегеран официально назначил своим координатором при аппарате сопредседателей МГ ОБСЕ… тогдашнего посла Ирана в Армении Мохаммеда Фархада Колейни. Кто умеет читать «между строк» и «под строками», поймет даже то, что сопредседатели МГ ОБСЕ, упоминая о роли Ирана, в своих официальных пресс-релизах дипломатично умолчали.

Встает вопрос: разве кто-то спустя 15 лет говорил и говорит о том, что обязательства США, Франции и России перед Ираном в плане Арцахского урегулирования были пересмотрены? Нет – и тогда «по умолчанию» все ки-уэстские договоренности до сих пор в силе и действуют. Любой трезво мыслящий человек должен понимать: ВСЕ вопросы, причем в обязательном порядке, и Западу, и России (в плане Арцаха) придется согласовывать с Ираном. В том числе и вопросы, связанные с чьим-то желанием заиметь «свои» войска на северных границах Ирана, ведь южная часть зоны конфликта (а это и Нахиджеван, если кто-то забыл…) граничит с Ираном, а не с США, Францией или Россией. И ведь действовали-то ки-уэстские договоренности относительно «информирования» Ирана! В том числе и когда Запад носился с идеей «общего государства», и когда выдвигались «Парижские», а затем и «Пражские принципы», наконец, и когда появились «Мадридские принципы», и когда зациркулировал некий «Казанский документ». Так что остается только еще раз напомнить – Иран был и остается категорически против появления любых иностранных войск из внерегиональных государств в Закавказье, тем более на своих границах. Причем в случае с Арцахом Иран и Турцию считаю внерегиональной страной – именно потому, что Турция является активным членом НАТО. В этой связи краеугольными заявлениями Ирана в апреле 2016-го предопределено крайне многое. Процитируем некоторые из них: спикер Мажлеса Али Лариджани предупредил, что Иран и Россия не допустят войны в зоне конфликта и «Тегеран рекомендует друзьям в Ереване и Баку не допустить возникновения новой войны в регионе». А экс-командующий Корпусом Стражей Исламской революции (КСИР), многолетний военный советник аятоллы Сейеда Али Хоссейни Хаменеи, генерал-майор Сейед Ягия Рахим Сэфэви 28 апреля в ходе конференции, посвященной региональным развитиям, заявил: «Политические, экономические, а также связанные с безопасностью отношения Ирана с политической системой Турции должны быть пересмотрены. Также необходимо провести определенное урегулирование, поскольку Анкара как союзник США, Израиля, а также некоторых арабских стран действует в соответствии с их политикой». Так что «миротворцы» в Арцахе не просто не нужны – их там и не будет.

Итак, чтобы понять особую озабоченность арцахских армян идеей о «международных миротворцах», надо, во-первых, глубоко знать историю конфликта. Арцахцы не забыли, что вошедшие еще при СССР советские войска, якобы для «разъединения сторон» и «охраны правопорядка», в итоге осуществили смертельную операцию «Кольцо», причем исключительно против армянского населения. Во-вторых, следует знать, что арцахцы – это далеко уже не вчерашние жители советской аграрной НКАО, а народ, живо всем интересующийся и многое знающий про схожие конфликты и ситуацию в других конфликтных зонах, в том числе и после ввода туда «международных миротворцев». В особенности возросло недоверие к этому термину после печально известных провокаций «миротворцев» НАТО в Боснии-Герцеговине и Косово против сербов. Вот почему герой войны 1991-1994 гг. и участник боев 2-5 апреля 2016 г. генерал и депутат арцахского парламента Виталий Баласанян 9 мая напомнил?в интервью Общественному телевидению Армении: «Никогда миротворческие силы не несли мир. Покажите мне страну, где за последние 20-30 лет миротворцы принесли мир. Баланс поддерживается благодаря карабахским вооруженным силам».

Сергей Шакарянц, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 26 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Карабах не нуждается в миротворцах. Страны бывшей Югославии ощутили всю "прелесть" помощи военного контингента других стран.
  2. Никакие миротворцы не нужны НКР-Арцаху. Это пройденный этап. Главная опасность для НКР-Арцаха- это Мадридские принципы урегулирования Карабахской проблемы, которые были записаны под диктовку азербайджанских ястребов. Принципы решения Карабахской проблемы надо решать только по итогам Карабахской войны 1992-1994гг. При этом надо учитывать, что Азербайджан, как и Турция, был и остается геноцидным госдарством и карабахские армяне не под какой-либо формулировкой не отступятся о свободы от Азербайджана.
  3. информация из госдепартамента США !1. Поступило предложение о безвизовом режиме для всех граждан Армении и Арцаха !2. Лицам армянской национальности из России и бывших советских республик в целях предотвращения насилия над ними предоставлять политическое убежище на территории США!
  4. О каких мадридских принципах может идти речь,если часть территорий Арцаха и Шаумяновского района оккупированы Азербайджаном!Сперва пусть вернут эти земли Арцаху,а потом и поговорим о каких- либо уступках вражеской стороне!
  5. Четырехдневная война показала,что Арменией управляют не просто деревенские лохи,а бабуины-предатели обманывающее прежде всего армянский честный народ готовый на любую жертву ради своих святынь!Армения в смертельной опасности пока эта кодла казнокрадов стоит у штурвала власти! Враг не только убил сотню лучших сынов армянского народа,но и захватил около 2000 га стратегических высот!Преступно ждать следующей атаки озверевших азеро--турецких выродков,армянская армия совместно с истребительными отрядами народных мстителей должы атаковать врага не только на востоке,но и в армянском Нахичеване и нанести этим животным уничтожающий удар!
  6. Большую роль должна играть Армянская Церковь!Мы видим как враг имеет на своей стороне мерзавцев из Игил и остальное исламское отребье из разных стран!Они хотят только смерти и они ее получат!Достаточно призвать мировое армянство и всех христиан кому еще дорога христианская вера на смертный бой с обрезанным врагом!
  7. На страницах интернета уже несколько лет идет информация о том,что еще в советское время 80 х годах перед войной в северном Карабахе была найдена пещера в которой находилось несметное количество чистейшего золота в самородках!Геолог нашедший его утверждал о миллионе тонн,но к несчастью он потом погиб!Есть легенда о том,что это золото было спрятано предшествующей цивилизацией великанов !Если это действительно реальность,то не только армяне,но и всякий уважающий свой народ не должен допустить чтобы это золото попало в грязные руки обрезанных выродков!Владеющий Карабахом будет владеть всем миром!
  8. Верить или не верить в предыдущее сообщение право каждого,,но ведь не даром с древнейших времен гору на которой стоит монастырь в районе города Шуши назвали Гандзасар,что в переводе означает гора сокровищ..
  9. Вводить или не вводить войска дружественных Армении стран-здесь много вопросов,т.е. какие войска,каких стран ,какие условия и.т.д.Вот только российские войска упомянутые автором статьи на 100 % опасно ,у армян хорошая память о операции "кольцо"!Если уж вводить западные войска,то Россия и враги об этом должны узнать в последнюю очередь,хотя сегодня нам Россия не столько враг,сколько страна имеющая интересы несовместимые с интересами армянства,например :только мерзавец армянин будет им помогать продавать оружие врагам!
  10. Ясно ,в этой пещере не золотые прииски.Это клад и он принадлежит не нам и вам,а тем кто его туда положил!Вот почему Стерлигов целыми днями с сыновьями лазил по горам.
  11. ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ГОСДЕПА США НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ИСТИНЕ. ГДЕ ССЫЛКА?
  12. Не важно что говорят сторонники мирного решения вокруг Арцаха,главное что делают азербайджанские выродки.Можно примерно рассчитать сколько будет стоить им дойти до Еревана из расчета 800 га равно 800 азеротрупов!Причем после Арцаха наверняка падеж черно-белых баранов в разы уменьшится ! примерно подсчитал с учетом сдохших исламских шакалов из остальных союзных гадючников и как сказал великий отец футбольной дипломатии Серж Саргсян-земля не стоит смерти солдат,так вот,думаю миллионов 2 дохлых животных им хватит пройтись по Матенадарану!Думаю очень нормальная цена за великий Туран!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты