№8 (283) август 2016 г.

Визит Папы Римского Франциска в «первую христианскую страну»

Просмотров: 1805

Трехдневный визит Папы Римского Франциска в Армению в конце июня нынешнего года вызвал большой интерес международного сообщества. Представленная мощным десантом аккредитованных журналистов ведущих иностранных СМИ мировая пресса назвала поездку понтифика в Закавказский регион не просто «исторической», «апостольским путешествием», а «знаменательным паломничеством в страну христианской нации, которая первой приветствовала Евангелие Иисуса».

Глава Ватикана не первый раз посещает Армению. В 2001 году своим присутствием страну почтил Папа Иоанн-Павел Второй во время торжеств по случаю 1700-летия принятия христианства в качестве официальной религии. Но именно в этот раз Центральный банк Армении выпустил в честь высокого гостя памятную медаль со словами «Визит в первую христианскую страну».

Нынешний приезд главы римско-католической церкви предусматривал насыщенную программу – встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном и Католикосом всех армян Гарегином Вторым, посещение мемориального комплекса «Цицернакаберд», где Папа Римский Франциск воздал дань памяти жертвам геноцида, причисленным к лику святых. В ходе визита Папа Франциск провел воскресную божественную литургию в Святом Эчмиадзине, совместную мессу в Гюмри по латинскому чину с армянскими шараканами, экуменическое богослужение на главной площади армянской столицы, которое началось под перезвон колоколов всех храмов Еревана. По окончании совместной молитвы Папе Римскому был подарен макет горы Арарат с Ноевым ковчегом как символ спасения и возрождения человечества.

«Сегодня Армения стала спасительным ковчегом для многих тысяч армян Ближнего Востока, которые вновь стали беженцами, как и их предки, чудом спасшиеся от резни 1915 года в Османской империи», – отметил предстоятель Дамасской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Армаш Налбандян, специально приехавший в эти дни в Ереван. В миниатюрный ковчег армянские дети из Кувейта, Сирии, Ирака, Ливана, Турции, Израиля, Иордании и Египта насыпали по горсти привезенной с собой земли. На освященной земле их святейшества посадили виноградную лозу, символ Божественного избранничества, давая понять 60-тысячной пастве, насколько важны гуманистические идеи единения для восстановления мира.

«Следует дождаться более обстоятельного анализа экспертов, но, по нашему скромному пониманию, в течение этого трехдневного визита проявился ряд очень важных обстоятельств, – отметил пресс-секретарь Ватикана кардинал Федерико Ломбарди. – В частности, та очевидная и важная истина, что две братские церкви и их главы обладают необходимым высоким сознанием, позволяющим постепенно преодолевать трудности и комплексы далекого прошлого и в важных вопросах выступать с единых позиций. Прозвучавшие в выступлениях Католикоса всех армян и Папы Римского заявления о совместном противостоянии большим и разрушительным угрозам дополняют принятую ими позицию взаимодействия и объединения сил в преодолении противоречий». Таким образом, по мнению Святого Ватикана, визит Папы Римского имеет особую значимость, когда созвучность позиций о единстве и братстве позволяет говорить об углублении сотрудничества между Армянской Апостольской и Католической церквями.

Соцопрос в самой Армении показал, что около 40 процентов населения считают визит Папы Франциска не только знаковым событием, но и политическим посылом Ватикана миру с четко обозначенной позицией. Так, на встрече с президентом Армении, вопреки заранее подготовленному тексту, Папа употребил слово «геноцид», назвав его «первым в печальной череде катастроф прошлого столетия». По мнению Верховного понтифика, это стало возможным из-за «помутившихся умов мучителей, желавших в потуге извращенных расовых, идеологических и религиозных целей истребить целые народы». Символичным стало и посещение Папой Франциском монастыря Хор Вирап близ армяно-турецкой границы, где священнослужители вознесли молитву о мире, а затем выпустили в сторону священной горы Арарат голубей, что перекликается с библейским преданием. Впрочем, в нынешней ситуации голубь больше олицетворял призыв к миру, и не только в армяно-турецких отношениях, но и христианско-мусульманских, переживающих сегодня непростые времена.

По итогам исторической встречи была подписана совместная декларация, содержащая ссылки на предыдущие акты признания Святым Ватиканом геноцида армян – совместную декларацию 27 сентября 2001 года, подписанную Папой Иоанном-Павлом Вторым и Католикосом всех армян Гарегином Вторым, а также мессу, отслуженную Папой Римским Франциском 12 апреля 2015 года.

В Анкаре не смогли не отреагировать на столь значимое в христианском мире событие. Утверждение турецкой прессы о «фотошопе с голубями» можно назвать самой безобидной реакцией на приезд понтифика в Армению. Рассказывая о визите высокопоставленного служителя католической церкви в древнюю христианскую страну, турецкие СМИ выражали недовольство тем, что Папа Римский вновь произнес слово «геноцид», как и в прошлом году в поминальной службе в память о жертвах геноцида армян. Вице-премьер Турции Нуреддин Джаникли посчитал, что заявление Папы о геноциде армян необъективно и его целью является желание загнать Турцию в угол. Не осталось в стороне и Министерство иностранных дел, которое заявило: «В ходе своего визита в Армению Папа Римский Франциск посетил мемориальный комплекс жертв геноцида, сделал неудачные заявления относительно событий 1915 года, подписал с Армянской Апостольской Церковью совместную декларацию, в которой делаются недопустимые ссылки на события 1915 года. Подобные действия Папы в очередной раз продемонстрировали его безоговорочную приверженность армянскому повествованию событий 1915 года, которые несовместимы с историческими фактами и законом».

Правда, в этом году, в отличие от прошлого, турецкое внешнеполитическое ведомство пока не решилось на демарш, не забыв, видимо, прошлогодний урок – отозванного из Ватикана в знак протеста турецкого посла Анкара вернула через десять месяцев обратно, и какой-либо тревоги в связи с его отсутствием в центре католического мира никто не высказывал.

Об этом эпизоде вспомнил и сам Папа Франциск. «Когда я готовил речь к прошлогоднему богослужению в соборе Святого Петра, я увидел, что Иоанн Павел II уже использовал это слово, поэтому я привел его слова как цитату. В итоге турецкое правительство выступило тогда с заявлением, а через несколько дней отозвало своего посла в Анкару. Правда, спустя несколько месяцев он вернулся. Что ж, каждый имеет право протестовать, – сказал на борту самолета по завершении апостольского визита в Армению понтифик, отвечая на вопросы сопровождавших его журналистов. – Я всегда говорил о трех геноцидах, имевших место в прошлом веке: об армянском, гитлеровском и сталинском. Был еще геноцид в Африке, но только три геноцида были совершены в контексте двух великих войн. Некоторые говорят, что это неправда, что геноцида не было. Один юрист мне даже сказал, что это лишь технический термин, не являющийся синонимом истребления. Признаюсь, что моя речь в Ереване изначально не содержала слова «геноцид». Но с учетом того, в каком тоне произнес свою речь армянский президент, и того, что я использовал это слово раньше, было бы весьма странным, если бы я не повторил то же самое в Ереване. И еще мне хотелось бы отметить следующий момент. Во время армянского геноцида и последовавших за ним двух других великие державы закрыли на происходящий ужас глаза. Например, во время Второй мировой войны у некоторых держав была возможность разбомбить ведущие в Освенцим железнодорожные пути. Но они этого не сделали. Не знаю, соответствует ли это действительности, но говорят, что когда Гитлер начал преследовать евреев, то привел в пример трагедию в Османской Турции: «Кто сегодня помнит об армянах? Давайте поступим так же с евреями». В любом случае я не намеревался никого оскорбить и использовал это слово объективно».

По мнению Ватикана, гуманистические призывы к миру и диалогу, которые озвучил во время своего паломничества на древнюю христианскую землю понтифик, ни в коем случае нельзя отнести к попыткам разжечь войны или возвести стены между народами и конфессиями. Главным посылом было желание построить прочные мосты.

Марина Оганян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 46 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Папа Римский Франциск действительно святой и резко отличается от своих предшественников и многих других глав церквей своей порядочностью и человеколюбием.
  2. Почему католикос Гарегин 2 не вышел к народу в тяжелые дни захвата ППС?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты