№9 (284) сентябрь 2016 г.

Лица армянской истории: Выпуск V. художники

Просмотров: 1149

Армяне занимали и занимают видное место в мировой истории. Тому свидетельство – большое количество портретов (от фр. portrait – «воспроизводить что-либо черта в черту») как государственных и военных деятелей, представителей творческих профессий, священнослужителей, купцов, так и простого люда армянских кровей работы видных живописцев и скульпторов.

Редакция газеты надеется, что тематические выпуски «Лица армянской истории» будут представлять определенный интерес для читателей.

АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ

(1817 – 1900), художник-маринист, баталист, меценат. Почетный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте, кавалер орденов Почетного легиона (Франция, 1857), Св. Александра Невского (Россия, 1897)

Родился в Феодосии. Его детские годы прошли в бедности в результате разорения отца. Увлечение живописью привело его в стены Академии художеств Санкт-Петербурга. После окончания Академии много путешествовал по Европе. С 1844 г. живописец Главного морского штаба. В 1847 г. стал профессором Академии художеств Санкт-Петербурга.

Наиболее успешен художник был в морских пейзажах. Среди известнейших его картин – «Девятый вал» (1850), «Черное море» (1881), «Армяне-мхитаристы на острове Св. Лазаря» (1843), «Портрет М.Т. Лорис-Меликова» (1888), «Крещение армянского народа» (1892). Автор около шести тысяч работ.

ШАМШИНЯН АРУТЮН ИСАКОВИЧ

(1856 – 1914), мастер жанровой живописи

Родился в Тифлисе, где учился в художественной школе Общества поощрения изящных искусств на Кавказе. Благодаря ходатайству Общества в 1877 г. он был в виде исключения принят в Академию художеств Санкт-Петербурга на правах вольнослушателя. Учился у возглавлявшего класс исторической живописи профессора В.П. Верещагина, на втором курсе перешел в натурный класс, учился у И.Е. Репина. Окончив Академию и получив звание классного художника, в 1885 г. вернулся в Тифлис.

В основном писал картины, отражающие быт народов Южного Кавказа, колорит Тифлиса («Продавец фруктов», «Улица на Майдане», «Шайтан базар», «Нищий ассириец», «Перс-банщик»).

БАШИНДЖАГЯН ГЕВОРК ЗАХАРОВИЧ

(1857 – 1925), живописец-пейзажист. Основоположник армянского реалистического пейзажа. Почетный член Союза работников искусств Грузинской ССР (1925)

Родился в Сигнахи (Грузия). Художественное образование получил сначала в Тифлисе, в Рисовальной школе при Кавказском художественном обществе, а затем в Академии художеств в Петербурге, где в 1879 – 1883 гг. учился у Михаила Константиновича Клодта. Окончил Академию с серебряной медалью, что дало ему право на получение стипендии для путешествия по Европе. В 1883 г. путешествовал в Армению, в 1884 г. – в Италию и Швейцарию. Затем до конца жизни жил в Тифлисе.

Создал более тысячи картин: «Арарат» (1883), «Дом

Х. Абовяна в Канакере» (1884), «Озеро Севан в лунную ночь» (1894), «Дорога в Дилижан» (1895), «Река Раздан с Еревана» (1897), «В горах Зангезура» (1904)).

АКСЕНТОВИЧ ТЕОДОР

(1859 – 1938), польский художник армянского происхождения, портретист

Родился в румынском городе Брашове. В 1879 – 1882 гг. обучался в Мюнхенской академии изящных искусств, в 1882 – 1895 гг. – в Париже. После окончания обучения работал художником-иллюстратором, предпринимая многочисленные поездки в Лондон и Рим, где писал портреты. В 1895 г. переехал в Краков, где стал профессором в Художественной школе изящных искусств. С 1910 г. – ректор Краковской академии искусств. Особое внимание в своих работах художник уделял сценам этнографической жизни гуцулов и польских армян («Крещение Армении», «Армяне в Польше»). Аксентович был автором витражей для армянского кафедрального собора во Львове.

ФЕТВАЧЯН АРШАК

(1866 – 1947), художник-график

Родился в Трабзоне. В 1887 г. окончил Константинопольский колледж искусств под руководством Сальвадора Валлери, затем Римскую академию художеств Св. Луки.

Одновременно обучался у профессора Чезарэ Макариэ. Жил и работал в Тифлисе, Европе, США, Армении. В начале XX в. посетил, вместе с экспедицией Николая Марра, развалины Ани. Запечатлел памятники архитектуры исторической Армении. Особенно известна серия акварельных картин, посвященных Ани.

АГАДЖАНЯН СТЕПАН МЕЛИКСЕТОВИЧ

(1863 – 1940), живописец-портретист, педагог. Народный художник Армянской ССР (1938)

Родился в г. Шуше, где учился в духовной школе и русском реальном училище. Начальное профессиональное образование получил в художественной студии в Марселе, обучался в Академии Жюлиана в Париже, брал уроки у Жан-Поля Лорана и Жан-Жозефа Констана. В 1900 г. вернулся на родину в Шушу, где создал парные портреты родителей. В 1903 – 1922 гг. жил в Ростове-на-Дону, преподавал рисование в школах. В 1922 г. переехал в Ереван, где до конца жизни занимался преподавательской деятельностью в Ереванском художественном училище.

Среди созданных им портретов особенно известны: «Дядюшка Седрак» и «Васил» (1926), «Писатель Эминь Тер-Григорян» (1927), «Беспризорник» (1928), «Карабахская женщина», «Композитор А. Тер-Гевондян», «Бесприютный».

ТЕРЛЕМЕЗЯН ФАНОС ПОГОСОВИЧ

(1865 – 1941), живописец, график. Народный художник Армянской ССР (1935)

Родился в г. Ван Западной Армении. Учился в школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1895 – 1897) и в Академии Жюлиана в Париже (1899 – 1904). В 1913 г. на Международной художественной выставке в Мюнхене художник был награжден золотой медалью за картину «Притвор Санаинского монастыря» (1904).

Один из лидеров самообороны Вана в 1915 г.

АРЦАТБАНЯН АМАЯК АБРАМОВИЧ

(1876 – 1920), живописец

Родился в Нахичевани-на-Дону, в семье ювелира. В 1894 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Живописи обучался в мастерской В.А. Серова. Окончил училище с золотой медалью. Вернувшись в Нахичевань, художник принимает активное участие в культурной жизни города. Дважды был в Армении – в 1911 и 1915?гг. Первая его поездка дала серию более чем из двадцати пейзажей и этюдов: «Вид на Арарат», «Развалины храма Св. Григория в Ани», «Вид на Алагяз». Вторую поездку он совершил в дни геноцида армян в Османской империи. Эта трагедия нашла художественный отклик в картинах художника: «Долина слез», «За что?», «Резня», «Зверства турок в Армении», «Пожар в армянской деревне». В 1916 г. вступил в «Союз художников-армян».

Жизнь Арцатбаняна оборвалась трагически: 8 января 1920 г., отступая из Ростова-на-Дону под натиском красной конницы, белогвардейцы застрелили художника в его собственной квартире.

ЯКУЛОВ ГЕОРГИЙ БОГДАНОВИЧ

(1884 – 1928), художник-авангардист, график, театральный художник, создатель «Теории света и происхождения стилей в искусстве»

Родился в армянской семье в Тифлисе. Его отец, адвокат, довольно рано умер. В 1893 г., после смерти главы семьи, мать, взяв с собой детей, переехала в Москву. В Москве Георгий стал студентом Лазаревского института восточных языков. В 1901 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За пропуски экзаменов в 1903 г. был отчислен и взят в армию. Служил на Кавказе, участвовал в Русско-японской войне. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву. Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». В 1920 – 1921 гг. изобретательно оформлял спектакли А. Таирова в Москве, в 1927 г. – С. Дягилева в Париже.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

САРЬЯН МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ

(1880 – 1972), живописец-пейзажист, график и театральный художник. Народный художник Армянской ССР (1926), академик Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1960), лауреат Ленинской премии СССР (1961), Герой Социалистического Труда СССР (1965), обладатель золотых медалей (Гран-при) Всемирных выставок в Париже (1937) и Брюсселе (1958)

Родился в патриархальной армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону (ныне в пределах Ростова-на-Дону). С 1897 по 1904 г. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В.А. Серова и К.А. Коровина. В 1901 – 1904 гг. предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан. С 1910 по 1913 г. совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1921 г. по приглашению правительства Армении переезжает на жительство в Армению. В 1930-х главной темой Сарьяна остается природа Армении. Художник также пишет многочисленные портреты и яркие натюрморты.

Известные произведения: «У подножия Арарата» (1904), «У колодца, жаркий день» (1908), «Цветы Калаки» (1914), «Портрет поэта Цатуряна» (1915), «Портрет архитектора А.?Таманяна» (1933), «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна» (1952), «Портрет Р.Н. Симонова», «Портрет А.С. Исаакяна».

Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса в Ереване.

Подготовили Марина и Гамлет Мирзояны

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 89 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Армянские художники это отдельная страница истории,которой можно гордиться.работа выполненная авторами заслуживает уважения и благодарности.
  2. На самом деле, известных армянских художников намного больше,чем указанные выше.
  3. Замечательная галерея портретов. Редакция и авторы заслуживают самых добрых слов. Спасибо. Ждем новых публикаций.
  4. О некоторых художниках слышу впервые.Мне стыдно,что не знал о Арцатбаняне,Степане Агаджаняне,Шамшиняне,а также не знал,что известный Аксентович - армянин. Спасибо Ковчегу за просветительскую деятельность.
  5. "Лица Армянской истории" - замечательный проект "Ноева Ковчега". Выражаю искреннюю благодарность главному редактору лучшей армянской газеты господину Анисоняну.
  6. Статья понравилась. Спасибо.
  7. Мне было бы весьма интересно увидеть на страницах "Ноева Ковчега" портреты знаменитых армянских музыкантов и писателей: многие из них известны всему миру. спасибо!
  8. Если вижу воина — жду смерти,/ Если гонца — жду жестокости,/ Если писца — бумаги на гибель,/ Если церковнослужителя — проклятий...
  9. Из представленных здесь художников только Айвазовский имеет мировое выдающееся значение,у армян были и более великие художники , например : РЕМБРАНДТ(Rembrandt Harmensz van Rijn 1606-1669) , что переводится как "сын армянина из Рейна"
  10. РЕМБРАНДТ (1606-1669) - великий голландский живописец и график из Амстердама. К чему ему было писать свою фамилию "Армензон" (Rembrandt Harmensz van Rijn), что переводится как "сын армянина из Рейна"? Кто он по национальности, если не армянин? (источник: Йоганнес Яхн, "Рембрандт", ВЕБ Е.А.Сииман Ферлаг, Лейпциг, 1967, стр.14, нем.)
  11. У меня просьба,напишите пожалуйста статьи где подробнее расскажите о жизни и творчестве тех художников,которых представили.Про Айвазовского и Сарьяна многое знаем,а вот Арцатбаняна,Терлемезяна,Аксентовича,Агаджаняна почти ничего.
  12. Азербайджанцы переписывают историю,а наши пишут о высокой культуре армян.Надо что то делать.
  13. А вы хотите,чтобы и армяне подло переписывали историю? Нет.Правда всегда на нашей стороне,мы можем себе позволить говорить и писать о высокой культуре,пусть все знают об этом.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты