№10 (285) октябрь 2016 г.

Признает ли Баку независимость Степанакерта раньше Еревана?

Просмотров: 544

Уорлик: схема «территории в обмен на статус» не является «планом Лаврова» или «планом Путина» по Нагорному Карабаху

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США по карабахскому урегулированию Джеймс Уорлик дал интервью Интерфаксу относительно перспектив карабахского урегулирования. Оно вышло в свет сразу после встречи сопредседателей МГ ОБСЕ, а также встречи личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика с главой МИД России Сергеем Лавровым. Безусловно, озвучить некоторые детали этой беседы мог бы российский сопредседатель Минской группы Игорь Попов, но он то ли решил воздержаться, то ли помешали этому какие-то технические причины, то ли сработал некий элемент политики.

Уорлик, говоря от имени МГ ОБСЕ – а от другого позиционирования, комментируя проблемы карабахского урегулирования, он, как правило, воздерживается, потому что, по его словам, «это та область, в которой у США, России и Франции есть полное взаимопонимание», – сделал важное заявление. «Урегулирование предполагает возвращение части территории под контроль Азербайджана в обмен на статус Нагорного Карабаха, – подчеркнул он. – Это были условия урегулирования, но не единственные условия. Возвращение беженцев, присутствие международных миротворческих сил – все эти элементы являются условиями мирного урегулирования, все они известны. Нам необходимо работать со сторонами для того, чтобы найти способ объединить все эти условия и достичь мирного урегулирования, от этого выиграют жители региона». Таким образом американский представитель МГ ОБСЕ подтвердил, что схема «территории в обмен на статус» не является «планом Лаврова» или «планом Путина», о чем недавно так громко заявляли многие российские, азербайджанские и армянские СМИ.

А первым шагом, как подчеркнул американский сопредседатель, должно стать «воплощение в жизнь договоренностей, достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге», а также «договоренности о следующих шагах в мирном процессе… США совместно с Россией и Францией будут вовлечены в Вене и в столицах в работу над расширением наблюдательной миссии». Такая позиция нуждается в детальной разборке. Все понимают, что даже техническое выполнение венских и санкт-петербургских договоренностей – введение системы мониторинга на линии соприкосновения конфликтующих сторон и появление международных наблюдателей – невозможно без участия властей Степанакерта. Но и до сих пор Минская группа часто посещала Степанакерт, вела переговоры, что фактически является негласным признанием легитимности Нагорного Карабаха, поскольку в противном случае дипломаты работали бы только на уровне Баку-Ереван. Кстати, эти действия МГ ОБСЕ не вызывали и не вызывают протестов со стороны Баку.

Первый шаг Минской группы логически связан со вторым – механизмом и условиями определения статуса Степанакерта при выработке и подписании более широкого мирного соглашения по урегулированию конфликта, что предусматривается Мадридскими принципами. Так, не случайно в Вене и Санкт-Петербурге никто из конфликтующих сторон и посредников не дезавуировал соглашение 1994 года об установлении перемирия в зоне карабахского конфликта, под которым стоят три подписи – Баку, Степанакерта и Еревана. Более того, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, говоря о «возможности прорыва» в процессе урегулирования карабахского конфликта после встречи в Санкт-Петербурге президентов Азербайджана и Армении при посредничестве президента России, заявил буквально следующее: «Есть настрой и убежденность, что мы движемся в правильном направлении, что в свою очередь может привести к перелому в переговорном процессе. Мы думаем, что есть такая возможность».

Что это значит? По имеющейся информации ИА REGNUM, Ереван, предполагая передачу части районов Нагорного Карабаха под контроль Баку, заявлял о необходимости включения Нагорного Карабаха в состав Армении. В случае принятия такого сценария дальнейший процесс урегулирования продолжался бы только на уровне Баку-Ереван без прямого участия Степанакерта. Другой вариант: Баку соглашается в обмен на районы признать некий «промежуточный» статус Нагорного Карабаха, что предписывается Мадридскими принципами, а дальше, в соответствии со словами Уорлика, вести переговоры со Степанакертом и, возможно, Ереваном в отношении условий урегулирования: возвращения беженцев, присутствия международных миротворческих сил и т.д. Такой статус Степанакерта могут признать страны-сопредседатели МГ ОБСЕ.

Важно будет отметить позицию президента НКР Бако Саакяна. В интервью французскому изданию Journal du Parlement он сказал, что всеобъемлющее решение любого конфликта, особенно когда он такой сложный, как нагорно-карабахский конфликт, невозможно за счет односторонних уступок, они должны быть взаимными. При этом, подчеркнул президент, «они не должны подрывать безопасность нашей страны и тем самым стать удобным поводом для нашего противника предпринять против нас новое наступление». То есть впервые власти Степанакерта на фоне официального молчания Еревана, говоря о возможных компромиссах, продемонстрировали, что без прямого участия Нагорного Карабаха в переговорах сделать шаги вперед в урегулировании конфликта невозможно.

Станислав Тарасов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты