№11 (286) ноябрь 2016 г.

Шушинская кузница мастеров будущего

Просмотров: 3271

Действующее второй год в городе Шуши профессионально-техническое училище имени Езника Мозяна уникально по многим параметрам. В первую очередь – по объему финансовых вложений, масштабам, системе образовательного процесса и нацеленности на далекую перспективу.

Это единственное в своем роде заведение в Арцахе, где 14-15-летние подростки осваивают различные строительные профессии, востребованные в республике – слесаря, металлиста, жестянщика, сварщика, арматурщика, каменщика, маляра, кафельщика, электрика, сантехника, теплотехника и др.

«Проживавший во Франции портной Езник Мозян всю жизнь мечтал построить в Армении или Арцахе центр, где молодежь обучалась бы ремеслу и благоустраивала родину своими руками, – рассказывает директор училища Васпурак Карапетян. – Мозян повторял, что «владеющий ремеслом молодой человек голодным не останется». Уже в почтенном возрасте он решил написать соответствующее завещание и ввиду того, что у него не было собственной семьи, позвал зятя сестры Роберта Айдабиряна, который является известной личностью во французской общине и в целом в армянской диаспоре. Они условились, что ремесленная школа должна быть построена либо в Армении, либо в Арцахе».

В 2009 году Армянский фонд Франции создает соответствующую комиссию, в Армению и Нагорный Карабах направляются специалисты, которые изучают ситуацию и приходят к решению построить училище в Арцахе, а конкретно – в городе Шуши. Выбор аргументировался тем, что Арцах нуждается в мастерах-ремесленниках, в частности в сфере строительства, а сам Шуши необходимо восстанавливать. Разумеется, учитывалось также то, что исторически Шуши был городом ремесел, искусства и образования.

В 2013 году был дан старт строительству заведения. Учредителями училища стали Армянский фонд Франции, правительство НКР и представитель фамилии Мозян.

«Поначалу планировали создавать училище исключительно на деньги, завещанные Мозяном, но к чести нашего правительства оно взяло на себя 50% расходов, – делится подробностями Васпурак Карапетян. – Средства на поддержание учреждения, заработные платы и прочее предоставляет правительство, а Армянский фонд Франции делает инвестиции, в основном для приобретения оборудования, инструментов, а также предоставляет бонусы. Мы имеем и отдельных спонсоров, число которых со временем увеличивается. Они делают регулярные пожертвования. Например, граждане Франции Жак Чамчян, Жан Мишель Экерян, Акоп Аджемян, армянское ООО «Арпи-Солар» и многие другие».

Основание училища началось с сотрудничества с аналогичным заведением французского города Сент-Этьен, там прошли соответствующую подготовку будущая администрация и мастера создаваемого в Шуши образовательного очага.

«Наши коллеги из Сент-Этьена всегда с нами, регулярно приезжают, делятся своим опытом и советами, – продолжает Васпурак Карапетян. – Кроме того, сотрудничаем с лицеем из Лиона. С 2016 года взаимодействуем со всеми учебными заведениями региона Рона-Альпы, активно помогает нам французский депутат Франсуа Рошблуан. Сотрудничество с аналогичными французскими учебными заведениями дает возможность училищу соответствовать европейским стандартам в сфере специального профессионального образования».

Отдельных слов заслуживает здание училища, автором проекта которого является французский архитектор Ален Даронян. Трехэтажное здание занимает порядка 4050 квадратных метров и, по словам директора, соответствует стандартам профессиональных учебных заведений Франции. Оно уникально по архитектуре и конструктивной схеме – полностью монолитный железобетон, стены с теплоизоляцией, автоматизированная система центрального отопления, котельная, оснащенная солнечным водонагревателем и солнечными панелями мощностью 3 кВт.

«Это умное, абсолютно современное здание», – метко замечает Васпурак Карапетян, и спорить с ним не приходится.

Учебный центр, рассчитанный на 450 студентов, располагает всеми необходимыми условиями: полностью укомплектованные классы и лаборатории, мастерские, библиотека, медиабиблиотека, специальная комната для хранения материалов, веществ и приборов и т.д.

Обучение в училище трехгодичное, в технологическом и общеобразовательном блоках со студентами занимаются 8 мастеров и 11 учителей по общеобразовательным предметам. Учащиеся проходят все предметы, которые изучаются в общеобразовательных школах республики, а выдаваемый заведением диплом равнозначен аттестату. Кроме того, существует договоренность о том, что студенты в среднем с 7 и больше баллами (по десятибалльной системе) могут непосредственно поступить на первый курс Шушинского технологического университета. Вдобавок училищу ежегодно предоставляется 4-5 мест в действующей в Ереване армяно-французской Высшей инженерной школе, с условием знания французского языка, так как занятия в заведении ведутся на французском.

«Главная особенность обучения в нашем училище состоит в том, что уроки ведутся по дуал-системе, – объясняет Васпурак Карапетян. – Иначе это называется очередование или ученичество: неделю студенты учатся у нас по специальности, осваивают теорию и практику, затем в течение двух недель работают в строительных организациях, которым отводится большая роль, так как в заведении готовятся кадры для них. Ребят курируют два мастера ученичества – один в училище, другой на производстве. Работы в строительных организациях ведутся строго по специальности и на основе конкретных трудовых договоров, на полставки, ибо несовершеннолетним разрешается работать лишь по 4 часа в сутки. При этом вопросу обеспечения безопасности уделяется большое внимание – студенты снабжаются специальной одеждой, ботинками, каской, очками».

По словам директора, студенты работают с энтузиазмом, а результаты обнадеживают. Например, они отремонтировали под ключ квартиру семьи погибшего военнослужащего. Конечно, на жизнь ребята себе не зарабатывают, но на модную одежду, телефон, гаджеты, во всяком случае, хватает.

Вместе с тем в процессе обеспечения дуал-системы училище сталкивается с определенными проблемами, ибо в строительных организациях не хватает рабочих мест и к тому же существует недоверие, во многом инерционное, к ученикам.

В первый год обучение в училище велось по трем специальностям: строительно-монтажные работы, отделочные работы, сантехническо-тепло-термические работы. Из 72 поступивших на первый курс студентов 50 перешли на второй. Остальные по тем или иным причинам, в частности семейным или из-за систематического пропуска занятий, были отчислены. На сегодня в заведении обучается 50 человек, 20 из районов, остальные из Шуши и Степанакерта. Все студенты – мужского пола, хотя училище готово принять на учебу также девушек, к примеру по специальности художника-маляра, мозаичника и др.

«Контингент студентов нынешнего года качественно отличается от предыдущего, – утверждает директор училища. – Об этом, в частности, свидетельствуют проведенные нами тесты. К нам приходят и подростки, преуспевавшие в общеобразовательной школе. Это я считаю достижением. Мы мотивируем ребят, гарантируем работу, объясняем, что ремесла в современном Карабахе крайне востребованы и не все в обязательном порядке должны становиться экономистами и юристами. Мы также постоянно работаем с родителями, убеждаем: «Ваш ребенок в течение двух-трех лет будет наш, и мы не просим у вас даже 10 драмов, обеспечьте только физическое присутствие ребенка у нас, и мы сделаем из них хороших специалистов». Наша цель – выпускник училища имени Мозяна должен быть только и только хорошим. Другого пути нет».

Особое внимание, по словам Карапетяна, уделяется морально-психологической атмосфере в училище, коллектив живет одной семьей, на принципах Великой французской революции – «свобода, равенство и братство». Сближению студентов способствуют также созданные для интересного и содержательного проведения досуга условия. К услугам учащихся тренажерный зал, настольный теннис, настольный футбол и др. В столовой заведения студенты имеют возможность бесплатно питаться три раза в сутки, действует медпункт. С учетом всех современных требований сооружено и общежитие для приезжих студентов. Специальный автобус развозит по домам студентов из Степанакерта, расположенного в 15 минутах езды от Шуши. И все это совершенно бесплатно. Более того, все без исключения студенты получают стипендию в размере 4 тысячи 600 драмов. Иными словами, студентам остается думать только об учебе.

В 2016 году количество специальностей в училище увеличилось на два: металлообработка на станках и на линиях и электротехническое обслуживание механизмов и машин.

«Металлообработку стараемся довести до уровня прикладного искусства – художественной ковки,– делится планами Васпурак Карапетян. – Собираемся готовить кузнецов, которых сегодня в Карабахе не хватает. Имеем четкую программу по специальности электротехника».

В ближайшее время намечается открытие еще нескольких специальностей, имеющих, как уверяет директор училища, большие перспективы развития. В частности, с сентября 2018 года планируется начать обучение робототехнике, автоматике, восстанавливаемой энергетике.

«Мы также намерены расширить географию учащихся. В частности, весной следующего года планируем поехать в Ливан с целью привлечь к нам на учебу соотечественников из этой страны. Готовы принять на учебу не только армян, но и представителей других наций из разных стран», – говорит Васпурак Карапетян.

Как видим, у профессионально-технического училища имени Езника Мозяна множество актуальных и перспективных программ и планов. И хочется верить, что подростки, постигающие сегодня азы традиционных и современных ремесел, завтра будут активно благоустраивать города и села республики, ковать сильными и умелыми руками надежное и процветающее будущее своей страны.

Ашот Бегларян, Степанакерт

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты