№12 (287) декабрь 2016 г.

Статус и безопасность Арцаха

Просмотров: 2238

Совокупная проблема статуса и безопасности является ключевым политическим аспектом урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Решение именно этой проблемы, подкрепленное международными гарантиями, наверняка привело бы к развязке карабахской проблемы, завязавшейся, казалось, в гордиев узел.

Заявление американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика о том, что «урегулирование предполагает возвращение части территории под контроль Азербайджана в обмен на статус Нагорного Карабаха», и его поддержка заявления Ильхама Алиева относительно того, что максимальной уступкой со стороны Баку может быть предоставление Нагорному Карабаху статуса автономной республики, активизировали дискуссии в экспертном сообществе о статусе, который не только был бы наполнен реальными гарантиями безопасности, но и обеспечил бы достойную жизнь народа в соответствии с историческими традициями, национальными интересами и потребностями.

С учетом того, что для бакинского режима статус Нагорного Карабаха, по сути, лишь вопрос политических амбиций, в то время как для армян Арцаха – вопрос жизни, по меньшей мере наивно верить в обещания о «гарантиях безопасности» азербайджанской стороны, тем более в условиях, когда Баку, не скрывая своих реваншистских намерений, практически не поддержал, в отличие от Степанакерта и Еревана, новое предложение посредников по укреплению режима прекращения огня и созданию механизма расследования инцидентов. Иными словами, отказался от выполнения обязательств, взятых на себя на саммитах в Вене 16 мая и в Санкт-Петербурге 20 июня. Но поражает то, что даже после всего этого некоторые из посредников умудряются еще и поддержать агрессора, развязавшего на глазах у всех грязную апрельскую «четырехдневную войну». Не потому ли в ноябре, впервые после крупномасштабной апрельской агрессии, Азербайджан вновь стал активно обстреливать карабахские позиции из минометов? И случаен ли был обстрел в ночь на 11 ноября именно района (Талишское направление), где миссия ОБСЕ накануне осуществила плановый мониторинг?

«Никакой статус не может обеспечить безопасность, если противоположная сторона не отказалась от агрессивной милитаристской риторики, угрожая «освободить» Ереван и Зангезур, – уверен пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян. – Оптимальным вариантом урегулирования нагорно-карабахского конфликта является безоговорочное признание Азербайджаном независимости Нагорно-Карабахской Республики. Если в начале 90-х годов вопрос «территории в обмен на статус» мог рассматриваться, то сейчас, после развязанной Азербайджаном в ответ на мирные и справедливые требования армян Карабаха кровавой войны и постоянные угрозы решить конфликт силой, – нет».

Наивно полагать, что власти Азербайджана в ближайшем будущем откажутся от своих целей, особенно с учетом того, что бакинский режим и мысли не допускает о прямых переговорах с руководством Арцаха – непосредственной и основной стороны конфликта.?Не случайно официальный Баку упорно настаивает на поэтапном варианте урегулирования конфликта, очевидно рассчитывая на то, чтобы после получения на первых этапах под свой контроль ряда территорий и практического нарушения системы безопасности НКР удастся решить на свой лад и вопрос статуса, то есть вовсе свести данный вопрос на нет.

Тем временем официальный Степанакерт постоянно напоминает о невозможности возврата к прошлому и вертикальных отношений с Баку, о недопустимости снижения уровня безопасности НКР, при этом выражая готовность к прямому диалогу и мирному решению конфликта с Азербайджаном с последующим налаживанием добрососедских отношений.

В интервью журналу Journal du Parlement президент НКР Бако Саакян отметил: «Азербайджан должен найти в себе силы отказаться от стереотипов в отношении Арцаха и армянского народа, уважать его основные права и свободы, а также отказаться от недальновидного авантюризма. Любой вопрос, тем более такой сложный, как азербайджано-карабахский конфликт, не может быть всеобъемлюще решен посредством уступок. Необходимы взаимные уступки. Причем взаимные уступки должны быть здравыми и равноценными. Что касается предела этих компромиссов, то они не должны каким-то образом затрагивать систему безопасности, чтобы не создавать для противоположной стороны соблазна для агрессии».

Теперь об «автономной республике», предлагаемой Алиевым. В советский период в состав новообразованного Азербайджана в принудительном порядке были включены в статусе автономий Нахичеван и Нагорный Карабах. О трагической судьбе армян Нахичеванской автономной республики известно всем. После многих лет белого геноцида, систематической и многоплановой дискриминации по национальному признаку со стороны властей АзССР на грани реального геноцида оказалась и бывшая Нагорно-Карабахская автономная область.

«Мы уже были автономной областью, а сейчас станем автономной республикой? В чем разница? – вопрошает предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян. – Мы многократно заявляли о том, что никогда не будем в составе Азербайджана».

Население НКР подверглось реальной угрозе полного физического уничтожения в ходе развязанной Азербайджаном в 1992-1994 годах широкомасштабной войны. И лишь ценой больших людских и материальных потерь Арцаху и Армении удалось остановить войну, принудить агрессора к миру. Поэтому проблема безопасности для НКР непосредственно и прямо связана с обеспечением права на жизнь.

«Мы должны принудить Азербайджан к миру, – говорит духовный предводитель Арцаха. – Примечательно то, что во время апрельской войны ни один молодой человек, родившийся после провозглашения независимости, не уклонился от службы, не дрогнул. Это говорит о великих возможностях нашего народа. Хвала Богу, что у нас такой народ и такая молодежь».

Любому мало-мальски разбирающемуся в проблеме человеку ясно, что в процессе урегулирования карабахского конфликта вопросы статуса и безопасности Нагорного Карабаха органически взаимосвязаны. Однако ряд факторов действует против данной объективной реальности, и в первую очередь – юридическая непризнанность НКР и вытекающее отсюда отсутствие международных правовых механизмов обеспечения фундаментальных прав человека, в частности права на жизнь. Пользуясь тем, что право на безопасность Нагорно-Карабахской Республики абсурдным образом не зафиксировано в международных документах, официальный Баку пытается представить НКР в качестве незаконного образования, а сам карабахский конфликт – как территориальный спор с Арменией, якобы оккупировавшей территории Азербайджана. Тем самым Баку спекулирует международным правом, считая себя вправе применить силу для уничтожения НКР. Подтверждением по сути фашистских планов бакинского режима стали кровавые апрельские события и продолжающиеся по сей день провокации на границе.

«Позиция официального Баку сводится к формуле: либо мир на условиях Азербайджана, либо война, – считает председатель Общественного совета по внешней политике и политике безопасности Нагорно-Карабахской Республики Масис Маилян. – Азербайджанское руководство осуществляет военную дипломатию или силовую политику, то есть пытается путем военного шантажа получить определенные уступки от армянских сторон нагорно-карабахского конфликта за столом переговоров».

В свете вышесказанного становится совершенно ясно, что безопасность непризнанного государства не может опираться только на силу армии и возможности самообороны, а должна подкрепляться международными гарантиями. Очевидно также, что право на самоопределение, в том числе 150-тысячного армянского Нагорного Карабаха, относится к фундаментальным правам человека и уважать его обязаны все государства мира.

«Изменившиеся в апреле обстоятельства должны радикально трансформировать логику переговорного процесса, – утверждает Масис Маилян. – Очевидно, что продолжение переговоров в прежнем русле ущербно для сохранения мира в регионе. Международное признание независимости НКР может стать дополнительной политико-дипломатической мерой сдерживания Азербайджана и обеспечения стабильности на Южном Кавказе».

И, наоборот, затягивание мировым сообществом признания де-юре государственной независимости НКР стимулирует Азербайджан демонстрировать все более жесткую риторику и предпринимать шаги, угрожающие региональной безопасности.

Но шантаж и провокации азербайджанских властей лишь укрепляют уверенность арцахцев в своей правоте, и красноречивым свидетельством тому является факт, что согласно проекту новой Конституции страны субъектом Основного закона станет Республика Арцах. То есть, как поясняет председатель Национального Собрания НКР Ашот Гулян, «мы вернемся к нашему историческому, подлинному названию, что найдет свое отражение в первой же статье новой Конституции».

Международно признанный статус независимой государственности Нагорно-Карабахской Республики – не самоцель, а возможность обеспечения политико-дипломатическими?сред-ствами безопасности народа от существующих и возможных внешних угроз. Более того, признание независимости НКР со стороны международного сообщества откроет новые возможности для укрепления региональной?стабильности и безопасности. Неужели в угоду больным политическим амбициям бакинского режима мировое сообщество готово принести в жертву безопасность целого региона?..

Ашот Бегларян, Степанакерт

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты