№1 (288) январь 2017 г.

Без единения диаспоры нет единства нации

Просмотров: 4365

Армения и через 100 лет после геноцида в состоянии депрессивной неопределенности. Геополитические реалии и крайне истощенный ресурсный потенциал все более осложняют отстаивание насущных интересов. Возможности для обеспечения безопасности республики тают с каждым годом. При сохранении статус-кво грядущие перемены, как прежде, обещают соответствовать чьим угодно интересам, но только не Армении. Предотвратить надвигающиеся угрозы в состоянии лишь выверенное целеполагание воли и потенциала всей нации. Забота о национальном государстве как веление времени должна стать стержневой составляющей жизнедеятельности соотечественников независимо от географии проживания.

Массовая миграция конца XX – начала XXI вв. решительно трансформировала соотношение демографического потенциала Армении и Спюрка. Армянское зарубежье, вобравшее преобладающую часть этноса (по некоторым оценкам, до 90%), оказалось перед адекватно возросшей ответственностью за судьбу отечества. Для выстраивания вектора реагирования необходимо ясно представлять реалии, в которых пребывает диаспора. Каков уровень ее самоорганизации, каким располагает ресурсом, насколько она сплочена и готова к осуществлению подобной миссии? Их мы должны принимать такими, какие они есть, а не закрывать глаза, как это делает большая часть нации, включая ее элиту. Спюрк – гигантское разнообразие исторических судеб. Это носители всевозможных форм национального самоопределения. Есть огромное различие между теми, которые на основе самоидентификации выстраивают жизненные стратегии, и теми, для кого «армянство» – вещь абстрактная, не определяющая личные перспективы. Диаспоре, истоки образования которой уходят в начало нового летоисчисления, так и не удалось выработать механизмы по сохранению устойчивости и воспроизводству собственной национальной культуры на чужбине. Как следствие – перманентные потери колоссальных пластов этничности. Процессы ассимиляции и аккультурации, которые в наши дни приобрели беспрецедентные масштабы, без должного реагирования делают очевидной угрозу утери национального самосознания уже к концу XXI века. Между тем история и опыт жизнеустройства других национальных общин показали миру конкретные примеры устойчивости и этнической сохранности. Убедительно об этом свидетельствует сравнительный анализ истории двух национальных общин, образованных в одинаковых условиях и на одном и том же (XIV-XVI вв.) историческом отрезке времени. После массового исхода, воспользовавшись расположением Польской Короны, на территории Польши сформировалась большая по численности армянская община и почти параллельно такая же еврейская. По истечении трех столетий армяне, верой и правдой, а в ряде случаев доблестно прослужив Короне, «благополучно растворились» в иноэтничной среде, оставив как ценность добрую, но, как правило, уходящую в небытие историческую память. Евреи за тот же период, не озадаченные симпатиями принимающего общества, практически сохранили этничность. Более того, взрастили субэтнос нового типа – ашкеназские евреи, которые в последующем сыграли решающую роль в реализации чаяний своего народа. За редким исключением в аналогичном ключе развивались судьбы других армянских общин. Где кроются причины столь болезненных потерь: в особенности армянской ментальности, чрезмерной космополитичности генетики, непростительно короткой памяти о Библейской родине? Следует признать: в стремлении к достижению благополучия на чужбине мы, к сожалению, слишком часто игнорируем наше нравственное достоинство.

Тем не менее современная армянская диаспора в короткий срок становления добилась определенной самоорганизации на локальном уровне и ко второй половине XX в. заявила о себе в качестве субъекта политических процессов в странах проживания. Однако солидный интеллектуальный и экономический потенциал, образованный в диаспоре за прошедшие 100 лет, вовсе не задействован так, как того хотели бы национальные интересы. Отсутствие консолидирующего компонента в реальности сводит на нет потенциальные возможности армян зарубежья. Все попытки по координации общин и формированию единых институтов Спюрка оказались безуспешными. Как правило, они сводились к выстраиванию амбициозной иерархической модели управления, что в отсутствие должной самоорганизации на местах теряло практический смысл. Существующие подходы к проблеме единения требуют принципиального переосмысления. Сегодня проектирование институтов объединенной диаспоры невозможно представить без учета особенностей современной мировой системы, в том числе такого важного и реального аспекта действительности, как глобализация. В предстоящий период она станет наиболее влиятельной силой, определяющей дальнейший ход развития планеты, судьбы стран, народов и сообществ. XXI век окончательно девальвировал политико-экономические основы идеи национального государства и национальной экономики. Формирование культурно «гомогенного» общества стало недоступной задачей. На смену уходящим субъектам мирового развития приходят принципиально новые. В их числе – крупные трансрегиональные объединения и стратегические альянсы стран, диаспоры, сплоченные группы и ассоциации, использующие сетевые формы консолидации и организации деятельности.

Вопреки бытовавшему мнению феномен этнических сообществ не уходит в прошлое. Они приобретают еще большее значение, чем когда-либо, приносят миру энергию и потенциал трансграничных связей. Решающим фактором, форсирующим эти процессы, в XXI в. стал интернет. Для диаспор эти революционные преобразования открывают новые перспективы. К сожалению, этнические сообщества нередко утрачивают волю к пониманию своей истории. И в армянской среде идея единения не оспаривалась никогда, однако необъяснимая беспечность и простота неведения не позволили даже приблизиться к этой цели. Сегодня консолидация как никогда актуальна и критически необходима, и какие-либо аргументы и представления о трудностях не оправдают бездействия или отказа от стремления добиться ее реализации. Иначе в недалекой перспективе мы неизбежно предстанем перед фактом утери этнического самосознания армян зарубежья, по сути равнозначным краху национальных идеалов. Необходимо мыслить и действовать в историческом масштабе, адекватно самоопределиться в меняющемся мире. От того, насколько быстро и эффективно зарубежные общины и ее лидеры сумеют воспринять реалии диаспоры и современного мира, будет зависеть историческая судьба всего народа. Нам вполне под силу, используя компьютерные и интернет-технологии, организовать структурированную систему коммуникации, позволяющую превратить разрозненные общины соотечественников в сеть.

Существующий уровень и опыт самоорганизации может быть использован для формирования виртуального надгосударственного субъекта, объединяющего людей, говорящих и думающих по-армянски. Подобный проект позволит соединить в киберпространстве с синхронным проецированием его на административном, правовом и социально-культурном уровне всю диаспору и ее потенциал. Структурные подразделения сети, объединяющие номинальное, предусмотренное условиями формирования число участников, в последующем могут реализовать функции начальных звеньев самоорганизации жизни общины, образуют пространства живого общения. База данных, формируемая при регистрации участников интернет-сообщества, может аккумулировать необходимые сведения о соотечественниках, проживающих за рубежом. Регулярное обновление, систематизация и анализ подобной информации позволят сформулировать задачи и определить ориентиры при планировании деятельности институтов единой диаспоры. Таким образом, механизм доступной коммуникации внутри сети носит ключевой характер. Особо значимы их персонификация как в сфере взаимодействия на личностном уровне, так и между сообществом и государством, в том числе титульным. Всю инфраструктуру объединит постоянная связь в режиме реального времени. Она позволит при необходимости радикально консолидировать электоральные возможности общины, организовать оперативное информирование соотечественников, проводить онлайн-опросы и референдумы по важным для жизнедеятельности проблемам. Опираясь на обретенный потенциал, диаспора может претендовать на более эффективное представительство в международных структурах, обеспечить своевременное и эффективное реагирование в вопросах, представляющих национальную значимость.

К задачам первостепенной важности следует отнести формирование и надлежащее оснащение образовательной базы, разработку и внедрение стандартов обучения подрастающего на чужбине поколения родному языку и истории армянского народа. Институты единой диаспоры должны всемерно содействовать исторической миссии и подвижническому началу Армянской церкви за рубежом по приобщению молодого поколения к национальным корням. Актуально создание собственной сети культурно-досуговых и спортцентров. Единый информационный портал участников предоставит возможность формирования сообществ по профессиональному принципу, земляческих союзов и иных (по интересам). Это позволит приступить к консолидации интеллектуального ресурса диаспоры.

Бесспорно, подобная коммуникация благотворно отразится и на объединительном начале, явит чувство гордости за причастность к корпорации, станет стимулом генерации позитивных начинаний и творческого развития. Видится целесообразным привлечение в рамках сообщества при жизненно важных обстоятельствах необходимого содействия соотечественников – специалистов высокого профессионального уровня. Подобное взаимодействие эффективно реализуемо в сфере здравоохранения, адвокатуры и юриспруденции. Естественным представляется экономическое взаимодействие фирм и предприятий, образованных с участием армянского капитала. Свидетельством состоявшейся консолидации и успешного функционирования сетевой системы станет образование автономных, с устойчивой формой восполнения, нацфондов по основным направлениям жизнедеятельности Спюрка и родины. Орграсходы функционирования сообщества могут быть покрыты членскими взносами участников. Ежегодные отчисления на эти цели не представят существенного обременения для личного бюджета. Подобная форма финансирования принципиально важна для обеспечения автономности и независимого функционирования. Можно выделить три этапа в процессе продвижения выдвинутых предложений: 1) концептуальное оформление с приданием идеи структурирования и единения необходимой легитимности; 2) формирование орггруппы из числа разделяющих идею и методологию ее реализации представителей армянской общины в России; 3) обращение от имени инициаторов к соотечественникам в странах проживания.

Как политический проект армянство должно активно развивать особую, исходящую из этничности миссию – миссию служения, сопротивления, борьбы и реванша над превратностями собственной судьбы. Именно вокруг идеи служения родине должны строиться отношения в диаспоре, без которой не может иметь будущего сама диаспора! Впрочем, эта сентенция актуальна и в обратном прочтении.

Михаил Мелкикян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Сложный вопрос.Нужна тотальная консолидация.
  2. Правда,Без единения диаспоры нет нации.Но и армяне в самой Армении должны не "спать"
  3. А разве мы можем объединиться? Только в крайнем случае,когда враг уже на пороге.
  4. Уважаемый господин Мелкикян,у вас хорошие намерения,а кто будет всё это финансировать?
  5. По поводу финансов - это серьёзно.Как только надо платить все разбегаются.А вокруг идеи служения Родине,так это только за столом и с тостами.
  6. Нет,есть конечно единицы,которые не подходят к сказанному выше,но их очень мало и на таких и держится армянский народ до сих пор.
  7. Автор взял на себя тяжелую ответственность соединить в одно целое диаспору.Это благородный и полезный шаг,но как его воплотить в жизнь?Нужна вера . В кого? Кому сегодня верят армяне? Такие как Шарль Азнавур,Кирк Киркорян уходят.Кому верить?
  8. К Вашему вопросу!(безымянному читателю) Вы могли убедиться, что отзывы по поводу статьи не вселяют особого оптимизма или хотя бы веры в готовность к деятельному обсуждению. Вопрос о вере, об ориентирах в таком начинании безусловно важен. Если не удаётся найти её в окружении попытайтесь поискать в себе - кто, если не мы и когда,если не сейчас? Если твёрдо уверены в себе, завтра рядом с вами станет Ваш друг. Через какое то время вас станет четверо... Наступит день и наберётся сила для оказания непреодолимого давления-это те 5-10 процентов нашего народа, те пассионарии, которые для этого не пожалеют себя. Не пытайтесь убеждать себя, что феномен Монте -это исключение! С уважением! М. Мелкикян
  9. К Вашему вопросу!(безымянному читателю) Вы могли убедиться, что отзывы по поводу статьи не вселяют особого оптимизма или хотя бы веры в готовность к деятельному обсуждению. Вопрос о вере, об ориентирах в таком начинании безусловно важен. Если не удаётся найти её в окружении попытайтесь поискать в себе - кто, если не мы и когда,если не сейчас? Если твёрдо уверены в себе, завтра рядом с вами станет Ваш друг. Через какое то время вас станет четверо... Наступит день и наберётся сила для оказания непреодолимого давления-это те 5-10 процентов нашего народа, те пассионарии, которые для этого не пожалеют себя. Не пытайтесь убеждать себя, что феномен Монте -это исключение! С уважением! М. Мелкикян
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты