№4 (291) апрель 2017 г.

Референдум в Нагорно-Карабахской Республике как образец демократии

Просмотров: 6974

20 февраля 2017 г. в Нагорно-Карабахской Республике (НКР) состоялся референдум по Конституции Республики Арцах. За 26 лет независимости НКР это уже третий референдум республиканского уровня. Так, на референдуме, который состоялся 10 декабря 2006 г., был принят предыдущий вариант Конституции НКР. Тогда в нем приняли участие 87% зарегистрированных граждан. Причем за проект Конституции проголосовали 99,6% из них.

Следует заметить, что в 2012 г. вопрос конституционных реформ в Арцахе стал активно обсуждаться. В частности, уже тогда были проведены консультации среди политических партий. Однако только в 2016 г. этот вопрос вошел в повестку политических сил республики. Так, 22 февраля 2016 г. пять политических партий, представленных в Национальном Собрании (парламенте) НКР, и три внепарламентские политические силы обратились к президенту республики с предложением начать процесс конституционных реформ и с этой целью создать специализированную комиссию. Уже 21 марта такая комиссия была создана, но ее работа была существенно замедлена трагическими событиями апреля 2016 г. Как следствие, только 30 июля, после проведения обсуждений на общественном уровне, концепция конституционных реформ была представлена президенту НКР, а 16 августа – опубликована в СМИ. Она состояла из предисловия и следующих разделов: «Основные права и свободы человека и гражданина», «Система управления», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и «Референдум».

Далее в республике прошли обсуждения концепции конституционных реформ на общественном уровне. При этом было получено более 150 письменных и устных предложений по внесению изменений в указанный документ. На основе этого в период с 10 по 17 ноября комиссия по конституционным реформам разработала проект Конституции, который был одобрен президентом НКР. 15 декабря окончательный проект Конституции Республики Арцах был представлен в Национальное Собрание. 29 декабря национальный парламент рассмотрел проект Конституции и приостановил обсуждение этого вопроса с целью получения предложений от депутатов. С 9 по 11 января 2017 г. депутаты и фракции представили в указанную комиссию 184 предложения.

17 января 2017 г. на внеочередной сессии Национального Собрания НКР было принято решение о его согласии на вынесение проекта Конституции на референдум. А 19 января соответствующий указ подписал президент НКР Бако Саакян. В соответствии с этим указом референдум в республике был назначен на 20 февраля.

В качестве международных наблюдателей на референдуме по Конституции Республики Арцах выступили 104 представителя более чем из 30 стран. В том числе на референдум прибыла группа депутатов Европейского парламента, представители России, Болгарии, Боливии, Германии, парламентов Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья и многих других государств. Международные наблюдатели отметили открытость при проведении референдума и его соответствие международным стандартам.

За принятие новой Конституции Республики Арцах проголосовали 87,6% (свыше 69 тыс.) граждан НКР, а 9,7% (около 8 тыс. граждан) – высказались против. При этом, как обычно, была обеспечена высокая явка избирателей: 76,4% (79,3 тыс. граждан НКР; право на участие в референдуме имели 102,8 тыс. чел.).

В целом указанный референдум подтвердил, что государственность НКР состоялась. И новая Конституция НКР будет способствовать дальнейшему укреплению суверенитета республики, обеспечению прав человека и верховенства закона, совершенствованию системы государственного управления, укоренению независимой судебной власти и реформированию системы местного самоуправления. Причем одним из ключевых нововведений стало повышение прямого участия граждан республики в управлении государственными делами посредством предоставления им права законодательной инициативы, в том числе по изменению Конституции.

Нужно обратить внимание, что на основе проведенного референдума была изменена форма правления республики с полупрезидентской на президентскую, в отличие от Республики Армения, где сейчас осуществляется переход на парламентскую форму правления в соответствии с итогами проведенного там в декабре 2015 г. референдума. Основной причиной такого решения в НКР стали трагические события апреля прошлого года, когда республика подверглась масштабному военному нападению со стороны Азербайджана. В частности, согласно ст. 102 Конституции Республики Арцах вместо премьер-министра вводится должность государственного министра, которого президент НКР назначает и освобождает от занимаемой должности (ст. 93).

Общественное обсуждение проекта Конституции планируется завершить до 20 ноября, после чего его вынесут на референдум.

Новая Конституция НКР предусматривает централизованную президентскую форму правления с широкими полномочиями законодательной власти. При этом, как и в прошлом варианте Конституции, допускается использование названия и Нагорный Карабах, и Арцах. Вместе с тем, в новой Конституции первой указана Республика Арцах (ст. 2), что правильно отражает нынешние реалии в этой стране.

Помимо этого, действующий президент НКР Бако Саакян получил возможность остаться во главе республики до 2020 г., когда в республике состоятся следующие всеобщие президентские выборы. В нынешнем году президента на три года должны избрать в Национальном Собрании НКР.

В Степанакерте справедливо полагают, что референдум 20 февраля 2017 г. стал очередным актом волеизъявления народа Арцаха, реализующего закрепленное в основополагающих международных документах право самостоятельно определять свое будущее. Стремление же Баку любыми способами, включая военные, подавить данное неотъемлемое право народа Арцаха, служит основным источником сохранения напряженности в зоне Нагорного Карабаха и причиной отсутствия прогресса в процессе урегулирования рассматриваемого вооруженного конфликта.

Очевидно, что демократическое развитие государственности Арцаха является необратимым процессом. А нежелание Азербайджана признать данный факт, выражаемое в отрицании реализованного народом Арцаха права на самоопределение, служит обреченной на провал попыткой вернуться в прошлое. Тем не менее, сопредседатели Минской группы ОБСЕ заявили, что они не признают результаты референдума как фактор, влияющий на правовой статус Нагорного Карабаха. Причем, по их мнению, результаты референдума никоим образом не предрешают окончательный статус НКР.

Еще жестче на это отреагировали в Баку. Так, накануне референдума заместитель премьер-министра Азербайджанской Республики Али Ахмедов заявил: «Весь мир – страны, международные организации – считает Нагорный Карабах неотделимой составной частью Азербайджана». И как он считает, мировое сообщество не поменяло по этому вопросу своей точки зрения. В частности, Али Ахмедов продолжил: «Международные организации того же мнения. Правительство Азербайджана и азербайджанский народ озвучили свою позицию по Нагорному Карабаху. Как отметил президент [Ильхам Алиев], Азербайджан ни при каких обстоятельствах не допустит создания второго армянского государства на его территории. Азербайджан не отдаст ни пяди своей земли. Отделение Нагорного Карабаха – не предмет для обсуждений, не был им и не будет».

В Баку считают, что проведенный в НКР референдум не имеет никакого отношения ни к разрешению вооруженного конфликта в зоне Нагорного Карабаха, ни к вопросу о том, принадлежит ли Азербайджану Нагорный Карабах. И формально не возражая против его проведения, там отметили, что азербайджанский народ и правительство, международные организации, занимающиеся урегулированием этого вооруженного конфликта, не признают референдум. Более того, в Азербайджане потребовали оценивать его проведение как «очередную провокацию армянской стороны».

Следствием такой позиции стало то, что в ночь с 24 на 25 февраля 2017 г. Вооруженные силы (ВС) Азербайджана предприняли попытки наступления на позиции Армии обороны Арцаха c северо-восточного (Мартуни) и восточного (Акна) направлений силами разведывательно-диверсионных групп. Такие попытки были пресечены усилиями армянской стороны, в результате чего погибло до 10 азербайджанских военнослужащих. Случившееся стало серьезным нарушением со стороны Азербайджана режима прекращения огня после трагических событий апреля 2016 г. И вновь этому предшествовали систематические и целенаправленные действия Баку по эскалации напряженности в зоне вооруженного конфликта, на что не было адекватного ответа со стороны международного сообщества.

Следует заметить, что в ходе проведения референдума российская делегация посетила Мардакерт и ряд районов НКР, существенно пострадавших в ходе апрельских боев. Тогда впервые с 1994 г. по мирному городу ВС Азербайджана нанесли удары ствольной и реактивной артиллерией. Причем такие удары были нанесены ночью, что, как считалось, должно было вызвать панику среди местного населения. Но этого как раз и не произошло, что говорит о стойкости карабахцев.

В те дни наиболее тяжелая ситуация сложилась в селе Талыш, которое на несколько часов было захвачено ВС Азербайджана. По нему артиллерийский удар был также нанесен ночью. И в таких условиях были вынуждены в срочном порядке эвакуироваться около 500 мирных жителей. Ныне их разместили в селе Алашан и некоторых других населенных пунктах республики. При этом в Степанакерте постарались создать им максимально удобные условия для временного проживания.

В настоящее время часть села Талыш находится в зоне снайперского огня азербайджанской стороны. Поэтому здание новой его администрации и школа строятся в другой, более защищенной его части. И местные жители готовы в него вернуться, что говорит о мужестве жителей Нагорного Карабаха.

По окончании референдума российскую делегацию приняли президент НКР Бако Саакян и спикер Национального Собрания НКР Ашот Гулян.

Таким образом, состоявшийся в Нагорно-Карабахской Республике референдум подтвердил, что там создана собственная государственность, основанная на демократии и верховенстве закона. И с этим международному сообществу нужно считаться уже сейчас путем обсуждения проблемы Нагорного-Карабаха в обязательном присутствии представителей Степанакерта. Причем это предполагали все документы 1994-1995 гг., на основе которых в этой зоне было подписано соглашение о перемирии.

Владимир Евсеев, заместитель директора Института стран СНГ

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты