№5 (292) май 2017 г.

Сохранять и беречь национальные традиции

Просмотров: 4311

Месяц май для Сочи, как и для других курортов края, пожалуй, самый напряженный. Он предваряет летний сезон, период, от которого зависит благосостояние большинства жителей больших и малых городов, существующих в основном на доходы, полученные от туризма и приезжающих на отдых.

Недавно в мэрии Сочи прошло совещание, на котором отметили особую привлекательность прибрежной части города. Однако места, находящиеся вдали от моря, в горах, к достоинствам курорта отнести нельзя. Интерес российских и иностранных туристов к Сочи растет, и настало время привести в надлежащий вид села, обустроить их таким образом, чтобы ухоженный облик курорта сохранялся повсеместно.

Исторически сложилось так, что после трагических событий в Турции в конце 19 – начале 20 века в Сочи прибыли тысячи беженцев, и многие села оказались населены армянами. Владельцы земель охотно позволяли армянским семьям селиться на своих полях и плантациях, поскольку они упорно трудились и были хорошо знакомы с сельским бытом. До сих пор множество сочинских сел называют «армянскими».

Вопросы благоустройства армянских сел регулярно обсуждаются на собраниях Совета Союза армян России города Сочи. Председатель САР Сочи Гамаяк Устьян откровенно говорит о том, что ему приходится наблюдать на сельских улицах, выслушивать от специалистов городского хозяйства на совещаниях Общественной палаты Сочи. Жители многих сел перестали обращать внимание на грязь и запустение как в общественных местах, так и в своих собственных дворах. В вопросах благоустройства ждут помощи от властей, наводить порядок сами не торопятся, хотя прежде это считалось нормой. В некоторых случаях вопросы благоустройства даже становятся яблоком раздора.

Один такой случай стал поводом для выездного собрания Совета Союза армян России города Сочи. В старейшее сочинское село Прогресс приехали члены Совета общины. В местную среднюю школу, современную и оборудованную отнюдь не по сельским стандартам, пришли жители села. Основной вопрос обсуждения возник не случайно, хотя и не был первым в повестке собрания. В канун памятной для армян всего мира даты 24 апреля житель села Сергей Оганесян решил установить в селе хачкар, чтобы отдать дань памяти старожилам, большинство из которых – потомки беженцев, спасшихся от Геноцида, тем людям, кто не щадя сил заботился о благополучии села, сохранял культуру, национальное достоинство.

Но Сергей Егишевич, по заказу которого хачкар был изготовлен в Ереване и доставлен в Сочи, натолкнулся на сопротивление некоторых жителей села. На его призыв помочь установить памятный хачкар на одной из сельских улиц и благоустроить территорию, ответили «вежливым» отказом. Территория, на которой предполагалось установить памятник, принадлежит местным жителям на правах собственности.

Благое начинание установить в селе хачкар было воспринято первоначально с пониманием, тем более что семья Сергея Оганесяна относится к местным старожилам, известным и почитаемым в селе людям. Но когда нужно было расчистить место для хачкара, забетонировать небольшой квадрат земли под его постамент, дело застопорилось. На выездное заседание Совета пришел собственник земельного участка и заявил решительное «нет». Присутствующие на собрании, в том числе жители Прогресса, замерли от недоумения. Армяне и хачкар, по мнению всех собравшихся, – две ипостаси, неотделимые друг от друга. Тем не менее, житель села, на земельном участке которого близ главной дороги предполагалось установить памятник, заявил, что установки хачкара не допустит. В ходе заседания Совета выяснилось, что в Прогрессе уже давно не существует территориального общественного самоуправления, а молодежь села не стремится почитать и хранить национальные традиции, хотя в школе существует и постоянно пополняется музей, в котором представлены редкие артефакты истории амшенских армян.

Выступая перед собравшимися, Гамаяк Устьян отметил, что установка хачкара в селе – прекрасный повод для участия в программе благоустройства сочинских сел.

– Мы задумались над тем, как будем в будущем отмечать День памяти жертв Геноцида армян в Османской империи, и пришли к мнению, что в населенных преимущественно армянами селах должны быть «центры притяжения», места, где можно было бы собраться, помянуть тех, кого Армянская Апостольская Церковь два года назад причислила к лику святых, – сказал Гамаяк Устьян. – Я помню, как в моем родном селе Каткова Щель был обустроен небольшой участок возле клуба, совсем просто, по-сельски. Но там любили собираться, общаться, обсуждать насущные вопросы, делиться радостью и бедой. Очень жаль, что сегодня этого нет.

На выездном заседании в Прогрессе были поставлены острые вопросы – отсутствие взаимопонимания, нежелание сообща решать насущные задачи. Но самым главным стал вопрос воспитания молодежи. Почему молодежь не интересуется историей армянского народа, страны своих предков? Почему не все в селе хранят национальные традиции? Почему общее дело не становится общим? Жизнь изменилась? Несомненно. Но в поисках сиюминутных выгод утратить все то, чем гордились и славились на протяжении полутора столетий армянские села в Сочи, нельзя.

На ближайшее время намечено собрание актива Совета Союза армян России, который обсудит вопрос установки хачкара в селе Прогресс.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля