№5 (292) май 2017 г.

Дорога в Арцах и дороги в Арцахе

Просмотров: 7124

Страна – это дороги. Данное утверждение особенно актуально для Арцаха, находящегося в состоянии неурегулированного конфликта и блокады со стороны Азербайджана. И не случайно строительству и благоустройству дорог в стране уделяется большое внимание, ибо они имеют военно-стратегическое значение и играют важнейшую роль в социально-экономическом развитии республики.

В данной сфере у провозглашенной в 1991 году Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) существовало много проблем, унаследованных еще с советских времен. Развязанная Азербайджаном кровавая и разрушительная война усугубила проблемы дорожно-коммуникационной инфраструктуры самоопределившегося армянского края, добавила новые, одновременно подчеркнув жизненную необходимость их немедленного и комплексного решения.

Если открытие «дороги жизни» (т.н. Лачинского гуманитарного коридора) в мае 1992 года позволило частично ликвидировать душившую новонезависимую республику блокаду и буквально спасти народ Арцаха от физической гибели, то со временем для развивающегося суверенного государства, интерес к которому в мире повышается год от года и, соответственно, увеличиваются грузо- и пассажиропотоки, современные дороги стали императивом.

Первая автомагистраль из столицы Нагорно-Карабахской Республики Степанакерта в Горис, пролегающая через Шушу и Бердзор (бывший Лачин), была построена сразу же после войны и до недавнего времени продолжала оставаться практически единственной сухопутной связью Арцаха с Арменией, а через нее и с внешним миром. Однако сложный горный рельеф, наличие большого количества серпантинов на достаточно протяженной магистрали доставляют пассажирам неудобства и отпугивают иностранных туристов, предпочитающих комфортную поездку.

С учетом крайней важности дорожно-транспортной сети во всех сферах жизни республики на заседании Совета попечителей Всеармянского фонда «Айастан» («Армения») был поднят вопрос о строительстве второго транспортного пути, соединяющего Армению с Нагорным Карабахом (такая дорога, собственно, была, но в крайне неблагоустроенном состоянии). В итоге было решено направить собранные в ходе «Телемарафона-2013» средства на благоустройство автомагистрали Мартакерт – Карвачар – Сотк – Варденис.

Значение почти 120-километровой дороги, естественно, сводится не просто к обеспечению более комфортного путешествия в Арцах. Напрямую соединяя юго-восточные районы Армении и северные районы Арцаха, она оживляет связь между двумя армянскими республиками и становится хорошим стимулом для их социально-экономического развития. Ну и, конечно же, положительно отражается на туристических потоках.

На недавнем международном форуме блогеров в Арцахе заместитель министра экономики республики Сергей Шахвердян, мотивировав бездействие Степанакертского аэропорта позицией международных структур, заметил: «Мы пошли по другому пути и вместо того, чтобы «бороться с ветряными мельницами», построили вторую дорогу, связывающую Арцах с Арменией. Это дорога Степанакерт – Мартакерт – Карвачар – Сотк. Дорога сделала возможной организацию кольцевых маршрутов по НКР, что намного увеличит число желающих приехать в страну».

И если всего несколько лет назад неблагоустроенная альтернативная дорога между Арменией и Арцахом порой, в зависимости от погоды, оказывалась труднопроходимой даже для внедорожников, то сегодня отремонтированная автомагистраль действует практически в любой сезон года.

Впрочем, позволю себе заметить в качестве совета, что сухопутное путешествие в Арцах по обеим дорогам не будет утомительным в любом случае, если настроиться на соответствующий лад и просто любоваться с горных серпантинов прекрасными видами за окнами по обе стороны автомобиля, вбирать в себя дух христианской старины, посещая расположенные неподалеку от трасс церкви, монастыри, другие святые места, которыми богаты Армения и Арцах.

Говоря об экономической важности дороги из Мартакерта в Варденис, прежде всего следует отметить, что она позволяет решать вопросы, связанные с горнодобывающей промышленностью – одной из приоритетных хозяйственных отраслей Арцаха. Территория, через которую проходит автомагистраль, богата полезными ископаемыми, например, медью и золотом. Новая дорога, в частности, позволяет эффективнее транспортировать добываемый на приисках Мартакертского района концентрат на обработку в обогатительный комбинат Сотка в Армении.

Очевидно также, что новая магистраль имеет и большое военно-стратегическое значение.

«Помимо того, что дорога будет во многом содействовать социально-экономическому развитию Мартакерта, Карвачара и прилегающих сел, устранит ряд препятствий, мешающих развитию горнорудной промышленности, она имеет важное стратегическое значение для такой страны, как Арцах, находящейся пока в военном положении, – утверждает координатор программ Всеармянского фонда «Айастан» в Арцахе Валерий Газарян. – Карвачар – наш тыл, а тыл всегда должен быть крепким: наш противник всегда норовит ударить в тыл, такое неоднократно случалось на протяжении всей нашей истории. Так что дорога имеет огромное значение в первую очередь для безопасности страны, поскольку Карвачар является одним из важнейших оборонительных пунктов Карабаха. Это означает также, что мы никому не собираемся сдавать наши земли».

Важнейшей составляющей дорожно-транспортной инфраструктуры Арцаха является магистраль Север – Юг, построенная в течение нескольких лет благодаря пожертвованиям армянской диаспоры. Простираясь с севера на юг, она соединяет Мартакертский, Аскеранский, Мартунинский и Гадрутский районы Арцаха, привязывая их к столице республики Степанакерту и далее – к Республике Армения. Роль магистрали трудно переоценить в плане улучшения социально-экономической жизни сопредельных с ней населенных пунктов.

По словам министра градостроительства Республики Арцах Карена Шахраманяна, сегодня больше внимания уделяется дорогам общего пользования, а также тем, что связывают столицу с районами.

В данном контексте необходимо отметить обустройство 40-километровой автодороги Степанакерт – Ннги – Мартуни, которая связала коротким и удобным способом райцентр Мартуни со столицей республики, а также рядом сел, расположенных по соседству с автодорогой. Безусловно, это станет стимулом для развития данных населенных пунктов.

Надо также отметить, что, помимо проселочных дорог, на данный момент идет активное обустройство внутрисельских дорог – совместными усилиями муниципальных властей и сельчан.

Говоря о дорогах Арцаха, нельзя обойти тему мин и других невзорвавшихся боеприпасов, доставшихся в наследство от войны 1991-1994 годов. По некоторым данным, на территории Нагорно-Карабахской Республики в указанный период насчитывалось более 100 тысяч мин и снарядов разного типа. Эксперты утверждают, что если соотнести эту цифру с количеством и плотностью населения, а также с размерами республики, то уровень пораженности территории Нагорно-Карабахской Республики можно сравнить с афганским. На начальном этапе войны почти половина территории Нагорного Карабаха оказалась под оккупацией Азербайджана, вследствие чего были заминированы тысячи гектаров земли – сельскохозяйственные угодья, посевные площади, пастбища, сады, дороги и другие стратегически важные объекты.

С заключением перемирия в мае 1994 года первоочередной задачей властей Нагорно-Карабахской Республики стало срочное гуманитарное разминирование с целью обеспечения безопасного возвращения вынужденно перемещенных лиц и беженцев. Наибольшее количество мин и других снарядов было сконцентрировано в Мартакертском районе, села которого чаще других переходили из рук в руки. Кроме того, вследствие регулярных бомбежек авиацией противника мирных населенных пунктов в период войны в республике по сей день обнаруживаются неразорвавшиеся шариковые и другие бомбы.

По данным Государственной службы по чрезвычайным ситуациям при правительстве Республики Арцах, в ходе проводимых более 20 лет работ были обнаружены и обезврежены тысячи снарядов, мин и других невзорвавшихся боеприпасов. Их количество увеличилось вследствие обстрела ряда мирных населенных пунктов со стороны Азербайджана в апреле 2016 года, когда были применены также новые виды снарядов, в частности, кассетные боеприпасы LAR-160.

Спешу успокоить туристов, что благодаря предпринимаемым профилактическим мерам в Арцахе не зарегистрировано ни одного случая подрыва на минах или других боеприпасах иностранных граждан. К слову, за все 26 лет независимости НКР с гражданами иностранных государств в Арцахе в целом не произошло ни одного мало-мальски серьезного инцидента. Иными словами, несмотря на неурегулированность конфликта и периодическую эскалацию напряженности на передовой линии, отдыхать в Арцахе не только приятно и полезно, но и совершенно безопасно, если, конечно, не игнорировать соответствующие инструкции и советы полномочных государственных органов.

До апрельской «четырехдневной войны» нерасчищенной от неразорвавшихся боеприпасов оставалось до 5% территории республики – в основном земли, находящиеся в труднодоступных лесных и горных массивах, разминирование которых требует больших усилий. После апрельской военной эскалации местными минерами в сотрудничестве с международной гуманитарной организацией The HALO TRUST, уже много лет занимающейся разминированием территории НКР, и при активном участии населения были обезврежены сотни новых неразорвавшихся боеприпасов различных типов. К счастью, за период после апрельской эскалации не зафиксировано случаев подрыва гражданских лиц. А полностью процесс гуманитарного разминирования в Арцахе, по данным The HALO TRUST, можно завершить к 2020 году.

Итак, добротные дороги, надежные транспортные коммуникации крайне необходимы борющемуся за свое достойное существование Арцаху как в плане оживления экономических, торгово-хозяйственных, общественных, культурных и иных процессов, так и укрепления военной безопасности и обороноспособности. Конечно, сооружение, поддержание в исправности и модернизация магистралей и дорог – процесс перманентный и дорогостоящий, и Арцаху в этом плане предстоит большая и последовательная работа. Благо армянство мира готово всячески поддержать соотечественников на части своей исторической родины, ибо существует четкое понимание, что все делается не только для нынешнего поколения, но и для будущих поколений свободных арцахцев в расчете на долгие годы.

Ашот Бегларян, Степанакерт

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 33 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты