№7 (294) июль 2017 г.

Армянское общество слепых нуждается в модернизации

Просмотров: 8906

Несколько человек с ограниченными возможностями – инвалиды по зрению, члены Армянского общества слепых, которое насчитывает более 2400 человек, – обратились в редакцию «Ноева Ковчега» с письмом о крайне негативной сложившейся ситуации в обществе с просьбой не разглашать их фамилии.

В частности, в письме говорится о том, что руководство общества коррумпировано, не предпринимает усилий для его полноценного функционирования и ведет к полному его развалу.

За разъяснениями редакция газеты обратилась к официальному представителю Армянского общества слепых в России до 2006 года и на сегодняшний день единственному неофициально представляющему интересы Армянского общества слепых в России, известному бизнесмену и общественному деятелю, композитору, президенту компании «ЭДВАР Интернешнл», эксклюзивному представителю Benjamin Moore & Co в России и Армении – Эдвину Геворкяну.

– Эдвин Иванович, что происходит в Армянском обществе слепых?

– Говорить об этом тяжело, но не сказать и остаться в стороне я не могу, так как активно занимаюсь делами Армянского общества слепых с 1987 года, а с момента распада Советского Союза моя роль еще более увеличилась. На сегодняшний день я вижу свою задачу в том, чтобы помочь инвалидам по зрению – самой беспомощной прослойке населения, обществу, созданному их трудом, поддержать Армянское общество слепых и не дать ему распасться! Сигналы о неблагополучии в обществе я получаю регулярно, утешать себя тем, что сегодня на улицах Еревана не увидишь слепого, просящего милостыню, нельзя. Завтра все может измениться!

– Сколько лет Вы работаете с незрячими и помогаете им?

– Моя работа в Армянском обществе слепых началась в 1987 году в качестве главного экономиста объединения, и когда в Армении наступили тяжелые времена – огромные производственные предприятия останавливались, рушилась вся промышленная инфраструктура в Армении, – я, чтобы сохранить Армянское общество слепых, выступил инициатором открытия в 1992 году его представительства в Москве, которое нынешнее руководство поддержало. Благодаря нашей активной работе, не буду скромничать, в первую очередь моей, объединение смогло выжить! В то время почти 95% предприятий в Армении простаивали, а 5-6 предприятий общества слепых работали. Я занимался реализацией произведенной на них продукции в новых рыночных условиях и по новым правилам как нашим прежним, так и новым потребителям и дальнейшим поиском дополнительных рынков сбыта. Доходы от сбыта поступали на счета общества, и понятно, что потом все распределялось между работающей и неработающей сферами, и за счет всего этого Армянское общество слепых выжило.

– Что это была за продукция?

– Низковольтная аппаратура, а точнее, зажимы наборные и электротехнические изделия, которые использовались в электрощитовых и лифтовых производствах, в строительстве и в быту.

В Советском Союзе для инвалидов по зрению были выделены определенные виды производств, в которых они могли осуществлять конкретные операции, например в электротехнике и низковольтной аппаратуре – процессы сборки и т.д., и эти производства были монополиями обществ слепых во всех республиках. К концу 90-х, с узакониванием кооперативов и, особенно, после развала СССР, эта монополия тоже распалась, инвалиды оказались в рыночных отношениях, как и все. При этом пришлось конкурировать с мировыми лидерами в этой области (такими как LLC «WAGO Kontakttechnik GmbH & Co. KG», LLC «Schneider Electric», LLC «Fenix Company Limited»), не говоря уже о китайских, турецких, болгарских и российских (таких же, только Российского общества слепых) производителях, которые и сейчас прилагают большие усилия, чтобы отбить у нас наших российских покупателей. И только, еще раз подчеркиваю, благодаря мне этот рынок остается, хоть и очень уменьшился, но только вследствие недолжного качества.

Я давно мог отдать этот рынок с прибылью для себя, было много выгодных предложений, но для меня работа в интересах Армянского общества слепых, как миссия, и я ее несу, насколько позволяют мои возможности. Сегодня из всех предприятий общества слепых работают только два – Эчмиадзинское учебно-производственное предприятие АОС – на полную производственную мощность, и Армавирское учебно-производственное предприятие АОС – загружено частично.

– Почему руководство общества бездействует?

– Честно говоря, дел очень много, а развитие общества идет к спаду все больше и больше. На сегодняшний день весь станочный парк всех предприятий Армянского общества слепых очень сильно устарел (оборудованию 50-80 лет), и ничего не делается для переоснащения станочного парка, модернизации былых и создания новых современных производств, и если так будет продолжаться, скоро наши немногие потребители – и те от нас откажутся. Могу лишь одно сказать с уверенностью: был бы качественный товар, я бы загрузил еще несколько предприятий общества слепых, и обо всем этом я не раз говорил руководству Армянского общества слепых. К тому же нужно более активно работать с правительством республики для решения вопросов переоснащения предприятий, получения каких-то государственных заказов, где можно применить труд инвалидов по зрению, обращаться в благотворительные организации в целях получения каких-либо грантов, субсидий для решения вышеназванных вопросов. Но самое главное – изменить систему арендных платежей от сдачи в аренду площадей на объектах всего общества (в советское время обществам инвалидов, тем более слепым, выделялись территории для строительства предприятий, разнофункциональных объектов и жилья в самых хороших местах), от чего общество получает доход, перевести их на прямые арендные договоры: арендодатель – арендатор, а не через субарендаторов-родственников, и может быть, деньги потихоньку будут собираться на модернизацию, техперевооружение, на повышение пособий и т.д. хотя бы частично.

– Но это одна часть проблемы…

– Конечно. Для всех этих работ нужно активизировать работы на всех уровнях, начиная с руководителя общества. Дело в том – независимо от наших давних взаимоотношений с председателем общества Абелом Седраковичем Акопяном и моего к нему очень неплохого отношения, – что я не могу не сказать: он достиг преклонного возраста – 90-летия. Насколько эффективно в такие годы можно держать руку на пульсе, решать вопросы модернизации производства, создания новых рабочих мест, целевого расходования средств? Такого же возраста и активный член общества слепых, член правления, директор учебно-производственного предприятия №2 Маил Рубенович Арутюнян. Может быть, они в свое время и сделали много полезного для общества, но на сегодняшний день 90-летнему руководству особых изменений и потрясений не нужно. Их все устраивает!

Пора дать дорогу более молодым, энергичным, деятельным, разбирающимся хорошо в производстве на современном уровне, движущимся в ногу со временем, понимающим нынешние рыночные отношения, думающим не только о своем личном, но и об обществе в целом.

– А что предпринимает в связи с этим вышестоящая организация?

– Такой нет. Армянское общество слепых – общественная организация, и, согласно закону об общественных организациях, с прошлого года за финансовой деятельностью оных следят налоговые органы РА, а Устав общества регистрирует Министерство юстиции, которое, наверное, может обратить внимание на пункты, введенные в этот Устав, и решить, определяет ли этот Устав все необходимые условия для существования и правильного функционирования общества. Понятно, что Устав принимается на съезде, а после отправляется на утверждение в Минюст республики, и понятно, что Устав АОС был написан так, как удобно было руководству. Например, в Уставе нет ни одного пункта о возрастном цензе для руководства и ограничений сроков правления. И, получается, по закону общественная организация руководствуется только собственным Уставом, таким, какой устраивает действующее руководство общества, и законом об общественных организациях.

В этом году должен был состояться съезд, на котором должен был быть избран новый председатель, хотя, по всей вероятности, прошел бы опять бывший председатель, выставивший свою кандидатуру. Но руководство общества вообще не созвало съезд, мотивируя это тем, что два года назад, в апреле 2015 года, был проведен внеочередной съезд, на котором срок пребывания председателя на посту в обществе увеличивался с двух лет до четырех. К этому времени председатель общества уже два года занимал пост, и в это время нужно было либо провести новые выборы и с этого времени начать отсчет четырех лет, либо отсчитать с 2013 года срок в четыре года и в апреле 2017 года провести выборы. Получается, что если в этом году выборы не проведут, то, значит, к двум годам приплюсовывается еще четыре, то есть выходит шесть лет, которые не проходят по Уставу. Но Центральное правление даже не готовится к каким-либо мероприятиям, похожим на выборы, т.е. под этим соусом, что двухлетний срок изменили на четырехлетний, по всей вероятности, хотят дотянуть до 2019 года, начиная с 2015 года плюс четыре года.

Также на этом внеочередном съезде в апреле 2015 года было принято такое положение, что на следующих выборах 2019 года председательский срок увеличится еще на один год, то есть станет 5-летним. Пожелаем долгого здоровья нынешнему председателю, ведь получается, что он до ста лет останется на посту.

– Что бы Вы предложили в этой ситуации?

– Во-первых, Министерству юстиции пересмотреть Устав общества с введением возрастного ценза для председателя и руководителей всех уровней – как Центрального правления, так и директоров учебно-производственных предприятий, а также введение ограничения сроков правления председателя Центрального правления Армянского общества слепых, членов Центрального правления и директоров УПП, а то на общественную собственность многие стали смотреть как на личную! Во-вторых, созвать внеочередной съезд и предложить новые кандидатуры на руководящие посты. В-третьих, выборы руководящего звена были непрозрачны, к ним никого не допускали, в том числе и представителей СМИ, т. е. необходимо сделать прозрачные выборы председателя и членов Центрального правления Армянского общества слепых и допустить СМИ и наблюдателей. В-четвертых, на сегодняшний день сложилась такая ситуация, что хотя и есть достойные люди в обществе, которые могли бы занять должность председателя, но вследствие того, что демократическим способом выборы могут не осуществиться, то чтобы определить самого достойного и чтоб фальсификаций не было, я бы предложил, чтобы на съезде присутствовали наблюдатели со стороны правительства или Министерства юстиции. В-пятых, отменить пункт, запрещающий участвовать в выборах председателя Центрального правления АОС зрячих кандидатов. Насколько я знаю, в Уставах обществ слепых во многих странах и даже в республиках бывшего Союза нет таких ограничений. Не подумайте, что подготавливаю почву для себя, лично я на этот пост баллотироваться не собираюсь!

И, в-шестых – самое последнее и, может быть, очень спорное и только в виде исключения один раз в связи с чрезвычайной ситуацией, – осуществить назначение инвалида по зрению на пост председателя общества правительством республики всего лишь на один срок и с обязательным условием, что последующие выборы должны пройти согласно Уставу! Многим, наверное, этот пункт не понравится, но я исхожу из чрезвычайной ситуации, создавшейся в обществе, и скажу прямо, что назначенец от правительства, возможно, сможет сделать больше, используя административный ресурс.

Могу сказать, что я высказал в основном мнение многих членов общества, если не большинства. Все это понимают и не хотят мириться, но на сегодняшний день они очень запуганы и боятся выступать открыто.

– А чего боятся люди?

– Оказаться на улице, остаться без работы, лишиться тех немногих денег, которые они получают, или получают их работающие родственники, или не получают месяцами, но не теряют надежду, что все-таки когда-либо получат (насколько я слышал, многие председатели первичных организаций слепых более 8-10 месяцев зарплату не получали). Хочу еще раз повториться: слепые – самая незащищенная прослойка населения и за пределами Армянского общества слепых они невостребованы и нигде не нужны, а жить-то надо! Показательно, что письмо написано в редакцию газеты, которая находится за пределами Армении.

– Но почему молчит армянская пресса?

– Не могу сказать. Наверное, вследствие того, что по вышеперечисленным причинам к ним не обращаются, а они видят, что на улицах нет слепых, просящих подаяния, и считают, что все у них нормально, но я надеюсь, после этой статьи больше молчать не будут ни слепые, ни журналисты, а руководству республики нужно серьезно задуматься!

– А проверяющие органы могут выявить нарушения?

– Наверное, особенно если присмотрятся к системе арендных платежей, но пока ситуацию не берут под контроль.

– Настало время радикальных действий?

– Пока еще незрячие имеют какую-то возможность работать и как-то зарабатывать на жизнь, но с каждым днем становится все хуже и хуже! В обществе еще сохранилась типография, где печатаются книги и газеты для слепых по Брайлю, а также аудио-книги, еще в Ереване действует хоровое общество, оркестр народных инструментов, библиотека, клуб и несколько спортивных кружков, но содержать их, проводить спортивные мероприятия и концерты становится все труднее и труднее. В Советском Союзе незрячие получали квартиры, бесплатные путевки, помощь, пособия от государства и фондов, образованных за счет отчислений работающих предприятий в центральные органы общества. Одновременно все общества инвалидов работали над созданием инфраструктур для полноценного культурно-духовного, спортивного развития, и благодаря всему этому люди с ограниченными возможностями могли чувствовать себя полноценными членами общества. На сегодняшний день из всех обществ инвалидов в Армении осталось только общество слепых, и, если так будет продолжаться, оно тоже может исчезнуть. Этот вопрос необходимо рассматривать на правительственном уровне, необходимо оздоровить Армянское общество слепых, выбрать новое энергичное руководство, модернизировать предприятия, создать новые рабочие места, найти новые виды производства, приемлемые для инвалидов по зрению.

Я призываю нынешнее руководство объединения добровольно уйти в отставку!

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Прав ведь Геворкян, нельзя доверять 90 летним людям директорское кресло, даже если он руководит Обществом слепых.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты