№7 (294) июль 2017 г.

Лица армянской истории: Выпуск XV. Портретные работы великого мариниста

Просмотров: 7100

К 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского 17 (29) июля 1817 г. – 19 апреля (2 мая) 1900 г.

Армяне занимали и занимают видное место в мировой истории. Тому свидетельство – большое количество портретов (от фр. portrait – «воспроизводить что-либо черта в черту») как государственных и военных деятелей, представителей творческих профессий, священнослужителей, купцов, так и простого люда армянских кровей работы видных живописцев и скульпторов.

Редакция газеты надеется, что тематические выпуски «Лица армянской истории» будут представлять определенный интерес для читателей.

Первый живописный портрет Ивана Константиновича Айвазовского, украшающий залы постоянной экспозиции Третьяковской галереи, был написан в 1841 г. А.В. Тырановым в Риме. На полотне Иван Константинович, выпускник Петербургской Императорской Академии художеств, запечатлен в возрасте 24 лет во время своего путешествия по Европе.

Взгляд юноши, изображенного на картине, поражает пытливостью и опытностью. Рука, опирающаяся на спинку стула, готова в любой момент взлететь над мольбертом. Создается впечатление, что для позирования Тыранов долго умолял вечно занятого гения. Ведь для Ивана Константиновича каждая минута была на вес золота, а бездумное позирование воспринималось как пустая трата времени.

ПОРТРЕТ ДЛЯ ГАЛЕРЕИ УФФИЦИ

В 1874 г. выставка работ И.К. Айвазовского во Флоренции восхитила посетителей, и Флорентийская академия художеств предложила художнику написать свой портрет для Галереи Уффици (одного из старейших музеев Италии и мира), где собраны портреты знаменитейших художников, начиная с эпохи Возрождения. Такой высокой чести из русских живописцев удостоился раньше только О.А. Кипренский.

На портрете мастер в зрелом возрасте, с волевым лицом, полный творческих сил, с устремленным вперед взглядом. Живые искристые глаза персонажа горят любознательным огнем. Несмотря на большой жизненный опыт, герой не потерял интерес к миру, находя в нем все новые темы для творчества. Всматриваясь в полотно, создается впечатление, что художник изобразил себя на природе. Развевающиеся на ветру волосы и сине-зеленый фон позади героя свидетельствуют о присутствии дополнительного персонажа – природы.

ГРАДОНАЧАЛЬНИК НАХИЧЕВАНИ-на-ДОНУ

Арутюн Погосович Халибян (Артемий Павлович Халибов; 1790 – 1871) родился в семье богатых армян, выходцев из крымского города Феодосия. Он рано осиротел. Учился в частной школе Серовбе Патканяна, где был одним из лучших учеников. В двадцать лет Халибян становится компаньоном купца Одабашьяна, который заметил в нем блестящие коммерческие способности и пригласил к сотрудничеству.

Портрет известного купца, городского главы Нор-Нахичевана (Нахичевани-на-Дону) на протяжении пяти сроков (1833 – 1835, 1842 – 1853) А. Халибова был написан в начале 1862 г. В русской искусствоведческой литературе эта работа упоминается под названием «Портрет мужчины». Портрет Халибяна, бесспорно, одно из лучших портретных произведений Айвазовского. Контур человеческого характера художником был очерчен достаточно выразительно: полуоткрытый рот, несколько недоверчивый, недовольный взгляд чем-то рассерженного, растревоженного человека.

По инициативе Габриэла Айвазяна, брата художника, в 1859 г. на средства Халибяна, церковной епархии, взносы учащихся и деньги самого Габриэла Айвазяна было открыто в Феодосии армянское училище «Халибян дпроц» («школа Халибяна»), в котором дети крымских армян и выходцы из Западной Армении – армяне-григориане, католики и протестанты – могли получить среднее образование.

ПОРТРТЕТЫ АННЫ АЙВАЗОВСКОЙ (в девичестве Бурназян)

В 1882 г. И.К. Айвазовский женился повторно – его супругой стала молодая купеческая вдова Анна Никитична Саркизова (1856 – 1944). Первая встреча с ней была случайной. В 1881?г. Иван проезжал в экипаже мимо похоронной процессии и обратил внимание на женщину, идущую в траурной церемонии за гробом. Он остановил экипаж и узнал у знакомого, что хоронили известного в Феодосии купца Саркизова. Вслед за гробом шла юная вдова – армянка, женщина необыкновенной, поразительной красоты. С первой минуты Иван понял, что она создана для него. Сердце в его груди забилось быстрее.

Спустя время Анна стала женой художника. Ему было 65, ей – 25. Но ее природный такт и душевная чуткость осветили их отношения. Второй брак Айвазовского был удачным. Наконец-то в доме художника вновь воцаряются тепло и уют. К тому же в отчий дом возвращается дочь Александра с сыновьями. Теперь Иван Константинович живет и работает, окруженный большим семейством.

В год свадьбы без ума влюбленный Айвазовский пишет портрет жены в национальном армянском платье с прозрачной шелковой косынкой на голове. Выразительные темные глаза выдавали в ней ум, благовоспитанность и восточную грацию, мягкая улыбка дополняла спокойную женственность, фигуру обтекала прозрачная шаль, придавая образу легкость и некую загадочность.

Осенью того же 1882 г. Айвазовский изображает Анну еще на одном холсте – «Сбор фруктов в Крыму». Стоя на двухколесной арбе, Анна собирает виноград. Сидящий в арбе юноша, держа корзину, не сводит глаз с госпожи. Фигура молодой женщины светится на фоне зелени и цветов. Краски сочатся радостью жизни.

17 лет супруги Айвазовские проживут в любви и согласии. Как и в юности, художник будет много и невероятно продуктивно писать.

АРХИЕПИСКОП ГАБРИЭЛ АЙВАЗЯН, РЕКТОР ЭЧМИАДЗИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Габриэл (Гавриил) Константинович Айвазян (1812 – 1880) – средний брат художника, родился в Феодосии. Из-за бедности семьи был определен родителями в армянский католический монастырь мхитаристов, основанный на острове Св. Лазаря близ Венеции в начале XVIII века армянским ученым-монахом Мхитаром, стремившимся сделать его центром армянской культуры. Окончил духовную семинарию, в течение многих лет был ученым секретарем конгрегации мхитаристов. Крупный ученый-лингвист, переводчик, владел 12 живыми и мертвыми языками (древними, восточными, западноевропейскими), что позволило ему стать почетным членом многих зарубежных академий и научных общественных организаций.

Основал в 1843 г. историко-литературный журнал «Базмавеп» («Многокнижие»), выступал его редактором. Автор учебных пособий, изданных в Венеции на армянском языке: «Краткая история Российской империи», «История Османского государства» в двух томах. При поддержке И.К. Айвазовского в 1848 г. переехал в Париж, стал ректором армянского училища Мурадян. В 1857 г. соединил свою дальнейшую судьбу и ученые занятия с армяно-григорианской церковью. С 1858 г. жил в Феодосии, позднее получил сан архиепископа, был назначен предводителем Грузино-Имеретинской армянской епархии. В 1874 г. Габриэл Айвазян стал ректором Эчмиадзинской духовной семинарии.

Любящий брат изобразил его в церковной одежде с панагией на груди.

ГРАФ ЛОРИС-МЕЛИКОВ, МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов (1825 – 1888), граф (1878), российский государственный деятель, генерал от кавалерии (1875), почетный член Петербургской Академии наук (1880). Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) в дворянской семье. Учился в Лазаревском институте восточных языков в Москве, затем в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. В Русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг. фактически руководил военными действиями на Кавказе; взял штурмом Ардаган и Карс.

В 1880 г. – председатель Верховной распорядительной комиссии, в 1880 – 1881 гг. – министр внутренних дел Российской империи. Автор неосуществленного проекта переустройства государственного управления (т.н. Конституции Лорис-Меликова). В апреле 1881 г. подал в отставку в знак протеста против отказа правительства Александра III от курса реформ.

Последние годы жизни М.Т. Лорис-Меликов провел за границей. Умер в Ницце и был похоронен в Тифлисе.

ГРИГОР ЛУСАВОРИЧ, ПЕРВЫЙ ПАТРИАРХ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ АРМЕНИИ

Сюжетом для картины послужил переломный момент в истории армянского народа. В 301 г. с подачи Григория Просветителя (ок. 252 – ок. 326) христианство было принято Арменией как государственная религия.

Григорий Просветитель (сурб Григор Лусаворич, или Григор Партев) – первый епископ и просветитель Армении, причислен к лику святых Армянской Апостольской и Русской Православной церквями (где известен как священномученик Григорий, просветитель Великой Армении), а также Римско-католической и Англиканской церквями.

В 302 г. началось строительство христианского храма в городе Вагаршапате – столице царя Тиридата. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (т.е. Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию Просветителю место для строительства храма.

На картине Айвазовский изображает торжественный момент закладки первого камня, на котором воспроизводит надпись на армянском языке: «Дом церкви». На первом плане два армянина коленопреклоненно поддерживают камень. В глубине картины – плотная толпа людей. Григорий Просветитель с патриаршим посохом в одной руке и с крестом в другой совершает обряд освящения камня. Его торжественная и спокойная поза, национальная церковная одежда и приветливое лицо эмоционально воздействуют на зрителя. Картина вскоре была освящена и помещена в церкви Сурб Саргис в Феодосии, где десятки лет обозревалась прихожанами. На верующих она производила глубокое впечатление не только своим историческим содержанием, но и цветовым построением. Темно-красный и каштановый цвета одежды Просветителя, освещаемые теплым светом лиц стоящих за ним священников, сверкание позолоченного посоха и тиары из тесьмы с золотистыми кистями – все это ярко очерчено на фоне виднеющихся вдали светло-голубых вершин Арарата.

В 325 г. Григорий Просветитель передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер и был похоронен в Св. Эчмиадзине.

КАРТИНА «СВЯТОЙ ВОИН» ДЛЯ ХРАМА СУРБ САРГИС В ФЕОДОСИИ

На картине изображен великий армянский военачальник V века Вардан Мамиконян с сыном в момент клятвы перед боем с персидским шахом Азкертом II, который требовал отречения армянского народа от своей веры. Коленопреклоненные перед хачкаром, отец и сын клянутся бороться против врага до последней капли крови. На втором плане картины, вдали на косогоре, виднеются люди в воинских доспехах. Они готовы прийти на помощь своему военачальнику. Фоном служит природа прекрасной горной Армении.

26 мая 451 г. в долине Аварайр произошло решающее сражение: 60 тысяч армянских воинов, стариков, женщин, монахов выступили против 200-тысячной персидской армии. Битва была проиграна, Вардан Мамиконян был убит, однако персы, встретив упорное сопротивление, были вынуждены отказаться от посягательств на религию и самобытность армянского народа.

МКРТИЧ I ХРИМЯН (1820 – 1907), КАТОЛИКОС ВСЕХ АРМЯН

В июне 1895 г. в Феодосию к Айвазовскому приезжает высокий гость – Католикос всех армян Мкртич I Хримян (1892 – 1907). Художник возил его в Старый Крым, где на месте разрушенных церквей он возвел новый храм и даже написал для него алтарный образ. В полдень Айвазовский в честь большого гостя в саду своего дома, полном цветов, дал обед на триста человек. На нем Католикос, подчеркивая заслуги великого мариниста и его значение для армянского народа, сказал: «Ованес ага! Люди рождаются и умирают, исчезают с лица земли, но имена гениальных людей остаются навечно. Бессмертие своего имени ты уже обеспечил при жизни. Но одного не хватает тебе и мне. Ты – гениальный художник, мир восхищен твоей кистью. А я, Хримян Айрик, в одной руке – крест, в другой – Библия, буду молиться за тебя и за мой бедный армянский народ. Ты старше меня на два года, тебе 77 лет, а мне 75. Мы живы и у нас пока нет мыслей умирать, потому что мы не оплатили сполна большой долг перед своим народом. Когда оплатим, тогда пусть будет Божья воля». «Святейший отец, я буду работать, сколько смогу, чтобы оправдать слова Вашего Святейшества», – ответил Айвазовский. Эти слова художника вызвали бурю возгласов: «Да здравствует Айвазовский!» В этом же году вдохновленный Иван Константинович напишет картину «Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина».

ДВА АВТОПОРТРЕТА АЙВАЗОВСКОГО: В ПАРАДНОМ И ГРАЖДАНСКОМ МУНДИРАХ

На «Автопортрете» И.К. Айвазовский изобразил себя в парадном мундире Морского министерства, который он имел право носить, так как был живописцем Главного Морского штаба России, и при всех наградах, полученных им к этому времени. Фигура живописца излучает достоинство и спокойствие. Доброта и уверенность в собственных силах теплятся в мудрых глазах.

На мундире художника награды изображены в порядке старшинства. На широкой голубой ленте через левое плечо внизу – орден Белого Орла. Звезда этого ордена (восьмиконечная, золотая) – на левом борту мундира. Далее орден Св. Владимира II ст. – шейный красный крест на темно-красной с черной каймой ленте. Его восьмиконечная звезда находится под звездой Белого Орла. Ниже – ромбовидный знак Академии художеств. На правом борту мундира (под орденом Св. Владимира II ст.) – ордена Св. Анны I ст. и Св. Станислава I ст. Звезды этих орденов – справа друг под другом. Айвазовский изобразил себя в интерьере на фоне морского пейзажа – знаменитой картины «Буря на море», на столе – портрет Анны Никитичны, жены художника.

На «Автопортрете» 1898 г. художник в гражданском мундире. За выдающиеся успехи в живописи Айвазовский был награжден не только многочисленными орденами, но и высшим гражданским чином действительного тайного советника.

На фраке художника красная одноцветная лента ордена Св. Александра Невского. Она надевалась через левое плечо. На шее, на голубой ленте – орден Белого Орла. На правом рукаве фрака на красной ленте – орден Св. Александра Невского. На груди слева вверху – восьмиконечная звезда ордена Св. Александра Невского, под ней – звезда ордена

Св. Владимира.

ДОЧЬ ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ЛАМПСИ?

Обращаясь к непривычному жанру, художник в «Портрете дочери» использует скромный, сдержанный колорит: все внимание акцентируется на лице и фигуре. Несколько обобщенно прописаны балконы, агава, плющ. В этом окружении женщина чувствует себя хозяйкой.

Мы склоняемся к мысли, что на картине изображена дочь художника Александра Ивановна Айвазовская (1852 – 1908), в замужестве Лампси, проживавшая с двумя сыновьями в отчем доме в Феодосии.

Семейные портреты кисти И.К. Айвазовского из фондов Феодосийской картинной галереи

ОВАНЕС АЙВАЗЯН

Феодосия – небольшой портовый городок у подножия Крымских гор. На холме приметный белый домик с видом на море, где появился на свет И.К. Айвазовский. 17(29) июля 1817 г. в книге рождений и крещений местной армянской церкви появилась запись: «Родился Ованес, сын Геворга Айвазяна». Отцу мальчика, рыночному старосте, на попечении которого были еще две дочери и двое сыновей, после чумы 1812 г., накрывшей и Феодосию, жилось крайне тяжело.

Ованес Айвазян в детстве учился у архитектора Якова Коха. После окончания уездного училища был принят на казенный счет в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. В 1839 г. получил аттестат об окончании академии, свой первый чин и личное дворянство. С июля 1840 г. Айвазовский в течение четырех лет путешествовал по Европе. Он побывал в Риме, Венеции и Флоренции, долгое время работал в Южной Италии, в Сорренто, написал картину для Папы Григория XVI, который наградил художника Золотой медалью. С начала 1842?г. Айвазовский посетил Швейцарию, Голландию, Англию, затем посетил Париж, где получил Золотую медаль Парижской Академии художеств, Португалию и Испанию. Осенью 1844?г. вернулся в Россию, стал живописцем Главного Морского штаба, а с 1847 г. – профессором Петербургской Академии художеств. Карьера художника была очень успешной, он был награжден многими орденами и получил звание контр-адмирала, состоял членом академий художеств Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. В общей сложности Айвазовский написал больше 6 тысяч работ. С 1845 г. жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл Школу искусств и галерею (1880). Великий художник умер в Феодосии и похоронен в ограде армянской церкви Сурб Саргис (Св. Сергия). В 1903 г. вдова художника – Анна Никитична Айвазовская установила надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке на надгробии написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

РОДИТЕЛИ И БАБУШКА ХУДОЖНИКА

Серию творческих портретов И.К. Айвазовского восполняют изображения и близких родственников. Особенное место занимают образы отца Константина, матери Рипсимэ, бабушки Ашхен.

Константин (Геворг) Григорьевич Гайвазовский (Айваз Кайтан; ок. 1765 – 1841) происходил из армянской семьи, переселившейся в числе многих тысяч армян из Западной Армении в Польшу. Семья жила в Галиции и Валахии. В начале XIX века он переселился в Крым, в Феодосию. Принадлежал к купцам 3-й гильдии, но уже в Крыму лишился большей части своего состояния. Исполнял тяжебные дела, служил старостой феодосийского базара, знал несколько языков, отличался живым умом и энергичным характером.

Рипсимэ (Аграфена) Гайвазовская (1784 – ок. 1860) слыла в молодости красавицей, занималась рукоделием для продажи, чем поддерживала большое семейство, исполняла поденную работу в богатых семьях.

Дома бабушка Ашхен рассказывала внуку Ованесу сказки и были о прошлом. Он слушал ее, а потом учился играть на скрипке. Сам! «Будет музыкантом!» – пророчили родственники. Бабушка не соглашалась: «Никто не знает...»

ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ ЛАТРИ

В 1848 г. Иван Константинович женился на Юлии Яковлевне Гревс, англичанке, дочери штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них родились четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Спустя 12 лет, из-за нежелания Айвазовского жить в столице, Юлия Яковлевна ушла от мужа. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 г.

Первая из дочерей Айвазовского – Елена – появилась на свет в Петербурге. В замужестве с Пелопидом Латри она родила троих детей: Михаила, Александра и Софию. Став художником, Михаил Латри удачнее всего писал с натуры – и в этом же его принципиальное отличие от деда, который с натуры не писал.

Брат Михаила – Александр – не был художником, но с его помощью Иван Айвазовский реализовал свою мечту о наследнике фамилии, а не только о наследнике-художнике. В трехлетнем возрасте маленький Саша поселился у дедушки в Феодосии. Айвазовскому удалось уговорить родителей внука, чтобы ему позволили усыновить мальчика и дать тому свою фамилию. Художник направил прошение государю: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери – Александра Латри, ребенка мужского пола доктора Латри, о котором я уже сделал объявление. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Разрешение было получено через месяц после смерти Ивана Константиновича…

Портрет Пелопида Латри «Зять художника» был исполнен Айвазовским в том же 1894-м, как и «Портрет дочери художника». В таком случае эти картины можно принять за некую «серию». Смело можно предположить, что на холсте изображена старшая дочь художника – Елена Ивановна Латри (1849 – 1917).

ЗНАКОМЫЙ ГОЛОС ПОЗВАЛ АННУ

Со смертью Ивана Константиновича Анна Никитична, жена художника, стала затворницей. Она не могла видеть море без него. Дав обет, четверть века не покидала дома, где была так счастлива. Она не заметила ни сполохов Первой мировой, ни огней революции, не отдавала отчета в том, что теперь живет в другой стране. Его не было рядом – все потеряло смысл. Во время Великой Отечественной, в оккупацию, она осталась в Феодосии. Когда становилось совсем голодно, всеми забытая Анна Никитична меняла оставшиеся драгоценности на крупу и хлеб. После того как немцы оставили Крым, ее нашел и забрал к себе в Симферополь художник Николай Самокиш.

25 июля 1945 г. был сильный ветер, пыль летела по улицам, пахло нагретой землей. Вздохнув, Анна прикрыла глаза. Море шумело – далеко-далеко… Вдруг знакомый голос позвал ее. Она улыбнулась, поняла и ответила:

«Я иду». Ей было 88 лет.

Благодарные феодосийцы решили не разлучать супругов и после смерти: похоронили Анну Никитичну рядом с мужем – в сквере армянской церкви Сурб Саргис, в которой их венчали.

Марина и Гамлет Мирзояны

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 92 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Море и Айвазовский вот уже полтора века — синонимы. Говорим «Айвазовский» — представляем море, а увидев морской закат или шторм, парусник или пенящийся прибой, штиль или морской бриз, произносим: «Чистый Айвазовский!» Не узнать Айвазовского — трудно. Но в газете "Ноев Ковчег" мы увидели Айвазовского редкого и малоизвестного. Айвазовского неожиданного и непривычного. Короче, Айвазовского без моря! Спасибо авторам и редакции за прекрасную публикацию.
  2. А.П. Чехов, посетивший Айвазовского в 1888 году, писал следующее: «Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах». Впрочем, несмотря на «ежей», этот брак, по-видимому, и впрямь был счастливым. Дом Айвазовского всегда был полон гостей, к нему приезжали дочери, уже успевшие выйти замуж и родить детей. Единственное, что омрачало их счастье, — Анна, как и Юлия, испытывала недостаток внимания со стороны мужа, ведь у мольберта он все равно проводил больше времени, чем с ней. "Лица армянской истории" познавательная и интересная серия. Жду новых публикайий
  3. "Семейные портреты кисти Айвазовского". Так назвали авторы заключительную часть своей публикации.я хочу добавить несколько штрихов к биогафии отца ивана Константиновича. Отец Айвазовского писал свое имя Гайвазян, так подписывал свои первые картины и Айвазовский сам. Но затем, заменил свою фамилию, сменив ее на более привычное для русского уха звучание – Айвазовский. Отец Айвазовского был достаточно образованным человеком и вообще, не только знавшим жизнь, и хорошо знавшим грамоту. Он помогал составлять всевозможные просьбы и жалобы жителям города, т.е. он каким-то таким юридическим, можно сказать, консультантом выступал у горожан. Он знал несколько языков, не только русский, но естественно, хорошо знал и армянский, и польский, и венгерский языки. И вот в этой семье, в такой семье родился Айвазовский. Спасибо автлрам. Материалы Мирзоянов я читаю с удовольствием.
  4. "Семейные портреты кисти Айвазовского". Так назвали авторы заключительную часть своей публикации.я хочу добавить несколько штрихов к биогафии отца ивана Константиновича. Отец Айвазовского писал свое имя Гайвазян, так подписывал свои первые картины и Айвазовский сам. Но затем, заменил свою фамилию, сменив ее на более привычное для русского уха звучание – Айвазовский. Отец Айвазовского был достаточно образованным человеком и вообще, не только знавшим жизнь, и хорошо знавшим грамоту. Он помогал составлять всевозможные просьбы и жалобы жителям города, т.е. он каким-то таким юридическим, можно сказать, консультантом выступал у горожан. Он знал несколько языков, не только русский, но естественно, хорошо знал и армянский, и польский, и венгерский языки. И вот в этой семье, в такой семье родился Айвазовский. Спасибо автлрам. Материалы Мирзоянов я читаю с удовольствием.
  5. "НОЕВ КОВЧЕГ" единственная армянская газета, которая так широко и достойна отметила 200-летный юбилей великого армянина. Коллективу газеты желаю новых творческих удач. Спасибо!
  6. Добрый и содержательный рассказ о творчестве Ивана Константиновича Айвазовского. Я восхищен портретами художника на армянскую тематику.
  7. Без сомнения, Айвазовский - Великий Русский и Армянский художник. И его Юбилей - это наш праздник и спасибо авторам,газете.Гордимся прошлой историей,прошлыми художниками,прошлыми государственными деятелями. Где сегодняшние?
  8. Я вот не уверен,что в Армении сегодня есть Айвазовские ,Лорис-Меликовы и Баграмяны. А вот Артавазд Ерканян назвал. Наверняка шутит.
  9. И.(О.)Айвазовский - это гордость всех армян.Национальное достояние.Наше все. А ведь и его пытались оторвать от родных корней.В советское время , в Феодосии, в музее Айвазовского редко упоминали об его армянской происхождении, умалчивали.Если прямо спрашивали экскурсовода, то тот нехотя отвечал, что он родился в семье армянина.И думай как хочешь.А потом в ход пошла байка о том, что, дескать, Айвазовский не армянин, а турок, которого усыновила армянская семья. К счастью, сейчас, вся эта омерзительная ложь, запущенная армянофобами, пошла на спад.
  10. Даже и не подозревала, что он армянин. Талантливый народ всё-таки. Хотя с детства люблю картины этого художника, но вот не знала ничего о нём самом. Спасибо!
  11. Я родился и рос в глухом казахском поселке, окруженном беспредельными степями. Родители мои люди простые, но батя где -то, зачем-то приобрел, в том числе, два полотна репродукций Айвазовского. Впечатления от этих картин — самое яркое, что осталось от детства. У нас в доме было шесть комнат и в одной из них, часто в одиночестве, стоял беспомощный очарованный мальчик, которого вот-вот накроет «Девятый вал».
  12. Айвазовский Иван Константинович - величайший маринист. Художник Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением. Благодарю авторов и редакцию за замечательную публикацию.
  13. Страстное, проникновенное и поэтическое творчество Айвазовского, чутко отзывавшееся на запросы времени, привнесло в русскую живопись свежее дыхание.Художник стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы. Айвазовскому присуща совершенно самобытная система живописного мышления, выводящая его искусство за рамки принятых в то время канонов. Меня восхищает галерея портретных работ Ивана Константиновича, развернутая на страницах газеты "НОЕВ КОВЧЕГ". Прекрасный подарок к юбилею великого художника.
  14. Статья про Айвазовского к 200 летию великого художника, большой подарок для всех нас,читателей и любителей высокого исскуства. Спасибо, получила удовольствие от репродукций и всего материала в целом.
  15. Несколько фактов из жизни великого мариниста: Айвазовский был одним из самых богатых художников своего времени, в том числе и благодаря своей плодовитости. Официально кисти художника принадлежит более 6 000 работ, это примерно 92 картины в год, если учесть, что Айвазовский активно работал 65 лет. ////Турецкий султан Абдул-Хамид II заказал ему около 40 работ с изображением видов города, моря и Босфора. За свои работы художник получил высокую награду — орден Османие II степени. Через несколько лет Айвазовский выбросил его в море в знак протеста против Хамидийской резни. ////Средняя стоимость картины Айвазовского составляет примерно 1 млн долларов. В 2007 году картина «Американские суда у скалы Гибралтара» ушла с молотка на аукционе Christie’s за 5,3 млн долларов — это самая дорогая картина живописца. И еще - цикл "Лица армянской истории" очень познавателен. Жду новых публикаций на эту тему.
  16. Айвазовского можно назвать баловнем судьбы. Ему, одному из немногих художников, довелось вкусить славу и богатство при жизни. Его картины нравились и сейчас нравятся абсолютному большинству людей. Может, тема морская такая благодатная, а, может, самобытный талант художника сделал ее столь любимой и популярной. В своем письме владелец художественной галереи П.М.Третьяков, обращаясь к Айвазовскому, писал: «…дайте мне вашу волшебную воду такой, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант». Айвазовский поистине велик, и море на его полотнах — словно живое. Оно напоминает могучего титана, который омывает берега и любит людей, сильных телом и духом, способных рискнуть и довериться морским волнам, чтобы получить его щедрые дары. Темы работ художника менялись, его увлекала романтика дальних плаваний, неукротимая сила шторма, он изображал кораблекрушения и морские битвы. Он часто писал море ласковое, спокойное, удивительно красивое, благосклонное к людям. Художник добился в своих лучших работах подлинного реализма, раскрыв характер моря так, словно это был человек, а не природная стихия.
  17. Русскому читателю ! Вы все правильно написали. Айвазовский действительно сумел передать характер моря, как живого существа ! Поэтому его полотна притягивали и будут я думаю дальше притягивать к себе людей !
  18. Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света — иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».
  19. Айвазовский великий художник, это признанный факт.Но об его армянском происхождении знали не многие,даже сейчас некоторые с удивлением узнают,что в жизни Айвазовского Армения и армяне имели большое значение.
  20. Картины Ивана Константиновича Айвазовского на мировых аукционах раскупали короли и кардиналы. Самая большая коллекция полотен хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. В любой сезон и день недели это один из самых популярных залов Русского музея. Половину его занимают полотна Ивана Айвазовского. При жизни художника, и сейчас на выставках Айвазовского очереди. Он яркий пример успешного живописца: обласканного властью, обеспеченного, востребованного и невероятно плодовитого. Перед смертью Айвазовский сказал, что написал около 6 тысяч картин. Но если сейчас из всех музеев и частных галерей собрать работы с его подписью, то получится, как навскидку посчитали искусствоведы, 15 тысяч. Не потому что живописец ошибся, а потому что его бесконечно много копируют и подделывают. И даже на крупных аукционах порой встречаются похожие морские пейзажи сомнительного авторства. Айвазовский творил сразу маслом на холсте. Причем невероятно быстро: современники утверждали, за три часа мог превратить белый лист в пейзаж или портрет. Мастер работал не с натуры, а по памяти: считал это важнейшим качеством художника.
  21. Вся наша семья (у меня мама армянка) приятно удивлена, что в Москве издается такая высокопрофессиональная - на уровне мировых стандартов - газета, как "НОЕВ КОВЧЕГ". А за прекрасную и содержательную публикацию о великом художнике наша особая благодарность. Полотна Ивана Константиновича говорят о том, что их автор был настоящим. с большой буквы, АРМЯНИНОМ, гордостью своей нации.
  22. Говорят, Айвазовский принёс хаос в Европу. Эту фразу современники художника говорили в шутку. Дело в том, что однажды Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», принадлежащую кисти мастера. Он так проникся творением, что пожелал купить произведение, но художник преподнёс понтифику свою работу в подарок. Этот щедрый жест оценили в Европе, и тогда имя Айвазовского впервые погремело на весь мир. Гоголь шутил по этому поводу: «Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане». Сейчас полотно находится в музее на острове Святого Лазаря в Венеции.
  23. Президент Украины Петр Порошенко в честь 200-летия со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского призвал чтить украинское наследие. «В эти дни 200 лет назад в Феодосии родился выдающийся художник – Иван Айвазовский. Почтим наше наследие», – написал украинский Президент в «Фейсбуке», сопроводив запись хэштегом - «Слава Украине».
  24. Старший научный сотрудник Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского Ольга Гутман прокомментировала призыв президента Украины Петра Порошенко по случаю 200-летия со дня рождения художника Ивана Айвазовского чтить украинское наследие. Она напомнила, что маринист родился и жил в Феодосии, которая тогда принадлежала Российской империи. Кроме того, он получил художественное образование в Санкт-Петербурге и воспитывался в традициях русской живописной школы. "Считаю абсолютно правильным называть его русским художником", - сказала она.
  25. Ольга Гутман пусть что угодно считает,но мы, армяне, считаем Ованеса Айвазовского (Айвазяна) прежде всего великим армянским художником. А факт его рождения и проживания в Феодосии, в которой армяне жили веками до вхождения Крыма в состав Российской империи, не делает его русским.Как не делают русскими ни М.К.Огинского, ни А.Мицкевича, ни Ф.Шопена и много кого еще. А что касается его художественного образования, полученного в С.Петербурге, то нужно отметить, что сама русская школа живописи, представленная такими художниками-основателями, как И.Никитин, А.Матвеев, И.Вишняков и др. основывалась на традициях зарубежных ( итальянских, немецких, голлан6дских и др) мастеров. Однако, никто не считает, скажем, того же Никитина итальянским живописцем. Что касается картин И.Айвазовского , то в них нет ничего специфически русского.Ни русской природы, ни русского быта.Это не картины Саврасова, Шишкина или Левитана.А вот армянские сюжеты присутствуют, как, например, в картине "Сошествие Ноя с горы Арарат". Так что, пусть русские считают его русским художником, но при все при том, И.Айвазовский трижды армянский художник.
  26. Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков сравнил «наследие» президента Украины Петра Порошенко с картиной Ивана Айвазовского «Девятый вал», на которой изображено кораблекрушение. Ранее Порошенко причислил Айвазовского к культурному наследию Украины, призвав отметить 200-летие со дня рождения знаменитого художника. «Единственное полотно Айвазовского, которое имеет отношение к Порошенко и его «наследию», — это «Девятый вал». И он уже приближается», — написал сенатор в своем аккаунте в Twitter.
  27. Киев занимается переписыванием истории с опорой на украинский национализм. Ранее украинские власти пытались приписать себе русскую княжну Анну, дочь Ярослава Мудрого, а философам Древней Греции – украиноязычие.
  28. В эти дни широко отмечается двухсотлетие замечательного отечественного мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, Почетного члена Императорской академии художеств, официального живописца русского Главного морского штаба, почетного члена академий художеств Парижа, Рима, Амстердама, Флоренции и даже отчего-то славного города Штутгарта. И Петр Порошенко — которого, кстати, в данном случае за язык никто не тянул, — естественно, решил не молчать. С хештегом #GloryToUkraine ("Слава Украине") он жестко поставил на место Российскую Федерацию в своем личном фейсбуке, оставив там следующую запись: "В ці дні 200 років тому у Феодосії народився видатний художник — Іван Айвазовський. Шануймо нашу спадщину!" Ну, вот, что тут можно сказать — кавказская тема нынешнего украинского лидера, видимо, как-то особенно вдохновляет. Тут ведь дело не в том, что Иван Константинович, хоть и вправду родившийся и умерший в искренне любимой им Феодосии, ни о какой Украине, будучи подданным российского императора, не только не слышал, но и даже слабого представления не имел. И не в том, что и тогда, как и сейчас, город Феодосия был городом вполне себе русским — и по духу, и по юрисдикции. Но ведь даже школьники из уроков мировой художественной культуры знают, что настоящее имя великого русского художника Ивана Айвазовского было Ованнес Айвазян, и двести лет назад священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился "Ованнес, сын Геворка Айвазяна". И, особенно примечательный факт, его единокровный и любимый брат Саргис (в монашестве — Габриэл) Айвазовский был выдающимся деятелем, чтимым историком и архиепископом Армянской апостольской церкви. При этом сам Иван Константинович, кстати, никогда не скрывавший и даже гордившийся своим армянским происхождением (даже на его могиле в Феодосии, помимо русской надписи, есть надпись на древнеармянском), сам себя считал именно русским художником. Представителем великой русской художественной школы. Имел, извините, право. И как выдающийся российский маринист и баталист, и как русский дворянин. В конце лета 1839 года одновременно с аттестатом об окончании Академии художеств его покровитель, русский император Николай I даровал ему личное дворянство "за его хорошие успехи и особливо признанное в нем добронравие, честное и похвальное поведение". И, лично наградив его дворянской шпагой, отдельно подчеркнул, что тем самым "удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными". Чем, кстати, Иван Константинович до конца дней своих искренне гордился, наравне со своими работами: а цену себе этот невысокий, кряжистый армянин, по свидетельствам современников, до старости говоривший по-русски с небольшим армянским акцентом, прекрасно знал. В 1864 году роду Айвазовских было даровано русское "потомственное дворянство", а в отставку Иван Константинович ушел в чине действительного тайного советника, что соответствовало званию адмирала русского флота. Который, да не забудет это Петр Алексеевич Порошенко, и по сей день благополучно базируется в том числе и в Крыму. Это, кстати, одна из причин, по которой армяне — народ, в общем, достаточно самолюбивый и гордый — искренне почитают Ивана Константиновича Айвазовского. Считая его "наиболее выдающимся художником армянского происхождения XIX столетия" ©. Но вот "армянским художником", деятелем армянской культуры — в отличие от брата, армянского архиепископа, историка и полиглота — не называли Ивана Айвазовского никогда. Как не называли его "своим", допустим, итальянцы, до сих пор высоко ценящие его талант. Несмотря на то что он выработал свою, узнаваемую во всем мире, уникальную манеру письма именно в итальянском Сорренто. И ни "украинство" в целом, ни Петр Алексеевич Порошенко, ни, Господи нас прости, "украинский истеблишмент" к этому замечательному человеку, написавшему более шести тысяч работ, до сих пор высоко ценимых, удостоенному множества наград и званий, не имеют. Ибо он, устроивший более ста двадцати персональных выставок в Петербурге, Москве, Феодосии, Риме, Париже, Амстердаме — да по всей Европе, фактически, — на Украине даже ни разу и не выставлялся. По вполне банальной причине: не было в его времена этой, по-своему удивительной, страны.
  29. Ованес Айвазовский прежде всего великий армянский художник. Если русские и украинцы считают его своим - пусть считают.От этого он не перестанет быть великим армянским художником, продолжателем армянской школы живописи, уходящей в века.
  30. Включив в культурное наследие Украины творчество выдающегося художника Ивана Айвазовского, президент Украины Петр Алексеевич Порошенко актуализировал двухгодичной давности пересуды вокруг одного из не столь давних "ритуальных подношений" своему предшественнику Виктору Федоровичу Януковичу. Речь идет о написанной в 1851 году картине Айвазовского "Константинополь на рассвете", предлагавшейся 10 лет тому назад на британском аукционе "Сотбис" почти за 2 миллиона зеленых. Бывший зампред администрации президента Украины времен Януковича Андрей Портнов напомнил: Петр Алексеевич чуть ли не на каждый день рождения своего предшественника дарил тому "произведения именно этого художника". Особое внимание Андрей Владимирович уделил преподнесенному экс-президенту Украины Януковичу 9 июля 2012 года шедевру русского мариниста под названием "Константинополь на рассвете". Чтобы доставить Виктору Фёдоровичу непередаваемое эстетическое наслаждение, тогдашний министр экономики Порошенко без раздумий "глубоко засунул руку в карман". Картина Ивана Айвазовского в 2007 году на аукционе Sotheby's предлагалась за $1,8 млн; за прошедшие с того времени 5 лет цена произведения несомненно выросла. "Константинополь на рассвете", как утверждал г-н Портнов еще 2 года назад, приобретался Петром Порошенко для Януковича при посредничестве одной из киевских галерей.
  31. Национальный банк Украины выпустил в обращение памятную монету «Иван Айвазовский» к 200-летию со дня рождения выдающегося художника-мариниста. Монета выпущена в серии «Выдающиеся личности Украины», и введена в оборот тиражом в 35000 экземпляров. Юбилей Айвазовского будет отмечен и появлением художественной марки. В тематическом графике выпуска почтовых марок и блоков на 2017 год Укрпочта запланировала выпуск в серии «Сокровища музеев Украины» одноблочной марки к 200-летию со дня рождения художника.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты