№8 (295) август 2017 г.

Самый высокий шпиль Каро Алабяна

Просмотров: 3547

Это здание считалось «архитектурной доминантой» всего города Сочи на протяжении тридцати пяти лет – с 1955-го по 1990-й. Когда началось безудержное высотное строительство, символ всесоюзной здравницы города Сочи – здание Морского вокзала не потеряло своего высокого в полном смысле слова звания, став еще и памятником архитектуры.

Все, построенное Каро Алабяном в городах страны – архитектурные комплексы, театры и дома правительства, проекты центральных проспектов и площадей – уже памятники. Это закономерное следствие выдающегося таланта архитектора.

Перечислим только самые значительные из творений зодчего: Дом пионеров в Москве, павильон Армянской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, в котором Алабян использовал формы древнего армянского зодчества, генеральный план восстановления Сталинграда, а еще – конкурсные проекты восстановления киевского Крещатика с площадью правительственных зданий, проект здания Академии наук Армении, комплекс правительственного центра города Бишкек.

В годы Великой Отечественной войны Каро Алабян, снискав славу одного из лучших архитекторов Москвы, руководил работой Союза архитекторов и Академией архитектуры, возглавлял специальную мастерскую академии, где разрабатывались планы маскировки важнейших промышленных и оборонительных сооружений. С 1942-го он – член комиссии по учету и охране памятников искусства, председатель комиссии по восстановительному строительству Союза советских архитекторов. Почетный член-корреспондент Королевского института британских архитекторов, депутат Верховного Совета СССР, вице-президент Академии архитектуры СССР. В?Ереване и?Москве есть улицы, носящие имя Каро Алабяна. Москва с высоты птичьего полета преподносит много неожиданностей, открывающих некоторые своеобразные секреты архитектуры шестидесятых годов. Один из них – здание Театра Советской армии. Форма его – пятиконечная звезда. В свое время вокруг проекта театра велись жаркие споры. Принятая авторами форма здания в виде звезды нашла и горячих поклонников, и яростных противников, необычность и в то же время «заданность» формы привела к ряду планировочных и конструктивных недостатков и осложнений, она потребовала увеличения площадей и объемов здания. Но Алабян не был бы самим собой, если бы не добивался особого, ему лишь понятного эффекта, подсказанного ему особенным провидческим талантом.

Это прочитывается при в подробном знакомстве со зданием сочинского Морского вокзала – визитной карточкой курорта и теперь уже олимпийской столицы России. «Морской вокзал Сочи мне показался похожим на здание Адмиралтейства в Питере, только мини»… Это лишь один из отзывов туриста, впервые увидевшего Морвокзал. А руководитель архитектурной мастерской ООО «Архипроект» города Сочи, заслуженный архитектор и автор проектов множества знаковых объектов Ованес Задикян вообще считает Морской вокзал курорта лучшим зданием города. «Морской вокзал в Сочи – не только градостроительная доминанта, шедевр архитектуры определенного исторического периода, но и один из самых узнаваемых символов города. В нем удачно воплотилось понятие стиля курортной архитектуры – открытые перетекающие пространства, легкие галереи, изящный декор». Монументальное здание Морвокзала возведено в стиле «сталинского ампира» Двухэтажное строение с галереей окружено колоннами. Имеются внутренние дворики с фонтанами, фонтаны снабжены скульптурами: в правом – мальчик с рыбой, а в левом – девочка. Вестибюль с прекрасно сохранившимся мозаичным полом и колоннами с майоликой. На шпиле башни вокзала раньше была звезда, а теперь там орден Отечественной войны. Как и следует из канонов стиля, здание вокзала украшают скульптуры: на нижнем ярусе башни это символы времен года, нимфы или грации, на среднем ярусе атланты, похожие больше, впрочем, на реальных людей, мужественных тружеников заводов и полей советской поры. Эти скульптуры символизируют страны света. Туристы иной раз иронизируют: «одеты они так по-советски», видимо, дань прежнему братству союзных республик. Немного иронии есть и в самой архитектуре. Разбавить «советскую суровую серьезность» пришлось дельфинам. Они красуются хвостами вверх на верхнем ярусе колоннады. Все, что украшает здание Морского вокзала, все «архитектурные излишества» – теперь его главное достоинство.

Люди приходят в сочинский морской порт и предаются долгому созерцанию здания: внешней, «морской», части Морского вокзала; видом, обращенным на город, с фонтаном, украшенным фигурой спутницы путешественников и мореходов Афины Паллады; его внутренних помещений – залов, двориков, анфилад.

При проектировании морского порта Сочи и возведении Морского вокзала было множество непростых задач. Каро Алабян в 1950 и 1951 годах составил с Л.?Карликом план постройки Сочинского порта (порт был окончательно построен в 1954 году). В «смутное время» – с 1990 по 2007-й (начало олимпийского строительства) сочинский Морской вокзал переживал нелучшие времена. Помещения сдавались в аренду, в них – и в здании самого архитектурного памятника, и на большей территории морпорта, выходящей в сторону города, – открывались непонятные магазины и магазинчики, казино, ночные клубы.

Год назад корреспондент информационного портала «Спутник Армения» приезжал в Сочи специально и обратился по важному поводу в сочинский Союз армян России. На фасаде здания Морского вокзала корреспондент не обнаружил табличку с именем автора проекта. Наира Мелкумян усмотрела в этом даже какой-то признак «дискриминации» армян в городах и районах Черноморского побережья – тема, регулярно возникающая время от времени и откровенно надуманная. Мелик Кивирян, первый заместитель председателя Союза армян России города Сочи, отреагировал на озабоченность корреспондента сразу же. Он рассказал интересную историю, связанную с?мемориальной доской с именем Каро Алабяна, установленной на?лицевой части здания вокзала с?левой стороны. Лет пятнадцать тому назад, когда ремонтировалось здание, пропала табличка с?указанием имен архитекторов. «Эту доску решили восстановить 10 лет назад по?нашему настоянию. Однако поскольку других заинтересованных лиц не?было, мемориальная доска была восстановлена усилиями сочинской общины». Сейчас на скромной табличке на фасаде надпись: «Здание морского вокзала, 1955?г. Академик архитектуры К.С. Алабян. Архитектор Л.В.?Карлик». Для сочинцев Морской вокзал – это часть личной истории – истории семей. Участие в его строительстве принимали многие известные в городе строители.

Бригада холодной обработки металла под руководством Александра Хохлова сделала облик Морского вокзала неповторимым и единственным. Она занималась изготовлением шпиля длиной тридцать семь с половиной метров. Многое известно и о секретах отделки камнем внешней стороны фонтанов, и о работе чеканщиков, оснащавших скульптуры, сделанные по проектам профессора, лауреата Сталинской премии Владимира Иосифовича Ингала. Абсолютно не случайно на обложке книги из серии «Великие архитекторы» под названием «Алабян» изображен именно он – сочинский Морской вокзал. По архитектуре сочинского Морского вокзала можно безошибочно сделать вывод о личности выдающегося архитектора. Каро Семенович, сохраняя безупречное чувство времени и места во всех свои проектах, проявляет себя как армянин по своей внутренней сути: стремление к совершенной форме, вечная, присущая всем армянам без исключения тяга к прекрасному, безусловная придирчивость к деталям…

На Международных форумах и архитектурных выставках молодые архитекторы все чаще отдают дань стилю Алабяна, так ярко проявившемуся в здании Морского вокзала. Уже были представлены десятки эскизных проектов, так или иначе «перефразирующих» выдающееся произведение зодчего. Последуют и другие. В день 120-летия со дня рождения Каро Алабяна Сочинское отделение Союза архитекторов России совместно с Союзом армян России города Сочи организуют встречу журналистов, архитекторов, строителей и просто сочинцев, которые любят свой город и считают, подобно Александру Васильевичу Хохлову, что «наш город прекрасен, как дивное царство в сказке».

Натэлла Саакова, Сочи

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля