№8 (295) август 2017 г.

Как российскую железно-дорожную колею хотят использовать против России

Просмотров: 8460

В Баку 22 июня 2017 года была проведена встреча руководителей железных дорог Азербайджана, Грузии, Ирана, Польши и Украины. Во время встречи стороны поговорили о перспективах развития нового маршрута Юг – Запад.

Упомянутое совещание фактически являлось продолжением трехсторонней встречи (Грузия, Азербайджан, Иран), проведенной накануне в Тбилиси. На встрече было принято решение о расширении маршрута Юг – Запад. Как было отмечено на встрече: «Железнодорожный коридор будет способствовать увеличению транзитного потенциала стран-участников и оптимизации перевозок по направлению Индия – Персидский залив – Иран – Азербайджан – Грузия – Украина – Европа». А 27 июня Ильхам Алиев подписал соглашения в Варшаве о сотрудничестве между Польшей и Азербайджаном в развитии железнодорожных перевозок.

Таким образом, Азербайджан в очередной раз попытался реанимировать идею Транскаспийского международного транспортного железнодорожного маршрута в обход России. С 2004 года идея о создании маршрута через Каспийское море, Кавказ с выходом в Турцию или Польшу через Украину не оставляет политиков как на Кавказе, так и на Западе. Среди преимуществ этого коридора называется наличие единой российской железнодорожной колеи от границ Казахстана до г. Славкув в Силезском воеводстве Польши и то, что этот проект поможет ЕС избавиться от российской «транзитной зависимости». Других значимых преимуществ этот проект пока не имеет.

Доставка груза через несколько границ с неоднократной перегрузкой в портах всегда будет стоить дороже, если только национальные железные дороги не будут возить его себе в убыток. То, что политическая составляющая в этом проекте доминирует над экономикой, косвенно подтвердил и директор грузинской железной дороги?Мамука Бахтадзе.?В интервью грузинским СМИ он заявил, что при перевозке груза по маршруту Юг – Запад у грузинской железной дороги минимальный тариф. «Даже стоимость внутренних перевозок более дорогая», – отметил он.

Еще одна нерешенная проблема Транскаспийского международного транспортного железнодорожного маршрута – грузовая база. То есть что именно возить по этой железной дороге? Обычно в качестве источника грузовой базы называются две страны – Китай и Индия.

До сего дня, кроме политических деклараций, Китай не проявил никакой заинтересованности в данном проекте. Основной сухопутный логистический маршрут из Китая в страны ЕС уже достаточно четко вырисовывается – и он проходит через Казахстан транзитом по российской территории в Белоруссию. Прагматичным китайцам незачем удорожать перевозку своих грузов, используя четыре перевалки в портах на Каспийском и на Черном морях. Грузов для наполнения маршрута через Кавказ у Китая нет. Что касается грузов из Индии, которые должны повезти через Пакистан и Иран, то эта идея пока малореализуема. Единого маршрута из Индии до Азербайджана не существует, ширина колеи в Индии и Пакистане (1676 мм) отличается от ширины колеи в Иране (1435 мм) и от колеи в Азербайджане (1520 мм). Кроме того, основной грузопоток из Индии идет морем, что гораздо дешевле и проще.

Несмотря на всю экономическую бесперспективность этого проекта, именно Азербайджан, Грузия и Украина выступают основными его «локомотивами». Дело в том, что в случае реализации данного проекта все страны становятся не просто транзитными, а предоставляют услуги логистических хабов с созданием дополнительной стоимости при обработке груза. Для того чтобы этот проект хоть как-то заработал, Азербайджану, Грузии и Украине крайне важно раскручивать тему «агрессивной России, которая представляет угрозу для своих соседей». И это, наверное, единственный результат, которого они на самом деле хотят достичь. Но это не бизнес. Осталось понять: кто будет платить за весь этот театр?

Игорь Павловский

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Ребята, а вы напишите про то, как в июне 2008г. ОАО РЖД взяло в аренду Армянскую железную дорогу, а уже в октябре того же года вложило деньги в строительство более выгодной по затратам и скоростям ирано-азербайджанской жд-ветки, понимая, что на этом будет поставлен крест на ветке Иран-Армения, т.к. через закавказский регион больше, чем одна ветка с Ирана уже перебор - стольких грузов не будет. Астара-Решт-Казвин будет Достроена рано или поздно. Или напишите, как в 2017г. закрыли правительственную структуру - Дирекцию строительства железной дороги, не наказав никого за растрату миллионов бюджетных денег в никуда, ничего, кроме сиротского ТЭО не создав... Это же наше родное, армянское, ближе к телу. У нас был шанс стать региональной транзитной страной, через которую шли бы китайские и индийские грузы - на юг России, вост. Европу, но никто не захотел вложиться в это, а России лишнее усиление Армении, кроме как в области туризма и реэкспорта турецких помидоров, не нужно. Не дай бог, вечно бунтующая Армения завтра усилится и национализирует энергетику - самое прибыльное, по словам ак. Аганбегяна, направление и станет более независимой. Не дай бог, поднимет вопрос о том, что Турция-член НАТО и никто при размещении натовских баз в Армении, ей не даст "уничтожить" армян, тем более при наличии собственной курдской проблемы. Не дай бог, последняя оставшаяся на российской привязи страна Закавказья - Армения выйдет из-под контроля и Россия потеряет Закавказье-Южный Кавказ, а за ним настанет черед Северного Кавказа, где желание жить в составе РФ пропорционально бюджетному потоку. Соответственно не нужны станут полки армянских прихлебателей, ради получения заработка восхваляющие "армяно-русскую дружбу" (бул шэд, дружат отдельные люди, а не государства, любая страна преследует свои интересы), а также поющие оду 180-миллионному рынку ЕАЭС, пока никак не проявившему себя на зачахшем армянском производителе. ДА еще копните инфу про состояние дел на армянской железке в армянских сми, которые, несмотря на большинство просмотров, почему-то не цитируются тем же Яндексом (приводящим новости либо от росс. Спутника, финансируемого Царукяном, либо росс. Вестника Кавказа). А напишите материал, как патриоты своей исторической Родины.
  2. Руководству Армении, думаю, следовало бы с самого дня обретения независимость начинать работы по строительству ж/д дороги в Иран.Естественно, согласовав все необходимые для этого вопросы с иранской стороной.А вместо этого от дали на откуп всю желехную дорогу РЖД и вот уже 25 лет ждем, когда же заработает ветка на Грузию и Абхазию.Да НИКОГДА не заработает! Неужели не ясно? Пока в РЖД сидят "лавочники", плюющие на стратегические интересы как России, так и Армении. Им, видите ли, не ВИГОДНО! Они начнут шевелиться только тогда, когда ж/д Армения - Иран станет реальностью. И не важно, кто будет финансировать - китайцы, индусы, арабы или американцы с европейцами или еще кто-то.Выход на Иран и, соответственно, в Персидский залив и Индийский океан - это подключение к гигантскому рынку, на порядки большему, чем рынок России и ЕАЭС.Вот о чем надо было думать, а не лизать чужие зады и мечтать о том, когда же, наконец, запустится ж/д в Россию через Грузию и Абхазию.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты