№8 (295) август 2017 г.

В 14-й раз кинофестиваль в Ереване угощал абрикосом

Просмотров: 4317

В Ереване завершился XIV международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Он прошел под лозунгом «Перекресток культур и цивилизаций». Лого XIV международного кинофестиваля представляло собой 3D-модель 14-гранника – геометрического абрикоса с числом сторон, равным возрасту фестиваля.

Главный приз – «Золотой абрикос» – в конкурсе игровых фильмов достался индийскому фильму «Желанный Дурган» Санала Кумара Сасидхарана – призеру Международного Роттердамского кинофестиваля. Изначально в концепции фестиваля «Золотой абрикос» была нацеленность на режиссерское, арт-хаусное кино – в его европейском понимании и культурном восприятии. Именно таким оказался фильм-победитель. Это своеобразный индийский религиозный хоррор, основанный на импровизации вкупе с документальной хроникой. По словам Сасидхарана, в ленте нет единой истории – их тысячи. Но важным достоинством этого фильма стало то, что режиссеру удалось выразить свою мысль без слов, сгустив все до образа метафоры– есть дороги, но нет направлений, и потому главные герои обречены мчаться на сумасшедшей скорости из ниоткуда в никуда.

Председатель жюри игрового кино, режиссер Хью Хадсон назвал его мощным, глубоким, загадочным. «Я ехал посмотреть молодое талантливое кино, и я увидел его», – сказал он при вручении награды победителю.

Сасидхаран меньше всего ожидал победы. Он был растерян и смущен. «Спасибо, Армения. Спасибо, Ереван, за приз!» – только и смог выкрикнуть индийский режиссер. После он поделился своими впечатлениями о пребывании в Армении. Более всего его поразила насыщенная ночная жизнь Еревана: «В Индии мы и не рассчитываем на такую свободу в вечернее время, как только наступает ночь, мы идем домой и смотрим телевизор», – признался Сасидхаран.

Помимо Хью Хадсона (Великобритания), лучший фильм в категории игровое кино выбирали победительница Берлинского кинофестиваля, режиссер Илдико Эньеди (Венгрия), лауреат «Золотого абрикоса», лауреат 37 кинопремий режиссер Сиро Гера (Колумбия), режиссер Алексей Федорченко (Россия) и руководитель канадского Института кино Том Максорли.

«Серебряный абрикос» получил фильм из Бразилии «Арабия» режиссеров Афонсу Учоа, Жуан Думанс. Специального приза жюри в этой категории удостоилась немецко-австрийская и болгарская картина «Вестерн» режиссера Валески Гризебах.

В конкурсе документального кино «Золотого абрикоса» удостоилась картина палестинского режиссера Раеда Андони «Охота на призраков».

«Серебряный абрикос» получил турецко-армянский фильм «Мама Дердо и орешник» режиссера Сердара Онала. Специальным призом жюри отмечен болгарский фильм «Крестьяне» режиссера Цветана Драгнева.

В конкурсной программе «Армянская панорама» главный приз получил художественный фильм «Дональд Крайд» Криса Аветисяна (США). Также специальную награду жюри вручило армянскому актеру, исполнителю главной роли в фильма «Линия» Самвелу Тадевосяну.

Лучшим документальным фильмом в программе «Армянская панорама» признана картина «Был снег» режиссера Тамары Степанян. Специального упоминания жюри удостоился фильм «Орижин» Ашота Мкртчяна.

Лучшим короткометражным фильмом «Армянской панорамы» жюри назвало «Удержаться на плаву» Эрика Шагиняна (США). Приз имени Гранта Матевосяна за лучший сценарий получил также фильм «Дональд Крайд» Криса Аветисяна.

Специальную награду жюри кинофестиваля получил фильм иранского режиссера Мохаммада Расуллоффа «Неподкупный».

По традиции в последний день «Золотого абрикоса», 16 июля, в кинотеатре «Москва» показали фильмы-победители кинофестиваля.

* * *

На фестиваль «Золотой абрикос», проходивший с 9 по 16 июля, поступило до 1100 заявок из 96 стран, многие из фильмов являются лучшими мировыми премьерами 2017 года. Недельный киномарафон, как обычно, прошел в двух направлениях – конкурсном и внеконкурсном. Надо признать, что, помимо показа ереванских премьер призеров престижных кинофорумов класса «А», фестиваль «Золотой абрикос» предстал и в качестве индустриальной площадки для развития и продвижения отечественного кино.

На этот раз одной из инноваций, помимо четырех столичных кинотеатров, оказались четыре передвижные киноплощадки, на которых демонстрировались фестивальные фильмы. Они были установлены в разных точках города под открытым небом: на территории Лебединого озера, Каскада, а также в административном округе Нор-Норк, Юго-восточном районе Еревана, на площади Свободы, в Парке влюбленных и т.д.

Согласно устоявшейся традиции, праздничное действо началось воскресным днем с освящения фестивального символа – абрикосовых плодов. Официальная же церемония открытия прошла вечером в ереванском кинотеатре «Москва», куда по красной ковровой дорожке направились участники и гости фестиваля. Торжество началось с открытия звезд на площади Азнавура: Юрия Ерзинкяна, Фрунзе Довлатяна, Сергея Исраеляна. Открытие каждой звезды сопровождалось музыкой из фильмов, в создании которых они принимали участие. Затем был показ заново отреставрированного фильма Амо Бекназаряна «Хаспуш», которому в этом году исполняется 90 лет. Показ фильма сопровождался джазовыми композициями в исполнении Ваагна Айрапетяна, которые были написаны специально по этому случаю. В пятый день кинофестиваля знаменитый композитор Тигран Мансурян удостоился специального приза Армянской Апостольской Церкви – «Да будет свет».

Фестиваль завершился показом фильма «Намерение уничтожить» Джо Берлингера. Картина эта основана на эпической ленте Терри Джорджа «Обещание». Джо Берлингер как бы бросает взгляд на геноцид армян после столетия его отрицания со стороны Турции и ее стратегических союзников. В фильме этом представлены материалы о людях, переживших геноцид, документальные кадры о геноциде, а также о событиях того времени….

На ереванском кинофестивале были показаны такие новинки мирового кино, как «День после» Хонг Сан-су, «Двойной любовник» Франсуа Озона, «На пределе» Фатиха Акина, «Сеть» Ким Ки-Дука, победитель Берлинского фестиваля «О теле и душе» Ильдико Эниди, «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки, триумфатор Канн – «Квадрат» Рубена Эстлунда, «Женщина, которая ушла» Лава Диаса и другие. Была показана и работа «Прикосновение ветра» Ольги Веремеевой и Елены Демидовой, а также «Кроткая» Сергея Лозницы, которую после Каннского фестиваля в России еще не видели.

Режиссер Эдгар Багдасарян представил фильм «Путь Симона», при вручении премии Армянской киноакадемии признанный лучшим короткометражным фильмом. Были показаны ленты Гранта Варданяна («Голоса света», конкурс «Армянская панорама»), Яны Папенброк («Почему мистер В. смеется?», конкурс документальных фильмов), Цветана Драгнева («Пустынники», конкурс документальных фильмов) и Вигена Чалдраняна («Молчание Вардапета», конкурс игрового кино).

Участники «Золотого абрикоса»

Борис Хлебников – известный российский режиссер и сценарист – прибыл для участия на кинофестивале со своим фильмом «Аритмия». Хлебников поделился соображениями о преимуществах ереванского кинофестиваля перед московским. «Зрители «Золотого абрикоса» видят лучшее из мирового кино. Видел трейлеры фильмов-участников «Золотого абрикоса», очень достойная, интересная программа. Мне кажется, очень правильно, что фестиваль позиционирует себя так, что сюда попадают лучшие фильмы, которые вышли за год, – сказал российский режиссер и продолжил: – Проблема Московского кинофестиваля в том, что туда фильмы могут попасть только с премьерой. Они не должны быть показаны нигде до этого времени. На «Золотом абрикосе» этого «права первой ночи» нет. В этом смысле это очень демократично, и зрители армянского фестиваля имеют возможность увидеть самое лучшее из мирового кино».

В высказываниях своих Хлебников был категоричен, говорил вразброс, но по существу. «Не фильм выбирает аудиторию, а аудитория выбирает фильм… Кино больше не влияет на настроение общества – оно трансформируется», – заявил российский режиссер. «А что самое интересное нынче в кино? Это сериалы, транслируемые на кабельном ТВ – из Америки, Англии, из Израиля, из Швеции. Это огромная аудитория, ноль цензуры и очень сильные высказывания», – заключил Хлебников.

Поделился своими впечатлениями Борис Хлебников и относительно Армении: «В Армении действительно потрясающая фактура, природа, город, но чтобы снимать здесь – должна сложиться какая-то история. Место съемок не должно быть первичной задачей, потому что обычно из этого получается спекуляция…» Главным же пропагандистским фильмом Хлебников назвал армяно-грузинский фильм «Мимино». «Это великая картина, которая сделала наше детство и дала ощущение, что грузины и армяне – обаяние Советского Союза», – признался режиссер.

Американский сценарист и режиссер Юджин Корр с первой же минуты мастер-класса задался вопросом, почему нынешний ереванский фестиваль оказался таким впечатляющим. И сам же ответил на него: «Полагаю, причина в самом армянском народе и его истории». Быть может, именно поэтому, предположил режиссер, и легко шла работа в жюри: «Несмотря на то, что в комиссии были люди совершенно разных взглядов, мы просто и внятно смогли соотнести наши взгляды и прекрасно сработаться». «Меня очень заинтересовала история Армении, и поэтому я дал себе слово изучить эту древнюю и прекрасную страну от корки до корки и навестить ее уже не в качестве участника фестиваля, а туриста. Уверен, что у меня найдутся единомышленники и среди моих коллег», – сказал он.

Софи Гойетт – канадский режиссер, снявшая фильм «Все еще ночь, все еще свет», который на кинофестивале в Роттердаме удостоился награды «Светлое будущее» как самая перспективная лента. Гойетт рассказала о том, как сняла пять короткометражек и на гонорар от 12 наград за них сняла свою первую полнометражную картину. Именно ее она и представила в конкурсной программе «Золотого абрикоса». Вся ее речь была проникнута гуманизмом и призывом к человечности. «Берегите людей, после встречи с которыми непременно что-то светлое и радостное должно поселиться в вашей душе», – считает канадский режиссер. Она уверена, что все мы – хорошие люди, но не во всем, не всегда, и не со всеми. «На свете должен быть кто-то, кому от тебя нужно лишь одно: чтобы ты был жив и чтобы у тебя все было хорошо», – призналась режиссер. А для этого нужно верно подбирать слова: «Слова, как ключи. Правильно подобрав, можно открыть любую душу и закрыть любой рот». Софи Гойетт уверена, что нет отношений без ссор и обид – сильные люди ссорятся, обижаются, но остаются вместе. Слабые – ищут замену… А еще Софи не исключает возможности снять фильм в Армении про Армению. Что в этом направлении будет сделано, нам суждено будет узнать на следующем, XV «Золотом абрикосе».

В составе жюри оказалась жена Хью Хадсона – актриса Мариам д\'Або. Настоящая мировая популярность пришла к ней еще в 80-х годах, когда д’Або пригласили стать подружкой героя Тимоти Далтона в очередном фильме про приключения супершпиона МИ-6 Джеймса Бонда. Мариам рассказала о том, что с детства много слышала об армянах – ее мать, родом из Грузии, была очень близка с армянами и всегда рассказывала много историй о них, которые глубоко осели в сознании актрисы. Нынешний приезд Мариам д\'Або на «Золотой абрикос» пробудил еще больший интерес к армянам. Она прониклась особым вниманием не только к языку, музыке армян, но и записала для себя некоторые особо понравившиеся ей рецепты армянской кухни. Из армянских фильмов ей особенно пришлась по душе картина Мгера Мкртчяна «Линия». По ее словам, смотреть этот фильм можно так же, как читать хороший роман: «Первый раз – чтобы узнать конец, второй раз – чтобы разобраться в смысле, третий – чтобы насладиться стилем».

Свой мастер-класс провела также известный венгерский кинорежиссер Ильдико Эньеди, которая вошла в состав членов жюри игрового кино. В этом году за фильм «О теле и душе» она получила награду «Золотой медведь» международного Берлинского кинофестиваля. Фильм насквозь сюрреалистический – он повествует о паре, «открывающей для себя сферу эмоций и физического желания, сначала по отдельности, а потом вместе». Это история любви двух работников мясокомбината. После того как они начинают работать вместе, им снится один и тот же сон, в котором они представляются оленями в зимнем лесу. Духи погибших зовут к себе. Местом действия картины является скотобойня в Будапеште, где разворачивается «удивительно красивая история любви». Затронула режиссер и армянскую тему. В частности, она сказала: «Армянский народ должен суметь пройти длинный лабиринт, в котором не так уютно, но люди здесь живут, делясь своим теплом. Есть нечто такое, что не умирает. Возможно, это и есть ваш самовоспроизводящийся ген. В диаспоре много армян – они узнаваемы, возможно, это печать рода, она видна сразу». Из российских актеров в ее фильмах снимались Олег Янковский и Александр Кайдановский. На этот раз она тщательно присматривалась и к армянскому актерскому составу. Кого-то для себя выделила. Насколько в дальнейшем общение с армянскими артистами будет продуктивным – покажет время.

Параллельно с другими мастер-классами в Центре креативных технологий «Тумо» выступил немецкий кинорежиссер, театральный режиссер, оператор и писатель Фред Келемен. Это был настоящий мастер-класс для кинооператоров, студентов и просто любителей кино.

«Я люблю этот фестиваль, – признался Келемен, – это один из немногих фестивалей, который греет душу – все, конечно, связано с людьми, страной, гостеприимством и еще, наверное, с природой». В свое время немецкий режиссер приложил руку к созданию армянского фильма «Время камней», снятого в 2007 году режиссером Карине Торосян. После этого Фред Келемен не раз наведывался в Армению, общался с армянскими коллегами. На нынешнем кинофестивале Арутюн Хачатурян решил сделать для всех сюрприз – вручил ему премию «Мастер» за вклад в мировое киноискусство. Келемен был тронут. Прижав к груди награду, он несколько раз подряд поблагодарил президента кинофестиваля и всех, кто искренне ему аплодировал.

Любимый конек Келемена – это рассуждения о времени и о пространстве. «В прошлое вообще нельзя вернуться. Потому что его просто не существует. Возвращаться некуда», – философствовал немецкий режиссер. «Что мы делаем со своим прошлым, не губим ли мы его своим безрассудством? И какие это имеет последствия для сегодняшнего дня? И даже для завтрашнего, – взывал к слушателям Келемен. – Мой учитель – сама жизнь. Я стараюсь смотреть на все открытыми глазами и в процессе съемок готов ко всякого рода неожиданностям, которые иной раз резко меняют ход фильма в целом». А затем он рассказал и о своих пристрастиях, о том, что многое перенял у других режиссеров в плане киноязыка, многому научился у Тарковского, который для него – идеал режиссера: «Его можно любить или не любить, но невозможно не признавать». Особо выделил Келемен работы молодых армянских режиссеров-документалистов, которые имеют «свой особый киноязык» и «ненавязчивый концептуальный подход». «Таким режиссерам – карт-бланш в кинотворчество», – заключил немецкий кинорежиссер.

* * *

Были и неформальные встречи. Для гостей фестиваля открыл двери Музей Параджанова, а также целый ряд кафе и клубов. В гостинице Grand Hotel Yerevan состоялся традиционный пресс-коктейль, а также церемония гашения марок, посвященных 125-летию со дня рождения «прародителя» армянского кинематографа Амо Бекназаряна. В рамках вечера партнеру «Золотого абрикоса» – благотворительному фонду IDeA – была вручена медаль «Серебряный абрикос».

Надо признать, «Золотой абрикос» – это не только показ фильмов, но и рабочая индустриальная платформа, предназначенная для того, чтобы армянские режиссеры и продюсеры имели возможность встречаться со своими зарубежными коллегами. Именно во время подобных встреч можно получить информацию о возможностях финансирования своих проектов, о наличии европейских и мировых программ, готовых субсидировать фильмы.

Нынче политика Евросоюза и Евросовета поддерживает тенденцию объединять в совместном производстве творческие и финансовые усилия стран, которые не имеют достаточных ресурсов для производства больших фильмов. «Золотой абрикос» продвигает эту идею в рамках своих программ «Режиссеры без границ» и «Армяно-турецкая платформа». В этом году, несколько модифицировав одну из программ, ереванский кинофестиваль запустил новую, которая включила в себя и тренинги сценаристов и режиссеров, и креативный трехдневный Европа-форум, а также питчинги проектов. Все это делалось для того, чтобы режиссеры поняли, какие сюжеты и темы интересуют европейских продюсеров и как, по сути, проходит процесс развития сценария и поисков копродюсера.

Генеральный директор VivaCell-MTS Ральф Йирикян заверил: «Мы продолжим поддерживать фестиваль, поскольку верим, что он оправдывает свою миссию и она не ограничивается только Арменией, а позволяет заявить всему миру, что мы можем проводить глобальные кинофестивали, которые дают положительный заряд обществу».

В итоге можно проследить такую картину: в общей сложности начиная с 2007 года копродуктивные платформы фестиваля выделили на развитие сценариев, проектов и совместное производство более 60 тысяч евро и 150 тысяч долларов. При этом из этих сумм армянские кинематографисты получили около 25 тысяч евро и 100 тысяч долларов. В этом году были рассмотрены заявки более трех десятков участников из Армении, Турции и спюрка, а лучшим проектам было выделено по 7 500 евро…

Завершались дни кинофестиваля полуночной встречей в The Club. Словом, было тепло, уютно, креативно – и да, для абрикосов выдался особо урожайный год. Такого обилия «золотого» фрукта в Армении трудно припомнить!

Кари АМИРХАНЯН

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты