№10 (297) октябрь 2017 г.

«Елк»: имитация бурной деятельности по пути в никуда

Просмотров: 10752

29 августа глава парламентской фракции блока «Елк» («Выход») Никол Пашинян на своей страничке в социальной сети Facebook обнародовал весь список улиц Еревана, которые он и его коллеги в Совете старейшин Еревана считали бы целесообразным переименовать.

В частности, улице Касьяна предлагают присвоить имя Католикоса Вазгена Первого, улице Анастаса Микояна – имя Кирка Керкоряна. Улицу Фрунзе хотят переименовать в улицу Героев апрельской войны, улицу Амиряна – в улицу Царя Врамшапуха, улицу Ленинградян (заметим, не Киевян или Тбилисское шоссе) в улицу имени Леонида Азгалдяна (герой войны в Нагорном Карабахе), а улицу, соединяющую проспект Исакова с улицей Ленинградян, именовать в честь героя арцахской войны Монте Мелконяна.

Упомянутый блок, представленный как в Национальном Собрании, так и в Совете старейшин Еревана, состоит из трех небольших прозападных партий: «Гражданский договор» выходца из Армянского национального конгресса Никола Пашиняна, «Светлая Армения» Эдмона Марукяна и «Республика» Арама З. Саркисяна. В политических биографиях всех трех лидеров – богатый опыт сотрудничества с западными фондами и структурами. Созданный под апрельские выборы в парламент и обладающий серьезными финансовыми возможностями, «Елк» набрал 7 % голосов, получив девять мест. Интересно, что за ярых, казалось бы, оппонентов действующей власти голосовали некоторые воинские части, что является вовсе не единственной «странностью» подобного рода. На выборах в Совет старейшин Еревана блок, выступающий за «евроатлантический выбор», набрал уже 21 %, получив 14 мандатов.

Инициатива «елковцев» о переименовании ереванских улиц (помимо вышеперечисленных, упоминался также один из первых руководителей Советской Армении Александр Мясникян) вызвала горячую дискуссию в обществе. Диаметрально противоположными оказались ее оценки как в научных и творческих кругах республики, так и среди политиков.

Так, глава Национального архива Армении Аматуни Вирабян заявил, что деятели, именами которых названы улицы Еревана и которые предлагает переименовать блок «Елк», внесли большой вклад в становление и развитие армянской государственности. Пресс-секретарь, вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов подчеркнул, что историю если и надо пересматривать, то необходимо проявить в этом вопросе особую чуткость и осторожность. Разумеется, категорически против инициативы оппозиционного блока выступила и Компартия Армении; разумеется, звучали и противоположные оценки, что только повышало градус дискуссии. Глава фракции блока «Елк» в Совете старейшин Еревана Давид Хажакян призвал переименовать улицы и школы Еревана, названные в свое время в честь армянских большевиков или коммунистических деятелей: «Я считаю, что это должно быть включено в пакет больших изменений, что приведет к изменению не только названий, но и к переоценке истории». По мнению активистов – членов фракции, в обществе имеет место дефицит информации о роли некоторых армянских большевиков в развале «первой» армянской государственности и в репрессиях сталинской эпохи. Некоторые «деятели культуры» ополчились даже на Наири Зарьяна – видимо, только оттого, что ему, пострадавшему в годы Геноцида в Западной Армении, награжденному орденами и медалями участнику Великой Отечественной войны, «не повезло» творить в советскую эпоху… Представители блока пообещали вынести предложение о переименовании улиц и школ на осеннюю сессию городского совета.

Заметим, случай Армении не уникален. Дискуссии об отношении к различным периодам исторического развития характерны для многих обществ, но особенно для тех, которые находятся в процессе непростого осмысления пройденного пути и в поисках оптимальной модели развития. Попытки ревизии исторической памяти, начиная от переименования улиц и заканчивая сносом «неугодных» памятников, как показывает давний опыт Украины и не столь давний – США, могут зайти достаточно далеко. Попытки снести памятник генералу Роберту Ли, командовавшему в годы американской Гражданской войны армией конфедератов-южан, привели к массовым беспорядкам в Шарлоттсвилле (штат Виргиния) и многочисленным актам вандализма в других местах. Губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо призвал переименовать улицы, названные в честь участников Гражданской войны на стороне южан. Ранее в Нью-Йорке была демонтирована мемориальная доска в честь генерала Ли… Подобная борьба с частью собственной истории и национальной идентичности (ведь американская литература и кинематограф не отказывали южанам в определенном рыцарстве, чести, благородстве и идеалах, вовсе не сводимых к вопросу о рабстве), по крайней мере на взгляд автора этих строк, может завести весьма и весьма далеко, что мы, собственно, уже и наблюдаем. Впрочем, есть над чем поразмыслить и россиянам, ибо дискуссии на некоторых площадках однозначно свидетельствуют: тема «избирательного» прочтения истории является чрезвычайно чувствительной, эмоциональный градус сторонников той или иной ее «версии» моментально зашкаливает, в короткие сроки люди перестают друг друга слушать и слышать, что также является тревожным симптомом сохраняющегося общественного раскола.

Возвращаясь к очередной попытке армянской «декоммунизации» от блока «Елк», прежде всего, отметим, что ее инициаторы ломятся в открытую дверь. Напомним, после прихода к власти в 1991 году, несмотря на эмоциональное отторжение всего советского (а на определенном этапе, который, впрочем, оказался непродолжительным, – также и русского), новые власти страны сумели удержаться от крайностей. Вторая Республика (то есть Армянская ССР), в период которой, несмотря на очевидные издержки, были достигнуты серьезные успехи, не была выброшена «на свалку истории», а заняла достойное место в контексте пройденного армянским народом исторического пути. Конечно, были переименованы Ленинакан и Кировакан (соответственно в Гюмри и Ванадзор), однако сделано это было не по указу «сверху», а по результатам местных референдумов. Из названий городов, районов, улиц и школ было решено убрать имена лидеров советских коммунистов, способствовавших территориальным потерям Армении, а также связанных с массовыми репрессиями и террором. При этом были сохранены, и, на взгляд автора, более чем справедливо, названия улиц Степана Шаумяна, Александра Мясникяна и памятники им.

«Если бы Бога не существовало, следовало бы его создать, часто говорил известный философ XVIII века, – писал после печально известной Лозаннской конференции 1923 года известный западник, глава Армянского национального союза Америки Мигран Свазлян. – Мы, армяне, можем усвоить иную мысль: «Если бы России не существовало, следовало бы ее создать», ибо этого требуют высшие интересы армян… К счастью, нам не нужно было создавать ее, так как Россия была рядом, по соседству; она по своей сути так же необходима нам, как вода, которую мы пьем, и воздух, которым мы дышим. Критиковать легко… Те, кто критикует российскую направленность или ориентацию… должны сказать – чем они заменят ее. Народ Армении и ее нынешние лидеры усвоили это и довольны. Народ спокоен, защищен, наслаждается самостоятельной жизнью. Может развивать свой язык, свою культуру, его национальная церковь относительно независима, и прогресс повсеместный. Повторять этого нет нужды, ибо это всем нам известно. Но в конце концов это направление и не ново, оно довольно-таки старо. Вот только нет необходимого стимула для его реализации, чтобы извлечь из этого пользу, благодаря [проведению] серьезной и дальновидной политики. От Исраэла Ори до Григора Арцруни девизом этих великих людей было [следующее]: «Судьбу Армении связать с Россией». У обоих был опыт в международных вопросах, оба, а вместе с ними и другие, следили за всеми этапами прогресса России и усвоили, какую выгоду можно обеспечить для гарантированного существования и будущего развития армянского народа».

Так с чем же связана нынешняя инициатива «оппозиционных» депутатов, явно недостаточно знакомых с историей собственной страны и регулярно заявляющих о необходимости выхода Армении из Евразийского экономического союза и необходимости вступления в НАТО (где Армению, надо полагать, ждут с распростертыми объятиями), о необходимости так называемой «деколонизации»? Под «колонизатором», понятное дело, имеется в виду Россия, якобы лишающая Армению внешнеполитической субъектности. По мнению некоторых наблюдателей, благоприятный информационный фон для призывов к переименованиям улиц и школ формируется средствами массовой информации, в той или иной мере подконтрольными зятю действующего главы государства Микаелу Минасяну. «Мы абсолютно согласны с Давидом Хажакяном в том, что проблема намного глобальней и необходимо сформировать общественную культуру, которая будет считать неприемлемым все то, что связано с символами оккупации, ее выдающимися именами, – развивает его мысль флагман электронной «независимой прессы» Армении «Первый информационный». – Сколько угодно можно менять название улицы Ленинградян, от этого все равно сегодняшняя твоя оккупация не исчезнет, потому что нет политической силы для того, чтобы распрощаться с империей. Ленинакан уже давно стал Гюмри, но продолжает оставаться в тени символа российской оккупации Армении – 102-й российской военной базы. Борьбу с империей нужно начать не столько с переоценки истории, сколько с нетерпимости к сегодняшнему колониальному положению Армении…»

Внимательный наблюдатель резонансных общественных акций 2015-2016 гг. в армянской столице не мог не заметить явную антироссийскую, если не сказать русофобскую акцентацию речей некоторых ораторов. «Радикальная «декоммунизация» по украинским стандартам была бы не только и даже не столько фактором ухудшения отношений между Ереваном и Москвой, сколько вымыванием значительной части собственного армянского национального нарратива», – справедливо отмечает политолог-кавказовед Сергей Маркедонов. Речь идет о попытках перелицевать историческое прошлое Армении с использованием прибалтийских, украинских и грузинских наработок с их «оккупационной» риторикой с выходом на требования многомиллиардных компенсаций. А в том, что касается городской топонимики и мемориальных объектов – то можно не сомневаться, что на смену «коммунистическим» деятелям Советской Армении придут совсем иные имена, вклад которых в национальную историю как минимум неочевиден, причем вовсе не обязательно – армянские. Стоит ли упоминать, какой негативный резонанс вызовет это в России, где многочисленные «друзья» Армении только того и ждут, чтобы погнать очередную мутную информационную волну? Их задача облегчается, мягко говоря, недостаточной профессиональной подготовкой некоторых армянских политиков и «экспертов широкого профиля», в ряды которых сплошь и рядом записываются активисты неправительственных организаций.

29 августа минуло 20 лет со дня подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения. «Подписание этого важного документа создало условия для расширения политического диалога, для качественного наращивания двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и других областях», – отмечено в поздравительной телеграмме президента России на имя своего армянского коллеги. Очевидно, что союзнические отношения между двумя странами обусловлены не только богатым историческим прошлым и общим культурно-цивилизационным наследием, но также и объективной общностью интересов (хотя их полного совпадения не существует даже у самых близких союзников, таких, например, как США и Израиль). Попытка спровоцировать в Армении очередную волну антироссийских настроений призвана не только вбить в них основательный клин, одновременно отвлекая общество от имеющихся социально-экономических проблем, порождающих миграцию и прочие негативные явления. С другой стороны, в Ереване распространено мнение о том, что «Елк» – не более чем очередной проект, призванный выдвигать заведомо неприемлемые для большинства граждан Армении идеи и служащий, таким образом, удобным «спарринг-партнером» для правящей Республиканской партии. Политтехнологическая схема, при которой власти той или иной постсоветской страны демонстрируют свою договороспособность на фоне «управляемо буйных» оппонентов, не является оригинальной. Ранее подобный же прием пытались провернуть политтехнологи полузабытой ныне, а в начале 2010-х годов казавшейся мощной правящей на Украине Партии регионов. Накачивание ресурсами маргинальной, казалось бы, националистической партии «Свобода» Олега Тягнибока до поры до времени позволяло вести определенные игры, демонстрируя Москве «пророссийскость» бывшего президента Виктора Януковича. Однако последствия подобного рода игр у всех перед глазами: русофобские настроения охватили если не большинство, то, по крайней мере, значительную часть украинского общества, приведя к гражданской смуте и де-факто внешнему управлению страной.

Для Армении внедрение в общественное сознание идеи о том, что главным врагом для нее являются «русские колонизаторы», а лучшим другом – НАТО, а следовательно, и Турция, чревато крайне негативными последствиями. Это вовсе не отменяет болезненных вопросов в армяно-российских отношениях, которые неоднократно поднимались на страницах «Ноева Ковчега», включая военные поставки Азербайджану (это, на взгляд автора, основное) и многое другое. Однако подобные проблемы необходимо решать в рабочем порядке, повышая уровень взаимного доверия и используя созданные для этого механизмы (а где надо, совершенствуя их). Как показывает опыт очень многих стран, война с собственным прошлым пользы еще никому не приносила.

По мнению мэра Еревана Тарона Маргаряна, градоначальника, неправильно отказываться от своего прошлого и истории, хотя сложно возражать против того, чтобы городские улицы носили имена национальных героев. Решения необходимо принимать с учетом некоторых факторов: «Это тот вопрос, когда очень важно услышать мнение общественности и научных кругов. Тем более что в инициативе для нас видны некоторые проблемы, так как среди предложенных улиц некоторые в свое время были переименованы, но ненадолго и впоследствии им вернули старые названия». По крайней мере, улица Ленинградян сохранит свое название, а скорее всего – и остальные тоже.

Таким образом, сомнительная инициатива с переименованием улиц с высокой вероятностью заглохнет или будет спущена на тормозах. Мы изначально предполагали, что, помимо идеи с переименованиями, будет выдвинута какая-нибудь иная инициатива подобного рода, направленная на отвлечение внимания граждан от действительно насущных социально-экономических вопросов, к примеру, о выходе из ЕАЭС или ОДКБ, о вступлении в НАТО или Европейский союз, о выводе 102-й базы или еще что-нибудь эдакое… Так, собственно, и произошло: 8 сентября 2017 года стало известно о подготовленном фракцией «Елк» заявлении о выходе Армении из ЕАЭС, которое будет крутиться в армянском парламенте начиная с 11 сентября. Разумеется, в бумаге смешано в общую кучу все, включая нагорно-карабахский конфликт, поставки оружия в Азербайджан (интересно, каким образом предлагаемый оппозиционерами «выход» может им помешать?) и «авторитарную» форму правления.

Заметим, с таким же успехом «елковцы» могут «отменить» кризисные явления в мировой экономике, которые сказываются отнюдь не только на странах ЕАЭС, а заодно – и Минскую группу ОБСЕ, за время деятельности которой (если руководствоваться избранными ими критериями) число нарушений режима перемирия резко возросло. Весьма печально, что за всей этой возней четко просматривается отсутствие реальной оппозиции, способной выдвинуть действительно серьезные предложения, направленные на улучшение жизни граждан, решение иных насущных проблем. Все мало-мальски заметные структуры, претендовавшие на эту роль, либо маргинализированы, либо дискредитированы.

…Кто-то из журналистов заметил: за 25 лет постсоветской истории Еревана по занимаемой территории он не вырос. Новостройки имеют обыкновение возводиться преимущественно в черте городского центра, что приводит к потере Ереваном своего оригинального облика, ставшего визитной карточкой города в «проклятую» советскую эпоху. Иными словами, новых улиц почти что нет, а потому и вопрос о том, как их называть, не стоит вовсе. Не говоря уж о том, что уменьшение количества граждан, которые на новых и старых улицах могли бы жить, заметно в последние годы, что называется, невооруженным глазом…

Хотелось бы разделить оптимизм Тарона Маргаряна: «…Ереван – развивающийся город, и у нас в будущем будет много новых улиц, мы в будущем, в дальнейшем посмотрим, изучим. Мое мнение – спешить не надо, всему свое время». Согласимся: присвоение улицам имен исторических деятелей и национальных героев – дело, конечно, хорошее. Только прежде надо хотя бы что-то построить, чтобы назвать новые улицы именами Саака Партева, Егише, Леонида Азгалдяна и многих других. А то как-то неловко получается, да и сами герои вряд ли это поняли бы.

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 21 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Елк - Это относительно молодые карьеристы,которые с патриотизмом или с понятием справедливость ничего общего не имеют. Просто отрабатывают доллары и даже не скрывают это. Автор всё хорошо и понятно разложил.
  2. Хочу подчеркнуть,что я не сторонник властей Армении.
  3. 1) "Улице Касьяна предлагают присвоить имя Католикоса Вазгена Первого" – ПРАВИЛЬНО! 2) "Улице Анастаса Микояна – имя Кирка Кркоряна". Именем Кркоряна надо назвать другую улицу. Пусть Микоян останется. Оба брата – Анастас и Артём – наши великие люди. Анастаса Ивановича можно и нужно критиковать, но отменить невозможно: он исторический символ. 3) "Улицу Фрунзе хотят переименовать в улицу Героев апрельской войны". ПРАВИЛЬНО!!! В Ереване до сих пор есть улица Фрунзе??? Позор ереванцам! Это Фрунзе с Ворошиловым тащили золото и оружие Ататюрку… 4) "Улицу Амиряна – в улицу Царя Врамшапуха" – ПРАВИЛЬНО. 5) "Улицу Ленинградян - в улицу имени Леонида Азгалдяна (герой войны в Нагорном Карабахе)". Именем Азгалдяна надо назвать другую улицу. Улицу Ленинградскую нельзя переименовать! Это – Колыбель науки и культуры Великой страны, которая была и будет братской Армении страной! Братья тоже парой заблуждаются... Это - Пётр Великий. Это – блокада – наши отцы и деды… 6) "Улицу, соединяющую проспект Исакова с улицей Ленинградян (как называется? - В.В.), именовать в честь героя арцахской войны Монте Мелконяна". Имя МОНТЕ однозначно надо увековечить! Ни в коем случае не трогать АЛЕКСАНДРА МЯСНИКЯНА! Он сто тысяч николпашинянов стоит! «Некоторые «деятели культуры» ополчились даже на Наири Зарьяна – видимо, только оттого, что ему, пострадавшему в годы Геноцида в Западной Армении, награжденному орденами и медалями участнику Великой Отечественной войны, «не повезло» творить в советскую эпоху». НЕ НАДО ПЕРЕДЁРГИВАТЬ! Наири Зарьян обвиняется в клевете на ЕГИШЕ ЧАРЕНЦА. Надо доказать это или опровергнуть. РАЗДЕЛЯЮ мнение: «присвоение улицам имен исторических деятелей и национальных героев – дело, конечно, хорошее. Только прежде надо хотя бы что-то построить, чтобы назвать новые улицы именами Саака Партева, Егише, Леонида Азгалдяна и многих других». НО параллельно можно недостойные имена заменить достойными через дискуссию и референдум. Такие люди, как Никол Пашинян, нужны в любом парламенте для плюрализма. Не более. Раньше Никол шумел из-под мышки Левона Тер-Петросяна. Он, что ориентацию поменял? Надеюсь, Армения не поменяет политическую ориентацию. Армяне возмущены высказываниями дурно воспитанного Жирика и даже мудрого Зюганова, не говоря о мелочевке типа слабоумного маркова и наглого шевченко. Что поделаешь? В Великой России мелкие люди тоже живут.
  4. Согласен с Виктором! Улиц с именами российских и армянских большевичков, продававших Армению оптом и в розницу быть не должно ни в Ереване ни в любом другом населенном пункте Армении.
  5. Нужно создавать новые улицы и называть именами армянских героев. А старые оставить в покое. Это наша история.
  6. Это наша история? Улиц именами врагов и предателей не должно быть по определению. Что детям скажем? Что этот мерзавец гадости делал нашему народу, а мы его почитаем? У нас почти всё отняли. Осталось немного чувства достоинства. Оно тоже не нужно?
  7. Я редко вмешиваюсь в обсуждения. Здесь меня привлекла Ваша личность. Вы весьма оригинальный и отважный персонаж. Много правды говорите. Кто-то должен их оглашать? В этом смысле заслуживаете уважения. Пусть меня простят ваши замечательные ребята, но вы призваны решать не стратегические, а тактические задачи. Решайте! А об отмене русской ориентации Армении пусть даже не думают. Это непосильная и неразумная задача. Однако надо так представлять Армянский фактор, чтобы власти России не наступали на грабли 1918-21 годов и армяне не разбегались. Повторюсь по поводу переименования некоторых улиц. Имена братьев Анастаса и Артема Микоянов надо увековечить. Армяне недовольны Анастасом Микояном, в частности, за то, что он, будучи главой СССР, послал 6000 аджарских армян-мусульман обратно туда, куда их выслали – в Казахстан и Узбекистан. Они просились в Армению и христианство… теперь рассеялись по всему Востоку и России. Но Анастас Иванович в 1962 году во время Карибского кризиса спас мир от ядерной катастрофы. Память о таком армянине в Армении должна сохраниться. Дорогой Никол, знаете ли Вы, что Александр Мясникян был инициатором переселения из России в Армению целого созвездия великих людей – художника Сарьяна, архитекторов Таманяна и Григоряна, композитора Спендиаряна…?! Это они создали красавицу Ереван! Мясникяна убили вместе с Могилевским и Атарбековым, взорвали самолёт (подозревается Берия). Хочу, чтобы Вы знали, что за фрукт Ваш идейный папа – Левон Тер-Петросян. Духовно-интеллектуальная суть этого человека выражена в его высказывании: «Национальная идеология – ложная категория». Напрягай мозги, Никол! Из этой посылки следует, что любовь к нации, предкам, родителям – ложная категория. Также религия и другая духовность не представляют ценности. А истинная ценность – деньги. А Вы боретесь за справедливость… Ферштейн, Никол? Հասկացա՞ր, եղբայր, ի՞նչ ուսուցչի աշակերտ ես։ Бесспорно, страной должны управлять самые достойные, но без голубых революций!
  8. Не обижайтесь, пожалуйста, но Вы важную статью написали неважно. Так, по шаблону. А писать хорошо Вы умеете! Два братских замечания. 1) Вы Наири Зарьяна хоть читали? Неплохой, но не великий поэт. У армян много великих поэтов, оставленных без внимания... Кстати, есть ещё один Зарьян, Костан, писал замечательные стихи на пяти языках – на армянском, русском, французском, итальянском и английском!!!!! О Костане Зарьяне видные французские, итальянские и английские писатели и литераторы говорили, что если бы Зарьян продолжал писать на их языке, он был бы признан одним из ведущих поэтов их страны!!! Не знаю, есть ли в Ереване улица имени Костана Зарьяна? Великих имён у нас сотни… Эти имена украшают нашу Родину и должны украшать и наши улицы. 2) Забавна мантра мэра Еревана, которую можно выразить так: «Хотите назвать улицу именем героя? Постройте улицу и назовите!». Круто! Превзошёл Черномырдина! Можно включить в Книгу мудрых мыслей. Вы тоже эту крылатую фразу цитировали. Ещё одна женщина тут повторила. Поистине, мудрая мысль! Мэр шутит или он просто сын хорошего человека?
  9. Вы так подробно пытались объяснить значение Арешеву и Пашиняну заслуги Микоянов и Мясникяна ,а также дали оценку Зарьянам и мэру Еревана,но даже не попытались вообразить,что Пашинян никакой не оппозиционер,а проект властей.Что скажите?!
  10. Вам виднее. Проект, не проект - человек и армянин. Мой взгляд - взгляд со стороны. Мы хотим, чтобы в Армении было согласие. Я не могу дать оценку мэру. Каков он, знаете вы. Меня просто удивило его забавное высказывание. Лично я, всех вас люблю, кроме предателей. Հայոց ուժերը պետք է կենտրոնացվեն. Բայց ինչպե՞ս, չգիտեմ։ Երևի իմացողներ կան։
  11. Уважаемый Виктор! Армяне " не довольны" Анастасом Ивановичем Микояном не только и не столько за аджарских армян. Главная причина "недовольства", а скорее ненависти ( да-да) состоит в его антиармянской, протурецкой позиции по комплексу вопросов, объединенных в понятие Ай Дат.Почитайте его "Тезисы к Кавказскому вопросу" от 1919г., которые он направил Ленину. Вот и лишилась Армения и Арцаха и Нахичавана и много еще чего во многом благодаря тому, что большевики следовали этим тезисам. Так что, на мой взгляд, улиц и памятников этому господину (товарищу) в Армении быть не должно.Пусть на Кубе устанавливают или во дворе Микояновского мясокомбината в Москве. А вот его брату почему бы и не установить.
  12. Уважаемый Грант! Я согласен с Вами. Не хотелось тяжёлые грехи Микояна сразу выставить на первый план. Тем паче, надо досконально разобраться, а не сваливать всё на одного человека. Там орудовала целая орда армянофобов. За нашим хитрецом скрываются множество тёмных и великих дел. О тесте Тиграна Великого, царе Малой Армении и Понта Митридате Евпаторе говорили: «Смесь величья души и подлости». Думаю, эта характеристика подходит и к Микояну. С этим Микояном мне не всё ясно. Но с Артёмом Микояном всё ясно: великий авиаконструктор, Человек с большой буквы, патриот Армении и СССР. Есть несколько вариантов: удалить Анстаса из Еревана; улицу назвать именем Артёма Микояна или братьев Микоянов, или оставить, как есть. Поэтому я написал о необходимости в обсуждениях и даже в референдуме. Пусть образуют комиссию из историков, политологов и других специалистов и вынесут народу свои мудрые выводы.
  13. Грант, смотрю на этих ребят и не могу поверить, что они негодяи. Симпатичные, открытые, умные лица! С какой статьи они негодяи? Не всё, что говорят, разделяю. Но это их позиция! Я же не гуру и не знаток всех истин?! Не сомневаюсь, что они свои жизни отдадут за Армению! Признаюсь, когда Никол болтался около ЛТП и горло рвал за это чудо, я его за провокатора принял. Но сейчас на Никола смотрю с художественным удовольствием: ну, кадр!
  14. Есенин бы заорал: «Чего молчите, братья-армяне?! Никому и ни во что не верите?». Кажется, Фирдоуси говорил: «Богатство потерял – ничего не потерял, здоровье потерял – половину потерял, веру потерял – всё потерял». Мы на то и армяне, что веру в себе никогда не теряем! Это очень важная статья, но читатели, кроме добропорядочного и компетентного Гранта, вяло реагируют. То ли люди разочаровались в НК, то ли во всём… Я печатался в НК, но когда в списке известных 100 армян вместо великого композитора Давида Тухманова увидел маленького консула Арарата Гомцяна, то не понял, куда я попал? Я отошёл от НК, но по диагонали газету читаю: в ней много ценного материала. По своему разнообразию НК уникальное явление. Короче, доехали до забавного Никола. Раньше, когда он был знаменоносцем Левона, у меня от его визга аллергия была, но сейчас его речи ласкают ухо одураченных и разграбленных людей (я среди них). Но во всех странах очень уж похожи речи борцов против коррупции… Нужны системные изменения. Если не возврат в СССР, то существенная национализация и социализация. А на уровне Никола борьба за социальную справедливость – борьба с ветряными мельницами, «путь в никуда», т.к. мафия бессмертна. Бесспорно, такая борьба нужна и пробивает путь к очеловечиванию общества, но пока она представляется приманкой для лохов вроде меня… Цель у них другая и её не эти милые крошки определяют. Вот этой зловещей цели я боюсь… Одно очевидно, нужно долбить в сознание властей, как в Армении, так и в России и везде: понятие «справедливость» не фигура речи.
  15. Да конечно же не негодяи! Вы абсолютно правы. Это такие же патриоты своей страны.И имеют право на свое мнение. Уважаемый А.Арешев давно доказал свою искреннюю симпатию к Армении и армянам, но он справедливо заметил, что полного совпадения интересов не бывает даже у самых ближайших союзников.Поэтому не надо всегда и во всем прогибаться, а делать то, что считаешь нужным и что соответствует интересам не союзников, пусть даже самых близких, а своим национальным. Это универсальное правило для всех.Тем более, что с нашими интересами далеко не всегда считаются, мол, бизнес и ничего личного.Правда потом, в результате этого бизнеса, льется кровь молодых армянских солдат, но кого из "бизнесменов" это волнует? Выразят "глубокую обеспокоенность эскалацией напряженности" и забудут. И еще.Помните шумиху, которая поднялась было в российских СМИ после установления памятника великому армянину Г.Нжде? С подачи закавказских татар (азеров). Но ничего, памятник как стоял, так и стоит. Во всяком случае эта статья еще раз показала, как и какими аргументами будут оперировать пропагандисты в случае охлаждения отношений между Арменией и Россией. И если у А.Арешева форма мягкая, то я представляю, что будут писать и говорить такие "доброжелатели" армян, как марковы, епифанцевы, прохановы, дугины, фельгенгауэры, шевченки, гусманы и прочие шурыгины.
  16. Прискорбно, что Проханов оказался в одной компании с этими шаромыгами, пардон, шурыгинами. Александр Андреевич иногда гениальные мысли высказывает, в том числе, об армянах, но его Божий дар смешан с яичницей… Вообще-то эти ребята кто такие? Судя по речам, это тёщи армянского народа. Но тёща существо женского рода. А эти, вроде бы… или вроде не бы? Я знаю одну тёщу армянского народа, женщина при первом просмотре. Надана Фридрихсон. Не блестит интеллектом и знаниями, но как только заходит разговор об Армении, принимает антиармянскую позу. Она точно йог. Только йоги могут такие позы принимать! Какое внимание к нашей нации!!! Кажется, пернатый политолог Геворг Мирзоян у неё пасется. Как мы счастливы, что мы армяне, что у нас самая длинная история и самый длинный язык!!!
  17. Г-н Проханов , если уж речь невольно зашла о нем, не "оказался", а всегда являлся одним из антиармянских центров притяжения в журналистике и публицистике, вокруг которого вся эта армянофобствующая нечисть и собиралась. От самого начала движения армян Арцаха за самоопределение, через все годы войны с зактурками ( кавказскими татарами) до наших дней. А про ничтожеств, упомянутых Вами какой смысл говорить.Их как грязи.Всегда были, есть и будут (есть, т.е.кушать) с рук хозяев.
  18. Армянский народ великий, мудрый, многострадальный народ-мученик, народ, который живет высоко в горах, поэтому ближе к Господу Богу. Народ, который смотрит на звезды и выращивает виноград. Мое общение с армянами меня всегда обогащает и радует. Когда я смотрю в печальные, глубокие и бездонные армянские глаза, я в них вижу себя самого. Я хочу, чтобы в эти печальные, скорбные дни в армянах пробудилось их древнее, великое, неистребимое тяготение к красоте, к божественной мудрости, к великому труду и терпению, благодаря которым они, проходя сквозь чудовищные пласты мировой истории, сберегли себя как неповторимый и суверенный народ. Александр Проханов 22.04.2017
  19. "Почему Азербайджан не отвоевывает свои земли!?" -задал вопрос г-н Проханов, во время посещения Азербайджана в июне 2017г. https://haqqin.az/comics/103627 Он очень сожалеет о том, что азербайджанцы оказались слабыми солдатами.Очень.Он -то спит и видит, чтобы азерб.флаг реял над Степанакертом. Аллею шахидов посетил, памятник Г.Алиеву чуть не облобызал.Это все в наши дни. А если в хронологическом порядке, то почитайте его газетенку "День" времен арцахо-азербайджанской войны, или выпускающуюся им же после закрытия "Дня" газетенку "Завтра".Обнаружите десЯтки грязных антиармянских статеек. И тогда, может быть, осознаете истинное отношение этого последователя величек и пуришкевичей к армянам и Армении.А как он восхищается деятельностью организатора и вдохновителя операции "Кольцо" по частичному уничтожению и полной депортации жителей многих армянских сел Поляничко! И друзья соответстввующие - Г.Джемаль, Ш.Султанов, К.Раш.,А.Дугин и другие одиозные "друзья" "многострадального народа-мученика".
  20. Я читал всё это, поэтому был удивлён его правильными высказываниями.
  21. По делам судить надо.А хвалебные высказывания в адрес армян и В.Поляничко озвучивал.Однако это не помешало ему организовывать и осуществлять преступления против армянского народа.
  22. Этот "великий" писатель родился в Баку и нажрался "бакинской икры", он всегда будет на стороне турок и не нужно раскрывать рты и с умилением глотать всякую пилюлю от Жириновских,Прохановых и других несимпатичных персонажей.
  23. Согласен с Вами. Единственное замечание - родился А.Проханов не в Баку, а в Тбилиси в молокано-баптистской семье. А вот его мать родом из молоканского села Ивановка, находящегося на территории сегодняшнего т.н.Азербайджана. Наиболее полно этого "гения" охарактеризовали тут:http://www.compromat.ru/page_17730.htm
  24. Как ни странно, армянофобы Проханов и Поляничко жили в густонаселённых армянами районах Тбилиси и Ростова соответственно. Видно, армяне их в детстве не воспитали. Я не защитник Проханова. Просто не могу понять, как видный писатель и патриот России может так безответственно относиться к своим словам. Тем не менее, вышеприведённые его слова об армянском народе считаю гениальными. Но его талант пока бродит. Забродит ли, не знаю? Проханов был против самоопределения Карабаха, дабы не создавать прецедент. Но самоопределились Абхазия, Южная Осетия, Крым… Так вопрос, может быть, не в прецеденте, а в армянах? Уже тысячелетие верно и плодотворно пашем, творим, воюем за Русь и Россию, но остаёмся в запаснике. Пусть будет не в обиду абхазцам сказано, почему власти РФ Абхазию признали, а Арцах (Карабах) не признают? Армяне России больше полководцев, героев, деятелей науки и культуры дали, чем численность всего абхазского народа. Прошу прощения у абхазцев, вопрос касается не их, а русско-армянских отношений. Почему Крым признали, а Арцах нет? Русские в Крыму живут около 200 лет, а армяне в Арцахе живут с незапамятных времён! Впрочем, когда тест Тиграна Великого, царь Малой Армении и Понта Митридат Евпатор восседал в своей резиденции в Крыму, руссов-русских не было ни в Крыму, ни вне Крыма. Это от имени нашего царя название Евпатории и название горы Митридат в Крыму. Кстати, как выяснил московский исследователь Арташес Арцруни, до Евпатора Евпатория называлась по-армянски: Каргинтеха (Կարգին տեղ) – Благое место. Топонимы Крым, Тавр, Керчь, Джур-Джур, Сурхат и многие другие армянского происхождения. Древнейшие топонимы Крыма в основном армянские; древние топонимы – армянские и греческие; средневековые топонимы армянские, греческие и татарские; новые топонимы – армянские, греческие, татарские и русские. Самый русский топоним (от Потёмкина) – «Севастополь» – армяно-греческий. «Сев Аст» (Սեվ Աստ) – «Чёрный Бог» (арм.). Это шумерский Чёрный Бог Ованес, который вышел из моря и принёс людям цивилизацию. Мы же в Крыму и по Крыму тише воды и ниже травы! Армяне Крыма поддержали возвращение Крыма в Россию. А почему русские не поддерживают возвращение Арцаха? Мы братья-друзья-союзники или кто??? Я никак не могу понять, почему по всем параметрам армянского художника Айвазовского называют русским художником? Один уважаемый искусствовед из Еревана говорит: «Айвазовского считают русским художником, потому что он из русской школы живописи». А почему Сарьяна не считают русским художником? Он как раз из русской школы живописи. До Айвазовского в Российской империи не было серьёзных маринистов. В эпизодах мелькнул французский маринист Филипп Таннер, который потерял дар речи, увидев картины Айвазовского. Айвазовский из школы Айвазовского. Надо говорить «российский художник, армянин Айвазовский». Тут и подданство присутствует, и правда!! Մեր ամենամեծ խայտառակությունը 2017 թվին մեր խոզի վերաբերմունքն է եծագույն հայ նկարիչ Հովհաննես Այվազովսկու ծննդյան 200-ամյակի նկատմամբ։ Հազիվ եմ ինձ զսպում, որ չհայոյեմ։ Եթե մենք աշխարհով մեկ չենք նշում Այվազովսկու ծնունդը, չենք անվանում նրան Հայ Նկարիչ, չենք հավերժացնում նրա հիշատակը, ապա ի՞նչ ենք ուզում աշխարհից։ Կարելի է Այվազովսկու գերեզմանոցից մի բուռ հող բերել Հայաստան եվ Երեվանի պանթեոնում հուշարձան սարքել․․․ Մի մեծարգո հայ մարդ ասում է․ Այվազովսկուն համարում են ռուս նկարիչ։ Ո՞վ է համարում։ Եթե մենք էշ լինենք, թուրք էլ կհամարեն, պապուաս էլ։ Մեծարգոն բացատրում է էշերիս․ Այվազովսկին ռուս գեղանկարչության դպրոցից է։ Արա՛, ի՞նչ դպրոց։ Մինչև Այվազովսկին Ռուսաստանում ոչ մի լուրջ ծովանկարչություն չի եղել։ Էպիզոդներում հայտնվեց ֆրանսացի ծովանկարիչ Ֆիլիպ Տաները, որը քիչ մնաց նախանձից պայթեր, երբ տեսավ իր «աշակերտ» Այվազովսկու նկարները։ Սարյանն էր այդ ռուս գեղավեստի դպրոց կոչվածից։ Երևաներեն ասած, նրան խի՞ ռուս նկարիչ չեն անվանում։ Չե՞ն ֆայմել։ Այվազյան Հովհաննեսը, Գևորգի ու Հռիփսիկի մանչը, Կրիմում ծով է նկարել։ Սեվ ծովն ու հայ ժողովուրդն են Նրա ուսուցիչները։ Жирик говорит, что армяне русским не братский, а дружественный народ. Отвечаю здесь (а где ещё можно честному армянину отвечать?): Во-первых, армяне никому не рвутся в братья; В-вторых, русские и армяне принадлежат к общему Арийскому (индоевропейскому) семейству народов и в этом смысле, и в религиозном смысле, и по исторической дружбе – братские народы; В-третьих, не жиду решать, кто армяне и русские друг другу? Прошу прощения у Евреев, но Жирик не еврей и не русский, хотя прикрывается русскими националистическими кричалками, поэтому он не более, чем жирик. Короче, братья-армяне, покидаю НК с уважением к вам! Ниже приведу мудрые слова великого русского философа Павла Флоренского. Наш парень.
  25. Я научился благодушию, когда твёрдо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведётся Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чём, помимо задач сегодняшнего дня.
  26. Уважаемый Виктор! Этими вопросами ( по поводу двойной бухгалтерии в вопросе о признании) задаются все мыслящие армяне и не только армяне.Недоумевают, удивляются, возмущаются, пытаются объяснить, как будто это от недопонимания происходит Но нет!.Все прекрасно понимают.И большевички-ленинцы тоже все прекрасно понимали и резали по живому, а потом еще самих армян и выставили виноватыми, националистами, экстремистами и коррумпированными элементами. И этот чатлах Проханов тоже все прекрасно понимает.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты