№10 (297) октябрь 2017 г.

Оппозиционный блок «Елк» предлагает забыть свою историю

Просмотров: 4137

Улица, улица, улица родная, Мясникяновская улица моя…

Недавнее предложение оппозиционного блока «Елк» об очередном постсоветском переименовании ереванских улиц внесло небольшое оживление в летнее затишье армянской столицы.

«На мой взгляд, это позволит изменить не только название улиц, но и приведет к переоценке истории, – считает руководитель фракции «Елк» в Совете старейшин Еревана Давид Хажакян, одновременно направляя свой гнев даже на школы, названные в честь армянских большевиков и коммунистических деятелей. – К сожалению, из-за отсутствия должной информации в обществе мало знают об их роли и участии в репрессивной машине сталинской эпохи».

Организаторы данной инициативы предложили уже в ближайшем будущем переименовать улицу советского политического деятеля Саркиса Касьяна в честь Католикоса всех армян Вазгена Первого, улице Анастаса Микояна присвоить имя Кирка Керкоряна, а улицу Амиряна назвать именем армянского царя Врамшапуха. Так же категорично предлагается избавиться и от ненавистного по звучанию «Ленинградян», поскольку в названии улицы усматривается отсылка к вождю мирового пролетариата. Ну и уж чистой воды авантюрой видится идея председателя партии «Абрикосовая страна» Заруи Постанджян установить в Ереване памятник 28-му президенту США Вудро Вильсону, а заодно без долгих объяснений переименовать одну из столичных улиц в его честь. Но если последняя инициатива в силу своей абсурдности даже не подлежит обсуждению, то о других топонимах заговорили как в обществе, так и в столичной мэрии. В частности, по поводу улицы Амирян/Врамшапух пользователи соцсетей ехидно напомнили «елковцам», что этот вариант уже однажды попытались внедрить при первом президенте Третьей Республики, когда новая власть также старалась избавиться от заклятого наследия советского прошлого. Но название не прижилось и спустя три-четыре года одной из центральных улиц города вновь вернули прежний титул в честь революционера Амиряна.

«Что касается названия столичной улицы Ленинградян, то пока никто не собирается его менять. Надо учитывать, что мы уже давно являемся городами-побратимами и тесно сотрудничаем с Санкт-Петербургом, – отметил столичный градоначальник Тарон Маргарян. – А в целом данный вопрос открыт для обсуждения. Поэтому в первую очередь для нас важно получить четко сформулированное общественное мнение и обоснованные заключения специалистов. Вместе с тем мы тоже выступаем за то, чтобы улицы носили имена наших национальных героев. Однако при этом не являемся сторонниками повсеместного переименования улиц, поскольку не должны отказываться от своей истории. К тому же не стоит забывать, что Ереван быстро развивающийся город, а следовательно, в перспективе здесь появится много новых улиц, которым нужно будет присваивать соответствующие названия». Правда, за последние лет тридцать армянская столица вширь так и не разрослась, несмотря на то, что в центре города постоянно идет активное строительство. А это значит, что говорить о новых улицах пока особо не приходится. Хотя в разговорах о возможных названиях общественность единогласно называет имена героев Арцахской войны как обязательное условие для увековечивания их памяти.

С другой стороны, предлагая авантюрную задумку по переименованию улиц, господа новые патриоты почему-то забыли представить вместе со своим предложением смету расходов на столь масштабную операцию. По предварительным подсчетам экспертов, это будет весьма ощутимая брешь в городском бюджете. Но инициаторы, видимо, рассчитывают в очередной раз залезть в карман безропотного налогоплательщика. А далее в подтверждение своей правоты сторонники полной топонимической «справедливости» указывают на удачные примеры из лихих девяностых, когда Кировакан и Ленинакан были переименованы в Ванадзор и Гюмри. Тогда даже неприметная деревушка Атарбекян в Разданском районе стала называться по-новому: Ванатур, хотя сельчане по-прежнему считают себя «атарбекянцами» или «поляками». Но последний статус закрепился за ними не из принципа политической конъюнктуры, а пришел все из тех же девяностых, когда больше половины жителей села наладили челночные бизнес-связи с Польшей. Но, возвращаясь к теме переименования двух крупнейших городов республики, справедливости ради стоит заметить, что оно прошло не по разнарядке «сверху». По итогам местных референдумов жители Ленинакана и Кировакана добровольно определили дальнейшую судьбу своих городов. В тот же период с карты Еревана довольно безболезненно исчезли улица Маркса, проспект и площадь Ленина… Да и сам памятник Владимиру Ильичу под общее ликование был демонтирован 13 апреля 1991 года с главной площади страны. Кстати, тогда же в революционном угаре сторонники АОДа умудрились снести еще и памятник Антону Чехову во дворе одноименной школы, хотя интеллигентному человеку ясно, что русский писатель ни к коммунистам, ни к репрессиям тридцать седьмого года никакого отношения не имел по вполне естественным причинам… Впрочем, при всей анархии того времени экспертной комиссии все же удалось сохранить в Ереване памятник коммунисту Степану Шаумяну, отстоять названия проспектов в честь видных советских военачальников – адмирала Исакова, маршала Баграмяна, государственного деятеля Александра Мясникяна…

Следуя же логике нынешних экспериментаторов, вновь настала пора зачистки, когда требуется переименовать Степанаван и Степанакерт, а еще кощунственно вычеркнуть из собственной истории имена академиков Виктора Амбарцумяна и Сергея Мергеляна, композитора Арама Хачатуряна и художника Мартироса Сарьяна, национального поэта Ованеса Туманяна и великого зодчего Александра Таманяна… То есть заставить забыть весь цвет нации, которым гордятся не только в Армении, но и далеко за ее пределами. А ведь еще совсем недавно те же «елковцы», вместо того, чтобы приложить все силы к созданию, например, собственной национальной авиакомпании, лишь сладострастно стонали по поводу того, что российский перевозчик «Аэрофлот» присвоил одному из своих лайнеров имя композитора Арно Бабаджаняна. Ну вот уж точно: нет пророка в своем отечестве.

«Если люди не знают, кем был Ханджян или Александр Мясникян или кто создал все то, на основе чего они живут в этой стране, то что тут можно сказать? Пусть играют в свои детские игры. Думаю, для того, чтобы до конца очиститься от коммунистического прошлого пусть в первую очередь они сдадут квартиры, которые получали их отцы в советское время. Пусть откажутся от всего того, что получили в наследие, а уж потом начнут говорить», – отреагировал председатель Демократической партии Армении Арам Саргсян. Но оппозиция продолжает настаивать на том, что повестка по переименованию намного глобальней, чем о ней говорят. «Необходимо сформировать общественную культуру, которая будет считать неприемлемым все, что связано с символами оккупации, ее выдающимися именами... Сколько угодно можно менять название улицы Ленинградян, от этого все равно сегодняшняя оккупация не исчезнет, потому что нет политической силы для того, чтобы распрощаться с империей. Ленинакан уже давно стал Гюмри, но продолжает оставаться в тени символа российской оккупации Армении – 102-й российской военной базы. Борьбу с империей нужно начать не столько с переоценки истории, сколько с нетерпимости к сегодняшнему колониальному положению Армении», – сообщает в угаре псевдопатриотических настроений один из оппозиционных местных сайтов. Однако столь грубый перевод стрелок с давно ушедших в прошлое советских коммунистов на современных российских империалистов очень явно напоминает (как по сути, так и по содержанию) репрессивный механизм тех самых советских чиновников, против которого якобы направлена нынешняя кампания «Елк». По меткому выражению заслуженного журналиста Армении Нвера Мнацаканяна, сейчас неприлично накалять ситуацию в рамках спора о хороших и плохих образах ушедшего общества. По этой логике можно вычеркнуть из нашей памяти и наших родителей только лишь по той причине, что они жили в однопартийном царстве. Вопрос еще не закрыт, но общественность уже называет данную акцию очередным шоу на пустом месте. «Советская Армения – это один из видов армянской государственности, благодаря которой народ развивался, – считает депутат армянского парламента, председатель постоянной комиссии по внешним связям Национального Собрания Армении Армен Ашотян. – Если каждая последующая власть будет сносить памятники предшественников, если каждое новое поколение будет стирать, пересматривать и редактировать предыдущую историю, то мы останемся без цивилизационного наследия».

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты