№11 (298) ноябрь 2017 г.

Арцах: собственный путь в будущее

Просмотров: 4429

Республика Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) в соответствии с новой Конституцией совершенствует внутреннюю и внешнюю стратегию развития государства, а значит, стремится улучшить свое настоящее и обеспечить стабильное и процветающее будущее. В первую очередь это касается процесса укрепления обороноспособности страны, урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и международного признания Республики Арцах, обеспечения надежной защиты прав и свобод человека, поступательного экономического развития, повышения благосостояния населения и т.д.

«Вопрос об устойчивости государства – если не единственный, то главный вопрос, ответ на который позволяет говорить о будущем того или иного государства», – отметил российский ученый, доктор юридических наук Владислав Груздев в своем докладе, представленном на недавней международной молодежной конференции в Степанакерте по теме «Проблемы и перспективы международного признания Республики Арцах».

В ближайшие годы властям Арцаха предстоит провести большую работу по осуществлению правовых, административных и организационно-управленческих реформ, предусмотренных Конституцией. Как отметил в интервью газете «Ноев Ковчег» (№ 10, октябрь 2017 г.) президент Республики Арцах Бако Саакян, «весь спектр этих реформ планируется завершить в течение ближайших трех лет. Что касается того, как отразятся эти изменения на жизни наших граждан и нашей страны, то уверен, что они окажут позитивное воздействие на дальнейшее укрепление нашей государственности, обеспечение основных прав и свобод граждан, совершенствование системы государственного управления, развитие страны в целом».

Известно, что согласно новой Конституции в Арцахе установлена президентская форма правления. По мнению многих экспертов и политических деятелей, это объективным образом вытекает из стоящих перед республикой задач, требующих сильной и единой исполнительной власти, которая будет в состоянии как в непростых мирных, так и в военных условиях мобилизовать все ресурсы страны и оперативным образом реагировать на различного рода вызовы.

Напомним, что 19 июля с.г. Национальное собрание НКР, в соответствии с требованием новой Конституции НКР об избрании президента переходного периода (с 1997 до 2020 года), подавляющим большинством голосов избрало президентом республики переходного периода действующего главу государства Бако Саакяна. 7 сентября в ходе специального заседания Национального собрания состоялась торжественная церемония инаугурации. Бако Саакян дал присягу в установленном Конституцией порядке и вступил в должность главы государства. В связи с вступлением президента?в должность правительство, согласно?статье 169 Конституции, представило главе государства заявление об отставке. В тот же день Бако Саакян подписал указ о принятии отставки правительства.

В течение почти 20 дней глава государства проводил совещания и консультации с представителями политических сил и общественных кругов республики по вопросам структурных преобразований и формирования нового правительства, а 25 сентября подписал соответствующие указы, согласно которым утверждена следующая структура правительства: государственный министр (вместо прежнего премьер-министра); министерство здравоохранения (сохранилось неизмененным); министерство юстиции (сохранилось неизмененным); министерство иностранных дел (сохранилось неизмененным); министерство труда, социальных вопросов и миграции (было министерство труда и социальных вопросов); министерство сельского хозяйства (сохранилось неизмененным); министерство экономики и производственных инфраструктур (было министерство экономики); министерство образования, науки и спорта (сохранилось неизмененным); министерство культуры, по вопросам молодежи и туризма (было министерство культуры и по вопросам молодежи); министерство обороны (сохранилось неизмененным); министерство градостроительства (сохранилось неизмененным); министерство финансов (сохранилось неизмененным).

Появилось новое министерство – министерство экологии и природных ресурсов – вместо прежнего управления окружающей среды и природных ресурсов.

Следует отметить, что в структуре аппарата президента создано отдельное подразделение – управление по делам правительства, которое является правопреемником бывшего аппарата правительства. Некоторые подразделения бывшего аппарата правительства включены в состав разных госорганов.

Указом президента государственным министром назначен бывший премьер-министр Араик Арутюнян. Отныне правительство является «содействующим осуществлению полномочий президента коллегиальным органом исполнительной власти». Иными словами, на основе программы президента и под его руководством правительство разрабатывает и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства. По заданию президента госминистр ведет заседания правительства, координирует деятельность назначенных президентом министров. Заседания правительства созывает и ведет президент республики или же по заданию президента их проводит государственный министр. Решения правительства утверждает президент.

Министром обороны республики переназначен генерал-лейтенант Левон Мнацаканян. На своих постах остались также министр юстиции Арарат Даниелян, министр здравоохранения Карине Атаян, министр градостроительства Карен Шахраманян. Самвел Аванесян продолжит руководить несколько преобразованным министерством труда, социальных вопросов и миграции.

Министром сельского хозяйства назначен достаточно молодой Жирайр Мирзоян, ранее являвшийся начальником управления по территориальному управлению и переселению. А занимавший должность министра – руководителя аппарата правительства НКР Левон Григорян назначен министром экономики и производственных инфраструктур.

Бывший министр культуры и по делам молодежи Нарине Агабалян назначена министром образования, науки и спорта. А министром культуры, по вопросам молодежи и туризма – Сергей Шахвердян, возглавлявший с 2008 по 2015 год управление туризма при правительстве НКР, а с 2015-го и вплоть до нового назначения пребывавший в должности заместителя министра экономики НКР.

Вместо многолетнего министра финансов Спартака Тевосяна новым министром финансов назначен его бывший заместитель, относительно молодой, но достаточно опытный специалист Григорий Мартиросян. Спартак Тевосян назначен советником президента – начальником экономического управления. А бывший министр образования и науки Славик Асрян – советником президента.

Руководителем новосозданного министерства экологии и природных ресурсов стал Вазген Микаелян, бывший советник премьер-министра НКР.

Примечательно, что внешнеполитическое ведомство республики возглавил Масис Маилян, который с 2001 по 2007 год занимал должность заместителя министра иностранных дел НКР, в 2007 году был кандидатом в президенты НКР, а год спустя основал Арцахский общественный совет по внешней политике и политике безопасности, в течение 9 лет активно занимаясь общественной деятельностью, а 8 декабря 2016 года, до того, как получить портфель министра, был назначен президентом Бако Саакяном послом по особым поручениям.

Следует отметить и назначение новых глав стратегически важных для безопасности республики районов на северо-востоке и севере Арцаха – Мартакертского и Шаумянского районов (часть последнего по сей день находится под оккупацией Азербайджана). Столь ответственные посты глава государства доверил молодым, но успевшим проявить себя с лучшей стороны кадрам – Эдгару Арутюняну и Аруту Мнацаканяну.

В целом арцахское общество и многие международные эксперты положительно воспринимают конституционную реформу и структурные преобразования в Арцахе, в частности отмечая, что республика не пошла механически по следам Армении, где установилась парламентская форма правления, а выбрала свой собственный путь развития с учетом реалий и ряда специфических особенностей страны и региона.

Авторитетный специалист в сфере международного и общественного права профессор Гамбургского университета Отто Лухтерхандт, участвовавший в вышеупомянутой международной молодежной конференции в Степанакерте, считает, что «новая Конституция республики является неоспоримым доказательством того, что Нагорный Карабах обладает внутренним суверенитетом».

«Можно констатировать, что Республика Арцах располагает эффективной публичной властью, всеми ключевыми признаками государства, как полноценный субъект и актор на международной арене, и таким образом имеет все необходимые предпосылки для признания государством», – отметил ученый, добавив при этом, что непризнанность Республики Арцах на международном уровне «не лишает ее качества государственности в смысле международного права».

Отто Лухтерхандт уверен, что «с точки зрения европейских принципов, то есть правового государства, демократии и прав человека, власть Нагорно-Карабахской Республики обладает гораздо более высокой легитимностью, чем клановый, жестко авторитарный режим семьи Алиевых в Азербайджане».

Иными словами, в Арцахе руководствуются принципом «быть, а не казаться», то есть продолжают решать разноплановые вопросы и проблемы, отражать современные вызовы и угрозы, укрепляя в итоге свой де-факто суверенитет. А это является залогом пусть и непростого, но окончательного успеха.

Ашот Бегларян, Степанакерт

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля