№4 (303) апрель 2018 г.

На учебу в семинарию Иерусалимской армянской патриархии

Просмотров: 2418

Гарегин Каланджян, Ашот Сеникарамян, Сергей Кочканян, Сергей Арутюнян-Довжанский, Артем Маргарян, Ованнес Мкртчян, Ованнес Пашоян стали первыми юношами из армянских общин Сочи и Абхазии, обучающимися в семинарии Иерусалимской армянской патриархии. Отправиться на учебу в Иерусалим им помог Маркос Кесян, предприниматель, заместитель председателя армянской общины по международным вопросам города Сочи.

Иерусалимская армянская патриархия – один из главных армянских культурных и духовных центров на Святой земле. Она основана в VII веке. Армяне обосновались в Иерусалиме еще в дохристианские времена. Первые армянские храмы появились уже в IV веке, а к VII веку их насчитывалось 70.

В музее собора Святого Иакова в Иерусалиме хранятся редкие работы армянских мастеров, выполненные из золота и серебра, рукописные обложки книг, лампы и церковные чаши, а также скипетр Киликийского царя Хетума I. В хранилище рукописей собора размещается вторая в мире коллекция армянских манускриптов.

Несмотря на то, что Иерусалим на протяжении веков периодически оказывался под властью чужеземных завоевателей, Армянская патриархия Иерусалима смогла не только сохранить, но и укрепить свои позиции. Во времена правления арабов, крестоносцев, мамлюков, османов, британцев и других завоевателей признавались равные права армян в отношении христианских святынь Святой земли.

В XIX веке в Иерусалиме при Армянской патриархии открылись мужской колледж «Месропян» и женский – «Гаянанц». В 1843 году в городе Рамле при поддержке Патриарха Закария Копеци была основана Семинария наследников. Спустя два года это духовное учебное заведение было перенесено в Иерусалим и по сей день находится в ведении Иерусалимской армянской патриархии.

– Маркос Андраникович, как и когда возникла идея направить амшенских юношей в Иерусалимскую семинарию?

– Идея возникла в июне 2017 года, когда в Иерусалимской семинарии состоялся просмотр документального фильма «Амшен на перекрестке прошлого и будущего», снятого Лусине Саакян, известным тюркологом, преподавателем Ереванского государственного университета. Слушатели и преподаватели семинарии даже не знали о том, что на северном побережье Черного моря – в Сочи, Абхазии, Крыму – проживают амшенские армяне. Кстати Лусине Саакян снимает о них новый документальный фильм при нашей поддержке.

– Съемки уже идут?

– Да, к работе приступили сразу. Начались они в селе Лоо около Сочи. Собрались все его пожилые жители, одетые в национальные амшенские костюмы. Они устроили настоящий концерт – с блеском исполняли народные амшенские танцы, играли на народных инструментах, а между тем возраст участников составлял 70-90 лет. Особенно нас поразили мни – короткие амшенские песенки, которыми сопровождаются танцы. После Лоо снимали в Крыму, Абхазии. В фильме будет показано место в районе Пицунды, куда по морю на лодках добирались армяне из Турции, спасаясь от Геноцида. Среди них были и мои бабушка и дедушка, я рассказываю их историю в фильме.

– Как Вы оказались в Иерусалиме?

– В период между съемками у Лусине Саакян состоялась командировка в Иерусалим для работы с архивом документов о Геноциде армян. Я направился в Иерусалим вместе с ней и ее коллегами разобрать и спасти уникальный архив. Этот архив – ценнейшее документальное подтверждение преступлений турок против армянского народа, их собственные свидетельства об уничтожении армян. Мы были поражены, в каком плачевном состоянии находились документы, многие были испорчены временем и сыростью. Архив несколько раз похищали, некоторые документы оказались утерянными или уничтоженными. Из 15 коробок архива осталось 12.

Началась кропотливая работа – систематизация, сканирование, реставрирование документов. В это время мы и познакомились с главой семинарии – преподобным отцом, архимандритом Корюном.

– Отец Корюн поддержал идею направить в семинарию амшенских юношей из России?

– Да, и с энтузиазмом. Мы направились к Иерусалимскому Патриарху, архиепископу Нурхану, чтобы получить его согласие. Архиепископ Нурхан с радостью согласился принять амшенских ребят. Его поддержка была для нас очень важна, потому что амшенские армяне давно отошли от церкви, а те, кто остался в Турции, были вынуждены даже принять мусульманство.

Мы пригласили в Сочи отца Корюна. Он приехал, проэкзаменовал юношей, в том числе и на знание армянского языка, армянской истории. Ребята армянского языка не знали, все они русскоговорящие, но мы смогли убедить Патриарха Нурхана в том, что это не должно стать препятствием. Как потом оказалось, уже через четыре месяца занятий ребята свободно читали и писали на древнеармянском языке.

С отцом Корюном мы отобрали семь человек из Абхазии и Сочи.

– Как учатся они сегодня?

– На отлично и отличаются своими способностями и стремлением к знаниям.

– Что преподают в семинарии?

– Семинария дает глубокое и разностороннее образование. Из арменоведческих предметов преподают западноармянский язык, грабар (древнеармянский), языковедение, армянскую литературу и историю, каллиграфию, библиографию. Из обществоведческих наук – философию, психологию, этику, логику, риторику, ораторское искусство, искусство управления, социологию, статистику. Конечно, все богословские предметы.

Семинаристы изучают музыку, занимаются сольфеджио. Проходят курсы по зарубежной литературе, теории относительности. Учат иностранные языки – английский, иврит, арабский.

Семинария воспитала целую плеяду блестящих арменоведов, преданных священнослужителей, которые внесли ценный вклад в духовное развитие армянского народа и науку.

– Как живется семинаристам?

– Условия и питание в семинарии очень хорошие, я провел там несколько дней и убедился в этом. Ребята адаптировались очень быстро. Армянская иерусалимская община, а это 2,5 тысячи человек, тепло и сердечно встретила их. Наших ребят все знают, относятся, как к родным, отмечают дни рождения и по-отечески заботятся.

Все расходы по обучению и проживанию юношей взяла на себя Иерусалимская армянская епархия. Со своей стороны я поддержал финансово это начинание. Хочу, чтобы ребята стали настоящими людьми, многого добились в жизни, были образованными и увидели мир. В свое время я помог многим юношам стать врачами, сегодня они работают в разных городах России, регулярно звонят мне по телефону и спрашивают: «Дядя Маркос, что болит?». Их внимание – самая большая для меня награда.

– Как долго продолжается учеба?

– Четыре года. В случае, если кто-либо из слушателей примет решение служить церкви и дальше, сможет продолжить учебу в течение следующих 3 лет. Те, кто решат закончить ее через 4 года, могут поступить в Ереванский государственный университет или университет в Иерусалиме.

– Сколько всего слушателей в семинарии?

– Сегодня их 40 человек.

– В Эчмиадзине знают об учебе армянских юношей из России в семинарии Иерусалима?

– Знают. Кстати, из Армении в Иерусалимской семинарии учатся 15 человек. О том, что амшенские юноши из России стали слушателями Иерусалимской армянской семинарии, узнала вся международная армянская диаспора.

– Что Вы думаете об избрании архиепископа Арама Атешяна местоблюстителем Константинопольского Патриарха Армянской Апостольской Церкви? Армянская диаспора в Турции отказывается признавать его главой церкви в стране…

– Я считаю, что эта ситуация должна быть изменена. Нельзя подчиняться чужой власти, тем более враждебной. Надо служить своему народу, представителем которого являешься. Я расцениваю поведение Атешяна как предательское. Это мнение многих моих соотечественников, в том числе живущих в Турции. Объективно Атешян действует против своего народа.

– Каковы дальнейшие планы по взаимодействию с семинарией Иерусалима?

– Во время последней встречи с Иерусалимским Патриархом, архиепископом Нурханом мы договорились направить на учебу в семинарию из России еще 10 человек.

В мае этого года в Сочи приедет отец Корюн. Вместе с ним отправимся в Абхазию, Армавирский район, район Сочи, чтобы отобрать желающих.

Беседу вела Диана Петросян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

  1. По примеру Маркоса Кесяна нужно помогать молодым людям найти свою дорогу в жизнь. что очень трудно без поддержки и направления на праведный путь. Маркос вызывает чувство глубокого уважения к себе,как человек глубоко патриотичный.

Ваш комментарий

* Обязательные поля