№5 (304) май 2018 г.

В Татарстане пытаются сохранить армянский артефакт

Просмотров: 7137

По мнению известного исследователя Волжской Булгарии Алексея Смирнова, армяне начали переселяться на территорию нынешнего Татарстана примерно в XI веке, после захвата Армении турками-сельджуками. В столице булгар – городе Булгаре была создана одна из крупнейших армянских колоний. «Именно там сохранились свидетельства о строительстве каменных зданий непривычной градостроительной архитектуры. Ведь не секрет, что армяне всегда были хорошими каменщиками и строителями», – писал он в своих трудах.

Булгария была самым сильным государством в Среднем и Нижнем Поволжье, благосостояние которого обеспечивалось за счет обилия плодородных черноземных почв и выгодного географического пересечения водных и сухопутных путей. В частности, основной оборот булгарских купцов составлял торговый транзит между Востоком и Западом. Иногда этот Великий Волжский путь называли «армянской дорогой». Ведь по нему, кроме самобытной утвари, ковров и самоцветов, доставлялись в Европу великолепные ткани, окрашенные кармином из армянской кошенили. Культурные и экономические связи Волжской Булгарии и Армении достигли наивысшего расцвета в XIII–XIV веках. Чуть позже община армян появилась в Казани. В начале XVIII века неподалеку от центра города можно было видеть даже армянские надгробия. Примечательно, что еще в далеком 1842 году на факультете востоковедения Казанского университета была создана кафедра арменоведения, возглавляемая известным ученым Степаносом Назаряном. Именно в стенах КГУ до сих пор хранится полный комплект газеты «Восточные известия», издававшейся на русском и армянском языках. В научной библиотеке можно увидеть российско-армянский букварь и рукопись, с которой он печатался. Там же имеется древнее, 1501 года, Евангелие на армянском языке. А еще на территории университета установлен найденный в Казани хачкар, датированный 1335 годом.

Впрочем, это не единственные армянские артефакты, которые сохранились до сегодняшнего дня в Татарстане, о чем в нашу редакцию написали неравнодушные люди. Так, жители села Кирельское Устьинского района рассказали старинную легенду, действие которой относится к началу XIV века. В те давние времена армянский посол отправился в Москву и взял с собой дочь. По дороге она заболела и умерла. Посол схоронил ее на горе Соколенок. Долгое время, вплоть до начала XX века, в ограде сельской церкви лежал надгробный камень с армянской надписью. Считается, что найден он был где-то недалеко от церкви здешними крестьянами. Священник Владимир Никольский срисовал тогда неизвестные буквы, передав их знакомым миссионерам, а те в свою очередь обратились к академику Николаю Марру с просьбой расшифровать незнакомую буквенную вязь. Именно Марр смог прочитать старинную надпись, которая гласила: «Года 797 не в благовременье неожиданно скончалась сия раба Божья Турган-Мелик и преставилась к Христу Богу 21 (года), оставив нам безутешное горе и печаль. Итак, кто прочтет, молите о прощении грехов ее и ее родителей господина Григория и супруги Пиники. Да помилует Господь, да и вас поминающих блага». По современному летоисчислению беда в эту армянскую семью пришла в 1318 году.

С тех пор немало воды утекло, причем не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Остров Соколенок расположен у подножия Сюкеевских гор, начало которых, по рассказам местных жителей, было обозначено десятиметровым Кирельским камнем. Говорят, что когда-то очень давно он откололся от горы и с тех пор так и лежал на берегу реки, представляя во время половодья большую опасность для проходящих судов. Их просто затягивало течением к этому камню. Сначала вынужденно встав на якоря, а затем объединив усилия гребцов, опытные мореходы поочередно проводили свои струги по опасному участку. Малейшая оплошность могла обернуться трагедией. В середине XIX века волжское купечество наконец собрало деньги, и Кирельский камень по распоряжению правительства был разбит.

А вот «Армянский камень», как прозвали его в народе, все это время находился под охраной местных краеведов и активистов. «Сегодня «Армянский камень», или «Армянское надгробие», хотя и не является предметом охраны, тем не менее включен в Перечень объектов культурного наследия Республики Татарстан. Согласно историческим свидетельствам, камень был в XIX веке перевезен за ограду церкви Воскресения Словущего в селе Кирельском. Место его изначального расположения не установлено. В 50-е годы прошлого века село Кирельское вошло в зону затопления Куйбышевского водохранилища, в связи с чем было перенесено выше по течению одного из притоков Волги. Судя по всему, в это же время была разобрана и деревянная церковь. После заполнения водохранилища, холм на котором располагалась церковь, не был затоплен. Но периодически при высоком уровне воды превращается в остров. Отрезанный от населенных пунктов, он очень редко посещается местными жителями. Поэтому попасть к камню как летом, так и зимой довольно трудно. Проехать сюда на внедорожнике можно, но только не ближе чем на 1-1,5 км. К тому же местные егеря предупреждают еще об одной опасности: сейчас там сильно увеличилось поголовье диких кабанов. Правда, есть и другой вариант: подняться к камню можно со стороны реки, подплыв на лодке летом или подъехав на снегоходе зимой, – написал нам блогер и администратор группы в ФБ «Мобильные краеведы Татарстана» Сергей Головин. – В октябре 2017 года это место посетили казанские краеведы. В их числе мой хороший знакомый Илья Евлампиев, который обратил внимание, что холм, на котором лежит камень, подмывается Волгой и до обрыва уже остается примерно метров десять. Стоит заметить, что в этом районе активизировались оползневые процессы, а в ряде мест берег обрушивается на десятки и даже сотни метров. По фотографиям, которые я сделал, видно, что на холме с камнем оползни были уже этой зимой». Сергею Головину небезразлична судьба «Армянского камня». Недавно с группой энтузиастов они специально съездили туда, чтобы откопать его из-под снега. «Сегодня камень действительно лежит всего в 10 метрах от осыпающегося берега Волги. Еще год-два – и он может рухнуть в реку вместе с оползнем. И тогда мы потеряем его навсегда», – говорит собеседник, одновременно подчеркивая, что работы по спасению древнего надгробия надо начать как можно скорее. И желательно в зимнее время года, что значительно сократит финансовые расходы. Поскольку в этом случае самым оптимальным вариантом представляется способ осторожно спустить камень на снегоходе по пологому склону и далее транспортировать по льду до причала в Куйбышевском затоне, где уже можно использовать тракторную и другую технику.

В октябре-декабре 2017 года Головин участвовал в разработке проекта развития туристическо-рекреационного комплекса Камско-Устьинского района, где при обсуждении с руководством района местных красот было предложено внести в реестр достопримечательностей и «Армянское надгробие». Районная администрация готова организовать работы по перемещению камня, но при условии его размещения только на своей территории. При этом предлагается несколько вариантов. Среди них особое внимание уделяется трем предложениям. Размещение артефакта в ограде храма Рождества Пресвятой Богородицы в административном центре Камское Устье. Размещение рядом с мемориалом в память о жертвах крушения теплохода «Булгария». И наконец, на месте старого кладбища в Камском Устье. Могил там нет. Сегодня это просто заросший кустарником участок. Но по мнению местных энтузиастов, его можно облагородить, установить камень и часовню Армянской Апостольской Церкви. «Тем более отсюда открывается очень красивый вид на место слияния Волги с Камой», – считают члены инициативной группы.

И хотя вопрос сохранения исторического наследия практически решен, тем не менее проблема транспортировки камня, который весит не менее 1,5 тонн, остается открытой. Спецтехника – трактор или грузовик с краном – не впишутся в сложный рельеф. А если говорить о коротком летнем сезоне, то работы плавкрана с баржей могут не вписаться в муниципальный бюджет. И все-таки глава Камско-Устьинского района Павел Лоханов в нашем телефонном разговоре подчеркнул, что данный вопрос является одним из первоочередных в повестке дня администрации. «Мы провели переговоры с руководителем национально-культурной автономии армян Республики Татарстан Михаилом Хачатуряном, где обсудили дальнейшую судьбу артефакта. Планируем провести эти работы после схода снега, ближе к лету. Кроме того, очень важно при использовании спецтехники сохранить целостность камня. Проще говоря, нельзя, чтобы он треснул или надломился. Поэтому мы решили привлечь не только строителей, но и археологов, историков, ученых, а также других специалистов для грамотных консультаций, – отметил собеседник. – Мы заинтересованы в скорейшей реализации этого проекта, поскольку речь идет в том числе и о туристической индустрии. «Армянское надгробие» планируется внести в маршрутные пакеты турагентств. Я просто уверен, что к нему будет проторена тропа паломничества. Многие люди, включая и ваших соотечественников, захотят прийти сюда, чтобы соприкоснуться с историей».

В продолжение беседы речь зашла о религии, на что глава района заметил, что Татарстан – светское государство, где 55 процентов населения составляют татары, исповедующие ислам, а 42 процента – русские христиане. Как отмечается на официальном сайте республики, проводимая в Татарстане долговременная политика соблюдения баланса интересов двух ведущих религий играет важную роль в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия. «Мы очень толерантны в этом отношении, – подчеркнул господин Лоханов. – Гордимся тем, что армянская святыня находится на территории Татарстана. И раз уж исторически так сложилось, то считаем ее нашим культурным наследием. А это значит, что несем полную ответственность за ее сохранность». Вместе с тем, помощь со стороны Армении была бы совсем не лишней, поскольку собственную память, даже за пределами страны, важно и нужно поддерживать. Но на сегодняшний день вряд ли на исторической родине известна эта трогательная история, которую пытаются сохранить краеведы и просто неравнодушные люди, живущие в далеком от нас Татарстане.

Фото Сергея Головина с места раскопок «Армянского камня»

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты