№5 (304) май 2018 г.

Вполне предсказуемый «союзник» России

Просмотров: 7585

Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган вновь начал привычные для его натуры и политики метания. Неудивительно: массированная кампания бесстыжего западного вранья вокруг дела об отравлении Скрипалей затем оказалась взаимосвязанной с первой провокацией – вымышленной газовой атакой в сирийской Думе. Вся эта цепь наскоро сшитых белыми нитками наглых наездов на Россию и пристегнутых к этому обвинений в адрес руководства Сирии не стала неожиданностью для российского руководства.

Напомню, что еще 4 апреля президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам трехсторонней встречи в Анкаре с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом и его иранским коллегой Хасаном Рухани рассказал о планах террористов в Сирии устроить провокации с использованием химического оружия. При этом российский лидер достаточно подробно сообщил о подготавливаемых террористами провокациях. «В ход идут любые средства. Нами получены, например, неопровержимые доказательства подготовки боевиками провокаций с использованием отравляющих веществ. Условились в этой связи наращивать трехстороннюю координацию по всем аспектам антитеррора, наращивать обмен информацией», – отметил президент России.

Лидеры трех стран в совместном заявлении подчеркнули приверженность России, Ирана и Турции содействию в укреплении суверенитета, независимости и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики. При этом Путин подчеркнул, что общей стратегической целью трех стран – гарантов астанинского процесса является окончательный разгром террористов, «которые не оставляют попыток дестабилизировать ситуацию «на земле», пытаются сорвать усилия по продвижению мирного процесса». Казалось бы, все точки над «i» поставлены, твердые намерения сторон, направленные на прекращение войны, озвучены и дальнейшие действия участников мирного процесса обозначены.

Естественно, что ничего, кроме бешеной злобы, у наших западных «партнеров» такое развитие событий не вызывает. Еще бы – остановился налаженный процесс переформатирования «Большого Ближнего Востока» и десятки тысяч «исламистов», в соответствии с планами западных разведок выращенных, подготовленных и проплаченных арабскими прихвостнями Вашингтона, разгромлены на сирийской земле. Соответственно понадобилась новая интрига – применение химического оружия.

Угодливая британская Тереза Мэй среагировала адекватно. Появилось «дело об отравлении Скрипалей», как уже совершенно очевидно, коряво склеенное британской разведкой. Дальнейшая цель стала известна позже – после операции «Белых касок» в сирийской Думе и явно постановочной «химической атаки», в которой обвинили уже не только Асада, но и Россию. Взаимосвязь «дела Скрипалей» и этой «атаки» очевидна, и расследование российских военных вывело опять на Лондон. Конечно, абсолютное отсутствие каких бы то ни было «доказательств» как в отношение России, так и в отношении сирийских властей никого на Западе не смущает. Западу правда не нужна, и откровенный идиотизм со стороны обвинителей, очевидный для любого неангажированного наблюдателя, для Запада неочевиден. Нужен повод для удара по Сирии, ведь урегулирование в его нынешнем варианте Запад никоим образом не устраивает. Поэтому и ракетный удар поспешили нанести до того, как сотрудники Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) пересекут границу Сирии.

Как же в этих условиях отреагировали на действия США и их прихвостней наши союзники по сирийскому урегулированию? Иран с его последовательной и принципиальной политикой, как и следовало ожидать, осудил действия США, Великобритании и Франции. А что же наш турецкий союзник? Турецкий МИД отреагировал практически молниеносно – осудил режим Асада, т.е. целиком и полностью солидаризировался со своими союзниками по НАТО, а вице-премьер Турции Бекир Боздаг заявил, дескать, Анкара надеется, что «последняя химатака режима Асада не останется безнаказанной». Правда, не обошлось и без призыва начать расследование, но это как бы на всякий случай.

В свою очередь турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара положительно оценивает удары США, Великобритании и Франции по сирийской территории, По его словам, турецкая сторона следила за ситуацией в Сирии и считает действия западных стран правильными, потому что химатаку нельзя оставлять без наказания. Таким образом, Эрдоган, как и его западные союзники также расписался под бездоказательными обвинениями в адрес «сирийского режима». Что это, политическая слепота? Не похоже. Похоже на другое – на упорное стремление усидеть на двух стульях: не лишиться выгоды от сотрудничества с Россией в области торгово-экономического сотрудничества, в том числе строительства газопровода «Турецкий поток» и АЭС в Аккую, и в то же время не нарваться на противодействие России турецкой операции «Оливковая ветвь» на севере Сирии против сирийских курдов в Африне.

С другой стороны, Турция стремится сохранить сотрудничество с США и НАТО и оставить за собой в этом блоке роль форпоста в Восточном Средиземноморье. Это сотрудничество приносит определенные выгоды с точки зрения поддержания более-менее современного состояния турецкой армии и сохранения стратегического противовеса влиянию России в регионе. Ведь, например, приняв решение о закупке российского комплекса противовоздушной обороны С-400, турки продолжили переговоры и с натовскими производителями систем ПВО, утверждая, что одно другому не помешает. В этой ситуации и НАТО среагировало адекватно и после угроз «отлучить» слишком самостоятельного союзника от поставок современного оружия заняло более взвешенную позицию, заявив устами генсека НАТО Йенса Столтенберга о том, что Турция имела право на такие закупки.

Представляется, что нынешний поворот в турецкой политике был вполне предсказуем. Давайте вспомним события на Украине и уничтожение малайзийского «Боинга». Р. Т. Эрдоган, тогда еще премьер-министр Турции и кандидат в президенты, публично обвинил в этой трагедии именно Россию. На предвыборном митинге в провинции Бурса 18 июля 2014 г. Эрдоган заявил, что «малайзийский лайнер, к несчастью, был сбит ракетой, выпущенной Россией… Что это за мышление, которое говорит: «Я сильный, я могу стрелять, как хочу, я могу сбивать, если хочу». Совершенно очевидно, что Эрдоган не утруждал себя попытками разобраться в ситуации или получить достоверную информацию. И все это было сказано при одновременных заявлениях Эрдогана о стремлении сотрудничать с Россией, президента которой Владимира Путина он постоянно называл своим другом…

С этих событий прошло не так много времени. Россия по просьбе Сирии оказала помощь правительству Башара Асада, и российские Воздушно-космические силы начали наносить точечные удары – подчеркну, что, в отличие от американцев и коалиции более чем из шести десятков государств, действительно точечные и крайне эффективные. Уничтоженные командные пункты и склады с оружием и боеприпасами, тысячи уничтоженных игиловцев – результат действительно впечатлял, но не только противников террористов. Наши ВКС уничтожили более тысячи автоцистерн и фур с бочками ворованной сирийской нефти, нанесли удар по масштабному турецкому бизнесу по торговле и перепродаже огромного количества материальных ценностей, украденных у сирийского народа. Об этом уже давно не пишут – видимо, чтобы не обижать турецкого «союзника».

Что последовало за этим? Уничтожение российского бомбардировщика в сирийском небе – откровенный удар в спину. Кстати, турецкая общественность была полностью лишена информации, кроме официальной, по которой российский самолет якобы «нарушил» турецкое воздушное пространство. Эти действия целиком и полностью отражали сущность не только самого Эрдогана, но и всей турецкой элиты. Любые надежды на союзничество или хотя бы элементарную порядочность этой публики совершенно беспочвенны.

Отдельно обратим внимание на расхождение в интересах России и Турции. Вновь обретенный турецкий «друг» своих предпочтений и стратегии не изменил. По-прежнему вся турецкая пресса наполнена измышлениями о «нарушении прав» крымских татар, требованиями «вернуть Крым», по-прежнему Турция поддерживает так называемый «Меджлис крымско-татарского народа», находящийся на турецком коште.

Напомню и то, о чем в России почему-то забывают. Турция продолжает варварскую блокаду Армении – единственного союзника России на Кавказе. Сумеет ли в этих условиях Россия как союзник Армении добиться от турецкой стороны отказа от продолжения блокады и оказать воздействие и на Азербайджан, который постоянно подчеркивает идею турецко-азербайджанского единства под лозунгом «Одна нация – две страны», – покажет время...

Враждебные выпады Эрдогана против сирийского президента Башара Асада тоже звучат довольно регулярно. А чего стоят вымыслы о «терроризме» сирийских курдов, но при этом еще и вторжение в Сирию, оккупация ее северных территорий, государственный террор не только против собственных, но теперь и против сирийских курдов. То есть турецкая политика ничуть не изменилась. При этом турецкие лидеры постоянно заверяют США и НАТО в непоколебимой верности Турции союзническим обязательствам.

Отказ России от поддержки сирийских курдов в Африне оправдывают их сотрудничеством с американцами, которые обучали и вооружали подразделения «Демократических сил Сирии», сыгравшие важную роль в разгроме террористов запрещенного в РФ ИГИЛ на северо-востоке Сирии. Действительно, США сделали ставку на курдов Рожавы, но напомню, что курды были готовы сотрудничать с Россией и даже открыли свое представительство в Москве. Почему эти планы не были реализованы? Что это, наше нежелание портить отношения с турками или инертность внешнеполитического аппарата страны?

Да, турки оказались весьма полезны и при освобождении Алеппо, и при освобождении Восточной Гуты, и в боях против исламистов в Идлибе, которые успешно ведут подразделения сирийского генерала Сухейля. Но обратим внимание на расхождение интересов России и Турции в конечных целях операции против исламистов в Сирии. Так, министр иностранных дел РФ Лавров сказал: ?«Самый простой способ нормализации обстановки в Африне теперь, когда турецкие представители говорят о том, что основные цели, которые они там перед собой ставили, достигнуты, – это вернуть территорию под контроль сирийского правительства». Российский министр также указал на то, что Эрдоган никогда не заявлял, что Турция хочет оккупировать Африн.

Какой вой поднялся в Анкаре после этого заявления! Ответили и официальные лица Турции, и сам Эрдоган: «Это очень неправильный подход. Мы хорошо знаем, кому мы вернем Африн». Он будет передан жителям, «когда придет время», а «время определим мы». То есть, надо понимать, Турция не собирается возвращать захваченные у суверенной Сирии территории. Повторяется история 1939 года, когда турки захватили так называемое «Государство Хатай». Схема, видимо, будет повторена вновь. Тогда в Хатай срочно перебазировали 60 тысяч турок, которые дружно проголосовали за присоединение к Турции этой подмандатной французской территории, и сейчас провинция Хатай, бывшая Александретта, а ныне Искендерун с военно-воздушной базой Инджирлик входит в состав Турции. А что же курды? Их, как всегда, насильно выдавят из региона и заменят на анатолийских турок, основывая свои претензии ссылками на историю – «Национальный обет», принятый в далеком 1919 году османским парламентом, по которому это – территория Турции. Опыт есть и в самой Турции – три миллиона курдов были насильственно переселены в другие регионы страны.

Таким образом, турецкий демарш с поддержкой лживой позиции Запада по якобы примененному правительством Сирии химическому оружию в Восточной Гуте – это не просто очередной удар ножом в спину России, к чему мы, кажется, начинаем привыкать, это многоцелевая турецкая операция, нацеленная на присоединению к Турции не только Африна, но и сирийской Рожавы, иракского Мосула и Киркука. Аппетит приходит во время еды, и у турецких лидеров он безграничен.

Повторю ранее высказанную мысль: Турция – самый предсказуемый недружественный сосед РФ. Россия за всю историю воевала с Турцией 13 раз, а попытки наладить взаимоотношения заканчивались трагедией.

Не надо себя обманывать. Не может быть доверия к проводникам такой политики, и нож готов в очередной раз вонзиться нам в спину. Только решительная, принципиальная и последовательная позиция России может укрепить ее роль в регионе и обеспечить безопасность южных рубежей страны.

Варткез Арцруни, заслуженный строитель РФ

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты