№8 (307) август 2018 г.

Семья – главная вершина в жизни

Просмотров: 3403

Все истории большой любви необъяснимы. Для них не существует границ и преград, пространство удивительным образом соединяет любящих…

Рафаэл Агаджанян (1950-2015) – молдавский и советский режиссер и сценарист. Родился в Степанакерте. Окончил экономический и сценарный факультеты ВГИКа. По его сценариям были сняты две короткометражки на «Арменфильме» – «Происшествие в июле» и комедийная лента «Парикмахер, у дяди которого...». Работал в Москве директором съемочных групп на Центральной студии документальных фильмов, в Первом творческом объединении киностудии «Мосфильм», писал дикторские тексты для киножурналов, сценарии для детского юмористического журнала «Ералаш». В 1987 году переехал из Москвы в Кишинев. Работал редактором в творческом объединении документальных фильмов «Вяца» («Жизнь»), в департаменте новостей Национального телевидения, писал сценарии для игровых и документальных фильмов. Был репортером, спецкором, комментатором, автором и ведущим телепрограмм. Преподавал киноискусство в Международном свободном университете Молдовы. Член правления Союза кинематографистов и Союза журналистов Республики Молдова, заслуженный деятель искусств Республики Молдова. Похоронен в Кишиневе.

Елена Жигня – художник-постановщик, аниматор, режиссер. Родилась в Кишиневе. Окончила Республиканское художественное училище имени И. Е. Репина в Кишиневе по специальности «мультипликация», художественный факультет ВГИКа (мастерскую И.П. Иванова-Вано). Дипломную работу во ВГИКе готовила в кишиневской студии «Флоричика» («Цветочек»). Работала в Объединении анимационных фильмов киностудии «Молдова-филм», преподавала в Художественной школе им. Щусева. Работает в государственной компании «Телерадио-Молдова» в департаменте компьютерной графики и дизайна. Ведущий специалист компьютерной графики и анимации. Член Союза кинематографистов Республики Молдова.

Рафаэл и Елена познакомились во ВГИКе в Москве в 1984 году.

В теплом молдавском городе жила-была девочка. Больше всего на свете ей нравилось рисовать, и мечтала она стать художником-аниматором. В другом теплом городе, далеко за синим морем и высокими горами жил мальчик. Он увлекался кино и хотел свою жизнь связать с этим искусством. Мальчика звали Рафаэл, девочку – Ленуца (Лена). Каждый в своем уютном, залитом солнцем детстве, не зная друг о друге, грезил о будущем. Каждый – как все дети на свете – верил в то, что мечты сбываются. Но никто и предположить не мог, как будет благосклонна судьба, какие неожиданные повороты приготовила для них жизнь. И вот однажды они встретились в далеком северном городе…

Бывают ли случайными встречи? Конечно, нет! Особенно когда случается большая любовь. И когда в ней рождаются желанные дети, несущие родительские гены и продолжающие династию. А от смешения кровей дети рождаются не только очень красивыми, но и очень талантливыми!

Сегодня наша история о младшем из сыновей Рафаэла и Елены. Очень общительный, обладающий тонким чувством юмора, талантливый молодой режиссер и телевизионный продюсер Георгий Агаджанян стремится сохранить уникальность молдавского кино, поднимая престиж киноиндустрии республики.?В прошлом году запустил юмористический проект «Made in Moldova» на «Canal 3» в Молдове.

– Георге (я буду обращаться к Вам по имени на молдавский манер), расскажите, каким был уклад в родительской семье, каким традициям следовали?

– Одно из самых теплых воспоминаний детства и юности – наши традиционные семейные обеды на выходные.?Отец мог часами готовить и непрерывно рассказывать смешные и интересные?истории. Когда он смеялся, из его глаз всегда текли слезы. Это передалось мне по наследству, а от меня – моей старшей дочери Лие…

Наверное, это и есть важнейшая часть традиций для меня – когда из самых простых вроде бы элементов рождается атмосфера уюта, тепла, взаимоуважения. Умение помнить и ценить такие моменты я постараюсь передать уже своим детям.

Если говорить о каких-то традиционных блюдах, у нас?на столе был – как сейчас модно говорить – фьюжн из молдавской и армянской кухни. Отец считал, что у молдавской и армянской кухонь много общего, как, впрочем, и у этих двух маленьких христианских народов.

– Кем больше – армянином или молдаванином Вы себя чувствуете? В чем это проявляется?

– Хотелось бы верить, что своей деятельностью я смогу добиться того чтобы и армяне, и молдаване с гордостью говорили: «Это наш!» У отца получилось. Он стал первым армянином в Молдове, получившим из рук президента страны медаль и звание заслуженного артиста республики.?Знаете, на «Телерадио-Молдова» даже поговорка такая была в рифму: «Cel mai harnic moldovean – Rafael Agadjanean» («Самый трудолюбивый из молдаван – Рафаэл Агаджанян»).

– Вы с братом родились в «киношной» семье, внесшей неоценимый вклад в развитие кинематографа Молдавии, и пошли по стопам родителей. Ваша с Рубеном дипломная работа – документальный фильм «Сан Саныч» – была удостоена премии «Дебют» за лучшую режиссуру на фестивале Союза кинематографистов Республики Молдова. Позже был фильм «Свеча благодарения», над которым работала вся ваша семья. Были ли еще семейные проекты?

– Практически все наши проекты – семейные. Без совета родителей мы не начинали с братом съемок. И это не всегда были «мирные дебаты» (смеется).

На третьем курсе режиссуры в Академии искусств мне дали задание – «Портрет ребенка». Однокурсники начали снимать учеников начальных классов, маленьких спортсменов, музыкантов. Мы с братом нашли виртуозного мальчишку-попрошайку, настоящего профи для своих 10 лет. На третий день съемок у него умерла мать, и он остался с парализованным отцом и старшей сестрой, которая в свои 13 уже не жила дома. В тот момент мы с братом поняли, что это больше, чем просто этюд на тему. Мы решили снимать его дальше. Съемки длились больше года. Материал очень сложный. За год мальчишка с блестящими умными глазами и обаятельной улыбкой очень поменялся. Общество всячески «помогало» ему в этом. Интернат, смерть отца, бабушка, продавшая квартиру, тюрьма… Фильм монтировали несколько месяцев. В итоге это стало нашей с братом дипломной работой.?У фильма около 30 фестивалей и 8 наград, в том числе престижная CEI Premio на кинофестивале в Триесте. Фильм часто показывали в различных вузах Европы и США.

Далее последовало еще несколько документальных проектов. Фильм «Свеча благодарения» создавался к юбилею молдавского писателя Иона Друцэ. Вся наша семья работала над этим проектом. Отец – автор сценария и режиссер, я был его ассистентом, мама – художником-постановщиком, брат – оператором-постановщиком. Премьера фильма состоялась в Кишиневе, в главном кинотеатре страны «Патрия» («Родина»). Фильм был очень тепло встречен. После показа Друцэ пригласил всю группу на сцену и, обратившись к тогдашнему президенту страны Владимиру Воронину, отметил, что только армянин смог так рассказать о его творчестве. На самом деле там была более жесткая фраза: «Пока вы все здесь ругаетесь, армянин вот какое кино сделал про молдавского писателя...».

– Какой из Ваших проектов кажется Вам наиболее удачным?

– Своим самым удачным проектом в документальном кино считаю крайнюю работу «Саша и стены». Этот фильм стал частью большого проекта «15 young by young», приуроченного к 20-летию распада СССР. Продюсеры выбрали по одному режиссеру от каждой из бывших союзных республик и поставили задачу показать за 15 минут документального повествования ситуацию в своей стране через истории молодых людей. Эта лента принимала участие в Берлинском кинофестивале и стала первым молдавским фильмом, показанным на французском телеканале ARTE.

– Как Ваше творчество связано с Арменией?

– Было очень приятно попасть с фильмом «Сан Саныч» в программу «Армянская панорама» в рамках кинофестиваля «Золотой абрикос» в Ереване.?

– У каждого человека свои вершины. Ваша вершина – что это?

– Вершина – это моя семья.

– Чему самому главному в жизни научил вас с братом отец?

– Очень многому. Он был невероятно порядочным и честным человеком.? В 90-е эти качества были не самым сильным оружием (улыбается). Человек, дважды выпускник ВГИКа (экономический и сценарный факультеты), попадает из Москвы в Молдову в самые сложные времена, когда «не до кинематографа», и принимает участие в развитии киностудии «Молдова-Фильм». В это время происходит вооруженный конфликт в Карабахе (отец родился и вырос в Степанакерте). Ко всему еще и двое маленьких детей на руках, проблемы с жильем… Все это было, наверное, как самый страшный сон. Никогда не забуду слез отца (других, не тех, когда он смеялся…), когда начался вооруженный конфликт в Приднестровье и в Кишинев вошли танки.

«Не сдаваться и не опускать руки!» – вот, наверное, один из самых важных уроков. Он часто говорил, что уныние – это грех, а?жизнь – великий дар.

То, как отец сочетал в себе мягкость и жесткость, для меня до сих пор остается эталоном. Эталоном поведения мужчины.?Семья – это главное в жизни, это ваш дом и ваша крепость. А то, как вы ее выстроите, зависит от вас.

Отец говорил на семи языках и очень много читал. «Читайте!» – постоянно напоминал он нам с братом, даже когда мы выросли и сам я уже стал отцом.

Все это вместе с превосходным чувством юмора, никогда не покидавшим папу! Даже тогда, когда он осознал, что болезнь победила его...

Беседу вела Вика Чембарцева

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты