№8 (307) август 2018 г.

За нравственные идеалы, за возвышение души человека

Просмотров: 3081

В Севастополе прошел XХVII Международный кинофорум «Золотой Витязь» – 2018. Фильмы армянских кинематографистов удостоены высоких наград.

На XХVII Международный кинофорум «Золотой Витязь» – 2018 собрались деятели культуры разных стран мира. Идея высокой миссии искусства объединила представителей всех континентов, разных по менталитету и вероисповеданию. Утверждение традиционных духовно-нравственных ценностей, консолидация позитивных творческих сил мастеров культуры – такова цель «Золотого Витязя», обозначенная в его девизе «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».

Киносмотр, основанный в 1992 году народным артистом России Николаем Бурляевым, прошел при поддержке правительства Севастополя, Министерства культуры Российской Федерации, МЧС России и участии Союза кинематографистов и Госфильмофонда России. Почетными попечителями «Золотого Витязя» являются Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, губернатор города Севастополя Дмитрий Овсянников.

На XХVII кинофоруме было показано более 140 конкурсных и внеконкурсных фильмов из 28 стран мира. Международный смотр кино посетили 12 тысяч зрителей. В рамках программы «Золотого Витязя» прошли творческие вечера известных артистов, состоялись встречи создателей фильмов со зрителями, была организована конференция на тему «Государственная культурная политика – будущее России».

В фестивале приняли участие выдающиеся мастера культуры, среди которых народные артисты России Николай Бурляев, Лариса Голубкина, Илзе Лиепа, Аристарх Ливанов, Евгений Леонов-Гладышев, Алексей Булдаков, сербская актриса, певица и режиссер Ивана Жигон. Специальными гостями фестиваля стали кинорежиссер из Сербии Горан Паскалевич, тележурналист и режиссер документальных телевизионных фильмов Аркадий Мамонтов, политический и общественный деятель, политолог Сергей Кургинян.

Конкурсная программа «Золотого Витязя» – 2018 включала 6 номинаций – игровые, анимационные, документальные короткометражные и документальные полнометражные фильмы, фильмы для детей, дебютные и студенческие фильмы. Работы оценивали кинематографисты из России, Беларуси, Украины, Сербии, Болгарии, Польши. Победителям в каждой номинации были вручены «Золотой», «Серебряный» и «Бронзовый Витязь», специальные призы губернатора Севастополя и Севастопольского благочиния Симферопольской и Крымской епархии Московского патриархата.

Высшая награда кинофорума – Золотая медаль имени С.Ф.?Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» – присуждена сербской актрисе Елене Жигон (посмертно). Этой высокой награды удостоены также народные артисты СССР кинорежиссер Глеб Панфилов и актриса Инна Чурикова.

Золотые медали имени Юрия Левитана «За выдающийся вклад в теле- и радиожурналистику» как признание заслуг журналистов перед обществом в деле поддержания и развития традиционных культурных ценностей присуждены российским тележурналистам Аркадию Мамонтову и Владимиру Соловьеву.

Жюри кинофорума не обошло вниманием и кинематографистов из Армении. Высокие награды – «Бронзовый Витязь» – вручены в категории «Игровое кино» фильму «Жаркая страна, холодная зима» режиссера Давида Сафаряна и Лилит Петросян за фильм «Засуха» в категории «Дебютные и студенческие фильмы».

Работы армянских деятелей кино всегда высоко оценивались на фестивалях «Золотой Витязь». Режиссер Николай Давтян на XIX кинофоруме «Золотой Витязь» был награжден дипломом «За оригинальное режиссерское прочтение личности самобытного художника» в номинации «Короткометражные документальные фильмы». Режиссер Арам Шахбазян получил главную награду XXV кинофорума «Золотой Витязь» за фильм «Москвич», моя любовь» в номинации «Игровое кино». Сценарист Давид Овакимян был удостоен приза «Серебряный Витязь» в номинации «Литературные киносценарии» на VII Международном славянском литературном форуме «Золотой Витязь» за киносценарий ленты «Джамаллудин».

«Человек должен сохранять свое человеческое лицо»

Творчество Давида Сафаряна хорошо известно кинематографическому сообществу и зрителям. Его картины «Тоска по теплу», «Утерянный рай», «131-й Католикос всех армян», «Рождество», «Колыбельная, век ХХ» и другие получили признание критиков и публики. На международных киносмотрах работы Давида Сафаряна были неоднократно отмечены. На XIX Международном кинофестивале АРПА в Лос-Анджелесе Давид Сафарян получил приз за лучшую режиссуру игрового фильма. На XIII Международном кинофестивале «Золотой абрикос» в Ереване – специальный приз жюри и приз за лучший сценарий. Давид Сафарян удостоен нескольких премий Национальной киноакадемии Армении.

– Давид Суренович, расскажите о картине, получившей на кинофоруме награду «Бронзовый Витязь».

– С этой работой, картиной «Жаркая страна, холодная зима», связано более двадцати лет моей жизни. За эти годы она стала мне очень, очень близкой. После того, как фильм был завершен, возникло ощущение, что меня покинул родной человек. Но, оказалось, что не покинул. На кинофоруме в Севастополе я это почувствовал. После показа картины зрители окружили меня, стали засыпать вопросами, благодарить. Ко мне подошла пожилая женщина, обняла и сказала: «Спасибо за честность!» Это самая высокая оценка. Эта женщина позволила мне понять, что я сумел не только «родить», но и «воспитать» честным, как ребенка, мой фильм, который вернулся ко мне. И вернулся достойно. Я рад, что картина получила высокую оценку на кинофоруме «Золотой Витязь».

Этот фильм о нас, о том, что мы пережили, как выжили. Мои актеры, в первую очередь исполнители главных ролей Яна Друзь и Ашот Адамян, не просто талантливо сыграли свои роли, они прожили и пережили трудные, полные противоречий годы. Низкий им поклон. Низкий поклон и всей моей съемочной группе, которая прошла со мной трудный путь создания картины. Низкий поклон севастопольским зрителям, они мотивировали меня на дальнейшую работу. Я готов снимать новую картину!

– Как развивается армянский кинематограф, по Вашему мнению? Ситуация улучшилась по сравнению с тем временем, когда в Армении было всего 2 кинотеатра?

– К сожалению, ситуация не улучшилась, она ухудшилась, несмотря на отдельные положительные моменты. Понятие «армянская кинематография», на мой взгляд, постепенно переходит в категорию историческую. Кино, конечно, существует. Но это еще не значит, что есть кинематограф. Кинематография предполагает структуру. А ее в Армении нет. Есть отдельные режиссеры, снимающие свои фильмы, зачастую вопреки тому, что происходит в области кино в Армении. У страны много проблем, и больших проблем. До кино ли? До культуры ли? Дойдет ли до них очередь? Где и почему оборвалась связующая нить между «вчера» и «сегодня»? Почему появляющиеся фильмы не способствуют возрождению, укреплению и развитию армянского кино и являются, скорее, исключением? Эти вопросы ждут ответа.

Количество кинотеатров – вопрос проката. В прокате могут демонстрироваться зарубежные фильмы, низкопробные отечественные суррогаты, которые по незнанию, необразованности или еще по каким-либо причинам причисляются к кинематографу.

Вместе с тем надежда есть. Попадаются интересные работы молодых режиссеров. Именно им и надлежит создать структуру национальной кинематографии, которой сегодня нет. Создать вопреки тому, что кажется невозможным. И если им понадобится наш опыт, мы готовы его передать...

– Какие вопросы поднимает национальное кино?

– Национальное кино, опирающееся на национальный материал, должно поднимать общечеловеческие вопросы. В противном случае оно не станет ни национальным, ни мировым, а, скорее, только узконациональным.

– Каков главный творческий посыл Ваших картин?

– Человек должен сохранять свое человеческое лицо независимо от условий, в которые попадает. Мое кино о человеке, оказавшемся в нечеловеческих условиях, но оставшемся человеком.

Кинофорум «Золотой Витязь» поднимает важные для нас всех вопросы. Желаю «Золотому Витязю» долгой жизни!

«Искусство для меня – это свобода и возможность выбора»

– Я впервые приняла участие в Международном кинофоруме «Золотой Витязь», – рассказывает Лилит Петросян. – Для меня было большой честью находиться в окружении знаменитых мастеров кинематографа – президента кинофорума Николая Бурляева, режиссера Горана Поскалевича. Меня встретили очень тепло. Приятно, что моя работа удостоилась награды на киносмотре, на котором награды получали такие мастера кино, как Никита Михалков и Эмир Кустурица. Смогла познакомиться с людьми, с которыми никогда не встретилась бы в обычной жизни. Очень рада взаимодействию с российскими кинематографистами. Первый шаг сделан, надеюсь, на продолжение сотрудничества.

– О чем Ваш фильм «Засуха»?

– О бесконечной «Засухе» в одной семье. Это история семидесятилетнего дедушки Лаврента, живущего в селе Г. А., который любой ценой хочет спасти свою семью от позора и бед. У него есть сын, у которого непутевая жена. Внучка – Мариам, внуки Давид и Вачаган имеют тяжелые психологические травмы, так как живут в нездоровой семейной обстановке. Старший внук – Вачаган, видя повседневные бесконечные ссоры, неуважительные отношения, уходит из семьи. Другого внука дед забирает к себе. У матери остается младшая дочь Мариам, к которой она совершенно безразлична. Дед Лаврент, как может, борется за единство семьи, за благополучие и счастье своих наследников, молится за упокой предков. Он хочет помочь каждому и только затем покинуть этот мир.

Я очень рада, что жюри фестиваля так высоко оценило мою работу и творчество. При награждении со сцены отмечали, что проблемы и в Армении, и в других странах одни и те же. Эта картина о проблеме семьи, где родственные узы на грани разрушения. Но даже в самых безвыходных и тяжелых ситуациях человек не должен терять надежду и веру в себя, истреблять в себе добросердечность. Он должен оставаться человеком.

– У кого Вы учитесь снимать кино?

– Мой учитель – Рубен Вазгенович Григорян. Он окончил Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК). Человек тонкий, большой мастер. Рубен Григорян научил нас видеть в простых людях героев, отображать на экране всю гамму эмоций, переживать каждую мелочь, вникать во все происходящее и доносить это до зрителя.

Мы, молодое поколение армянских кинематографистов, прикладываем все усилия и старания для реальных достижений в творчестве. Недавно успешно прошла презентация моего нового фильма под названием «Без любви невозможно». Искусство для меня – это свобода и возможность выбора. Если выбора нет, то нет и свободы. Человек свободен тогда, когда он может выбирать...

* * *

За 27 лет существования «Золотой Витязь» провел более семидесяти полномасштабных фестивалей, включая кинематографический, театральный, литературный, музыкальный, живописи, экологический и русских боевых искусств. В них приняли участие более 8000 деятелей культуры из 60 стран мира. На фестивальных площадках показано 8500 фильмов, 550 спектаклей, выпущено 160 телепрограмм «Киноклуб «Золотой Витязь» с Николаем Бурляевым». На платформе «Золотого Витязя» создан Славянский творческий союз, консолидирующий усилия 11000 деятелей искусства и культуры из 14 стран славянского мира.

«Настало время менять государственное отношение к кинематографу и к кинопрокату, – считает вдохновитель и создатель «Золотого Витязя» Николай Бурляев. – Нельзя делать деньги на кино, которое понижает духовный уровень народа. Вот именно поэтому «Витязь»-боец и встал во весь рост 27 лет тому назад, чтобы бороться за сохранение традиций, за нравственные идеалы, за возвышение души человека».

Беседу вела Мария Григорьянц

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты