№9 (308) сентябрь 2018 г.

Тумбульцы – армяне-дервиши – из селения Тумбул Нахичеванского уезда Эриванской губернии Российской империи

Просмотров: 1562

Инспектор Нахичеванского городского училища К.А. Никитин в статье «Город Нахичевань и Нахичеванский уезд» («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск 2-й. Тифлис, 1882 г.) пишет: «В 5 верстах (верста: 1066,8 метра. – М. и Г.М.) от Нахичевани и верстах в 6 от реки Аракс лежит селение Тумбул, жители которого известны под именем тумбульцев. Народ этот – армяне, переселившиеся сюда из города Салмас (Салмаст. – М. и Г.М.) Адирбеджанской провинции (Атрпатакан, самая восточная провинция Великой Армении. – М. и Г.М.) – имеет такие резкие особенности, что делают его весьма мало похожим на всех остальных армян».

В соответствии с Туркманчайским мирным договором, заключенным между Россией и Персией 10 февраля 1828 года, из Персии в Закавказье были переселены 8.249 армянских семей (более 40.000 человек). «Среди них были и жители села Савра Салмастской области провинции Атрпатакан на западном берегу Урмия. На территории Российской империи саврцы разделились на четыре группы и образовали четыре села: в Нахичеванской области – Тумбул и Ярымджа, в Даралагезской области – Пор, в Шаруре – Дар-Арх. Самым крупным из них было село Тумбул. Саврцы (савркегцы), или тумбульцы (как их впоследствии стали называть), представляли собой субэтническую группу армян, отличавшуюся от остального армянского населения изолированной ментальностью», – утверждают Т.В. Тадевосян и Б.Г. Койбаев в статье «Сословие ювелиров и армяне-дервиши» («Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки», 2017 г., № 4).

Тумбульцы окружены своеобразным мистическим ореолом: они перевоплощаются в любой образ, знают огромное количество языков и обычаев разных народов, владеют языком птиц и зверей, мимикой и рукопожатием могут передать мысли.

К.А. Никитин отмечает: «Непривычный к сельским занятиям, тумбулец живет темными средствами, на чужой счет, подаяниями и милостынями. Он скитается десятки лет далеко от родины, приходит домой только на зиму и уходит опять раннею весною. Зиму тумбулец не любит потому, что приходится сидеть дома за дымным камином. Его убивает тоска не по родине, а по чужим землям. Зато с раннею весною он идет на промыслы и добывает себе кусок хлеба не совсем позволительными средствами».

* * *

Этнограф Егор Мелешко в очерке «Тумбульцы» (газета «Кавказ», 1854 г., № 29) сообщает:

«В настоящее время правительство пресекло скитальческую жизнь тумбульца и заставило его обратиться к мирным сельским занятиям».

Но, несмотря на то, что российское правительство запретило выдавать тумбульцам паспорта и выпускать их из Закавказья, они обманным путем (часто под видом греческих священников) проникали вглубь страны. Некоторые по подложным документам поступали на службу в церкви, за определенное вознаграждение незаконно освящали дома, крестили детей, хоронили мертвых, собирали пожертвования для каких-то иерусалимских монастырей, крали церковные ценности.

В общеармянской среде тумбульцы получили и другие, часто нелестные, прозвания: «крестокрады», «душители старух», «красильщики ослов», «армяне-дервиши». Они занимались мошенничеством, разбоем, изготовлением фальшивых монет, перепродажей золота, кражей церковного имущества. Для этих целей тумбульцы умело входили в доверие, искусно выдавая себя то за мусульман, то за христиан.

Егор Мелешко пишет: «Тумбулец посещает города, священные для мусульман: Мекку, Медину, Кербалу; ловко подделываясь под обычаи правоверных, он молится вместе с ними Магомету. Потом звание монаха, в которое он облекается, и черная ряса дают изворотливому тумбульцу доступ между христианами».

Тумбульцы могут странствовать под видом дервишей, а потом принимать облик христианских паломников: «Подаяниями и добровольными пожертвованиями набожных мусульман тумбулец набирает себе деньги, переходит на промысел к христианам. Приближаясь к Иерусалиму, тумбулец, приняв звание монаха, под личиною набожности и смирения посещает святой город» (К.А. Никитин).

Ценные сведения о тумбульцах содержатся в историческом романе Раффи «Дневник крестокрада» (1890 г.). Армянский романист точно передает мифические и исторические особенности жизни крестокрадов. Они всегда уезжали на заработки в далекие страны и пропадали там на многие годы. Некоторые приезжали на родину через 4-5 лет, другие – через 15-20, а многие так и не возвращались.

Все крестокрады владеют армянским языком, но на чужбине используют его редко и избегают других армян. Между собой говорят на тайном языке, хотя, по утверждению Раффи, это не самостоятельный язык, а искусственный, надуманный, условный жаргон. Впрочем, одна группа крестокрадов прочих соплеменников не понимает, равно как их жены и дети.

Этнограф С.П. Зелинский в очерке «Три магала (уезда. – М. и Г.М.): Нахичеванский, Ордубадский и Даралагезский» («Сборник сведений о Кавказе», том VII. Тифлис, 1880?г.) прямо указывает на связь тумбульцев со златоделием: «Они издавна, еще в Персии, умели ловко надувать людей. Говорят, что эта наклонность развилась в них вследствие того, что почти все они были золотых дел мастера... Так как золотых дел мастеров в Салмастском округе было слишком много, то савркегцы были поставлены в необходимость выезжать в другие страны для заработков»; «Многие же занимались чеканкою турецких и персидских золотых и серебряных монет, но с большею примесью лигатуры (примесь меди или олова к золоту и серебру. – М. и Г.М.), что давало им довольно много прибыли».

* * *

Внешне тумбульцы также отличались от остального армянского населения. Вот как их описывает П. Масловский в статье «Что за люди так называемые «бедные греки» из Персии?» (газета «День», 1865 г., № 23): «Все они большею частью смуглолицы и с черными, как смоль, волосами, с резкими чертами лица». Его дополняет Спепан Зелинский: «На вид худощавы, с живыми черными глазами, в которых можно прочитать и ум, и хитрость». К.А. Никитин пишет: «Тумбулец высок ростом, тощ на лицо. На нем всегда черная, изодранная одежда, покроем похожая на рясу монаха, которого он и старается изобразить собою. При встрече с посторонним тумбулец упомянет непременно об Иерусалиме и попросит милостыни; в правой руке его всегда виден посох, а в левой – сверток бумаги, исписанный какими-то иероглифами».

Тумбульца можно встретить в Индии, Афганистане, Сирии, внутренней России, Сибири, одним словом, везде, где только живут люди. Обрыскав весь свет, он возвращается домой с порядочным запасом денег. Родные, друзья и соседи приветствуют его с благополучным возвращением; одни радуются, другие горюют, не получив сведения о своих родственниках, еще бродящих по миру.

К.А. Никитин указывает на особую страсть армян-дервишей к роскоши, золотым украшениям и драгоценным камням:

«Принесенный запас выпрошенных денег позволяет тумбульцу содержать свою семью с роскошью. Прекрасный дом, опрятные комнаты составляют главную его заботу и попечение; чай, сытный полуазиатский и полуевропейский обед, десерт и кофе составляют, можно сказать, обыденную его пищу.

У себя дома тумбулец покажется, скорее всего, торговцем, который добивает последнею копейку, чем бережливым селянином. У редкого из них не встретишь серебряной посуды работы всех времен и народов: английской, французской и азиатской. Шелковые покрывала, занавесы, бархат, кашмирские шали, хорасанские ковры – снесены сюда, будто дань от подвластных своему повелителю. Сами тумбульцы и жены их дома у себя одеваются чисто, богато, даже роскошно; шелковые ткани составляют их ежедневный наряд, не говоря о драгоценных камнях: алмазы, бирюза, яхонт, изумруд, жемчуг постоянно употребляются на украшение женщин, которые, впрочем, нуждаются в этом потому, что сами не отличаются большею красотою. Они особенно любят носить цепи на шее, монисты из древней золотой и серебряной монеты».

Автор научной работы «Суб-этнические группы армян» (2002?г.) Каринэ Эрнестовна Григорьян в главе «Этнические группы, близкие к армянам: хемшилы; цыгане-армяне (боша); тумбульцы (армяне-дервиши)» пишет:

«Менее всего на сегодняшний день изучена локальная группа тумбульцев (армян-дервишей; дервиш – от персидского языка – бедняк, бродяга). Судя по непроверенной информации в форме устного сообщения И.В. Кузнецова, жители сел. Тумбул в последнее десятилетие стали считать себя иранцами, что может быть вполне правомерно объяснено их происхождением из иранского города Салмаста».

Полосу подготовили Марина и Гамлет Мирзоян, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 38 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Вот и все правильно. Они же цыгане. То есть это и есть настоящие армяне. Их настоящая родина - Индия! Ведь мы пытались вам это доказать, но вы отрицали. Теперь сами признаете всю правду об армян. Спасибо за правду!
  2. Слышишь ты хан или другое слово на три буквы, армяне древний народ и они жили и на Ближнем Востоке и на Армянском нагорье, и на Южном Кавказе и в Персии и в Карабахе, который древний Арцах . И не тебе судить, бракованному осколку тюрских племён, откуда родом армянский народ. Статья Мирзоянов как всегда интересная.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты