№1 (312) январь 2019 г.

Встречи в Санкт-Петербурге: 2019 год для ЕАЭС и ОДКБ легким не будет

Просмотров: 4380

По сложившейся традиции в декабре, под занавес уходящего года, лидеры стран, входящих в интеграционные объединения на постсоветском пространстве – ОДКБ, ЕАЭС и СНГ, – съезжаются в Россию, с тем чтобы сверить часы и определить перспективы на будущее. Не стал исключением и 2018 год, явственно обозначивший растущие разногласия и разночтения, прежде всего – между лидерами стран, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности и в Евразийский Экономический Союз. Здесь следует сразу оговориться, что оживленные дискуссии, безусловно, позитивный признак, свидетельствующий о заинтересованности участников в развитии объединений, в которые они входят. Однако, с другой стороны, не менее важно, чтобы эти дискуссии и разногласия не парализовали работу интеграционных структур, а взаимная риторика не приводила бы к непреодолимому отчуждению.

Как известно, одним из знаковых и достаточно скандальных сюжетов минувшего года стала история с арестом и отзывом представляющего Армению генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова, к которой мы неоднократно обращались на страницах «Ноева Ковчега». Устав ОДКБ не предполагает четкого порядка назначения нового главы секретариата организации вследствие форс-мажорных обстоятельств, и сложившейся коллизией активно воспользовался официальный Минск, предложивший на этот пост несколько кандидатур, в том числе выпускника Бакинского высшего общевойскового командного училища Станислава Зася. В свою очередь, новое армянское руководство настаивает на своем праве внести на место хоть и с опозданием, но все-таки отозванного Хачатурова новую кандидатуру – бывшего министра обороны Вагаршака Арутюняна. Компромиссным вариантом стало бы сохранение должности генерального секретаря ОДКБ за россиянином Валерием Семериковым с приставкой «исполняющий обязанности».

Нельзя не отметить существенное влияние, оказываемое на белорусско-армянские отношения официальным Баку, тесные экономические и военно-политические связи которого с Минском не представляют большого секрета. 12 ноября Александр Лукашенко встретился с послом Азербайджана в Белоруссии Латифом Гандиловым, обсудив назначение нового генерального секретаря ОДКБ (организации, членом которой Азербайджан не является) и призвав Ереван разобраться со сложившейся ситуацией. Исполняющий на тот момент обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян отреагировал на демарш белорусского президента достаточно резко, выразив удивление тем, «что человек, 30 или более лет имеющий статус главы государства, может позволить себе пойти на такой шаг… Я, несомненно, потребую объяснений от президента Белоруссии и не только».

В итоге вопрос несколько раз откладывался и, казалось бы, должен был решиться 6 декабря в Санкт-Петербурге. Однако намеченный на этот день саммит ОДКБ был вновь перенесен – очевидно, теперь уже на 2019 год. По словам помощника президента России Юрия Ушакова, это было сделано по просьбе армянской стороны по причине парламентских выборов в Армении 9 декабря. Впрочем, несколько ранее лидер избирательного блока «Мой шаг» Никол Пашинян заявил о том, что инициатива переноса саммита ОДКБ принадлежала главе Российского государства. Надо признать, что противоречивый характер версий Москвы и Еревана создал не нужное никому информационное напряжение, свидетельствующее о необходимости более согласованных действий военно-политических партнеров, коими являются Россия и Армения, причем отнюдь не только в рамках ОДКБ, но и в формате двусторонних отношений.

В более широком контексте ситуация, при которой содержательный диалог все чаще подменяется пиаром и стремлением продавить некие односторонние подходы, все более характерна для представительных международных форумов. Конечно, рассуждения о том, кто кому первым подал руку или кто как на кого посмотрел, могут представлять определенный интерес – однако беда, если этим дело и ограничивается. Несколько месяцев назад Никол Пашинян обмолвился о том, что он поражен степенью откровенности и эмоциональности дискуссий глав государств СНГ «за закрытыми дверями». В этот раз, судя даже по публичным высказываниям лидеров, эмоций было куда больше. Находясь в Санкт-Петербурге, господин Лукашенко вновь заявил, что главой ОДКБ будет представитель его страны, что встретило неизменное недвусмысленное несогласие Пашиняна. Беседа лидеров Белоруссии и Армении тет-а-тет носила закрытый характер, и то, насколько она была продуктивной, пока можно лишь предполагать. Пока же очевидно одно – и Ереван, и Минск жестко настроены на отстаивание собственных интересов, и Москве предстоит приложить немало усилий, чтобы в конечном итоге прийти к устраивающему всех компромиссу. Вопрос не решился, и здесь предстоит дальнейшая работа, рассказал, комментируя вопрос назначения нового генерального секретаря ОДКБ, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Не преувеличивая функциональной важности соответствующей должности, тем не менее, отметим, что демонстративное неназначение генсека ОДКБ порождает вопросы относительно дееспособности условного «евразийского НАТО» и тем более – его перспектив. Впрочем, об этом мы еще скажем...

Симптоматично, что белорусская пресса, причем как провластная, так и «оппозиционная», активно включилась в очередную перепалку с Арменией по поводу назначения секретаря ОДКБ, причем острие подобных публикаций очевидным образом нацелено на расшатывание белорусско-армянских отношений. Вряд ли дальнейшее дистанцирование между партнерами выгодно Москве, равно как и демонстративная активность Александра Лукашенко, что ярко проявилось в ходе встречи глав государств ЕАЭС в том же Санкт-Петербурге. Выступая на открытой части встречи, белорусский лидер выразил недовольство стоимостью поставляемого Минску российского природного газа: по его мнению, здесь не хватает «равноправия»; иными словами, цена на внутреннем российском рынке и внешнем белорусском должна быть одной и той же. На это Владимир Путин заметил, что стремиться к унификации необходимо, однако «для этого нужно время и другой уровень интеграции».

После оживленной дискуссии с российским лидером и дальнейшего общения лидеров государств ЕАЭС без телекамер Лукашенко поведал журналистам: «Да, в нехорошей форме вышло. Пришлось даже извиняться перед хозяином сегодняшней встречи… Очень бурное было обсуждение… И лучше вам не слышать этого». И хотя принятые на заседании Высшего евразийского экономического совета документы он все же подписал, но при этом заметно капризничал, заставляя участников встречи дополнительно разъяснять уже согласованные бумаги.

Диалог лидеров постсоветских стран все более отчетливо приобретает межличностный характер, и периодически выплескивающиеся эмоции все труднее сдерживать. Возможно, некоторую разрядку в непростые отношения Минска и Еревана внесет предложение крупного армянского предпринимателя, лидера партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна о возможном приглашении Александра Лукашенко в Ереван для обсуждения «наболевшего». Когда этот номер «Ноева Ковчега» выйдет из печати, станут известны окончательные итоги парламентских выборов в Армении 9 декабря. Несмотря на значительное отставание от пашиняновского блока «Мой шаг», социологические опросы прочили «Процветающей Армении» второе место и уверенное прохождение 5-процентного барьера. С учетом принципиально новой роли парламента после радикального реформирования Конституции страны роль партий в формировании внешнеполитического курса страны заметно возрастает. «Новый парламент даст народу Армении возможность для формирования правительства, деятельность которого будет нацелена на достижение скорейших результатов в приоритетных для нашего общества областях, а именно в борьбе против коррупции, укреплении институтов верховенства закона и создания равных условий для всех субъектов, действующих в экономической и политической жизни нашей страны», – убежден Никол Пашинян.

В 2019 году председательство в ЕАЭС переходит к Армении, в связи с чем глава правительства заверил, что его страна заинтересована в дальнейшем углублении интеграционных процессов: «Готовы и впредь прилагать все усилия для совершенствования институтов интеграции и поиска новых путей и механизмов сотрудничества». При всех разночтениях и недомолвках «евразийское» направление останется для Еревана на ближайшие годы приоритетом, равно как и урегулирование нагорно-карабахского конфликта, внимание к которому со стороны международных посредников может заметно возрасти. «На полях» неформальной встречи глав государств СНГ в Санкт-Петербурге состоялась очередная непродолжительная встреча лидеров Армении и Азербайджана. Помимо этого, в Милане при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ Игоря Попова (Россия), Стефана Висконти (Франция) и Эндрю Шефера (США) провели трехчасовые переговоры главы внешнеполитических ведомств двух стран Зограб Мнацаканян и Эльмар Мамедъяров. Как и ранее, посредники призвали противоборствующие стороны продолжить реализацию достигнутых договоренностей и предпринять конкретные шаги по подготовке граждан к миру. Подчеркивая, что последняя встреча Мнацаканяна и Мамедъярова прошла в позитивной атмосфере, посредники выразили надежду на скорое возобновление переговоров лидеров двух стран, нацеленных на справедливое и долгосрочное решение конфликта. Очередные встречи намечены уже на январь, и будем надеяться, что наступающий год не принесет в «карабахском вопросе» неприятных сюрпризов.

Возвращаясь к теме ОДКБ и ее связи с арцахским урегулированием, отметим одно из заявлений Никола Пашиняна на встрече с представителями армянской общины Санкт-Петербурга в церкви Святой Екатерины: «Мы должны знать, на кого можем надеяться, а на кого – нет. Уверен, что ОДКБ может пресечь соблазн Азербайджана разрешить карабахский конфликт вооруженным путем. И возникает вопрос: собирается ли ОДКБ использовать свой этот инструмент или нет? Для нас это вопрос стратегического значения. А вопрос генсека – второстепенный, даже пятидесятый вопрос. Пусть там вечно пребывает представитель Беларуси, но чтобы при этом все наши взаимные обязательства выполнялись. Нам нужны взаимные договоренности и их полноценное осуществление». Некоторые комментаторы усмотрели в этом высказывании тонкую дискредитацию ОДКБ путем виртуального наделения этой организации заведомо не выполнимыми ею обязательствами. В самом деле, трудно не заметить, что по факту ОДКБ – не более (но и не менее) чем дополнительный формат военно-политического сотрудничества его участников с Россией, но не между собой. В соответствии с Соглашением о коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, их состав, сроки развертывания и применения определяются Советом коллективной безопасности после официального обращения одной или нескольких сторон консенсусом или с согласия сторон, для которых данное соглашение вступило в силу. Но даже если попробовать абстрагироваться от вполне предсказуемой позиции Минска и Астаны, то даже в этом случае сложно представить развертывание группировки быстрого реагирования, к примеру, на армяно-азербайджанской границе. Хотя бы в силу внутриполитических факторов и боеспособности армянской армии, способной адекватно решать соответствующие задачи (можно ли предположить иное?). «Уверяю вас, что боеспособность вооруженных сил будет на уровне, который создаст для вас благоприятные условия в переговорном процессе – для ведения успешных переговоров, а если понадобится, то и с позиций силы», – заверил в мае 2018 года Никола Пашиняна при своем назначении министром обороны Армении Давид Тоноян. «Армения является гарантом физической безопасности Арцаха. Исходя из этого, наши вооруженные силы вкупе с инициативной внешней политикой призваны обеспечивать переговорные условия в процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта. С учетом откровенной воинственной риторики противника и постоянных заявлений о возможности решения конфликта посредством применения силы ВС Армении должны обеспечивать перманентное отрезвляющее воздействие на противника и содействовать Армии обороны Арцаха для обуздания агрессии противоположной стороны», – подчеркнул он через два месяца в одном из интервью.

Независимость Нагорного Карабаха официальный Ереван, как известно, не признает, участвуя в переговорном процессе в формате Минской группы ОБСЕ. Как и прежде, укрепление обороноспособности Армении, обесценивающее вероятные попытки военного шантажа, будет способствовать усилению переговорных позиций Еревана и Степанакерта, что позволит в конечном итоге переломить обозначившийся для них в последние годы негативный политико-дипломатический тренд.

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты