№3 (314) март 2019 г.

«Изменить окружающий мир нельзя, нужно изменить себя»

Просмотров: 2313

«Я родилась в доме, где пребывал дух колеблющейся прялки жизни и смерти, впервые уснула в сорок втором году в ночь на 9 мая в круглой комнате с луной в руках. В окне плавало красное солнце... Меня везли к дому, где жили львы, через мост из стеклянных веток вишни, от дома слышалось пение жонглерессы, голос переходил в звук скрипки», – это строки из дневников художницы Гаянэ Хачатурян.

Мастер цветов, грез и сказочных образов Гаянэ Левоновна Хачатурян появилась на свет в мае 1942-го в Тбилиси, где и провела всю свою жизнь.

Родители Гаянэ – Левон Хачатурян и Асмик Калантарова – приехали в Тбилиси в 1921 году из Еревана вместе с маленьким сыном Акопом. Отец был из семьи ремесленника, кузнечных дел мастером, изготавливал ажурные решетки, карнизы, навесы. Мать, уроженка армянского города Агулис, происходила из древнего аристократического рода, увлекалась классической музыкой, тонко чувствовала живопись и всячески поощряла занятия дочери в художественной школе.

«В детстве мама водила меня в Муштаид радоваться земным великолепиям, смеющимся и плачущим зеркалам. Приглашенная на представление тайн, я стала задавать зеркалам вопросы. Мама оставляла меня одну в саду, тайно наблюдая за мной издали…» – вспоминала художница.

Серьезно заниматься живописью Гаянэ начала с 12 лет. Ее специальное образование началось и закончилось в художественной школе при Художественном училище им. Якоба Николадзе. Из воспоминаний художницы: «Основам живописной грамоты меня обучила прекрасный педагог Гугули Курдиани. Я занималась у нее четыре года, она сумела вытянуть из меня все заложенное природой».

Гаянэ самостоятельно изучала армянскую средневековую миниатюру, грузинские фрески, каноны классической европейской живописи, увлекалась литературой, философией, писала поэтические новеллы, эссе, прекрасно пела. Размышляя над своим творчеством, Гаянэ скажет, что она станет настоящим художником только тогда, когда будет больше писать нутром, достигнув слияния разума и прочувствованного.

Сама художница описывала свои картины как отображение сказок и историй, рассказанных бабушкой, по этой причине они получались театральными.

Из воспоминаний Гаянэ: «Когда-то, в белое утро, я встретила Сергея Параджанова, в небе все прошептало ярким цветком, служа нам аккордом в своем понимании. Душа задержалась в горящих, желтых грушах на белой тарелке. Он подарил мне нежность и хрупкость универсального мира…»

Для кинорежиссера Сергея Параджанова Гаянэ и ее картины были чудом, и всех своих друзей, приезжавших в Тбилиси, он приводил посмотреть на это чудо. Друзья поражались и восхищались, но Гаянэ такие экскурсии не очень радовали: суеты и шумихи она не любила. Гости отвлекали от работы.

Жизнь она вела аскетическую. Замуж не выходила, чтобы семейные обязанности и хлопоты не похищали время у ее картин. Картины она и называла своими детьми. «Изменить окружающий мир нельзя, нужно изменить себя», – в этом убеждении заключалось «кредо» Гаянэ, стержень ее взглядов.

В начале 1967 года по инициативе Сергея Параджанова в Ереване состоялась первая персональная выставка Гаянэ в Доме работников искусств. Мартирос Сарьян был потрясен картинами Гаянэ: «Искусство – зов природы, доносящийся до нас через людей. Чем большую верность сохраняет человек своей природе, тем более убедительным и волнующим будет ее искусство. Именно благодаря этим особым качествам пленяют зрителя произведения Гаянэ Хачатурян, которые приобщают нас к самобытному, волнующему и поэтическому миру».

Но больше всего Сарьяна заинтриговали названия ее работ – «Вуаль вино», «Шествие апельсинового дня», «Прялка шествующих горожан», «Слон – пурпурный смычок»... И впрямь названия многих работ Гаянэ похожи на названия поэтических сказок: «Карнавальное шествие», «Кукольный сон», «Красный слон и сказка актрис»… Описать ее картины, ее мир – труд бесполезный. Надо только смотреть и получать неземное удовольствие. Что тоже трудно – ее картины, кусочки ее Космоса разлетаются по миру, не успев обсохнуть. «Живопись неотделима от меня, это моя кожа, мой скелет. Я просто умру без кисти, палитры, красок…» – эти слова тоже принадлежат Гаянэ, написавшей за свою жизнь более 700 живописных и графических работ.

В 1979 году на выставке в Доме юстиции в Париже Марк Шагал – один из основоположников художественного авангарда XX века, увидев картины Гаянэ, произнес фразу: «Гаянэ обогнала художников на столетие. Она недосягаема!»

Гаяне Хачатурян скончалась 1 мая 2009 года в Тбилиси после тяжелой болезни, там и была похоронена в Ходживанке – в Пантеоне великих армянских деятелей культуры.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты