№7 (318) июль 2019 г.

Информационное противостояние в Армении продолжается

Просмотров: 7731

В июньском номере «НК» был опубликован материал «Информационная война. Какие цели преследует пресса», где автор Давид Степанян затронул важную тему, волнующую читателей не только в Армении, но и за ее пределами. Учитывая читательские отклики, мы решили продолжить тему информационного противостояния в стране. В предлагаемой статье рассматривается альтернативная точка зрения, а также проблемы, с которыми сталкивается современная армянская журналистика в собственном медийном пространстве.

Несмотря на то, что недавно Международной правозащитной организацией «Репортеры без границ» было объявлено о том, что в рейтинге свободы слова за 2019 год Армения улучшила свои позиции на 19 пунктов, тем не менее эти данные вызвали определенный скепсис среди журналистов, относящихся, кстати говоря, к разным политическим лагерям. И даже запись на личной страничке в ФБ премьера РА Никола Пашиняна: «Это, по сути, международное признание моего утверждения о том, что пресса в Армении никогда не была более свободной, чем сейчас» – их не особо впечатлила. Представители четвертой власти остались при своем мнении.

Технологии по определению рейтингов свободной прессы в той или иной стране давно хорошо известны и говорить о них еще раз не имеет смысла. Но с другой стороны, резкая поляризация армянского общества по политическим пристрастиям в течение последнего года не могла не затронуть СМИ. А потому в нынешней ситуации о свободе слова можно судить по текущим новостям, которые зачастую похожи на сводки с мест боевых событий. Если, конечно, не знать, что репортажи ведутся из Национального Собрания, заседания правительства или встреч в том или ином министерстве. Правда, в отличие от предыдущих лет, пресс-службы верховной власти сегодня кажутся анахронизмом, поскольку практически все государственные мужи предпочитают непосредственно общаться с юзерами в прямом эфире или, как это звучит на иностранный манер – «в лайве» фейсбука. Не случайно в этой связи председатель Союза журналистов Сатик Сейранян отметила: «Если главным СМИ страны стал фейсбук, то зачем тогда нужно содержать на средства налогоплательщиков пресс-службы высокопоставленных чиновников?». Оставив в стороне средства налогоплательщиков, остается признать, что большинство пресс-служб государственных институтов действительно работают из рук вон плохо. В частности, давно забыта статья шесть Закона о свободе информации, которая предусматривает порядок получения на отправленный запрос ответа в промежуток времени от 5 до 30 дней. Могу привести наглядный пример из личной практики: мой запрос о принятых мерах к курящему водителю рейсовой маршрутки так и остался без ответа с декабря месяца прошлого года, хотя сотрудники пресс-службы столичной мэрии обещали тогда сделать это в ближайшие дни. Не снизошли до ответа и в ЗАО «Электрические сети Армении» по ситуации, требующей срочного разрешения. Такое отношение резко контрастирует с тем установленным порядком, который был еще несколько лет назад и при котором необходимую информацию можно было получить буквально в течение нескольких часов. Даже по телефону.

Впрочем, появилась еще одна проблема, с которой сталкивается сегодня практически каждый журналист. «Когда Пашинян и его соратники были в оппозиции, у меня всегда была возможность взять у них интервью. Теперь же, работая на СМИ, которое не стесняется критиковать новое правительство, заполучить в эфир чиновника стало проблемой.

Раньше, когда ты критиковал правительство, тебя называли профессионалом. Если ты делаешь то же самое сейчас, то на тебя вешают ярлык, что ты безграмотный и мстительный», – говорит бывшая журналистка Общественного телевидения Армении Агнесса Хамоян и добавляет, что государственные мужи предпочитают кого-нибудь покомфортнее. Например, заезжих блогеров, которые в профессиональном плане хотя и далеки от совершенства, но зато сумели вовремя подсуетиться и освоить некоторые островки виртуального пространства.

О том, что фейсбук давно уже стал одной из основных информационных площадок современного армянского общества, никто не спорит. Но, к сожалению, появившиеся в течение текущего года негативные тенденции резко разделили граждан Армении на «черных» и «белых», проправительственных и простаровластных. И даже на каких-то мифических «фейков», одного из которых Служба национальной безопасности по указанию премьера арестовала в течение одного дня, вычислив по IP-адресу. Общаясь с журналистами, директор СНБ Артур Ванецян отметил, что поручение премьер-министра Армении Никола Пашиняна выполнено. «Задержанный является «фейк-пользователем» страницы «Духов Айастан». Служба национальной безопасности не борется с «фейком», она борется против тех заявлений и тех, кто делает заявления, содержащие преступления», – отметил он. Ответственность за то, в какой интерпретации были растиражированы его слова в прессе, остается за СМИ, которые все чаще и чаще обвиняют в необъективности подачи материалов. При этом обычно следует поучительная тирада: «Вы, газетчики, должны то-то и то-то». Далее следует райдер этих самых «то-то». Хотя стоило бы напомнить, что «газетчики» никому ничего не должны, поскольку у каждого издания своя редакционная политика и соответственно свой читатель. Просто с тех пор, как у некоторых графоманов появилась возможность самоутверждаться в соцсетях, количество жалоб на плохую работу прессы увеличилось. С другой стороны, если раньше лайвы руководства страны слушались на фоне приглушенного дыхания, чтобы не пропустить очередной перл, то сегодня читатель вновь обратился к традиционным средствам массовой информации: старшее поколение – к бумажной газете, молодежь – к электронной версии. Особым разнообразием, по мнению диванных знатоков, славятся виртуальные СМИ, большая часть которых якобы занята желтым дайджестом, где пиарится, например, пятая точка Ким Кардашян. Ну тут уж, как говорится, на любителя. В том смысле, кто что любит читать. Почти как в классике соцреализма: мы дадим вам право врать, но при этом вы должны говорить правду!

А вот сайты с качественной информацией (хотя и в значительно меньшем количестве) пользуются повышенным вниманием у солидного и думающего читателя. Хотя по нынешним временам именно такие люди первыми попадают в «расстрельные списки», которые несколько месяцев гуляют в армянском сегменте интернета. В них уже внесено около двухсот фамилий «неблагонадежных» лиц, но они продолжают постоянно пополняться. Среди «смутьянов» много известных журналистов, имеющих свое собственное мнение. Именно в их адрес звучат угрозы физического насилия. Представители прессы обеспокоены еще и тем, что несколькими месяцами ранее под разными предлогами были произведены обыски в офисах прессы новостного издания «Ереван тудэй» и новостного веб-сайта «Айзор». А вопрос ареста владельца телеканала H-2 Специальная следственная служба до сих пор внятно не прокомментировала, как, впрочем, и многие другие дела. Такие действия в очередном лайве армянский премьер объяснил тем, что местные СМИ не смогли по достоинству оценить произошедшие в стране изменения, поскольку 90 процентов из них контролируются либо бывшими властями, либо «теми, кто нам противостоит». Правда, потом эту цифру снизили до семидесяти процентов, но до сих пор неясно, с какого потолка их срисовывали. По какой методике определили проплаченность или идейность армянских СМИ? «Очень интересно отметить, что на днях один из членов семьи премьер-министра даже попытался дать уроки и назвал «желтыми» средства массовой информации, критикующие их семью. Очень забавно было читать это», – отметила Сатик Сейранян в феврале нынешнего года. Примерно в это же время в парламенте на полном серьезе рассматривался вопрос запрета трансляции российских телеканалов на территории Армении. Кроме того, в начале лета несколько раз были арестованы члены группы «Адеквад», которые носят черные майки и в лайвах выражают собственное мнение, не совпадающее с генеральной линией партии власти. Говоря о «людях в черном», премьер счел нужным заявить, что «их места необходимо определить, повязать им цветные бабочки и проводить по возможности с яркими цветами в цивилизованную и законопослушную жизнь». Примечательно, что пользователи ФБ мгновенно отреагировали на это, дружно устроив своеобразный флешмоб из собственных фотографий в черном с пририсованными цветными бабочками.

Если говорить о противостоянии и беспредельном разгуле отечественной прессы, то еще года три назад приехавший из Москвы мой коллега был просто шокирован огромной массой разнообразной информации, карикатур и шаржей в нашей периодике. «Насколько у себя я привык к демократии, или либерализму (неважно, как весь этот моветон называется), тем не менее такого разнузданного хамства в отношении первых лиц государства я еще нигде не встречал. При этом, я так понимаю, никто никого здесь не преследует. Никто никого здесь не прессует. Иначе на следующий день все это безобразие просто исчезло бы с прилавков. Испарилось бы из страха перед карательными мерами. И после этого у вас кто-то говорит, что в Армении не существует свободной или независимой прессы?» – удивленно отреагировал он тогда на увиденное в Ереване.

Кстати, это же мнение не раз доводилось слышать и от путешественников, робко проложивших в нашу страну несколько лет назад туристические маршруты. Армения им нравится гостеприимством, гастрономическими и спортивными турами, этнопутешествиями и историческими поездками, а главное – бюджетным отдыхом и национальными традициями, которые пока почти не испорчены европейскими ценностями. Правда, сегодня некоторые журналисты и в этом видят минус, а материалы, например, о лицах нетрадиционной сексуальной ориентации считают провокацией «черных», которые таким образом пытаются отвлечь внимание горожан от плодотворной деятельности властей на благо Отечества. Какое-то Зазеркалье. По логике таких экспертов выходит, что нам надо (даже во вред себе) молча принимать дары заокеанской цивилизации, например, в облике тех же ЛГБТ. Трудно объяснить их желание разрушить собственные вековые традиции пришлым разноцветьем. Остается только надеяться, что такая свобода печати не повлияет на вопросы национальной аутентичности, а сама пресса останется нецензурированной со стороны власти, а значит, как и прежде – реально независимой.

Левон Манукян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Это не статья, а какой-то праздник лжи. Сатик Сейранян, Агнесса Хамоян, автор, видимо, просто не сумел найти менее проплаченых журналистов чтобы на них сосласться
  2. Прочитайте статью внимательно и укажите пожалуйста, где неправда. Я не нашла. Все соответствует истине. Я прочитала и статью Степановна в прошлом номере, и там лжи почти нет.
  3. Арсен, странная оценка - все что однозначно не за нынешнюю власть - ложь. Это называется политической близорукостью, которая может сыграть злую шутку с Арменией и народом. Я не сторонник прежней власти, наоборот, скорее - противник. Но истина дороже. В статье Манукяна с большинством тезисов согласен.
  4. Неправда - цитировать людей, которые получают деньги за распространение неправды! Что тут непонятного?
  5. А что значит получают деньги, проплаченные журналисты? Я так понимаю, это в конвертике на заказ. А вы их ловили за руку? У каждого журналиста своя собственная позиция, с которой он видит то или иное событие. А вы,хотелось бы узнать, работаете на общественных началах? Без денег, как при коммунизме? А ведь вполне возможно, что ваша работа кому-то тоже не нравится. А еще при прошлой власти ряд желтых оппозиционных газетенок оплачивались Соросом. Одно интернет-издание даже писало об этом у себя в реквизитах. А писали они действительно глупое вранье, гадости и рисовали отвратительные шаржи. Видимо тогда их еще надо было прикрыть.
  6. Главный редактор газеты Айкакан Жаманак, одновременно , супруга премьера Анна Акопян заявила что пропасть между СМИ и властью увеличивается, Отчего она увеливается, кто виноват и какие могут быть последствия? Вы об этом думали? Власть должна быть более внимательна к прессе , что на данном этапе не происходит.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты