№8 (319) август 2019 г.

Карабах на пороге перемен...

Просмотров: 11470

«Армянская весна» 2018 г. привела к смене власти и трансформациям внутриполитической жизни в Армении. Целью нашей статьи не является оценка произошедших за истекший год событий в Армении и деятельности правительства Никола Пашиняна, которое имеет свои достижения и, к сожалению, немалые упущения. Смена режима в Армении объективно сказывается на ситуации в Нагорном Карабахе и требует соответствующих перемен властной элиты.

Не секрет, что власти Карабаха объективно и субъективно связаны с правящей элитой в Армении, которая выступает гарантом безопасности непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. В этих отношениях с 1990-х гг. были определенные упущения со стороны официального Еревана. В частности, в армянских экспертных и общественно-политических кругах до сих пор остается непонятным, почему всенародно избранный в ноябре 1996 г. первый президент НКР Роберт Кочарян без всяких политических и правовых оснований в марте 1997 г. оставил свой пост и по приглашению президента РА Левона Тер-Петросяна возглавил правительство Армении, а затем в 1998 г. вынужденно с группой единомышленников потребовал отставки самого Тер-Петросяна (из-за его уступнической позиции по Карабаху) и стал вторым президентом Республики Армения. В данном случае власти Армении фактически нарушили сам принцип суверенитета самопровозглашенной НКР и игнорировали выбор карабахцев, оказавших доверие Роберту Кочаряну.

Впоследствии лидер НКР – будь то Аркадий Гукасян или Бако Саакян – находился в жесткой зависимости от руководства Армении. Именно Ереван определял и решал кандидатуру главы Арцаха и ряда ответственных руководителей правительства (прежде всего силового блока). Правда, до 1999 г. в Карабахе оставался фактор командующего Армией обороны НКР генерала и героя Самвела Бабаяна, который мог себе позволить не соглашаться с навязанным мнением Еревана (например, того же Роберта Кочаряна по выдвижению на пост президента НКР его соратника Леонарда Петросяна и замене данной кандидатуры Аркадием Гукасяном).

Арест и последующая опала генерала С. Бабаяна в 2000 г., организованная фактически по инициативе Еревана и с участием одного из руководителей МВД НКР, на долгие годы привели к формированию новой ситуации во властных этажах Карабаха. Фактически Армения в лице того же силового министра, а затем и третьего президента РА Сержа Саргсяна определяла расклад сил в Арцахе.

Бако Саакян показал себя способным членом политической команды, отличался высокой исполнительностью и отсутствием харизмы самостоятельного политического лидера. Данное представление вовсе не говорит о слабости Б. Саакяна. Возможно, именно подобный тип политика нужен в стабильное время, но, увы, не в условиях кризиса и перемен. Я не стану давать оценок периоду правления Бако Сааковича Саакяна, ибо не владею полнотой информации о масштабах местной коррупции и компетентности исполнительных органов.

Важным достижением властей Арцаха остается сохраняющийся статус-кво НКР, выживание в условиях блокады и позиционной войны на линии соприкосновения. В республике проведено немало строительных и восстановительных работ при содействии Армении и мировой армянской диаспоры.

Вместе с тем, время показало и ряд серьезных упущений в сфере экономики, социального обеспечения и демографии. В Арцахе наблюдается глубокий экономический и политический кризис. Увы, апрельская война 2016 г. также выявила множество упущений в сфере вооружений, инженерных сооружений и управления войсками. Можно сказать, что 4-дневная война привела к малым потерям на севере и юге по контролю некоторых высоток и неоправданным потерям в физической силе. Однако контрудар Армии обороны НКР не состоялся не в силу отсутствия подобного плана командования и готовности войск, а скорее из-за управленческого решения властей Армении. Последнее означает, что верховный главнокомандующий вооруженными силами НКР не смог отказать лидеру Армении, как это случилось в 1993 г., когда Роберт Кочарян, Самвел Бабаян и Вазген Саркисян все же приняли отличное от мнения Левона Тер-Петросяна решение по освобождению Кельбаджара.

«Бархатная революция» в Армении и приход к власти Никола Пашиняна внесли некую напряженность между Ереваном и Степанакертом. Обещания Пашиняна привести за стол переговоров с Азербайджаном власти Карабаха пока что не увенчались успехом в силу откровенно негативной позиции к этому официального Баку. В то же время Армения продолжает переговорный процесс в рамках «Мадридских принципов» Минской группы ОБСЕ, которые, откровенно говоря, не соответствуют армянским интересам (ибо речь идет о возвращении занятых районов и азербайджанских беженцев в места прежнего проживания, что сводит на нет вопрос устойчивого территориального коридора Карабаха с Арменией). Между тем официальный Степанакерт не имеет возможности бойкотировать или каким-то иным образом воспрепятствовать продолжающимся переговорам, противоречащим интересам Карабаха. Голословное заявление «не уступим и пяди земли» при условии, что за столом переговоров – вывод войск и возврат беженцев, создает ситуацию недопонимания.

Никол Пашинян пока что не нашел взаимопонимания с властями Степанакерта. Экспертное сообщество по-разному оценивает политику армянского премьера по теме карабахского урегулирования согласно так называемому плану Джона Болтона, предлагающего армянам отказаться от «исторических стереотипов» (возможно, от отношений стратегического союза с Россией). Пашинян в ответ на критику Виталия Баласаняна в свой адрес ультимативно потребовал его отставки с поста секретаря Совета национальной безопасности НКР, а также ряда других силовиков (например, Левона Мнацаканяна, Аршавира Карамяна, Самвела Карапетяна-Огановского). Дело дошло до того, что премьер Армении в ответ на поддержание Бако Саакяном и Аркадием Гукасяном освобождения из-под ареста Роберта Кочаряна не только вновь лишил второго президента РА свободы с оказанием политического давления на судебные органы, но и на продолжительное время отказался от общения с президентом НКР. Данная ситуация, независимо от побудительных причин и обстоятельств, не может быть признана нормальной и несет в себе определенные угрозы политической стабильности в Карабахе. И прав здесь Гарник Исагулян, что такой бестолковой ситуации в отношениях между властями Армении и Арцаха не было даже при первом президенте Левоне Тер-Петросяне.

В Карабахе накопилось немало проблем социального и экономического характера, недовольство граждан своим положением и претензии к чиновникам. Само время и итоги правления показали необходимость перемен и смены правящего режима. Искусственная попытка удержания власти или сохранения прежней команды чревата вспышкой народного волнения и протестных настроений, что по понятным причинам недопустимо с учетом продолжающегося конфликта с Азербайджаном.

В последние годы в армянскую политическую жизнь вернулась личность генерала Самвела Бабаяна. Его попытка оказать поддержку на парламентских выборах оппозиционному блоку ОРО (Оганян – Раффи – Осканян) 22 марта 2017 г. завершилась очередным арестом (22 марта в судьбе генерала стало по иронии, а может быть, по умыслу организаторов преследования зловещим днем, ибо в этот же день 2000 г. он был арестован в Степанакерте по обвинению в покушении на Аркадия Гукасяна). Время показало ложность обвинений генерала, но только революционные потрясения 2018 г. позволили Бабаяну получить свободу. Оппоненты выдвинули версии заговоров и планирования убийств то президента А. Гукасяна, то президента С. Саргсяна, в которые, кроме них, очевидно, никто и не верит. Что значит «обещал убить»?

В народе говорят: «Обещать – не значит жениться».

Возвращение в Армению весной 2016 г. генерала Бабаяна мотивировалось необходимостью помочь Карабаху. Своих обещаний он не привык забывать и теперь вновь оказался в водовороте политических событий в Арцахе. Сложность переговорной ситуации, реваншистские устремления вооруженного до зубов Азербайджана, внутриполитические разборки в Армении, необходимость социально-экономических перемен и модернизации армии требуют возрождения в армянской политике ключевого карабахского регионального фактора, усиления военно-стратегического союза с Россией – единственным внешним гарантом безопасности армянской государственности. И в такой ситуации Карабаху нужен новый харизматичный лидер, имеющий собственный вклад в завоевания свободы Арцаха и – не менее важно – собственное видение политического и экономического развития республики. И всем данным требованиям соответствует личность Самвела Бабаяна.

Идея генерала о введении в Карабахе подмандатной территории и передаче данного мандата сроком на 25 лет общепризнанной авторитетной международной организации либо одному из ведущих геополитических акторов (например, России), как известно, вызвала шквал критики в армянской и азербайджанской прессе и политических кругах. Однако мы не увидели попыток аргументированной дискуссии. До сих пор сопредседатели Минской группы ОБСЕ в лице России, США и Франции предлагают конфликтующим в Карабахе сторонам – Армении и Азербайджану – договориться о компромиссном разрешении вопроса. Однако понятие компромисса у Баку и Еревана со Степанакертом диаметрально противоположное (Баку мечтает о Зангезуре и Севане, Степанакерт намерен выйти на водный рубеж р. Куры). Если же стороны не находят понимания и общего решения, то они уверенно приближаются к очередному конфликту. Стало быть, декларативные и пустые призывы великих держав не нацелены на разрешение конфликта. В подобном случае мандат под покровительством одной из них позволил бы взять всю зону карабахского конфликта под ответственность мандатария и обеспечить мирное сосуществование, восстановление гуманитарных и экономических связей между двумя народами, а также становление де-юре армянского государства Нагорный Карабах. Бабаян высказал смелую позицию, он имеет мнение, в отличие от других.

Как известно, очередные президентские выборы в Карабахе запланированы весной 2020 г. Но уже сейчас в НКР фактически стартовала предвыборная гонка основных претендентов. При условии, что Бако Саакян официально заявил о своем отказе выдвигаться в 2020 г., от партии власти на данный пост претендуют фактически 4–5 человек (в частности, теперь уже бывший секретарь Совета безопасности генерал Виталий Баласанян, экс-премьер-министр Ара Арутюнян, возможно, действующие министр иностранных дел Масис Маилян, спикер парламента Ашот Гулян и глава информационного управления аппарата президента Давид Бабаян). С другой стороны им противостоит независимый кандидат или народный выдвиженец генерал Самвел Бабаян. Фактически борьба вновь разворачивается между первым командующим Армией обороны НКР Самвелом Бабаяном и третьим президентом РА Сержем Саргсяном, если учесть, что нынешняя расстановка сил в Карабахе – производная политики Сержа Азатовича.

Власти НКР решили отстранить С. Бабаяна с использованием правовых преград. Оказывается, генерал лишен гражданства НКР из-за его переезда и прописки в Ереване, а Конституция требует ценза оседлости в 10 лет. Данный факт потребовал учета правовых норм, проведения, согласно той же Конституции, встреч генерала с народом для разъяснения своей программы и сбора подписей не менее 10% граждан НКР, имеющих право голосования, в поддержку внесения соответствующих изменений в Основной Закон. Ангажированные эксперты в начале данного процесса предрекали С. Бабаяну полное фиаско, что якобы карабахцы «боятся диктаторских методов его правления» и потому не поддержат в данной инициативе.

С 4 июня по 18 июля 2019 г. Самвел Бабаян побывал во всех районах НКР, провел многочисленные встречи с избирателями, организовал сбор подписей в поддержку конституционных изменений и регистрации своей кандидатуры на очередных президентских выборах. Итоги данной кампании выявили откровенно значительную поддержку рядовых карабахцев своего первого и победоносного командарма, собранный порог сторонников генерала кратно превысил полагаемые 10% и составил порядка 40% избирателей. Соответственно проведенный сбор подписей показал, что Самвел Бабаян может влиять на политические события в Арцахе. Данная ситуация уже сейчас заставляет отдельных претендентов на власть задуматься о коалиции с генералом.

Увеличение сторонников Самвела Бабаяна предопределяется во многом ошибками ныне правящей власти, которая довела ситуацию в республике до глубокого экономического и политического кризиса. В социально деклассированном и бедном Арцахе не может пользоваться поддержкой общества тот же экс-премьер-министр и лидер партии «Азат Айреник» («Свободная Родина») Араик Арутюнян, который является одним из богатейших людей в стране и практически 10 лет (2007–2017 гг.) имел возможность изменить, но не изменил социально-экономическую ситуацию и жизнь рядовых карабахцев к лучшему. Народ не может простить и поддержать олигарха А. Арутюняна на должность президента НКР.

Как отмечается в воззвании альянса «Миацум» от 12 июля 2019 г., партия «Азат Айреник» может иметь шанс на альтернативное политическое будущее и места в парламенте, если дистанцируется от политики своего лидера, тем самым избежав судьбы Республиканской партии Армении.

Бако Саакян не может вновь баллотироваться на пост президента НКР либо поменять соответствующее положение Конституции под себя. В Москве через отдельные СМИ дважды обозначался тезис о целесообразности продления срока пребывания Бако Саакяна на должности президента НКР в силу сложившейся ситуации вокруг Карабаха и его «дипломатического таланта». Понятно, что Бако Саакян сам не может об этом заявить и таким образом пытается обозначить свою ценность перед армянскими и российскими политическим силами. Однако возвращение в прошлое невозможно.

Изменения в конституционном поле касательно процедуры выдвижения кандидатов на выборные должности становятся неизбежными. В сложившихся условиях заявления отдельных политических конкурентов, сторонников и представителей власти о недопустимости внесения соответствующих изменений в Конституцию НКР и регистрации генерала С. Бабаяна в качестве кандидата на президентских выборах 2020 г. могут означать откровенное игнорирование мнения большинства электората, попытку узурпации и удержания власти. К чему может привести подобное противостояние с собственным народом воюющей страны, если не к массовым протестам, волнениям, шествиям и конфликту?

В альтернативном предложении сторонников Самвела Бабаяна, под воззванием которого осуществлялся сбор подписей, отмечается, что граждане НКР и РА, проживающие последние 3 года в Карабахе, вправе выдвигаться на пост президента и в другие выборные органы НКР. Оппоненты отмечают, что граждане Армении не имеют права баллотироваться на столь высокие должности в независимом Карабахе, ибо это создает правовую коллизию. Однако куда делось решение Верховного Совета Армянской ССР и воссоединение Нагорного Карабаха; почему же в таком случае граждане Карабаха избирались президентами Армении; какие паспорта раздаются жителям Карабаха, если не Армении; как же граждане Армении призываются на армейскую службу в непризнанную НКР и погибают на линии соприкосновения сил; кто же дотирует госбюджет Карабаха, если не Армения; лишаются ли права голосования жители новообразованных населенных пунктов в «зоне безопасности НКР» – Кельбаджарском, Лачинском, Физулинском и других районах, которые в своем подавляющем большинстве являются выходцами и гражданами Республики Армения; наконец, о каком воссоединении (миацуме) речь, если мы выдвигаем разделительные линии?

На мой взгляд, с учетом особенностей армянской истории и разделения Армении, правом на избрание в выборные органы Армении и Арцаха должен обладать и достойный представитель диаспоры. За примерами особо ходить не стоит, достаточно посмотреть на опыт выдвижения на должность президента Латвии (Вайра Вике-Фрейберга и Эгилс Левитс) и Эстонии (Тоомас Хендрик Ильвес) представителей их этнических общин из Канады и США. Никол Пашинян до декабрьских парламентских выборов 2018 г. в Армении обещал внести изменения в Конституцию РА и снять ограничения на пути приглашения в исполнительные органы страны представителей армянской диаспоры (квалифицированных профессионалов, авторитетных лиц). Правда, до сих пор решения нет. Справедливости ради следует отметить назначение на пост верховного комиссара по делам диаспоры гражданина США и бывшего мэра Глендейла штата Калифорния г-на Заре Синаняна.

Возможно, в петиции по сбору подписей в поддержку С. Бабаяна имеются определенные неудачные с правовой точки зрения формулировки, но суть общественных встреч и диалога выявил главный тезис – предоставление права генералу принять участие в выборах 2020 г. Пусть юристы шлифуют соответствующее определение новой нормы в Конституцию НКР (в частности, на мой взгляд, в ст. 48 Конституции НКР следует включить «право выдвижения и избрания на высший пост – президента Республики Арцах (НКР) имеют также граждане НКР и РА, проживающие на территории Арцаха 3 года, внесшие значительный личный вклад в дело освобождения и становления арцахской государственности, его обороны и безопасности»).

Как власти НКР могут объяснить ситуацию, что после апрельской войны 2016 г. Карабах покинули порядка 40 тыс. граждан (в основном в Россию), из которых уже фактически 30 тыс. человек приобрели здесь новое гражданство. Однако исключают ли их из списка гражданства НКР? Сам Бако Саакович Саакян не имел 10-летнего ценза проживания в НКР, когда избирался на пост президента в июле 2007 г. (ибо в 1997–1999 гг. являлся помощником министра внутренних дел и национальной безопасности Республики Армения Сержа Саргсяна и проживал в Ереване). Более того, третий переходный срок президентства Б. Саакяна также противоречит нормам Основного Закона, и под это дело был проведен референдум. Получается, что ему в порядке непонятного исключения и неведомо за какие заслуги можно обходить закон либо принимать под него соответствующие нормы, а вот основателю Армии обороны НКР и заслуженному герою Самвелу Бабаяну – нет? Это ситуация абсурда и политического фарисейства.

Предоставление С. Бабаяну права быть избранным позволит как самому кандидату, так и обществу осознать реальный вес данного политика. К чему властям так переживать, если они уверены в успехе своих кандидатов при равных условиях предвыборной борьбы? Пусть народ и определит своего лидера. Попытки же силовым путем задавить сторонников генерала Бабаяна приведут к ответным мерам народного противостояния широких масс, что неминуемо обострит политический кризис и способно спровоцировать возобновление конфликта с Азербайджаном. В этой ситуации власти должны сохранить политическую выдержку и исключить силовые методы во избежание дестабилизации.

На мой взгляд, Карабах на пороге важных перемен и смены властной элиты. Не может быть нормальным, что в условиях демографического кризиса власти избирательно лишают гражданства собственных граждан (тем более, первого командарма). Не может быть равных и свободных выборов, если в них нет независимых кандидатов. Не может иметь оправдания отказ генералу-победителю в праве на участие в выборах на освобожденной им же земле. За последние ряд столетий у армян были славные герои, генералы и даже маршалы, но ни один из них не был освободителем столь протяженной, подобно Карабаху, площади армянской земли (это удалось командарму Бабаяну).

Во всех случаях народная мудрость предполагает поиск приемлемого решения во избежание худших последствий. В сложившихся условиях власти Карабаха обязаны уважить интересы собственных граждан, принять их требование и зарегистрировать генерала Самвела Бабаяна в качестве кандидата на предстоящих президентских выборах 2020 г. Во избежание негативных последствий Бако Саакяну следует подать в отставку. Временным исполняющим обязанности президента НКР парламент мог бы избрать третье лицо, прошедшее все этапы карабахского освободительного движения, имеющее опыт государственной и общественной деятельности. Подобный подход создаст максимально равные условия для всех кандидатов, желающих принять участие в президентских выборах 2020 г.

Можно солидаризироваться с мнением российского коллеги Станислава Тарасова о том, что в Карабахе не нужны революции в смысле потрясений в борьбе за власть. Но быть арцахской революции или нет – решать самим арцахцам, которые не могут смириться с продолжением кризиса и ослаблением родины.

Карабаху не нужны провокации и гражданский конфликт при смене элит. Карабаху нужны революционные трансформации в политике, экономике, обороне и безопасности. Карабах вновь обязан превратиться в ведущий фактор армянской геополитики, стать «армянской Баварией» для инициирования общеармянской повестки. На этом пути армянское общество нуждается в смене элит.

Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 44 человека