№12 (323) декабрь 2019 г.

Танец единения показал, каким видит свое будущее армянская молодежь

Просмотров: 3827

Прошедший в начале ноября рядом с площадью Республики необычный перформанс «Волнение и звонок» по пьесе немецкой художницы Линды Наджи изначально вызвал неоднозначные отзывы армянской общественности. «Знаете, я не удивлюсь, если завтра перед зданием правительства представят еще и «Камасутру». Очень жаль, что большая часть общества молчит. И это молчание дает карт-бланш для тщательно запланированной программы по пропаганде скверны», – прокомментировала скандальную постановку на своей странице в Facebook депутат фракции «Процветающая Армения» Наира Зограбян. «Пощечина общественному вкусу», «Очередной скандал в самом центре армянской столицы», «Попытка – провальная, реакция – еще хуже», «Сатанисты оккупировали центр Еревана» – лишь небольшая часть выдержек из материалов местной прессы.

А началось все с анонса организаторов мероприятия – Лаборатории современной хореографии (CoChoLab), которые решили представить постановку как проект исполнительского искусства: «Это синтез танца и лирики на основе поэзии 20-х годов футуристов Кара Дарвиша, Геворга Абова, Азата Вштуни. Также используется вкрапление стихов Лилит Петросян и Егише Чаренца»(!). При этом весьма нескромно устроители заметили, что хореографические сюиты – это импровизация сооснователя выше названной лаборатории Асмик Тангян. А затем вскользь упомянули о поддержке данной идеи Министерством образования, науки, культуры и спорта Армении, забыв, конечно, представить смету. Последнее обстоятельство удалось уточнить уже после скандальной премьеры. На постановку экспериментального спектакля из бюджета 2019 года суперминистерство выделило 2,7 миллиона драмов, или примерно 6 тысяч долларов, заранее отметив, что государственные чиновники не несут ответственности за содержание презентации.

Ну что ж, этот пункт как раз стал наиболее понятным, поскольку о духовных скрепах сегодня принято говорить в ироничном тоне. А вот на аплодисменты возрождающееся искусство неоперформанса явно рассчитывало. Хотя аншлага в данном случае не получилось. Совсем не получилось, несмотря на то, что организаторы вроде бы продумали все до мелочей. Например, идеально подобрали место действия спектакля: самый центр города, где много туристов из ближнего и дальнего зарубежья.

Станция метро «Республика Армения», безукоризненно выполненная архитектором Джимом Торосяном в лучших традициях армянского зодчества, могла послужить интерьером средневекового замка: три лестницы спускаются в подземный открытый дворик, в центре которого установлен фонтан в форме восьмилепестковой розетки. Не работающий осенью, именно он стал сценой для хипстеров, которые в конвульсивных потугах перекатывались там по всему диаметру 30-метровой чаши.

Между тем, во время выступления группа оппозиционных активистов с криками «Позор!» попыталась облить зеленкой самодеятельных артистов, за что получила обвинение в дремучем мракобесии и даже привод в органы правопорядка. Удивляться такому отношению не приходится, поскольку глава правительства на очередном заседании кабинета министров призвал не называть перформансы «сатанизмом» и терпимо относиться к язычникам. Вдобавок известный в стране этнограф Грануш Харатян на созванной по этому поводу пресс-конференции также назвала «несколько странными бесконечные разговоры о сохранении традиционных ценностей, притом что дать им точное определение представляется весьма затруднительным делом». Будучи специалистом, госпожа Харатян задалась вопросом, что на самом деле можно считать нашими традиционными ценностями – армянскую дохристианскую, христианскую или советскую культуру? Хотя на самом деле слышать это из уст знатока аутентичности по меньшей мере тоже очень странно.

«Если дать классическое определение перформансу, то это форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определенном месте и в определенное время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В принципе, в «творчестве» CoChoLab они соблюдены, – отметила с иронией искусствовед Арменуи Зардарян. – Но вот ожидаемого аншлага не получилось». Однако стоит признать, что артистки все же достаточно хорошо пропиарились на скандале и теперь поехали на гастроли в Польшу. Впрочем, чем кончаются европейские турне таких одиозных «талантов», хорошо известно, если вспомнить, к примеру, приключения петербургского художника Петра Павленского на Красной площади в Москве. В Париже за свои художества он получил три года тюрьмы. Но это к слову о творческих аналогиях и планах.

А ведь в принципе куда эффективней было бы потратить бюджетные средства на действительно вечное искусство. Например, на выставку художника-сюрреалиста Сальвадора Дали, которую поколение миллениума встретило довольно прохладно. Точно так же, как и экспозицию соотечественника «Минас. Старый и совершенно новый», которая состоялась летом прошлого года в Национальной картинной галерее Армении. Но в то время «бархатным революционерам», видимо, было не до прекрасного. А можно еще прорекламировать выставки Габриэла Гюрджяна и Рубена Арутчьяна, которые проходили в эти ноябрьские дни в Ереване и о которых почти не говорили на государственном уровне. Что ж, у каждого свое представление об искусстве…

А тем временем буквально через день после перформанса молодежной инициативой «Победители» на Северном проспекте была проведена широкомасштабная акция с парным танцем единения шурдж и 150-метровым флагом Арцаха, который протянулся по всей стреле столичного бульвара. Многочисленные гости снимали этот дружный порыв на айфоны, одновременно спрашивая, почему сотни девушек и парней так воодушевленно танцуют национальный танец. Некоторые местные жители все же посчитали его ответом на злополучный перформанс. Однако инициатор «Победителей» Ованнес Арутюнян сразу отметил, что благодаря фейсбуку все получилось случайно, быстро и неожиданно. Поэтому не стоит смешивать этот праздник с недавним выступлением CoChoLab. «В центре Еревана мы решили организовать танец единения, посвященный единству Армении и Арцаха. Здесь же развернули 150-метровый флаг Арцаха, который наша молодежь несколько раз пронесла по всему проспекту, – отметил он. – Аналогичное мероприятие запланировано и в Степанакерте, где будет развернут уже армянский флаг. Наша главная цель – показать, что Армения и Арцах едины. Думаю, что национальный танец, который мы вместе станцевали на Северном проспекте, в очередной раз показал, каким видит свое будущее наша молодежь».

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек