№2 (325) февраль 2020 г.

Успешная реализация демографической политики приведет в ближайшие 4-5 лет к росту рождаемости в Армении

Просмотров: 5788

Руководитель отдела демографии Министерства труда и социальных вопросов Армении Артак Маркосян в интервью газете «Ноев Ковчег» представляет текущую демографическую ситуацию в Армении и Арцахе. Делится видением разрешения проблем с миграцией и демографией в республике. Дает прогнозы и делится собственными ожиданиями относительно демографической ситуации в Армении.

– По прогнозам ООН, к 2100 году население Армении сократится с нынешних 2965 тысяч человек до почти 2 миллионов, то есть почти на миллион. Разделяете ли Вы подобный пессимизм и на чем он основывается?

– В своих последних прогнозах эксперты ООН не приняли в расчет все последние изменения в Армении. В прогнозе, сделанном в 2019 году, они отталкивались от реалий и тенденций 2015-2016 гг. Эти изменения будут зарегистрированы лишь в прогнозе, который ООН будет делать в 2020-2021 гг. Хочу особо отметить, что до 2019 года в Армении координированная и целенаправленная демографическая политика не осуществлялась. И этот факт также необходимо принимать во внимание при любых прогнозах. Основной нашей проблемой сегодня является снижение рождаемости, которое мы фиксируем начиная с 2010 года. И это в условиях, когда число рождений, по всем прогнозам, после 2010-го по сей день должно было расти. С 2003 года в брачный период вступило поколение, родившееся в конце 70-х – начале 80-х гг. прошлого века. А это поколение было довольно внушительным – с 1980 по 1989 год в Армении родилось около 770 тысяч детей. С 2003 года рождаемость действительно начала расти. Однако, в какой-то период процесс принял обратный характер, на мой взгляд, в первую очередь по причине отъезда в период с 2008 по 2017 г. 30-35% вступивших в брак граждан из Армении. Их дети просто родились вне пределов нашей страны.

– В целом именно с 2008 по 2017 г. Армению покинули около 200 тысяч человек…

– Вот именно. И этот большой период миграции ни в одном прогнозе заложен не был. И причины этого нового витка миграции непонятны, поскольку в данный период в Армении был достаточно приемлемый уровень жизни. Ведь в этот период уже были «не темные и холодные» годы. Понятно, что все проблемы были далеки от разрешения, а уровень бедности был довольно высок. Однако уехали почему-то, не бедные. Уехали сравнительно обеспеченные семьи, имеющие в Армении дома, автомобили, работу и соответственно определенный жизненный уровень. Учитывая отсутствие тех социальных проблем, которые были в стране в 90-е, можно предположить, что эти люди уехали, поскольку больше не видели в Армении своего будущего, не видели перспектив. Самая большая проблема в том, что уехали люди, находящиеся в периоде воспроизводства. Все эти люди уехали сравнительно недавно. Соответственно, если мы ставим сегодня задачу репатриации наших соотечественников, именно эта группа наших граждан должна ставиться во главу угла. Они еще не успели окончательно обжиться, пустить корни в местах нового проживания. Соответственно, им будет легче возвратиться.

– А что изменилось в этом плане конкретно после 2018 года, помимо смены власти?

– Социальные факторы, способствовавшие оттоку населения в последние 10 лет, в течение последнего года, безусловно, все еще не искоренены. Практически не понизился уровень безработицы. Уровень бедности понизился всего на 2,2%, таким образом, уровень бедности все еще очень высок. Таким образом, необходимо поднять зарплаты, поскольку эмигрирующие из страны в том числе ожидают роста своих доходов. Таким образом, способствующие миграции социальные факторы все еще не искоренены, это требует времени, и немалого. Искоренена их психологическая часть, обусловленная плохим управлением страной прежними властями. И уже в первые месяцы 2018-го падение рождаемости остановилось, хотя, в принципе, этот процесс должен был продолжиться. Причина – вступление в брачный период малочисленного поколения, появившегося на свет во второй половине 90-х. Тем не менее, мы видим обратный процесс – в первой половине 2019 года выросло число браков. Дело в том, что в последние годы накопились так называемые отложенные браки, что было обусловлено отсутствием у молодежи видения собственного будущего в собственной стране. На сегодняшний день большая часть родившегося в 80-е поколения не находится в браке, однако, все еще находится в брачном возрасте. Плюс к этому есть люди, создавшие семьи, но не торопящиеся в силу все той же неопределенности заводить детей. Учитывая реализующуюся государством политику стимулирования демографии, это дает нам возможность прогнозировать существенное улучшение в ближайшие годы демографической ситуации.

– Иными словами, Вы придаете большое значение программам правительства по стимулированию рождаемости. Расскажете об их сути?

– Реализация программы начинается в этом году.

С 1 июля родители первого и второго родившегося ребенка будут получать единовременное пособие не в 50 и 150, а в 300 тысяч драмов. Понятно, что 300 тысяч драмов – не та сумма, ради которой люди будут рожать детей. Посредством этой суммы родители смогут спокойно удовлетворить все начальные расходы семьи, следующие за рождением ребенка. Подобная политика – не новость, в той же Франции государство выделяет 920 евро любому родившемуся ребенку. С 18 до 26,5 тысяч драмов увеличено ежемесячное пособие по уходу за детьми. Причем, данное пособие в сельской местности будут получать как работающие, так и неработающие матери.

– Упор на сельскую местность обусловлен падением рождаемости именно в регионах?

– Естественно. Все наши исследования говорят о большем падении рождаемости в селах, чем в городах. Именно поэтому рождаемость в регионах нуждается в большей поддержке, чем рождаемость в городах. До сего дня родившийся в селе ребенок получал лишь 50 тысяч драмов. Меж тем, как общая сумма, которую получат родители в течение первых двух лет со дня рождения первого и второго ребенка, составит 925 тысяч драмов.

– Чем обусловлен подобный парадокс? Ведь, как правило, рождаемость в селах всегда выше, чем в городах.

– Подобная ситуация действительно не укладывается ни в какие демографические критерии. Даже в странах с самой плохой демографией: Украине, России, Беларуси – коэффициент рождаемости в селах выше рождаемости в городах. Подобной ситуации просто нет нигде в мире. Главная причина, по которой она появилась в Армении, – миграция. Темпы миграции из сел резко превышают темпы миграции из городов, особенно из Еревана. Вторая причина – внутренняя миграция из сел в город. При этом необходимо подчеркнуть смену поведения оказавшегося в городе сельчанина. В городе он уже не может позволить себе иметь столько детей, сколько ему могут это позволить его жилищные условия в селе. Именно поэтому государство более заинтересовано в финансовых инъекциях в селах, чем в городах, чтобы сельским жителях было выгоднее жить и иметь детей у себя дома, а не на съемных квартирах.

– А какие программы находятся в стадии разработки, если не реализации?

– У нас есть три пилотные жилищные программы. Их реализация также начнется с 1 июля. Они рассчитаны на полгода, нужно понять степень их востребованности, чтобы думать об увеличении финансирования на следующий год. Бенефициариями первой программы являются молодые семьи с детьми в регионах, имеющие проблему с выплатой аванса ипотечного кредита. Государство платит 5% от 10% предварительного взноса за общую стоимость жилья, но не более 1 миллиона драмов. В случае, если детей не двое, а трое – содействие составит 10%, но не более 1,5 млн драмов, если детей более трех – 15%, но не более 2 млн драмов. Это программа для платежеспособных семей, соответствующих критериям банков, но имеющих проблемы с первоначальным взносом. Вторая программа предусматривает содействие государства по части страхования первоначального взноса семей, приобретающих жилье в кредит. Речь идет в общей сложности о сумме в 2 млн драмов. Третья программа предусматривает содействие государства семьям, уже имеющим ипотечный кредит. В случае рождения первого или второго ребенка государство погасит 5% остатка кредита в Ереване и 10% в регионах; третьего и следующего ребенка – до 50% в регионах и до 25% в Ереване, но не более 2 млн драмов. В правительство представлено 7 программ в направлении содействия молодежи в сельской местности. Это также направлено на содействие и стимулирование демографии. К примеру, в случае рождения ребенка молодая семья, имеющая договор по лизингу сельскохозяйственной техники, получит содействие государства в его погашении. Аналогичным образом государство будет содействовать развитию бизнеса таких семей, однако и здесь все будет увязано с рождением ребенка. Иными словами, в данном конкретном случае рождение ребенка будет исходить из интересов подобных семей и способствовать развитию их бизнеса. Мы ожидаем, что в результате успешной, продолжительной и, главное, прогрессирующей реализации всех этих программ в ближайшие 4-5 лет в Армении будет иметь рост рождаемости.

– А как обстоят дела с демографией в Арцахе?

– В целом очень неплохо. Во всяком случае, намного лучше, чем у нас. Коэффициент рождаемости там более высок, чем в Армении. По последним данным, соответственно 1,572 и 1,9. Это обусловлено в основном программами по перезаселению Арцаха. Люди в рамках этих программ получают жилье, другие виды содействия. Только по программе Карена Карапетяна из Tashir Group любой родившийся в Арцахе четвертый ребенок получает в подарок 4 тысячи долларов. За последний год он потратил на это миллион долларов, в арцахских семьях родилось 250 таких детей. При этом не могу не отметить, что в Арцахе координированная государственная политика в области демографии началась намного раньше, чем в Армении. И уже сегодня мы видим ее первые итоги.

– В Европе, в России уже давно пытаются компенсировать естественную убыль населения посредством приема мигрантов. В Армении, к счастью, естественной убыли населения нет, но есть убыль населения в результате эмиграции. Не пора ли начать осваивать международный опыт и нам или же моноэтничность населения продолжает оставаться для нас приоритетом?

– Разумеется, мы не можем оставаться в стороне от демографических и иных тенденций и ситуации в мире. Армения продолжает оставаться моноэтнической страной – 98,1% населения составляют этнические армяне. В этом плане мы можем сравниться разве что с Албанией или Норвегией. Впрочем, в Норвегии доля норвежцев уже начала снижаться, что обусловлено тем, что страна начала давать гражданство мигрантам с целью разрешить собственные проблемы с демографией. Аналогичным образом уже ведет себя закрытая до недавнего времени Япония. Там, правда, принимают исключительно высококвалифицированных специалистов, что обусловлено стремительным старением населения. В Японии число граждан старше 63 лет превышает 28% населения. Кстати, стареет и Армения – 14,1% – достаточно высокий показатель. Хотя я лично не считаю 63 года старческим возрастом. В этом смысле в случае высоких темпов экономического развития и обусловленного этим возникновения необходимости в рабочей силе, естественно, нам придется привлекать мигрантов. Но делать это необходимо будет просчитанно и с умом. Мигранты должны будут владеть армянским языком, работать в законном поле, соблюдая все нормы международного законодательства в данной сфере. Да, мы должны быть готовы к подобному сценарию уже сегодня. В первую очередь с целью исключить хаос в случае, если такая необходимость у нас все же возникнет.

Беседу вел Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Однако, демографический фактор напрямую зависит от экономического состояния общества, страны, и оно первично по отношению к демографии везде. Кто-то может и поспорить, но это лишь мое мнение.
  2. Почитайте Н.Гумилева - молодые народы, активны и часто агрессивны. Вот отсюда и неуемное желание приписать Азербайджану древнюю историю, грубо и нагло отрицая это у других. В частности у армян.
  3. Уважаемый Уфаеци, а как противостоять этой глобальной фальсификации истории? Причем это происходит не только в Азербайджане. Никто не несет никакой ответственности за преступную ложь. А через пару десятков лет эта ложь может стать истиной в первой инстанции.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты