№4 (327) апрель 2020 г.

И снова о форс-мажоре в отечественной авиации

Просмотров: 13927

Сегодня, пожалуй, только ленивый не говорит о «глобальном карантине», «тотальной изоляции», «планетарной пандемии» или «смертельном вирусе», вырвавшемся на свободу из китайского городка Ухань. Но пока ученые и медики продолжают дискутировать об искусственной или естественной природе коронавирусной инфекции COVID-19, атипичная пневмония находит все новые и новые жертвы в странах, расположенных довольно далеко друг от друга.

Не обошла эта беда стороной и Армению. По данным министра здравоохранения РА Арсена Торосяна на 16 марта, около 300 человек находятся в изоляции, а также зарегистрировано 30 случаев заболевания новым вирусом. Причем, первый из них был выявлен 1 марта у 29-летнего армянина из Тегерана. Следующая цепная реакция случилась в первой декаде месяца, когда прибывшая из Италии инфицированная жительница Эчмиадзина, несмотря на рекомендованную Минздравом «самоизоляцию», занялась шопингом в местных магазинах и наведением красоты в районном Beauty salon. А затем безответственно отправилась на пышную помолвку к родственникам, где, естественно, заразила почти всех гостей.

Впрочем, в первые дни горожане тоже с беззаботной иронией относились к новому вирусу и даже устраивали флешмобы в ФБ и посиделки в кафе с короной на голове. Однако спустя полмесяца ситуация резко изменилась. В столице закрылись учебные заведения, культурные центры, музеи, театры, крупные моллы, а также некоторые рестораны и бары. Опустели улицы Еревана, которые каждый год с приходом весны расцветают многоцветьем красок в одежде местных модниц и их кавалеров. Министерство обороны призвало родителей солдат с пониманием отнестись к введенным ограничениям – отмене отпусков, увольнений и посылок. Мэрия опубликовала снимки дезинфекции общественного транспорта, которые очень походили на съемки фильма ужасов. Правда, на апокалипсис это еще не смахивало, но черные перчатки в продуктовых магазинах и такого же цвета маски на лицах продавцов оптимизма не добавляли. Как и информация о том, что временно закрыты наземные переходы с Грузией. А премьер-министрами Армении и РФ была достигнута договоренность на две недели ограничить пассажироперевозки между двумя странами. В свою очередь ЮКЖД системно стала внедрять дополнительные меры по противодействию и профилактике COVID-19. Многие авиакомпании отказались от рейсов в нашу страну. Город замер в ожидании. 16 марта на внеочередном заседании правительства наконец было объявлено о введении на территории Армении чрезвычайного положения вплоть до 16 апреля текущего года.

О том, что профилактические и оперативные мероприятия по локализации новых очагов болезни в первые дни практически отсутствовали, не раз писали и пресса, и пользователи социальных сетей. Оценку работе отечественного здравоохранения, думается, еще дадут члены правительства после того, как кривая заболеваемости устремится вниз. А пока в непосредственной причинно-следственной связи с болезнью вновь оказалась авиация, поскольку зарубежные авиакомпании отказались летать в Армению. В частности, по словам пресс-секретаря международного аэропорта Звартноц Сатеник Ованнисян, были отменены рейсы авиакомпаний Qatar Airways, «Белавиа», Fly Dubai, «Армения», а также некоторых российских компаний, в том числе Pegas Fly. В этом же ряду оказался и усиленно распиаренный в Армении ирландский лоукостер Ryanair, который позиционирует себя на международном авиационном рынке как крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы.

Поездка за 35 евро в европейские страны может выглядеть со стороны довольно привлекательно, если не знать внутреннюю «кухню», когда каждый шаг от стойки пункта вылета до стойки прибытия в аэропорт назначения оплачивается по отдельному тарифу. Однако такая практика покажется мелкой шалостью по сравнению с великой пакостью, которую преподнесла эта авиакомпания армянским пассажирам. В связи с эпидемией коронавируса все ее рейсы на Ереван были отменены, а доставленные в Италию армянские пассажиры остались практически на улице в чужой стране. Спасла ситуацию армянская компания Atlantis European Airways, базирующаяся за пределами Армении по причине дороговизны аэропортовских услуг в Ереване. А вскоре в фейсбуке на странице менеджера по безопасности полетов и контроля качества авиакомпании Натальи Погосян появилась следующая запись: «Дорогие друзья! Хочу сообщить вам, что сегодня рано утром экипаж и бригада проводников нашей авиакомпании Atlantis European Airways вылетели в Москву, а затем отправятся в Рим, чтобы привезти в Ереван наших граждан, находящихся в Италии. Мы своих в беде не бросаем! И хотя мы не настолько популярны в нашей стране, как Ryanair, но с учетом развивающихся событий именно наша небольшая авиакомпания и ее руководящий состав приняли решение вывезти людей из Италии. Бесплатно». В данной ситуации для наших соотечественников возвращение на родину чартерным рейсом было действительно бесплатным, поскольку финансовые расходы взяли на себя правительство Армении, международный аэропорт Звартноц и авиакомпания Atlantis European Airways.

В поддержку этой благотворительной акции пользователи сети написали много добрых слов и руководству компании, и экипажу: командиру воздушного судна Вардану Саргсяну, второму пилоту Карену Саргсяну, техническому директору Ишхану Адамяну, начальнику службы бортпроводников Амалии Аветисян, бортпроводникам Айку Айвазяну и Сатеник Арутюнян. В авиакомпании проявили профессиональный подход, позаботившись о приобретении спецзащитных костюмов высокого качества для экипажа и защитных масок и перчаток для пассажиров, которые те обязаны были надеть до входа в самолет. «Наша задача максимально обезопасить наших граждан в закрытом пространстве. Во избежание какого-либо контакта с потенциально инфицированными или находящимися в стадии инкубационного периода пассажирами им были выданы маски и перчатки на все время полета», – подчеркнул авиаперевозчик. Стоит отметить, что экипаж добровольно принял решение лететь в нестабильную по медицинским показателям страну, а после прилета в Ереван в ночь на 16 марта также добровольно вместе с пассажирами отправился на две недели в карантинную зону, расположенную на территории военно-спортивного лицея имени Монте Мелконяна в Дилижане.

О том, что гражданские летчики вновь проявили мужество, уже утром написала местная пресса, вспомнив при этом, как экипажи «Армавиа» вывозили из воюющей Сирии наших соотечественников. Это была единственная авиакомпания, которая в те дни летала в «горячую точку». Именно поэтому во всей нынешней истории снова остро встал вопрос о возрождении собственной авиации, о создании национального авиаперевозчика, который не будет зависеть от природных обострений или политических настроений иностранных авиакомпаний. После банкротства «Армавиа» политика open skies, якобы способствующая «либерализации» армянского неба, на деле бесславно провалилась. И была прозвана специалистами «дебилизацией», поскольку в отрицательном сальдо не осталось ни одного отечественного авиаперевозчика, но зато появился быстро редеющий реестр иностранных авиакомпаний. Своеобразной «фишкой» нового времени стало затоваривание армянского неба дешевыми иностранными лоукостерами, якобы призванными обеспечить туристический поток с двусторонним движением. Но как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а потому, несмотря на оптимистические прогнозы, армянские авиапассажиры при очередном форс-мажоре вновь оказались в довольно плачевной ситуации. К сожалению, вопрос возрождения национального авиаперевозчика так и продолжает висеть в воздухе. Хотя даже в самые плохие годы наша страна имела собственную авиацию. О том, что для блокадной Армении в условиях геополитических и тектонических разломов собственная авиация важна в первую очередь как гарант национальной безопасности, писали, говорили и даже кричали и общественность, и профильные специалисты отрасли. Но несмотря на печальный опыт последних лет и даже дней, вопрос ее создания как серьезного игрока в отечественном и международном небе по-прежнему остается без ответа…

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 25 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Понятно уже, Серж ограбил страну и угробил отечественную авиацию. А куда смотрит нынешняя власть уже два года. Мировая пандемия показалачто наличие своей авиации необходимо для безопасности и страны, а руководителями отрасли назначают малолеток, которые ещё не наигрались в куклы.
  2. Автор поднимает, действительно, актуальную проблему в судьбе современной Армении. И здесь не коронавирус стал причиной провала армянской гражданской авиации и не только кадровые издержки современных властей во главе с премьером Николом Пашиняном и назначенным им малолеткой Ревазян, которая-то и имела отношение к авиации вроде как продажей авиабилетов (словом, соображала в этом деле как заяц в геометрии). Увы, эта проблема глубинная для Армении. И прежние власти также имеют к ней непременное отношение. Скажите, как Армения, оказавшаяся в столь неблагоприятной географической ситуации, при условии перманентной транспортной блокады со стороны Азербайджана и Турции, а также периодических потрясений в двух остальных соседних странах - Грузии и Иране - с внешним миром, может сложиться ситуация отсутствия эффективной государственной национальной авиакомпании и корпорации? Что армяне собираются делать, если закроется по разным причинам дорога на Иран и Грузию (как случилось сейчас в связи пандемией, а завтра может не менее трагичнее повториться в случае военного конфликта), без своей авиации? Понятно, что современное государство обязано заботиться о всех видах транспорта и коммуникациях с внешним миром, ибо страна не моет иметь развития в самоизоляции. Здесь важны все виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, морской и авиационный. Несмотря на то, что современная Армения не имеет выхода к морю, но она могла бы протежировать и развивать частный морской торговый флот, иметь свои торговые суда в том же черноморском бассейне, да и в других морях. Но для Армении авиация является чуть ли не одним из самых важных и стратегических видов транспортных сообщений с внешним миром. Но где эта политика? Мы помним компанию "АрмАВИА" Мики Багдасарова. Чем все это завершилось? Банкротством бизнесмена и его компании, а что Армения, как государство, получила взамен - ? Начиная с Левона Тер-Петросяна и продолжая Николом Пашиняном не один армянский лидер так и не понял, что без национальной авиакомпании Армению будут ожидать сложные времена, ибо это вопрос транспортной и национальной безопасности. Можно поощрять наличие и частных национальных и иностранных авиакомпаний на армянском рынке, но государственная компания при всех случаях должна иметь место. Здесь опыт того же Израиля может не сработать, ибо у Израиля есть прямой выход к морю, а у Армении - нет его и в ближайшей исторической перспективе при подобном управлении и не предвидится.
  3. В Армении сейчас за все отвечает нынешняя власть и Никол Пашинян лично. Отсутствие гражданской авиации серьезная проблема для безопасности, экономики и других важных вопросов, а премьер назначает на должность руководителя отраслью вчерашнюю билетершу. Уже не говорю о том, что за два года можно было создать хотя бы небольшую государственную авиакомпанию. Выводы....
  4. Вы, Сергей, правы, что за всё в стране отвечает его глава (в данном случае Никол Пашинян и его правительство). Я не вижу особых противоречий между нашими подходами и в части бестолкового назначения руководителем гражданской авиации бывшего кассира Ревазян, которая, как пишут те же армянские СМИ, сейчас сбежала в Данию, где проживают ее родители и семья. Нужно быть полным идиотом, чтобы в подобные (да и другие) структуры государственного управления назначали профанов со ставкой на их молодость. Тот же министр юстиции Рустам Бадасян один из таких же самодуров, последствия его управления системой юстиции мы видим сейчас как по делу Кочаряна (сменяющие друг друга судьи типа Анны Данибекян или преследование судьи Давида Григоряна за решение освободить из под стражи второго президента РА), так и по судебно-правовой реформе в целом. Однако тема гражданской авиации в Армении страдает не только из-за очередных глупостей правления Никола, а скорее за продолжение безответственной и антигосударственной политики передачи этой важнейшей транспортно-коммуникационной отрасли блокадной Армении в руки частных лиц и компаний. Частник думает только о своем кармане независимо от происхождения и фамилии. Тот же Мика Бандасаров плевать хотел на трагедию сирийских армян, и когда летом 2011 г. обострилась ситуация в этой стране, то Багдасаров взвинтил стоимость билетов для армянских детей из Сирии на чартерный рейс, которую отчасти проплатил тот самый Ара Абрамян, находясь в США. Спрашивается - а кому, если не армянам и Армении задумываться о судьбе армянской диаспоры и детей в особенности, оказавшихся под угрозой жизни? Такого бы евреи и Израиль вряд ли допустили. Так что война или мир, а бизнес интересует только бизнес и личная прибыль. Как вы в таком случае обеспечите безопасность государства в условиях предвоенной и военной угрозы без наличия государственной авиакомпании? Вот и показывает время, как одна компания за другой либо банкротятся, либо сбегают из Армении. Власти болтают только о реформах и революции (прежние ограничивались якобы реформами, а нынешний громко вопит о революции без революционных программ). Однако от этого ничего не меняется. Подкупленные бизнесом так называемые эксперты и журналисты несут полную ахинею, что кроме бизнеса и разгосударствления гражданской авиации потребитель не получит качественного сервиса услуг и приемлемых цен. Но наша постсоветская (включая армянская) практика показывают, что потребитель в лице подавляющей части масс потерял и то, что имел. Сегодня бизнес заставляет экипаж летать без строгого соблюдения мер безопасности, экономит на количестве пилотов и экипажей, на качестве топлива, на аренде типов самолетов (несмотря на их износ), на ремонте, на качестве еды для пассажиров, да практически на всем. Им плевать на вашу безопасность, ибо их интересует только прибыль. Но цены от этого не убавляются, а ежегодно возрастают. Вот и делайте вывод - что лучше государственная или частная авиакомпания для страны, не имеющей культуры бизнеса и погрязшая в масштабной и тотальной коррупции. При этом я не говорю, что гражданская авиация должна запрещать наличие частных (включая и иностранных) компаний на своих авиалиниях, а только лишь отмечаю о необходимости наличия прежде всего эффективной госкомпании. Утверждения о том, что государство плохо управляет и не соображает в экономике - это болтология. Как же государство разрабатывает нормативы, определяет кадровую и экономическую политику, раздает бизнесу лакомные куски, руководит обороной (и той же военной авиацией), а гражданской авиацией не может управлять? Это ересь. Советский Союз и тот же Китай намного лучше справлялись с гражданской авиацией, нежели ныне. Просто в государственную службу нужно брать толковых и мыслящих людей, а не баранов и популистов, людей, обладающих профессиональным и личным опытом, а не молодежь после вуза (с еще неизвестными их достижениями). Мне один армянский премьер как-то говорил, что в свою бытность он собрал не то что золотую, а бриллиантовую команду (экономистов, правовиков и т.д.). Я не поленился и собрал кое-какой материал о персоналиях и содержании данной команды. И что же оказалось в итоге? А оказалось, что в его команду входили теоретики от математики, такие же молодые после вузов ребята (видимо, сыновья близких и родственников). А после его отставки эти "великие таланты" разбрелись в неизвестность. Как же так? Ведь если человек талантлив, то он должен проявить себя не только в аппарате правительства, но и в своей области. А области-то и нет в итоге. Другой экс-пресс-секретарь президента в ответ на вопрос о распространении статьи в интересах его же патрона, разводит руками и говорит, что у него нет выходов на СМИ (возникает вопрос, а тогда какого же хрена ты называешься главой офиса?). Но это не значит, что у армян нет талантов сейчас. Просто их география разнообразная, а власть желает иметь послушного профана, чтобы перед ними казаться недосигаемой величиной. Таким путем, увы, судьба Третьей Республики далеко от Первой не убежит. Вопрос времени и конъюнктуры международной политики.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты