№7 (340) июль 2021 г.

Скуден набор грузинских предложений: транзит, евроатлантизм и русофобия

Просмотров: 2975

Сколь долго еще будут грузины продавать Западу, помимо вина и боржоми, свой главный «товар» – геополитический, а именно: запредельную русофобию? И ладно бы нелюбовь к «путинскому режиму», издержки нынешней политической и экономической системы «РФ-ии»! Так ведь нелюбовь, а то и неприкрытая ненависть в отношении соседа на севере распространяется на Россию в целом.

Грузия, надо отдать ей должное, что есть сил держится за свою «транзитность», занимая в кавказских делах проазербайджанскую позицию, критически завися от трубопроводов, идущих с побережья Каспия через ее территорию в Турцию и Европу. Держится за транзит, во-первых, боясь потерять доходы от транзита углеводородов и, во-вторых, критически завися от поставок азербайджанского газа, поскольку, как мы уже сказали, покупать российский газ в Тбилиси никак не хотят. А ведь если бы у нынешних властей Грузии хватало ума и они могли бы думать вдолгую, на перспективу, и не только играть по установленным Баку правилам, но и исходить из своих (правильно понятых) национальных интересов, то транзитный потенциал страны они могли бы использовать и по-другому. И с не меньшим, чем транзит азербайджанской нефти, эффектом! А может быть, даже и с большим!

О чем конкретно идет речь? А вот о чем. Сохрани власти предержащие в Грузии трезвость ума и проспективный взгляд на будущее своей страны, не ссорься они напрочь с великим северным соседом и войди в систему аргументов, ведомую мудрым «императором Си» Поднебесной с ее мегапроектом в Евразии «Один пояс, один путь», то, глядишь, и геополитика с геоэкономикой в зоне от Черного моря до Каспия была бы другой, а заодно с этим и положение дел в самой Грузии... Речь идет о возрождении Китаем Великого Шелкового пути древности – оси оптовой торговли во всей Евразии, что создает новую континентальную сферу экономического роста, инвестиций и товарных потоков – от Шанхая до Гамбурга. И намерен Пекин это осуществить сразу несколькими путями.

Сегодняшний вектор его экспансии в направлении Ближнего Востока, Средиземноморья и Европы пролегает стороной от российского пограничья, южнее Каспия. Действующие же транспортные маршруты из Китая в Европу завязаны на Транссиб, построенный еще в начале прошлого века. Еще один маршрут связывает европейскую часть России и Казахстан с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР и выходит на Транссиб в районе Челябинска. По этому стальному пути следуют грузовые поезда из Китая в Гамбург. И еще. Когда мегапроект «Один пояс, один путь» только набирал силу, Китай построил железные дороги из Синьцзяна через горные хребты в Ферганскую долину и южный Казахстан. Эти коммуникации вполне достаточны для освоения рынков, природных и энергетических ресурсов Средней Азии и Казахстана.

Второй вектор проекта «Один пояс, один путь» – на северо-запад, в направлении Оренбург, Урал, Поволжье, Русская равнина к портам Балтийского моря. Он предполагает прокладку новых ультрасовременных высокоскоростных железных дорог и автомагистралей и связан с колоссальными затратами капитала, материальных и людских ресурсов. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) Северного хода проекта через европейскую Россию все еще находится на предварительной стадии переговоров, протоколов о намерениях, в отличие, например, от Южного вектора, с выходом через Суэц в порты Греции и Италии. Его-то Китай энергично претворяет на практике.

После «пятидневной войны» в Южной Осетии и «принуждения к миру» Грузии геополитические рубежи России де-факто переместились на юг, к Гори, и ныне Россия во многом определяет расклад сил на всем Кавказе. Понятно, что выход из стран Среднего Востока и Закавказья через Транскам на юг России находится под стратегическим контролем Москвы и союзного ей Цхинвала. И настоящий золотник здесь, геополитический оселок всей этой особой зоны Евразии – Рокский тоннель, путь грузовых фур по которому от южного подножия Главного Кавказского хребта в Северный Кавказ занимает всего каких-нибудь 30 минут!

Но Грузия в данном случае вне игры. Ее власти и 12 лет спустя не признают факт суверенитета Республики Южная Осетия, чему, собственно, в 2008 г. сами и способствовали. В этом и загвоздка... Между тем горская пословица гласит, что «В долгое ненастье теплый кров дороже гордыни». Иначе говоря, простая прагматика и здравый смысл подсказывают выход. Пусть дипломатическая, институциональная основа отношений народов-соседей остается до поры до времени такая, как есть. Абхазию и Южную Осетию Тбилиси не вернуть: это пустые хлопоты... А вот звонкая монета от Пекина за пользование 450-километровым отрезком автодороги от Армении до Цхинвала – лакомый кусок. Был бы твердый и постоянный приток многомиллионных валютных доходов в казну Грузии – плата за транзит и обслуживание китайского товарного потока. Таможенное оформление транзита из Поднебесной на границе вполне могла бы на себя взять третья, нейтральная сторона. Так что если брать в расчет все вышеизложенное, то выгоды транскавказского ответвления логистических путей в рамках «Одного пояса...» вполне очевидны.

Поэтому предлагаемый рядом экспертов резервный вектор китайского мегапроекта через Транскам в Россию и Европу, при глубокой разработке ТЭО, мог бы оказаться выгоден всем заинтересованным сторонам. В первую очередь, конечно, России и Китаю, но и для грузинской экономики имели бы место несомненные выгоды.

Однако это так – попутное замечание (размышление вслух). Вернемся к более общим вопросам.

Как справедливо отмечается в литературе: «Эйфория обретения самостоятельного государства бывшими республиками СССР длилась недолго. Вместо обещанного национального возрождения почти во всех республиках случился хаос и гражданские войны. Провозглашенная идеология собственной модели экономического развития в разрозненных территориях бывшего СССР оказалась утопией. Зримые итоги развития постсоветских республик за 28 лет неочевидны. Для многих из них, правда, они вполне очевидны, но только в негативном плане. Взять ту же Грузию. Можно, конечно, по-разному оценивать последние 30 лет ее истории, но вопрос: а каких, собственно, высот достигла эта страна, получив столь желанную независимость (99% на референдуме весной 1991 г. проголосовали за).

Стала ли Грузия, скинув оковы оккупационных властей («злосчастной России»), жить богаче, лучше и веселее? Едва ли. Все объективные данные показывают, что грузинам в СССР жилось много лучше. Мы помним те времена, когда «житие-бытие» грузина было синонимом богатства, всё у них было в избытке, да и жили они по большому счету по своим законам, т.е. никто к ним особо и не лез. А что теперь? «Рай без берегов», «манна небесная»?! Что, грузины зажили на полную катушку и теперь они берут от жизни всё, что хотят? Оказывается, что нет, не всё так радужно. Взять такой, например, показатель «успешности» экономики независимой Грузии, как занятость и доходы ее населения. Среднемесячная заработная плата составляет чуть более 1300 лари, т.е. менее 400 долл.

А безработица? Как тут не вспомнить осенний (2019 г.) призыв к согражданам председателя «Грузинской мечты» и бывшего премьера Грузии Б. Иванишвили уезжать на заработки за рубеж и уже оттуда помогать своим семьям. Он прямо заявлял, что в ближайшие 20 (!) лет Грузия не сможет создать 2 млн рабочих мест, и это не сделает ни одна экономика; потому выход один – создание возможностей для легального трудоустройства граждан Грузии в развитых странах Европы (подавляющее большинство там вообще находилось на нелегальном положении). А сколько грузин при этом приютила Россия, он почему-то не говорил! Сегодня, по официальным данным, уровень безработицы составляет 18%, хотя недавнее исследование Всемирного банка дает много большую цифру – 34%. В любом случае как официальный, так и неофициальный уровень безработицы вырос в результате пандемии COVID-19 и связанных с ней увольнений. Опросы, проведенные Центром исследовательских ресурсов Кавказа в начале 2021 г., показали, что каждый пятый грузин сообщил о потере работы в результате пандемии.

Не будем забывать при этом и внешний фактор. Уже всем нормальным людям и вменяемым экспертам ясно, что геополитические конкуренты не для того разваливали СССР изнутри, чтобы помогать его частям добиться экономического процветания».

Посему вполне оправданно желание сильных мира сего прибрать эти страны к своим рукам, опираясь на хищные инстинкты и желания компрадорской элиты. Умения же и искусства внешнего управления территориями бывшей «империи Кремля» глобальным центрам силы не занимать. Они «доведены до совершенства».

Отсюда и русофобия. Во многом стимулированная извне. У тех же грузин, например... И что интересно при этом? Нынешняя грузинская элита, особенно ее совсем молодая поросль, напичканная «европеизмом» и «американизмом», в своих политических устремлениях предпочитает исходить из географической «мифологии», делает ставку на «доброго дядю» со стороны, т.е. на внерегионального игрока (или даже двух/трех), с просьбой к нему (к ним) взять на себя функцию политического кураторства, опеки, патроната и т.д. Отсюда и невероятная сервильность нынешней грузинской элиты перед коллективным Западом, прежде всего перед США, зараженность молодого поколения «западнизмом» в худшем его виде (вплоть до настойчивого желания проводить гей-парады, что для грузинского общества как общества в основе своей традиционного, казалось бы, просто недопустимо).

Спрашивается: сколь долго еще будут грузины продавать Западу, помимо вина и боржоми, свой главный «товар» – геополитический, а именно: запредельную русофобию? И ладно бы нелюбовь к «путинскому режиму», издержки нынешней политической и экономической системы «РФ-ии»! Так ведь нелюбовь, а то и неприкрытая ненависть в отношении «соседа на Севере» распространяется на Россию в целом, на ее многонациональный народ и культуру, на связи России и Грузии, уходящие в глубь веков!

Неужели трудно понять банальную аксиому жизни, что шарик круглый и что пущенный тобою в направлении соседа, тем более такого крупного по размерам и многоопытного, бумеранг к тебе же и вернется. Почему? Да потому что просто отскочит от него! И еще вопрос, куда он тебе попадет: в темечко или в твою крестцово-поясничную зону? Но он обязательно попадет и ударит больно! Это уж как пить дать...

Так что, полагаем, долгосрочная линия выстраивания отношений нынешней политической элиты Грузии с внерегиональными игроками, что автоматически влечет за собой прямое включение великих держав, блоковых и иных структур в дела, глубоко ошибочна. Тем более в условиях углубляющегося мирового кризиса, который давно уже перерос рамки финансово-экономических неурядиц и стал структурным кризисом мир-системы как таковой. Скажем больше: для Грузии такой подход в перспективе просто опасен. И здесь нельзя не согласиться с мнением такого авторитетного эксперта, как Ю. М. Солозобов. Анализируя «телодвижения» государств, вошедших некогда в программу ЕС «Восточное партнерство» (а Грузия была одним из них), де-факто завершившуюся ничем, он пишет, что в данном случае «можно применить астрономическую аналогию – когда малая планета или комета покидает поле тяготения Юпитера и переходит в поле тяготения Солнца, она неизбежно деформируется и разрушается».

Мы вовсе не пророчим такую печальную участь Грузии, но подобного рода прогнозный сценарий в итоге ее независимого (?) плавания в океане региональной и мировой политики вполне может иметь место. Ну что уж тут поделать? Да, случилось то, что случилось: маятник истории качнулся в другую сторону, и Грузия – край, с такой любовью воспетый многими нашими писателями и поэтами, страна, некогда «усыновленная Россией» (А. С. Грибоедов), в одночасье отвернулась от «северного колосса»; как будто и не было более чем 200-летнего пребывания Сакартвело в лоне исторической России; как будто грузины забыли, что в их истории предшествовало вхождению к состав Российской империи.

Мы имеем в виду топот персидского завоевания и кровавую бойню, которую в сентябре 1795 г. учинил в Тифлисе Ага-Магомед-хан, считавший грузинского царя Ираклия своим личным врагом. Этот сморщенный уродец и свирепый евнух, уверенный, что может уничтожить любого одним своим дыханием, восемь дней жег и разрушал Тифлис, чинил расправу над местными жителями, запрудил Куру трупами мирных людей. Но, оказывается, у грузин короткая память... И это касается не только далекой истории, но и истории недавней. Уж как-то быстро забыли все те преференции, которые имела Грузинская ССР в Стране Советов. Мы уже не говорим о грузинском засилье в Кремле, существовавшем вплоть до самой смерти И. Сталина. Так что кому-кому, а уж грузинам грех было жаловаться на их «житие-бытие» в Советском Союзе, и простые люди в этой стране сегодня нет-нет да и вспоминают о своем безбедном существовании в СССР.

И как бы ни мыслила будущее своей страны нынешняя – настроенная ненационально или даже просто компрадорски – элита Грузии, желающая во что бы то ни стало стать Западом, вписаться в Европу и пр., этой стране никуда не уйти от своей лимитрофности. Только если раньше Сакартвело металось между Россией и Востоком (Турцией и Ираном), что вполне объяснимо исторически и рецидив чего (относительно очередного «надвига» тюркской «плиты») мы видим сегодня, то в начале нулевых геополитический маятник сместился, и она стала метаться между Россией и Европой, или, если говорить шире, коллективным Западом, т.е. евроатлантическим миром. И на первую роль здесь вышли... США.

Владимир Рябцев, Regnum

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека