№8 (341) август 2021 г.

Армения не столь богата, чтобы содержать «бумажную» армию в угоду генеральскому бизнесу

Просмотров: 3758

«Реформы в Вооруженных силах Армении будут проводиться в довольно короткие сроки. Будет сделано все для создания сильной армии и защищенных границ», – заявил 21 июля на встрече с руководящим составом ВС новоназначенный первый заместитель министра обороны Армении Аршак Карапетян. Передававший Карапетяну пост фактического главы оборонного ведомства уже бывший и.о. министра обороны Вагаршак Арутюнян также отметил необходимость продолжения реформирования с целью добиться создания полноценной боеспособной армии. В свою очередь, представлявший Карапетяна руководитель аппарата премьер-министра Араик Арутюнян заверил его в готовности правящей партии «Гражданский договор» и правительства оказывать любое содействие в деле реализации реформ.

Итак, приходится констатировать, что к реформированию Армянской армии сегодня проявляет интерес не только бывшее и новое руководство ВС, но и вся правящая верхушка. Включая первое лицо – премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Последний анонсировал масштабные реформы Вооруженных сил страны еще в апреле текущего года. Отметив, что реформы будут осуществляться в сотрудничестве с Россией, Пашинян подчеркнул, что процесс переоснащения и пополнения армии новым вооружением является приоритетом для страны и еще долго будет оставаться в центре внимания властей. «Без сотрудничества со специалистами из России начатые реформы значительно бы осложнились. Мы убеждены, что это сотрудничество будет успешно продолжаться, в чем очень заинтересовано правительство Армении», – заявил Пашинян.

Да, реформы в Армянской армии – необходимость, о чем с самого завершения срочной службы в ее рядах, а именно последние 20 лет, твердит ваш покорный слуга. По истечении 30 лет после развала Советского Союза действующие Вооруженные силы Армении во всех смыслах продолжают оставаться наследниками всех без исключения, как положительных, так и негативных, традиций Советской армии. А это значит, что в армейских рядах и во взаимоотношениях личного состава по-прежнему есть место таким позорным проявлениям неуставных отношений, как дедовщина и притеснения молодых призывников дембелями. По истечении 30 лет после развала Союза Вооруженные силы независимой Республики Армения процентов на 80 оснащены оружием, произведенным в СССР. По отдельным видам вооружений Армянская армия оснащена даже не оружием 80-х, как это в свое время признал тогдашний президент страны Серж Саргсян, а оружием производства 60-х и даже 50-х?гг. прошлого века. Следует также отметить, что на протяжении последних двух десятилетий ВС частично были укомплектованы и контрактниками.

Атмосфера в армии и то, как и чем она вооружена, безусловно, важны. Однако не менее важным представляется собственно принцип формирования Вооруженных сил нашей страны. Отталкиваясь от личного опыта службы в армии, изучения опыта таких стран, как Швейцария и Израиль, наконец, самое главное – от анализа и итогов действий Армянской армии в ходе 44 дней войны с Азербайджаном и Турцией, приходится констатировать, что в случае Армении профессиональная, на 100% контрактная армия является безальтернативной необходимостью. В пользу перехода на профессиональную армию говорит эффективность, мобильность, в конце концов, элементарный перевес обученных профессионалов с опытом перед молодыми, 18–20-летними парнями, как правило, рассматривающими армейскую службу как отбывание воинской повинности.

Понятно, что на фоне текущей ползучей войны с Азербайджаном и опосредованной войны с Турцией проведение подобного масштабного реформирования Вооруженных сил дело, конечно, нелегкое. Враг стоит на нашей суверенной территории – в Гегаркунике, в Сюнике, обстреливает село Ерасхаван Араратской области, находящееся буквально в нескольких десятках километров от Еревана. Также понятно, что армейские реформы – дело само по себе трудное, а в условиях периодических обстрелов позиций реформируемой армии – дело еще более трудное. Тем не менее по итогам все той же 44-дневной агрессии Азербайджана и Турции в отношении Арцаха и Армении приходится констатировать, что ВС Армении, Армия обороны Арцаха фактически провалили процесс организации пополнения действующей армии мобилизационным ресурсом. Мобресурс поступал по непонятной схеме, в артиллерию отправляли танкистов, в танковые соединения – ракетчиков, в саперные роты – пехотинцев. Многие из резервистов не держали оружия в руках с момента завершения срочной службы в армии. И, как следствие, разбегались при первом же, даже отдаленном разрыве фугаса с «байрактаров».

Автор этой статьи на протяжении последних 15 лет неоднократно обсуждал тему необходимости перехода ВС Армении на профессиональную, контрактную основу с различными чинами из Минобороны, действующими генералами и генералами в отставке, экс-министрами обороны. Позиция всех военных без исключения сводилась к следующему тезису: «Профессиональная армия – дело хорошее, но Армении она не по карману». И пожалуй, можно было бы и согласиться с мнением профессионалов, если бы не одно но – все тот же личный опыт службы в Армянской армии. Не называя номера и места дислокации военной части и ее специфики, отмечу, что, к примеру, в нашем войсковом соединении числились до 99 солдат и сержантов срочной службы. На бумаге. За 2 года службы я ни разу не видел в строю более 70–75 сослуживцев одновременно. Около 25% процентов личного состава официально числились в «командировках», «лечились» в госпиталях, находились в бегах и т.д. Аналогичным образом ситуация обстояла в других соединениях нашего полка. Раскрою некоторые скобки – полка, обслуживающего военную технику стратегической важности. И подобным образом обстояли дела в Армянской армии десятилетиями. И скорее всего, именно так они обстоят сейчас.

И вот здесь мы плавно переходим к необходимости замены количества – на бумаге, качеством – в строю и на поле боевых действий. А может быть, мы все-таки сумеем обеспечить наших контрактников необходимым денежным довольствием, сократив раздутую на бумаге армию на 35–40% и создав компактную, реальную, боеспособную, профессиональную армию? Во всех моих разговорах ответственные чины признавались, что подобные финансовые расчеты даже не проводились. А может быть, все-таки настало время их провести? Еще одним железным генеральским аргументом являлось: «А кто будет пополнять армию в период боевых действий – необученные, не прошедшие срочную службу резервисты?» К великому сожалению, мы все имели возможность убедиться в степени эффективности резервистов, обученных в рядах «советской» Армянской армии. Люди либо просто умирали от точечных ракетных ударов, либо просто сбегали при первом же звуке разрыва снаряда. Армянские военкоматы и военкомы по так и оставшимся непонятными причинам отправляли резервистов на фронт в составе самостоятельных, отдельных соединений. Меж тем как любому человеку, имеющему даже отдаленное представление об армии, понятно, что необученных или уже забывших о полученных 20 лет назад навыках гражданских следовало прикреплять к конкретным соединениям действующей армии. Более того, очень часто прикрепленные к этим соединениям мобресурса офицеры попросту оставляли их на произвол судьбы. Но это уже совершенно другая история…

В современных профессиональных армиях существуют десятки различных моделей организации обучения мобилизационного ресурса. И совершенно непонятно, что мешает нашему военному руководству призывать молодых ребят не на два года беспрерывной военной службы, а, к примеру, растянуть те же 2 года на 10 лет? Таким образом, каждый военнообязанный гражданин Армении призывного возраста проходил бы курс обучения молодого бойца ежегодно в течение 10 лет, но по 2 месяца. И по истечении службы, получив военный билет, прикреплялся бы к конкретной воинской части, в которой проходил военное обучение. Не на бумаге, не в «командировках» и не в «госпиталях», а в реальности. И в случае войны резервист-артиллерист моментально оказывался бы в артиллерийском полку, а сапер – в саперной воинской части. Даже без призыва военкомата, а просто потому, что так ему предписывалось бы при получении военного билета. Нелишне заметить, что в таком случае многие родители перестали бы эмигрировать в различные «мухосрански» с единственной целью избавить своих чад от службы в армии. И конечно, есть и другие варианты, а также сроки обучения армейскому делу и науке. Варианты, при которых нет никакой необходимости отправлять 18-летних юношей на два года под пули.

Профессиональная, контрактная армия должна защищать границы, страну и находиться в постоянной боевой готовности, в постоянном процессе обучения и повышения профессиональных навыков и качеств. Профессиональная армия должна на 100% стоять в строю и в мирное, и в военное время. Военнослужащие-контрактники должны получать достойное денежное довольствие в период службы и пенсию после увольнения. Профессиональная армия должна обучать резервистов военным навыкам, стрельбе, физподготовке, отдельным направлениям военного дела. Формировать реальный, обученный военному делу и готовый к возможной войне мобилизационный ресурс. Подобная постановка вопроса и его реализация позволит Армении по итогам 5 лет реформ получить постоянно действующую 35–40-тысячную мобильную, профессиональную армию и реальный, обученный, готовый к участию в военных действиях мобилизационный ресурс, состоящий из 200–250 тысяч резервистов.

Альтернативой всему этому является сегодняшняя «бумажная», неэффективная армия со всеми ее советскими традициями и, соответственно, последствиями. Худшие из которых мы все воочию увидели в течение 44 дней турецко-азербайджанской военной агрессии. Армения не столь богата, чтобы продолжать содержать армию на бумаге в угоду генеральскому бизнесу. Армения не столь богата, чтобы жертвовать своими сынами в угоду человеческой жадности. Армения сегодня стоит перед лицом целого ряда экзистенциальных вызовов, и создание реальной, боеспособной, профессиональной армии является лишь одним из необходимых ответов на эти вызовы и угрозы.

Давид Степанян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты