№5 (349) май 2022 г.

Сила народа – в единстве христианского духа

Просмотров: 3237

К сожалению, единство армян не опирается на такую мощную, проверенную временем и историей народов составляющую, как христианская вера в одном из ее основных и древнейших направлений – православии.

Армяне растеряли не только свои ценности, но уважение и любовь друг к другу. Причина деградации – неуважение к своим корням, своевольное исполнение Божиих заповедей, наставлений Священного Писания и преданий Святых Отцов.

Эту высокую миссию армянское руководство Церкви, власть, народ, учителя и педагоги выполняют «по-своему», не используя опыт единой православной церкви, к которой и мы, армяне, относимся, и как своевольные ученики проходим свой жизненный путь нерадиво. Последствия могут быть трагическими. Чтобы их избежать, требуется тонкая, «ювелирная» работа по спасению душ человеческих, их сплочению.

О первых христианах в Евангелии говорится, что у них была единая душа. Как следствие, все материальное было общим, было не жалко отдать свое обездоленному, поделиться с неимущим, помочь способному подняться. Господь Иисус Христос говорит: «Кто мне брат, сестра и матерь? Тот, кто исполняет волю Божию» (Евангелие от Матфея, 12:50). В таком вопросе, как сохранение территории для проживания, все имеет большое значение. Это и духовное единство народа, и его мудрость, и отсутствие противоречий и соперничества, и готовность положить жизнь за ближнего.

Чтобы все это дало в нужный момент результат, надо готовиться всему сообществу: молиться, развиваться и жить по-христиански. А это и пост с Прощёным воскресеньем, и исполнение заповедей Христовых о любви к ближнему и Богу, и благодарность Ему за все Его благодеяния для рода человеческого. Исполнение 10 ветхозаветных заповедей и 9 заповедей о блаженствах, изреченных Господом Иисусом Христом, а также развитие мудрости духовной, исходящей от Евангелия, Священного Писания, творений отцов Церкви. И не зря иноки, монахи, священнослужители избирают монашеский образ жития. Они избирают его для того, чтобы творить дело Божие. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24).

В Священном Писании говорится: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику...» (Ап. Павла 2-е послание к Тимофею, гл.?2.24), тот, кто свои дела имеет, не готов душу отдать за общее дело (см. слова из Евангелия о богатом юноше). Далее, дорогой читатель, мне бы хотелось обратиться к Священному Писанию, ибо это слова, произнесенные духом Божиим.

Во 2-м послании Ап. Павла к Тимофею есть другие важные наставления о терпении, исповедании Господа, то есть следовании Ему в жизненном пути, избегании непотребного пустословия и держания правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.

В стихах 2.23-26 «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю».

Эти слова можно понимать как предостережение от страстного увлечения мирскими пристрастиям: спортивными и настольными играми. Духовные лица не занимаются военным искусством, единоборствами, в свободное время не играют в настольные игры. Они молятся Богу о спасении своей души и душ ближних. И специалисты – военные, техники, ученые, тренеры по физической подготовке и педагоги – должны рассудительно обучать молодое поколение, чтобы оно правильно определяло место в жизни для физического и духовного.

У православных народов – греков, русских, сербов, грузин – дело обстоит лучше. Обилие литературы, школ, активная монастырская и культурная жизнь. Даже ежедневные церковные службы в 8 и 17 часов – труд во спасение людей Божиих. А у армян все сводится к личным устремлениям и коммерческой составляющей. Древние монастыри не восстанавливаются, христианская вера в упадке. Не нужно проводить исследования, чтобы понять, сколько армян читают Священное Писание, знают христианскую историю своего народа, молитвы. Одним словом, христианского «делания» по самосовершенствованию у нас практически нет. А если и есть, то по принципу «Бог у меня в душе». Отсюда разводы и аборты, распущенность и ссоры, братоубийство. Богатые кичатся своим имуществом, властолюбивые стремятся за счет должностей нажить себе добра все больше и больше, не думают о бедных. Политики не мудры и своекорыстны. Отсюда наказания Божии: геноциды, бессмысленные жертвы в войнах, потеря того, за что боролись предки.

К власти стремятся в основном алчные, властолюбивые люди. Лидер, который мог бы объединить нацию, не посылается народу, не смыслящему путей Божиих. А то, какими должны быть властвующие в государстве и Церкви, зависит также и от самого народа. И тут без помощи Божией, искания ее, успехов не достигнуть. Большое значение имеет обращение к опыту писаний отцов Церкви, изучение истории, выстраивание верной педагогики, христианское подвижничество духовных лиц и мирян.

Думается, что сила нашего народа – в единстве христианского духа. Поступать «по-своему» нельзя. Надо использовать опыт православной Церкви. Святые и их писания не могут быть «не нашими» или «нашими». Мы должны обогащать себя опытом других братских христианских народов. Не используя его, мы не сможет отдать должное и богатству своей христианской культуры. Не воздавая должного почтения Христу и Церкви, вряд ли армяне станут читать писания и молитвы Григора Нарекаци и других наших духовных писателей. Спасение и упование армянского и других христианских народов наши предки всегда возлагали на помощь Божию, которую мы призываем в молитвах, чтении Священного Писания, богомудрых наставлениях предков в произведениях культуры – исторических романах, художественных рассказах, исторических летописях, мудрых сказках, патриотических песнях и т.п.

К сожалению, многие благотворительные проекты, платные армянские школы с иностранным уклоном созданы, в основном, для имущих, рассматриваются как своего рода инвестиции в будущее детей. В отличие от этих благотворительных и отчасти коммерческих образовательных и культурных проектов, цель и миссия Церкви Христовой выше. В церковь Божию двери открыты для всех, не только для избранных.

Равняться нам надо на Нерсесяновскую семинарию в Тифлисе. Какие там были выпускники: писатели, поэты, издатели светской и духовной литературы.

Современным деятелям культуры, педагогики, церкви необходимо освоить опыт прошлых поколений и восстановить то, что было утеряно в богоборческое время. А нам, армянам, да и всем христианам предстоит каждому показать пример благочестивой жизни по заповедям Божиим, чтобы наш пример стал примером и для тех, кому много дано и с которых больше спросится.

Хорен Аванесян, г. Орел

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Прочитав статью, я понял, что есть ещё в армянском мире люди. которые думают не только о желудке и кармане, но и о духовных ценностях. Проблемы, вставшие перед армянским народом нужно изучить и сделать правильные выводы для выхода из этого тяжелейшего положения.
  2. К сожалению, автор прав, к власти в Армении стремятся жадные и властолюбимые. Всевышний не дает армянам патриотичного лидера. Может быть за недостаточную веру? Священнослужители должны быть более активны и честны, чтобы разбудить в народе его самые лучшие качества. Но, беда в том, что и сама власть в Армении относится к церкви неуважительно. Отсюда вывод: При нынешней власти невозможно и духовное возрождение армянского народа.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты