N 08 (119) Август 2007 года.

Крылатая душа астронавта

Бог не дал человеку крылья, приковав его гравитацией к земле. Но он дал ему взамен крылатую душу, и эта душа помогла человеку преодолеть оковы земные. Джеймс Багян (James Bagian) как раз такой человек – с крылатой душой и запредельной профессией, в прямом смысле слова. Он – дважды астронавт! И, что немаловажно для его соотечественников, первый армянин, побывавший в космосе. Причем не туристом, а многоплановым специалистом-профессионалом: как астронавт NASA, как врач и ученый-исследователь, как инженер-испытатель. Согласитесь, таким арсеналом навыков, блестяще использованных в одном государственном задании, может похвастаться далеко не каждый летчик-космонавт. Но почему, за какие такие достоинства Штаб NASA остановил свой выбор именно на нем, американце в первом поколении?

Его отец, Филипп Багян, успел послужить Америке в годы Второй мировой войны. Родился Джеймс в Филадельфии в 1952 году, в семье эмигрантов. Его родители, Филипп и Роза, выходцы из турецкого города Трапезунда (Трабзона), куда лет 100 назад, по утверждению самого Джеймса, переехал его дед, Геворг, из Нагорного Карабаха.

Филипп Багян был военным летчиком. Во время Второй мировой войны он служил в ВВС США, в числе 18 с половиной тысяч американских армян. За активное участие в боевых действиях майор Филипп Багян был награжден американским орденом Серебряный крест. Выходит, любовь к небесным просторам и заоблачным высям досталась Багяну-младшему, так сказать, по наследству.

Джеймс много и весьма успешно учился. Свое первое высшее образование он получил в Дрексельском университете в Филадельфии, приобретя специальность инженера-механика с грифом «лучший студент». Трудовую карьеру начинал в компании «ЗМ» в Бристоле (штат Пенсильвания), затем в экспериментальном центре Военно-морских сил США, в штате Мериленд, где стал автором нескольких инженерных нововведений.

Не ограничившись одной специальностью, к 25 годам Джеймс окончил второй университет – им. Томаса Джефферсона, в Филадельфии, став доктором медицинских наук. На следующий год он поступил в интернатуру, осваивая хирургию и исследовательскую деятельность в области медицины в космическом центре имени Линдона Джексона. И параллельно учился в Школе аэрокосмической медицины, которую окончил в статусе «почетного выпускника». Надо заметить, что оба учебных заведения подведомственны Военно-воздушным силам США.

Будучи человеком бесстрашным и отчаянным, Джеймс, под руководством летчика-отца, научился летать в местном аэроклубе. И делал это настолько хорошо, что в течение нескольких лет принимал активное участие в многочисленных авиационных соревнованиях, демонстрируя в воздухе фигуры высшего пилотажа и занимая высокие призовые места. Познакомившись ближе с биографией Джеймса Багяна, становится понятным, почему в 1980 году его пригласили координатором отдела астронавтики в Космический центр NASA, в Хьюстоне.

Он принимал непосредственное участие в разработке норм безопасности полетов человека в космос для первых шести шаттлов, в обеспечении условий нормальной жизнедеятельности на борту космического корабля, спасательных мер и оказания срочной медицинской помощи в случае emer-gency.

Запуск первого шаттла «Колумбия» состоялся 12 апреля 1981 г. – в день  20-й годовщины полета Юрия Гагарина. В 1985-1992 гг. было осуществлено 10 запусков шаттлов по программе Министерства обороны США, семь из которых были полностью засекречены, а три - частично.

В 1986 доктор Багян, как член Штаба NASA, был ответственным за разработку скафандра и оборудования, обеспечивающих безопасность членов экипажа в условиях открытого космоса, что было использовано при последующих запусках шаттлов. Как ученый-биолог, Багян проводил научные исследования и эксперименты на животных в рамках программы Holding Facility Review Board и имеет авторские права на целый ряд научных трудов в сфере экологической и космической медицины.

Взглянуть на родную землю из космоса было давнишней мечтой Джеймса. До сих пор ему удавалось подниматься в небо лишь за штурвалом самолета. Но стать астронавтом, даже после того, как на тебя пал выбор, дело нешуточное. Только на общекосмическую подготовку уходит полтора года. И еще немалое время требуется на подготовку к работе в составе экипажа.

И наконец его мечта осуществилась. С 13 по 18 марта 1989 года астронавт Джеймс Багян совершил орбитальный полет на борту крылатого космического корабля многоразового использования Discovery – в качестве специалиста по врачебно-биологическим исследованиям.

В течение этого необычайно успешного пятидневного полета экипаж запустил спутник и провел под руководством доктора Джеймса Багяна многочисленные биологические исследования и эксперименты в рамках заданной программы космической лаборатории (Spacelab mission).

Изучая на себе и на членах экипажа так называемый космический синдром адаптации (SAS) и влияние космической морской болезни – Space Motion Sickness (SМS) на изменения мозгового кровотока и физическое состояние астронавта в целом, доктор Багян был первым медиком в США, кто нашел управу на эту болезнь, применив внутримышечные инъекции препарата Phenergan. Его эксперимент принес настолько ощутимые результаты, что NASA внедрило метод Багяна в постоянную практику астронавтики для лечения и контроля над SМS для всех последующих экипажей шаттлов. Когда Discovery пролетал над исторической Родиной Джеймса Багяна – Арменией, он обратился к соотечественникам с приветствием на родном языке, пожелав им благополучия и мира.

Кстати, интересная деталь: в период подготовки к следующему космическому полету в группе задействованных американских специалистов оказались сразу три армянина: Джеймс Багян, Джоан Язеджян-Погосян – главный инженер фирмы Norton и доктор Арнольд Никогосян – руководитель жизнеобеспечения NASA. Перед ними была поставлена научная задача: изучить возможности адаптации организма астронавтов к условиям невесомости в космосе и его последующей реабилитации при возвращении на Землю.

Свой второй космический полет Джеймс совершил на корабле «Колумбия» как руководитель космической лаборатории Life Sciences (SLS-1), в июне 1991. Перед космической лабораторией была поставлена задача исследовать процессы жизнедеятельности человека в космосе и провести серию экспериментов, связанных с микрогравитацией. В течение девяти дней ученые вели наблюдения за реакциями человеческого организма – на себе и на членах экипажа – в условиях повышенной радиации и в состоянии невесомости – за работой сердца, кровеносных сосудов, легких, почек и желез внутренней секреции, за изменениями, которые происходили в мышцах, в скелете и на клеточном уровне.

Другим направлением деятельности лаборатории были медико-биологические эксперименты и научные исследования, проводимые с биологическими образцами, растениями и подопытными животными.

Параллельно с осуществлением чисто научных задач, поставленных перед Багяном-врачом и ученым, Багян-инженер предложил на борту шаттла ряд нововведений, в частности, при устранении неполадок бортовой техники, что позволило успешно завершить орбитальный полет и все научные задачи.
В общей сложности Багян провел в открытом космосе более 337 часов. Оценив по достоинству вклад и заслуги астронавта-врача и ученого Джеймса Багяна, американское правительство наградило его медалью NASA за выдающуюся службу, дипломом космонавта Комарова Международной федерации космонавтики, дипломами NASA за выдающийся вклад в развитие аэрокосмической медицины и за полеты в космос в 1989 и 1991 годах и т.д.

Сейчас Джеймсу Багяну, астронавту-ветерану, полковнику ВВС США, 55 лет. Он продолжает сотрудничество в NASA, занимаясь исследованиями в области космической медицины и биомедицины. Багян является интернациональным экспертом и руководителем Центра по обеспечению мер безопасности пациента, директором Государственного центра?жизнеобеспечения, Всеамериканского отдела нужд ветеранов, членом Общества аэрохирургов (бортврачей) NASA, Ассоциации космической медицины, Общества американских инженеров-механиков, Ассоциации космических путешественников и т.д.

Джеймс Багян глава большой дружной семьи, в которой, помимо него и супруги Танд Бексон, четверо взрослых детей. И по-прежнему фантастически активен – увлекается альпинизмом и скалолазанием, игрой в теннис и ездой на велосипеде, плаванием и пилотированием.

Но даже если бы он ничем уже не занимался, а просто сидел в кресле-качалке на веранде своего дома, его имя навечно вписано в историю космонавтики человечества.

Элеонора Мандалян,