№ 4 (163) Февраль (15-28) 2011 года.

Миф и правда о расстреле в Татеве

Просмотров: 15214

К 125-летию со дня рождения Гарегина Нжде

24 апреля 1948 года, в день поминовения жертв Геноцида армян, особое совещание при Министерстве госбезопасности СССР приговорило Тер-Арутюняна Гарегина Егишевича (Нжде) к 25 годам тюремного заключения. Один из пунктов обвинения, основанного на лжесвидетельствах, гласил: «Обвиняемый Тер-Арутюнян Г.Е. в 1918 г. дашнакским правительством был послан в Зангезур для формирования националистических воинских частей. Являясь командующим вооруженными силами, а с 1921 г. и премьер-министром дашнакского правительства в Зангезуре, вел бои против Красной Армии. По его приказанию были расстреляны и брошены с Татевской скалы в ложбину сотни красноармейцев, коммунистов, революционно настроенных рабочих и крестьян».

Задуманная Сталиным в конце 20-х и начале 30-х годов минувшего века коллективизация затронула в первую очередь интересы крестьян-единоличников, занесенных в списки кулаков и подкулачников. Под эту гребенку попали, в первую очередь, бывшие дашнаки. Вовлеченными в эту глубоко продуманную большевистскую провокацию оказались художник Акоп Коджоян и писатель Аксель Бакунц.

В 1930 году, поддавшись развернутой в стране социалистической пропаганде, Коджоян, большой мастер кисти, создал знаковое полотно «Расстрел коммунистов в Татеве», столкнув в композиционном пространстве тупорылого маузериста-дашнака на не менее мерзких статей лошади и презирающего смерть благородного коммуниста. Под дашнакским хмбапетом подразумевался, конечно же, Гарегин Нжде. На холсте сшибка добра и зла.

Позже, по поручению Агаси Ханджяна, главного коммуниста Армении, засел за киносценарий «Зангезур» о событиях гражданской войны Аксель Бакунц. Картина того расстрела из-под пера Бакунца вышла в таком виде:

«Сводчатая келья настоятеля Татева.

Учитель Гедеон и «Спарапет» (так именовали главнокомандующего войсками Зангезура Гарегина Нжде. - Г.М.) сидят бок о бок. В коридоре раздаются шаги. Входит полковник Куро, следом за ним входит поручик Амирджанов.

- Все готово, - говорит полковник, протягивая «Спарапету» какую-то бумагу. Учитель Гедеон в замешательстве.

«Спарапет» макает ручку в чернильницу и, протягивая ее Гедеону, говорит:

- Первая подпись за председателем национального комитета…

Учитель Гедеон подписывает приговор на расстрел коммунистов.

Отирает холодный пот со лба.

- Историю пишут кровью… - ставит подпись свою и «Спарапет».

…На краю обрыва застыли четверо. Один из них поручик Амирджанов. На лицах покойницкая бледность.

Глянув краем глаза за край обрыва, поручик тотчас отпрянул.

Приводят одного из коммунаров. Глаза завязаны. Двое держат его за руки. Он пытается отступить хоть на шаг, но все это происходит на самом краю и не успевает он крикнуть:

- Товарищи!.. - как поручик лепит ему пулю в затылок. Коммунар падает.

Тишина. Глухой ропот.

Полковник Куро наблюдает за происходящим из окна.

Приводят второго. Одет солдатом. В трех шагах от обрыва он вырывается из рук державших его и в длинном прыжке летит в пропасть.

Опешив, от края ее отшатываются поручик и один из маузеристов, который пытается дослать тому пулю вдогон, но поручик делает знак - он вряд ли остался жив...»

В 1939 году, под впечатлением масштабного полотна Коджояна и фильма «Занегезур», премьера которого состоялась 23 мая 1938-го, жители села Татев Горисского района поставили во дворе школы памятник с вмонтированной в него плитой, на которой было выбито: «Героям, павшим в гражданской войне от рук дашнаков».

* * *

В ноябре 1946 года под усиленной охраной Гарегин Нжде из Владимирского централа был доставлен в Ереван, во внутреннюю тюрьму Министерства госбезопасности (МГБ) Армянской ССР. Уголовное дело по нему шло под шифром «Зубр». Так окрестили Нжде оперативные сотрудники МГБ.

В деле «Зубра» конкретно меня интересовало все, связанное с расстрелом в Татеве, получившими стараниями Коджояна и Бакунца широкий общественный резонанс.

Естественно, начал я с изучения протоколов допросов.

28 августа 1947 года на вопрос следователя - «что вам известно о Нжде - Гарегине Тер-Арутюняне?» - подследственный Деведжян Ованес Акопович показал:

«Он возглавлял военное дело в Зангезуре - вначале по усмирению местных азербайджанцев (скорее очищению территории от азербайджанцев), а затем в борьбе против Красной Армии. В период дашнакской авантюры в 1921 г. Нжде находился опять в Зангзуре и воевал против Красной Армии… Нжде в Зангезуре допустил зверское убийство коммунистов: заживо сбрасывал их с Татевской скалы в пропасть. Об этом факте мне стало известно из бесед с лидером партии «Дашнакцутюн» и ответственными деятелями дашнакской авантюры 1921 г. в Тебризе».

Следует отметить, что Деведжян сам был активным участником той самой «дашнакской авантюры 1921 года». После поражения мятежа, в начале апреля того же года, он вместе с членами «Комитета спасения Родины» (Комитет возглавлял последний премьер-министр Республики Армения Симон Врацян), поднявшими своих сторонников против советской власти в Армении, отступил из Еревана в Зангезур. Замечу, что о «зверском убийстве коммунистов» узнал Деведжян с чужих слов. И уже это бросает тень на достоверность его показаний.

16 сентября начальник 3-го отделения 1-го отдела МГБ Мелкумян допрашивал свидетеля Хойлунца Арсена Арутюновича:

«Вопрос: «Что вам известно о зверских убийствах в Татеве, осуществленных Нжде?

Ответ: В конце 1920 г. и начале 1921 г. в Татевском монастыре, где находился штаб Нжде, под руководством последнего были уничтожены путем расстрела и сбрасывания живыми со скалы в ложбину более 400 красноармейцев-русских, коммунистов и революционно настроенных крестьян и рабочих армян.

В июле 1921 г., т. е. после установления советской власти в Зангезуре и ликвидации дашнакской армии, я был назначен секретарем райкома партии Татевского участка, т.е. участкового комитета. Под моим руководством трупы убитых в Татеве были подобраны в ложбинах и похоронены. По приблизительным подсчетам трупов было установлено около 400».

На другой день дал показание еще один свидетель - Джанунц Аваг Татевосович:

«В течение декабря 1920 г. и января 1921 г. по приказанию Нжде были брошены в татевское ущелье 263 русских красногвардейцев, из которых часть была сброшена в ущелье живыми, а остальные после расстрела».

19 сентября Нжде был вызван на очередной допрос. Наседая на подследственного, майор Мелкумян зачитывает ему показания свидетелей. Выслушав бредни Хойлунца, который в первые годы советской власти выйдет в Горисе в чекисты, Нжде с достоинством отвечает: «Я отрицаю». Дав ему пробежать глазами текст протокола допроса Джанунца, офицер ГБ, не без иронии, спросил: «Опять вы будете отрицать?» В ответ прозвучало: «Да, отрицаю».

Чеканя каждое слово, не скрывая захлестнувшей его злости, Мелкумян начинает утверждать:

«Свидетельские показания Джанунца и Хойлунца конкретно указывают, что в период, когда ваш штаб дислоцировался в Татеве, по вашему приказанию была учинена расправа над сотнями людей - коммунистов и красноармейцев армян и русских путем расстрела и сбрасывания в татевское ущелье. Следствие еще раз требует от вас правдивых показаний».

Не поддаваясь давлению, Нжде отвечает:

«Я еще раз отрицаю, что мною были совершены убийства в Татеве. Показания свидетелей Хойлунца и Джанунца считаю неправильными. Однако считаю, что, возможно, свидетели Хойлунц и Джанунц имеют ввиду расстрелянных и сброшенных с Татевской скалы около 200 турок из отряда Завал-паши, которых советская власть использовала против нас.

Хочу отметить, что отряд Завал-паши был мною разгромлен, и он сам, раненый, вместе со своими офицерами и солдатами, попал в плен. Мною было дано указание солдат освободить, а Завал-пашу с его офицерским составом публично расстрелять. Но мои телохранители вместе с крестьянами расстреляли их в Татеве и Дарабасе и сбросили с Татевской крепости».

Выслушав мужественную отповедь Нжде, Мелкумян окончательно вышел из себя: «Расстреляны и сброшены с Татевской крепости не турки, а попавшие в ваши руки коммунисты и красноармейцы. Следствие еще раз требует правдивого ответа».

Выдержав гневный взгляд настойчивого офицера ГБ, подследственный выговорил:

«Я настаиваю, что убитые были турки, одетые в красноармейскую форму, и, возможно, свидетели Хойлунц и Джанунц, исходя из этого, полагали, что красноармейцы - русские и армяне».

Нжде требует провести экспертизу для разоблачения свидетелей Хойлунца и Джанунца, на что майор Мелкумян, смеясь, отвечает: «Вещественные доказательства давно стали прахом».

* * *

История же появления отряда Завал-паши такова. В начале июля 1920 года в Горис, столицу «мятежного» Зангезура, вошли части XI Красной Армии, которой командовал Анатолий Геккер. Затяжные бои длились до конца октября, когда на подмогу передовым частям приспел Петр Куришко со своей дивизией, входившей в состав IX Красной Армии. Вместе с Куришко в пределы Зангезура, численностью в 1200 аскеров, вступил и так называемый 1-ый турецкий стрелковый коммунистический полк под началом Завал-паши. Полк был сформирован в красном Баку из бывших турецких военнопленных и рабочих турок.

31 октября аскеры Завал-паши, ворвавшись в село Шинуайр, разорили его и поубивали, кого успели. По приказу своего командира турки отстегали шампурами приходского священника Степана Баляна и под конец эти же шампуры воткнули в него. А 4 ноября в селе Яйджи под ударами их сабель пали свыше 300 крестьян. Продолжая удерживать в своих руках Яйджи, турки вместе с красноармейцами пошли атаковать бунтующее село Галидзор, в двух шагах от Татевского монастыря. На рассвете 20-го ополченцы стали теснить неприятеля. Красные и аскеры понесли большие потери. Уцелевшие рванули к Горису.

Утром 21 ноября против большевиков поднялся Горис. Восставшие перекрыли красноармейцам и аскерам все выходы в сторону Советского Азербайджана, но сил было мало и они остро нуждались в поддержке. Из Татева на помощь повстанцам прибыли штурмовые отряды Нжде. Бои шли на улицах города и в примыкающих к нему садах и ущельях. В ночном бою Завал-паша пытался вырваться из кольца окружения, но, раненый, попал в плен. Вместе с ним в руках ополченцев Нжде оказались оставшиеся в живых переодетые красноармейцами аскеры.

Разрозненные группы солдат Красной Армии успели унести ноги и Зангезур был очищен от красной чумы. Ушли с битыми красноармейцами и местные большевики. С ними ушли и уроженцы села Хндзореск - Хойлунц и Джанунц. Позже именно эти недобитки давали показания по делу «Зубра». Выходит, против Нжде лжесвидетельствовали люди, которых в указанный ими период времени не было в Зангезуре, и уж тем паче в Татеве.

Сам Нжде вступил в Горис в полдень 22 ноября. Тем же вечером к нему явилась депутация горисских женщин с петицией, в которой, в частности, значилось:

«Советская власть, выдавая себя за единственного защитника обездоленных тружеников, обещавшая дать много прав и свобод, безжалостно обобрала разнесчастных крестьян, отняв у кого вола в ярме, у кого коня, у кого корову с овцами…

Советская эта власть, считая, что всего этого нам мало, наслала на нас своих так называемых красных аскеров, которые, давая выход низменным своим страстям, истребляли юношей, насиловали женщин и невинных девушек, награждая их всевозможными дурными болезнями».

Не тогда ли, движимый порывом гнева за поруганную честь армянок, Нжде и решил предать смерти насильников-офицеров турецкого коммунистического полка, отпустив рядовых аскеров на все четыре стороны?!

Как обошлись с турецкими офицерами, мы уже знаем из показаний Нжде. Не об этих ли трупах мифических красноармейцев говорили Деведжян, Хойлунц и Джанунц в своих поклепах на Нжде?! И не та ли ложь во благо легла в основу композиции холста Коджояна «Расстрел коммунистов в Татеве»?! Пора бы восстановить справедливость и сменить табличку под картиной на «Расстрел переодетых красноармейцами турецких офицеров в Татеве».

Спустя шесть десятилетий, докопавшись до исторической правды, потомки татевцев, установивших в 1939 году мемориальную плиту «жертвам дашнаков», заменили ее. И выгравировали на мраморе портрет Спарапета со словами: «Гарегину Нжде - национальному герою Армении».

* * *

Позднее в своих записках Гарегин Нжде отметит: «В Горис мои роты вошли, ступая по трупам турок». А в автобиографии 1944 года напишет: «Покидая Армению, я взял с собой шкуру тигра, убитого моими воинами на армянском берегу Аракса - мое единственное вознаграждение, кинжал Завал-паши - мой единственный военный трофей…»

26 февраля 1954 года из камеры Владимирского централа Нжде отправит заявление Председателю Президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилову, обращаясь к нему «Гражданин президент»:

«Осенью 1920 г. из Баку в Зангезур прибыли турецкие орды под командованием Завал-паши. Появление турецких войск вызвало бурю негодования среди крестьянства. Турецкие аскеры, верные своей волчьей натуре, начали грабить и убивать мирных жителей. «Зангезур стал Турцией», - писали мне из Гориса и Татева. Зимой 1920 г. части Завал-паши напали на Сисиан. Мое народное ополчение выступило против турок.

В бою, имевшем место у Татевского монастыря, турки потерпели катастрофическое поражение и оставили Зангезур. После победы над Завал-пашой Зангезур объявил себя автономной областью и управлялся своим народным правительством. В связи с этим событием от имени командования XI Красной Армии Геккер писал мне: «За посылку турецких батальонов в Зангезур мы себя не хвалим. Но кто мог подумать, что турки под сенью красного знамени подымут оружие против крестьянства». Откровенность Геккера делает честь советскому командиру…

Спустя четверть века после этих событий органы Берии посредством извращения истории зангезурской трагедии и использования лжесвидетельства некоего Хойлунца выдали трупы убитых в боях аскеров за убитых вне поля военных действий крестьян. Из-за этой злокоз-ненной легенды впоследствии пострадали сотни невинных крестьян».

* * *

Взяв за правило проверять и перепроверять факты, заглянул я и в «Армянскую Советскую энциклопедию». В ее специальном томе «Советская Армения» (Ереван, 1987 г., стр. 168) обнаружил:

«Дашнакские смутьяны после оглушительного провала, удирая из Еревана, не преминули прихватить с собой государственную казну. Позорно отступая, они на всем пути казнили коммунистов, комсомольцев, советских людей… В Гндевазе сбросили с утеса 12 коммунистов, а с Татевской скалы - 104».

А еще хочу сослаться на газету «Коммунист» от 28 апреля 1921 года, которая издавалась в Ереване на армянском языке: «Мятежники увели с собой из столичных тюрем 63 заложника, истязая их по дороге и убивая».

Но вернемся к протоколам допросов. 22 сентября 1947 года следователь Мелкумян выпытывает у свидетеля Пароняна Асатура Аветисовича: «Вопрос: Какие факты расстрелов в Татеве вам известны?

Ответ: Во время последнего отступления дашнаков из Еревана в 1921 г. Они привезли в Татев арестованных коммунистов - около 500 человек, должны были расстрелять. Это приказание Нжде было отменено Рубен пашой (Рубен Тер-Минасян, бывший министр обороны Республики Армения. - Г.М.), из 500 человек было расстреляно в Татеве около 40 человек.

Вопрос: Всего сколько человек было убито в Татеве в 1921 г. дашнаками? Ответ: По распоряжению Спарапета Нжде в Татеве было убито около 400 человек коммунистов и красноармейцев».

Кому верить?! По Пароняну дашнаки увели с собой из Еревана 500 человек, а газета «Комунист», официальный орган большевиков, указывает лишь на 63 заложника. Что за разнобой? Энциклопедия указывает, что расстрелянных было 104, а Паронян - 40. Опять нестыковка.

Меж тем из показания в показание подозрительным образом кочует цифра 400. Якобы в Татеве убито было именно столько. Возникает вопрос, не Мелкумян ли подбросил податливым свидетелям эту цифру?!

В завершение привожу «диалог» между майором ГБ (Мелкумян Мартирос Саркисович, он же Мартин Сергеевич, сделал карьеру на чекистской ниве, а позже на дипломатическом поприще) и Нжде (Тер-Арутюнян Гарегин Егишевич скончался во Владимирском централе 21 декабря 1955 г., не дожив до своего 70-летия 10 дней), имевший место на допросе 19 сентября 1947 года:

«Вопрос: Следствие располагает данными, что по вашему приказанию в конце 1920 и начале 1921 гг. были сброшены в Татевское ущелье сотни людей - коммунистов и красноармейцев, что вы покажете по существу?

Ответ: Из Татевского монастыря в ущелье были сброшены только два человека, привезенные «Комитетом спасения» Врацяна из Еревана в апреле месяце 1921 г. Это убийство было совершено по приказанию «Комитета спасения».

«Вне боя по моему приказанию не было убито ни одного человека», - этим словам Гарегина Нжде, как, впрочем, и другим сказанным им на допросах, лично я, основываясь на неопровержимых фактах, безгранично верю.

Гамлет Мирзоян

Перед холстом Коджояна «Расстрел коммунистов в Татеве»

Картина тревожна, мазок в ней неистов…

Дашнаки ведут на расстрел коммунистов.

И те, и другие, ведомы идеей,

Погибнуть готовы за правое дело:

Пусть сирой, увязшей в страданьях, голодной, Все родину видеть мечтают свободной.

Да в этой кровавой пучине азарта

Не выпала красным везения карта:

По краю обрыва мишенями в тире

Стоят обречённые сто и четыре…

Вели их в Татев по кремнистой дороге,

Кто бос был, вконец окровавили ноги.

Глаза их дышали досадой и гневом.

Казалось, на выстрелы падало небо,

А это земля из-под ног уходила.

Да только по ним не томилась могила:

Стервятники в небе круги нарезали,

И звери от тел их своё отгрызали…

Вот в маузер вбита привычно обойма.

И эхо откликнулось в пропасти: - Ой, ма!..

И край раздирали увечные крики,

И падали камнем в ущелье улики.

И дума терзала Нжде-хмбапета:

- Господь мой, за что им возмездие это?!

За что безотчётно готовы все эти

Лишить себя жизни на белом-то свете?!

Нжде устоит перед силами красных.

Выходит, напрасно изводит несчастных?.. -

Да, подлой гадюкою в душу солдата

Заполз этот Ленин, чтоб брата на брата

Поднять и добиться намеченной цели…

Раздумьями веки Нжде тяжелели:

Знать, время борений его на исходе,

А он, растворённый героем в народе,

И с отчим уже распрощавшийся домом,

Надолго окажется там, за кордоном…

Потом потеряется в сердце Европы,

Листая на память побед своих тропы.

А просто ли будет с отчизной в разлуке?

Ему не дано разделить её муки…

Он сам заточил себя в странника келью…

А выстрелы катятся вниз по ущелью…

Несутся из глоток сплошные проклятья.

«А мы породниться могли бы, как братья…» -

Грустил хмбапет, погружённый в печали,

А там коммунистов последних кончали...

Как видел: художник картину малюет:

Вот конь его, выгнувши шею, горюет,

Что брошено столько народу на скалы,

Седок его подан в зверином оскале…

Меж тем он лишь воин, исполненный боли,

Что край его милый противник неволит...

… А в нём человека художник не видит:

Сюжет - не сюжет без известной интриги;

Что ни коммунист - у винтовки на мушке.

Поверили б в Бога - спасли свои души,

Да страха мороз пробирает по коже:

Не всякий справляется с мелкою дрожью…

У жертв революции связаны руки.

Такой вот ценою даётся наука

Развязывать войны в любимой отчизне…

А это обходится в тысячи жизней.

Тоской несказанною время дымится…

Стервятники кружат, спеша поживиться

Такой неожиданно щедрой добычей…

И кто-то Нжде ненаглядного кличет.

Ашот Сагратян

1 января 2011 г., в день 125-летия Нжде

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 212 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Вот это открытие! Молодец Мирзоян, раскопал таки правду. А на наживку советского мифа, выходит, и наш мудрец Саградян попался. Будто мало было нам Коджояна с Бакунцем…
  2. Интересно и познавательно. Спасибо!
  3. Прекрасный материал! Огромное спасибо парону Сагратяну за то, что разнес в пух и прах еще одну грязную ложь большевистских стервятников! Всегда нужно помнить, что Сюник отстоял наш Великий Спарапет Гарегин Нжде, это был решающий момент в истории нашего народа без этой исторической области, большевики превратили бы Армению в автономию в составе АзССР.
  4. Во всех статьях Гамлета Мирзояна вся наша история,но не та ,которую нам вдалбливали в школе и в ВУЗ-ах, а настоящая и правдивая.Спасибо автору!
  5. Как же живучи большевистские мифы! Настало время переписать всю историю Советской Армении. Гамлет Мирзоян показывает пример армянским историкам-академикам.За публикацию ставлю 5!
  6. Пусть у Сагратяна своя версия о тех событиях, но стихи замечательные. Молодец, Ашот!
  7. У нас, у армян, три "берлинских стены". Одна - между понятиями - ахпар и айастанци, другая - между двумя ветвями литературы, восточноармянской и западноармянской, и третья, возводимая ныне между Майр-Айреник и Спюрком, клин, вбиваемый бездействием или полной некомпетентностью нового МинДиаспоры и миром армян, который оторвался от косных представлений закоренелых номенклатурщиков о реалиях современности. Что и говорить, Мирзоян хоть и не оракул, а провидит проблемы наши куда лучше многих. Утратив традиции, утрачиваем и навык - трезво мыслить. Сегодня Россия безуспешно бьётся над проблемой согласия и умиротворения в едином государстве, а ведь через всё это мы, армяне, уже прошли. У нас есть опыт Лазаревского института восточных языков, где работала кафедра аж шести языков народов Кавказа.
  8. От всех этих открытий Гамлета Мирзояна волосы дыбом. Неужто всё это лежало под спудом под носом у наших академиков, зажравшихся рантье от советской части истории страны?
  9. Кто знает, насколько сменился состав академиков-историков в Армении? У советских был совсем другой взгляд на нашу историю, Нжде был враг... И эти самые историки говорят теперь противоположное, стали хамелеонами?
  10. Удивительно, но ФАКТ! Получается, что в братской могиле Татева лежат не армянские большевики и красноармейцы, а турецкие офицеры, поднявшие оружие против крестьян Сюника. Превратности истории! Как этот ФАКТ отражен в учебниках истории?
  11. Парон Мирзоян, огромное Вам спасибо за столь глубокую разработку нашей новейшей истории. Ваш каждый материал смело можно вывешивать в школах как стенгазету.Читаю Вас не просто с удовольствием,но и преисполненная чувства гордости за Нжде. Помнится, в одной из своих публикаций Вы привели выдержку из газеты КИЕВСКАЯ МЫСЛЬ.Лев Троцкий, в той заметке чётко обрисовал образ энергичного офицера, который способен вести за собой людей.И он их повёл и одержал победу - отстоял Сюник.На тюремном снимке нет лишь мученического венца над ним, добровольно сдавшимся офицерам СМЕРШ. Как видим, злопамятный Сталин не простил своему политическому оппоненту своего поражения начала 20-х. Парон Мирзоян, нам, школьным учителям, как воздух необходимо иметь под рукой правдивые публикации.Без горькой правды патриота не воспитать. Он должен вырасти с чувством ответственности за Родину, которая у нас, армян, ОДНА НА ВСЕХ.Поражаюсь гражданскому мужеству редактора, который не боится говорить с читателем, подняв забрало.Каждый выберет из статей Ваших то,парон Мирзоян, чего ему не хватало все годы советской власти и этого подлого безвременья.
  12. Историография - это такая же лженаука как например, астрология. Но, тем не менее, я обожаю читать то, что пишет парон Мирзоян.
  13. Уважаемый Ашот Сагратян! Вам придется поработать над текстом нового стихотворения об этих событиях, т.к. я согласна с версией Гамлета Мирзояна. Я не сомневаюсь, что Вы с этим прекрасно справитесь! Дело мастера боится. УДАЧИ!
  14. Потрясающие факты,представленные автором,не имеют цены.Вся историческая ложь о дашнаках и Нждэ,якобы они расстреляли армянских большевиков-ложь.Куда смотрели многочисленные институты,исторические факультеты и ВУЗы?Эта публикация должна стать началом реабилитации дашнаков на которых вешали все грехи.А расстрелянные турки,это просто бальзам на наши израненные души.Спасибо тебе,Гамлет.
  15. Ашот Сагратян пишет отлично,но в данном стихе,получается у него политическая ошибка.Не убивал НЖДЕ коммунистов и не могли они кричать ма..,а только аллах акбар.Мирзоян достал со дна колодца ПРАВДУ.Спасибо.
  16. Сегодня нужно писать новейшую история.Завтра будет поздно.В этом смысле статьи Мирзояна не имеют цены.
  17. писать новейшую историю сложнее, чем старую. Даже достоверная история Великой Отеч. Войны до сих пор не написана. Пусть парон Мирзоян способствует публикации малодоступных архивных источников по армянству - основы для историческ. исследовании.
  18. Если бы не Гарегин Нжде, большевики передали Азербайджану не только Карабах и Нахичеван, но и Зангезур. Все шло к тому...
  19. На фоне развернувшихся мнений впору вспомнить и о том, что к 100-летию создания партии "Дашнакцутюн" не мешало бы донести до широкого читателя и произведения писателей-дашнаков, преданных забвению при большевиках. А это целая хрестоматия. Шант, Агаронян, остальных реанимирует наша совесть. Справедливости ради надо сказать, что "Старые боги" Шанта в блестящем переводе Србуи Лисициан увидели свет в СБОРНИКЕ АРМЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ под редакцией М.Горького ещё в 1916 году в Петрограде. Вот вам и краеугольный камень этого проекта. Молодец Мирзоян, столько всего пробуждает. И разве его Диана Абгар с Гарегином Нжде не пара достойных имён, способных подвигнуть начинающих историков к пытливым разысканиям в национальном архиве?! Ради бога, не подумайте, что я тут умничаю, просто этот парон Мирзоян, как его уважительно поименовал учитель истории, и в самом деле вскрывает в нас пласты исторической памяти. А почему бы г-ну Анисоняну не издать отдельной книгой публикации лучшего из своих авторов?! Политика - мусор дня минувшего, потому что интриги великих держав нацелены на десятилетия вперёд. А по статьям Мирзояна шаг за шагом приближаешься к своей сущности, лицо обретаешь, своё, неповторимое. Может, прежде всего за это ему надо низкий поклон отвесить?.. Если кто согласен со мной, выскажитесь... Хочу знать, что не один я такой...
  20. Умное предложение - издание произведений писателей-дашнаков, ныне забытых.
  21. Прочёл с интересом публикацию парона Мирзояна. Действительно,армянам нужно больше проявлять интерес к недавней истории, а также к генеологическому исследованию своего рода. Например в Нац. Архиве Армении храниться масса соответствующих сведений - это и метрические книги и подворные переписи и многое другие, где армянин сможет найти имена своих предков(по крайней мере до 1830 г.) и такие сведения,о которых он даже не догадывался. Прекрасный сайт Нац. Архива локализуется по адресу armarchives.am
  22. Спасибо за статью.Насколько мне известно,коммунисты в Зангезуре с населением тожене особо церемонились, так что по закону военного времени можно было бы и расстрелять.
  23. за чашками чая внимательно перечёл стихотворение мэтра Сагратяна, но так и не понял: за кого же автор? за Ленина или за Нжде?
  24. Мэтр Саградян и за белых, и за красных. Видимо, ошибка вышла.
  25. Усилиями Гамлета Мирзояна еще одна страница истории Армении стала прозрачной и доступной всем. И академикам, и школьникам. Спасибо "НК" и автору!
  26. Нждэ отпустил даже рядовых турков-аскеров,расстреляв только офицеров,которые ворвавшись в армянские села,убивали юношей и насиловали девушек.Слава Гарегину Нжде!
  27. ваша реплика способна вызвать лишь саркастическую улыбку на мордочке у академиков.
  28. Что наезжаете на мэтра Саградяна? Вон у Максимилиана Волошина строки есть о том, что в дому его приют находили в смутную пору И КРАСНЫЙ ВОЖДЬ, И БЕЛЫЙ ОФИЦЕР, СТОРОННИКИ НЕПРИМИРИМЫХ ВЕР. Поэт по-своему объективен. У поэтов своё видение предмета. А что разброс мнений есть, так это здорово.Значит, мозги у нас не затхлые. А какие улыбочки и на чьих мордочках зацветут, время покажет. Куда важнее знать, что публикации такого рода тормошат историческую науку да и память народа в целом. Никто не может угадать, какая страница вроде бы знаемого нами завтра откроется через статьи Мирзояна. Лично я горжусь, что он наш, из Сюника, и что тему родного края разрабатывать не бросает и после издания трёхтомника "ВЕСЬ СЮНИК". Сколько гаваров у нас? Так вот пусть каждый академик напишет о своём крае так же полно,может восстановим духовную картину утраченного за века разорений, включая и неполный век советский...
  29. вот, к примеру , вардапет Г. Алишан - так он написал ценнейший краеведческий сборник "Сисакан". Надо бы переиздать в переводе на русский. А о Сюнике существуют множество монографий и источников; но всё равно - Сюник ещё не до конца исследован (а другие марзы, гавары и наханги - и подавно). / а поэты - это вообще ветренный народ.
  30. Як харный хлопец Грицько на нашей мове балакает! Полиглот прямо-таки!
  31. а то как же, мож я вообще арменовед. А может и нет. Аскацар?
  32. Приятель, вы на выкладку в интернете не смотрите. Бездушный робот, которому доверили вынести номер в сеть,поэму эту толком даже на странице разместить не сумел.Лох какой-то. Погрешность, бьющая по престижу газеты в глазах форумчан. Этот товарищ неряха нарушил композиционную структуру поэмы, а редактор проглядел. В газете этого ляпа нет. Автор оторвал последнюю строку от всего массива поэмы. А почему? Да потому, что поэтическое и гражданское кредо автора налицо. Автор поэмы мысленно разделил душевные терзания хмбапета. И, вообще, тема о судьбе Нжде не поле для легковесных умозаключений. Вон, Зарзанд из Капана напомнил, что об этом достойном всяческих похвал офицере из армян Лев Троцкий писал задолго до того, как Нжде пришлось сражаться с большевистскими прихвостнями на родной земле. Так что , рядясь в китайские или какие иные имена, держите себя в узде. Возможно, именно этот материал, а в этом я не сомневаюсь, побудит власти Третьей республики создать СПЕЦИАЛЬНУЮ КОМИССИЮ ( с непременным участием Мирзояна) по выверке фактов и событий, имевших место в советское время. Наши дети имеют право быть воспитанными в правде.
  33. мне кажется, что когда начинают говорить о гражданской позиции поэта и тому подобной коньюктурной дребедени - это от лукавого. Подлинный Человек сочиняющий (литератор) - есть творец, материализующий в рукописях некие мысленные образы и, часто ему неведома причина по которой он это делает; не может не писать. Это как страсть. Лично я за полную свободу в творчестве - никаких ограничений в выражении своего творческого потенциала; никаких правил, шаблонов, руководящих указаний извне и преклонений перед идолами-классиками! Хочешь - твори частушки о Ленине, а не хочешь - пиши триллер о Змее Горыниче и т. д. Но автор должен быть готов к тому, что его творчество может быть глубоко равнодушно принято внешним миром...
  34. если не ошибаюсь,это была моя реакция на реплику "Философа".
  35. Англичанин в чём-то прав.На автора может давить только груз эмоций и мыслей.А что Философ обращает наше внимание на посыл последней строки, то в этом вся позиция поэта и явлена. Мирзоян умеет удивлять и удивляет.Ничего броского. Всё на фактах, в архивах погребённых. Что ни статья - панорама прожитой жизни.Личности или общества. Лично меня поразило столь солидное присутствие армян в Государственной Думе Российской империи. За каждым именем эпоха.Масштабность мышления Мирзояна воистину пример для подражания. Или сегодняшние события в Армении не заслуживают пристального внимания?Благодатный материал для статьи о нашем смутном времени, о попрании традиций и вековой порядочности.
  36. Мы часто не ценим текущий день, не способны осознать градидиозность разворачивающихся на наших глазах исторических событий-процессов. Это так сложно для нас! Мы чувствуем лишь значимость событий прошлого (не менее 3-х вековой дальности) - такая уж у нас перспектива. Тигран Великий ближе для нашего понимания,чем Роберт Кочарян. Значимость обретения армянами независимости и последующие события- вполне осознаны ныне лишь малой толикой наиболее умудренных и проницательныхиз армян.Мы как правило не довольны сегодняшним нашим днём,но вот проходит десятилетие и мы почему то с ностальгией вспоминаем то "ужасное время" .Только теперь мы осознаем,что ничего особенно ужасного тогда и не было; а были лишь ужасные мысли и недооценка и неиспользование радостей текущего дня. / И публикации Г. Мирзояна иллюстрируют в сознании армянина еще более дальнее прошлое (даже если оно в некотором роде и ужасным было). /Радуйтесь и, цените настоящий день - ведь, что видел, больше не увидишь.
  37. Скажите, пажаалста, а почему я должна Нжде ненавидеть за то, что он большевиков в пропасть скинул? Может, туда им и была дорога? Я, например, сейчас ненавижу большевиков, столько чего про них узнала. Например, что они со своей 11-ой Конной работали оккупантами. Турков если отправил- ещё лучше. Оба варианта хороши. А Гамлету Мирзояну-респект. Когда только он успевает столько материалов переворошить!
  38. Дорогой друг, да пропустить "НК" №5 грешно. Такого шедевра от Мирзояна читатель ещё не получал,но у Айвазовского на женщины а МУЗЫ. Музы это источник вдохновения.
  39. Дорогая Гоар! Вы в принципе правы, но гораздо лучше, что расстрелянными и сброшенными с Татевской скалы оказались турецкие офицеры, а не армянские большевмки и русские красноармейцы.
  40. Я дважды бывал в Татеве, видел там памятник Гарегину Нддэ. Местные говорят, что памятник установлен на месте массовых захоронений. Получается, что там лежат турки? Удивительно!
  41. Сегодня речь о том, кто столько лет намеренно раздувал миф о расстреле якобы коммунистов. Воистину, всё тайное рано или поздно становится становится явным.Гражданское служение Мирзояна своей истории и культуре в том и заключается, что в уже привычном он умеет открыть и раскрыть главное - правду, которую и теперь от нас скрывают. Вчера мне посчастливилось купить свежий номер НК. Там разворотом дан Айвазовский во всём великолепии образа. Не статья, а готовый буклет к любому из последующих юбилеев мариниста.Главреду надо бы этот номер в Феодосию отправить и в Национальную галерею Армении. Особое приглашение Марку и Рузане - не пожалейте денег, скиньтесь на этот номер "провинциальной" газеты и убедитесь, что "слепить" Мирзоян может всё. Жаль, отдал предпочтение вашей семье. Есть немало у нас других достойных семей.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты