№ 7 (190) Апрель (16–30) 2012 года.

В Москве издан иллюстрированный каталог Степана Тарьяна

Просмотров: 5791

В истории отечественного изобразительного искусства первой половины XX века, равно как и в художественной жизни Армении этого времени, значительную роль сыграл талантливый скульптор, живописец и мастер театрально-декорационного искусства Степан Михайлович Тарьян (Тархарарьянц, 1899-1954).

Степан Тарьян родился 17 августа 1899 года в Тифлисе, в семье ремесленника-каменотеса. Художественное образование получил в местном училище живописи и скульптуры, которое окончил в 1918 г., после чего еще несколько лет посещал классы Академии художеств Грузии, где приобретал необходимые знания и профессиональные навыки у известных живописцев и скульпторов: Егише Татевосяна, Якова Николадзе и Оскара Шмерлинга. Профессиональное образование Тарьян продолжил в Петрограде у профессора А. Улина на скульптурном отделении Академии художеств, которую с отличием завершил в 1926 г. Тогда же он обосновался в Ереване.

Свои первые шаги в искусстве Степан Тарьян сделал в конце 1910-х гг., когда стал участником выставок основанного в Тифлисе Союза художников-армян, представив публике ряд живописных холстов, акварелей, рисунков и литографий, а также образцы мелкой пластики.

Особенно значительны заслуги мастера в области театрально-декорационного искусства. В длинном ряду выполненных Тарьяном декораций и костюмов для драматических и музыкальных театров, прежде всего для Государственного театра Армении им. Г. Сундукяна, примечательны хранящиеся в Музее литературы и искусства им. Е. Чаренца в Ереване и в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве макеты и эскизы, предназначенные для оформления сундукяновских пьес («Хатабала», 1927, 1940, 1945; «Пэпо», 1928, 1948; «Разоренный очаг», 1938).

Со временем Тарьян успешно освоил и профессию кинохудожника. Достаточно вспомнить игровые фильмы «Кто виноват?» (1929, режиссеры Дж. Жамгарян, К. Арзуманян), «Кикос» (1931, режиссер П. Бархударян), «Лодырь», (1932, режиссер И. Перестиани), «Курды-езиды» (1932, режиссер А. Мартиросян), «Поверженные вишапы» (1932, режиссер Л. Калантар), «Дитя солнца» (1933, режиссер П. Бархударян), «Гикор» (1934, режиссер А. Мартиросян).

Живописные произведения Тарьяна отличаются ясными реалистическими формами и светлым лирическим настроением («Степан Шаумян», 1928; «Майрануш Пароникян», 1946; «Старый Ереван», 1928; «На берегу озера Севан», 1940; «Склоны Арагаца», 1946; «Арарат», 1947 и 1951).

В 1945 году за заслуги в области армянского изобразительного искусства Степану Тарьяну было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Армянской ССР».

Произведения Степана Тарьяна хранятся в Национальной галерее Армении, Музее литературы и искусства им. Е. Чаренца, Музее истории Армении, Музее истории города Еревана, Ереванской государственной художественной академии, Музее Академии художеств Санкт-Петербурга, а также в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственном музее искусства народов Востока в Москве.

Арарат Агасян, доктор искусствоведения

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты