№ 4 (210) Март (1-15) 2013 года.

Человек, умеющий рассмешить, оставаясь серьезным

Просмотров: 6077

Имя Рафаэля Котанджяна давно уже стало брендом. В свое время он умудрялся за какие-то шесть-семь месяцев – сняться в десятках фильмов, заработав себе репутацию самого покупаемого актера. Котанджян сыграл в 50 спектаклях, снялся в 30 художественных фильмах и более чем в 25 телевизионных спектаклях. При этом он прекрасно разбирается в режиссерских воззрениях Станиславского и Аджемяна, Брехта и Брука, часто сопоставляя и сталкивая их концепции. В беседе актер умеет говорить с обычной для него шутливой серьезностью, оснащая речь добрым юмором человека, способного рассмешить, оставаясь серьезным...

– Несмотря на характерную сатиричность образов, присущих Вашим героям, в них порой улавливается откровенная ироничность. Чем это можно объяснить? Может быть, чертами Вашего характера?

– Характер тут ни при чем. Скорее всего, это идет от моей приверженности театру Брехта: речь идет об известном «эффекте отчуждения», благодаря которому образ несколько отстраняется, «психологизируется», апеллируя к аналитической, критической позиции по отношению к изображаемым событиям.

Что же касается сатиры, то я всерьез скучаю по той, что была прежде, по той образности, которая превращала юмор в антитезу зла. Хорошо по этому поводу высказался Аркадий Райкин: «Юмор – когда все смеются. Сатира – когда все смеются, а один молчит». Так вот, у нас в Армении и на телевидении, и на радио все осложнилось тогда, когда исчез институт редакторов. Если в советское время мы вынуждены были говорить завуалированно, метафорично, и в этом была своя стилистика, которая требовала от актера особого профессионализма, то теперь все говорится прямым текстом. Прямолинейность современного юмора делает его плоским и скучным.

– Еще в 1997 году, создавая образ турецкого визиря Ибрагима-паши в 26-серийной украинско-российской «Роксолане», Вы, надо полагать, шли от известных параллелей?

– Да, это был образ очень емкий, много говорящий о вероломстве турецкой политики. Главный визирь – это действительно государственный чиновник, через которого проходят все заговоры Османской империи. И, тем не менее, 20 лет он остается у руля власти, что говорит само за себя: такой человек им нужен – тот, кто с легкостью может перечеркнуть сегодня все, что с назойливой убедительностью говорилось вчера.. Сюжет повторяется во времени, и все то, что делали и продолжают делать сегодняшние политики, происходило и тысячу лет назад. Да, параллель с Алиевым была не случайна. Он, будучи советским руководителем, восхваляющим коммунизм и партию, ныне становится демократическим руководителем, с той же восторженностью теперь уже поющий дифирамбы своему народу, Корану и меджлису… Кстати, сейчас в Турции идет многосерийный фильм (уже 80-я серия!) на тот же сюжет. После того как Украина сняла фильм «Роксолана», турецкие режиссеры не на шутку всполошились и поняли, что теряют очень интересную тему... И сняли ее, разумеется, по-своему проставив акценты.

– Вы совмещаете игру в Сундукяновском театре с преподавательской деятельностью, имеете также диплом режиссера. Не появлялось ли у Вас желание создать свой театр?

– Для того чтобы создать свой театральный коллектив, необходимо набрать свою труппу – свой курс в институте, которому предстоит еще поучиться как минимум 5–6 лет, чтобы набраться определенных актерских навыков и всех тех знаний, которые могли определить сущность эрудированного человека. Это принципиальные для меня соображения: в вопросах обучения я весьма консервативен. Все это требует определенного времени, которое мною уже отчасти потеряно. …Мне порой бывает жаль незаполненных минут, часов-пустот, создающих ненужную паузу, расхолаживающих личность. Я стараюсь всегда быть в форме, быть в процессе – это внутренне очень организует, ведет.

– Что Вас сегодня беспокоит более всего?

– Тотальная лживость и агрессивная зависть, которые имеют свойство расползаться и заражать. Во всем – в политике, в отношениях между людьми.

С этим трудно бороться, с этим и невозможно сосуществовать.

Но более всего меня беспокоит состояние наших театров, театральная среда. Уровень посетителей театров становится все ниже и ниже. Более того, им не нужны именно театральные постановки. Им нужно шоу. А большинство театральных режиссеров идет по легкому пути – намеренно ставят некачественные спектакли для того, чтобы угодить массе, а истинные любители театра просто не желают посещать их. Так они потихоньку стареют, их становится все меньше и меньше. Не удивляйтесь поэтому, что нынче не прекращается отток творческих людей из Армении. О какой культурной или театральной среде в Армении мы можем говорить, когда происходит такое? А происходит это потому, что культура у нас не востребована – наш народ культурно зомбирован. Кучка интеллигентов мало что может решить. И потому армянская интеллигенция себя легче находит за рубежом, и особенно в России, где сильна еще духовность. Наше культурное пространство не взращено. Вот и уезжают, кто куда может.

– Вы много путешествуете, работаете за границей, но всегда возвращаетесь на родину. А ведь за «бугром» Вам жилось бы куда радостнее…

– У Бенджамина Спока, всю свою жизнь посвятившего детскому психоанализу, постоянно менялось отношение к вопросу воспитания. Сначала он ратовал за мягкость и терпеливость, затем – за твердость и некоторую суровость в воспитании, но в конце жизни пришел к единственному выводу – воспитывать надо собственным примером. Точно так же актер, равно как и художник или кто-то другой, на кого равняется молодая поросль, должен своим примером, своим отношением к реалиям сегодняшней жизни подавать пример. Иначе никак нельзя.

– Какое самое бесовское искушение в Вашей жизни?

– Не знаю, черт меня попутал или снизошла на меня благодать, но я задумал осуществить один проект, основанный на «игре одного актера». Это будет очень сложная и интересная работа. Трудно найти режиссера, который согласился бы реализовать эту задумку – их пугает объемность работы. Представьте, в рамках одного произведения будут сплетены пьесы разных драматургов. Они будут перетекать одна в другую, дополняя и актуализируя общую фабулу. Из известных соображений я не стану называть героев выбранных пьес, но скажу, что мне всегда интересно показать те недосягаемые глубины, где души человеческие мучаются и страдают…

– Вот и Поприщева  по Гоголю Вы сыграли так, что до сих пор мороз по коже… Но при этом Вас совсем не видать в сериалах, столь популярных нынче на телевидении...

– Недавно я получил предложение сняться в сериале, однако не принял его, так как почувствовал всю его несостоятельность и невнятность. Отрицательным качеством армянских сериалов является то, что сценарист не знает, что будет, скажем, в третьей серии. А такое расхолаживает. И, несмотря на то, что найти финансирование для сериала сегодня легче, чем для фильма, я принял принципиальное решение: снимусь в сериале только в том случае, если он будет внятным и близким к реальности. Пока же в большинстве своем сериалы, мягко выражаясь, не внушают доверия.

К тому же они создают неверное мнение об Армении. У меня много друзей за рубежом, которые не позволяют своим детям приезжать в Армению, так как у них создалось впечатление, что в Армении детей крадут и требуют за них выкуп…

Актера сегодня может спасти только та работа, которая заполнит его чем-то духовно и художественно аутентичным, чтобы избежать полной опустошенности. Я следую этому принципу и приобщаю к нему своих студентов.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 47 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо, Кари! Как всегда, на уровне. И не подстраиваетесь ни под кого.
  2. Обожаю Рафаэля Котанджяна!
  3. Да, интересный человек, талантливый актер. Родился бы пораньше, ярче смог бы проявить себя в кинематографе. Сейчас кинематограф уже не тот, что раньше. В основном халтура, поставленная на поток. А о турецком сериале "Великолепный век" стоило бы поподробнее. В Турции уже не только 80-я, но и 90-я серия успела выйти. В России его тоже показывают. В художественном плане фильм совсем неплох. Очень интересно смотреть, так как задуман он как реклама Турции и ее истории. При этом всё изуверство турков показано относительно правдиво, но изуверство их предков для современных турков настолько естественно, что они видимо не могут посмотреть на него критическим взглядом. Феномен популярности этого сериала и его героев достоин отдельной большой статьи. Для нас армян это богатая пища для размышлений.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты