№ 20 (226) Ноябрь (1-15) 2013 года.

Дороги наши в три наката...

Просмотров: 2151

Нынешним летом парафраз этой известной песни невольно вспоминался при взгляде на «асфальтовый беспредел», который был сродни военным действиям бойцов коммунального фронта с жителями армянской столицы. Впрочем, не столько с горожанами, сколько с автотранспортом, так как больше месяца вавилонское столпотворение, прозванное в народе пробками, стало вполне обычным явлением на проезжей части Еревана.

Хотя все начиналось довольно оптимистично – с передовиц местного муниципалитета, сообщавшего, что «в рамках программы благоустройства Еревана в 2013 году в столице будет проведено два с половиной млн кв. м асфальтоукладочных работ». Причем, по заверению специалистов, на 20 августа уже было освоено около 95 процентов проекта, а оставшиеся пять обещали завершить к новому учебному году. Но, как известно, благими намерениями дорога устлана только в ад, что в реалиях ереванского летнего пекла полностью соответствовало действительности. Забитые до отказа автобусы и маршрутки часами выстаивали в очереди одностороннего движения, поскольку рядом на огороженной полосе неторопливо работала спецтехника по укладке асфальта. Картину довершали частники, которые перед первым сентября привезли на шопинг иногородний люд к популярным вещевым барахолкам. И хотя пробки в Ереване не очень редкое явление, тем не менее растянувшийся на километры поток нетерпеливо сигналящих автомашин в общем-то не очень характерная примета для современного Еревана. Несмотря на призывы коммунальщиков к пониманию, пассажирам было не до политеса: салонная духота, жара за тридцать и одновременно чад раскаленного асфальта выводили из себя даже самых спокойных. «Сколько можно такое терпеть, – обмахиваясь веером и обливаясь потом, возмущается интеллигентного вида мадам с уймой набитых провиантом, видимо, из близлежащего супермаркета полиэтиленовых пакетов. – Неужели нельзя это делать в вечерние часы, когда спадет жара и час пик?».

Оказывается, нельзя, поскольку экономичные критерии новых европейских технологий требуют обеспечения необходимой летней температуры именно в этот час «Х». «Таковы технологические условия», – подчеркнули в мэрии, одновременно заверив, что теперь гарантийный срок эксплуатации дорог составит 15 лет. Хотя помнится, что почти такие же масштабные работы по тем же самым технологиям и под те же самые гарантии уже проводились на центральных улицах Еревана летом 2010 года. Совсем как в классике – не прошло и трех лет, а асфальтовое покрытие вновь требует ремонта. «И вы поверили в эти сказки? Да тут и ежу понятно, почему прокладчики не работают ночью. Тогда им должны платить вдвойне по ночному тарифу», – разъясняет свое видение ситуации разговорчивый таксист, с которым мы вынужденно застряли в очередной «асфальтовой» пробке. А затем бесхитростно добавляет с интонацией любимого киногероя: «Я тебе один очень умный вещь скажу, только ты не обижайся. Это не асфальт, это деньги здесь закатывают. Нет, откатывают». То, о чем вполголоса говорили рядовые горожане, не замедлило вылиться в очередную петицию гражданской инициативы «Наш город», где уже вслух ставились неудобоваримые вопросы: «Мы требуем, чтобы городские власти представили публичный открытый отчет о финансовой целесообразности и необходимости прокладки асфальта в центре столицы! И почему так продолжительно асфальт прокладывается на ранее благоустроенных улицах? Требуем выяснить, каким образом контролируется сохранение асфальтного слоя основных и второстепенных автомагистралей вблизи населенных территорий. Особенно неприглядная картина вырисовывается во дворах, где в результате точечных застроек местные нувориши после приема-сдачи своего «объекта» так и не удосуживаются привести в порядок развороченные асфальтные покрытия, правда, не забыв при этом обустроить собственную территорию соответствующим дизайнерским решением из дорогостоящих плиток. Требуем выяснить, кто ответствен за то, что тот же городской бюджет «не имеет средств» на прокладку асфальта на тех участках, которые действительно нуждаются в восстановлении». А то, что в восстановлении больше всего нуждается не центр, а окраины и дворы, сомнений не вызывает, поскольку именно здесь давно не проводилось добротных работ по укладке асфальта. В крайнем случае в осеннюю слякоть дорогу наскоро латают смесью из щебня и битума, которая буквально через месяц вновь превращает ее в испытательный автодром из ям и колдобин.

У нас всегда было принято ругать дорожных коммунальщиков за то, что подобные работы они почему-то начинали глубокой осенью, а посему результат не заставлял себя долго ждать. Правда, в нынешнем году сезонная традиция была несколько изменена, но зато осталась привычка ломать уже отстроенное. Буквально через день на гладко откатанном полотне разбивала свой лагерь очередная группа дорожных рабочих, которые отбойными молотками и компрессорами откапывали канализационные люки… А тем временем, создавая очередной транспортный коллапс, водители вынужденно объезжали рукотворное препятствие, огороженное посреди дороги сигнальными лентами. Оказывается, две беды – дураки и дороги – есть не только на родине этого афоризма. И именно по вине первых наши дороги, особенно в отдаленных районах армянской столицы, находятся не в самом лучшем состоянии. К тому же, внимательно присмотревшись к стыку основных магистралей и второстепенных дорог, можно увидеть многослойные накаты, по которым через столетия археологи, возможно, с удивлением будут судить о головотяпстве чиновников ХХI века.

Вместо послесловия

Когда материал был готов к печати, стало известно, что решением правительства Армении из государственного бюджета Армении мэрии Еревана вновь будет выделено 9 млрд драмов для… ремонтирования асфальтобетонного покрытия улиц города, а также на выдачу компенсаций жильцам подлежащих сносу зданий для приобретения новых квартир. Правда, список этих самых аварийных домов и суммы пока не разглашаются. А вот относительно ремонтно-дорожных работ на проезжей части улиц Еревана утверждается, что это будет высококачественный асфальтобетонный слой, охватывающий более 1 млн кв. метров и еще 70 тысяч квадратов на тротуарах. Плюс около 39 тысяч погонных метров новых бордюрных камней. Кое-где бордюры действительно уже разломали, и одновременно в начале октября жители вдруг с удивлением обнаружили, что приведенную в порядок в середине прошлого месяца дорогу снова оккупировали спецтехника и дорожные рабочие, оградив изрядный участок дороги для укладки… нового слоя асфальта… Ну тут уж, как говорится, без комментариев… Хотя водители осеннюю асфальтовую эпопею восприняли с юмором: «Нам бы зиму пережить, поскольку эффективность нынешней акции будет реально видна лишь будущей весной, когда не появятся или все-таки снова появятся такие привычные нам колдобины».

Наталья Оганова, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты