№ 7 (237) апрель (16–30) 2014 г.

Гагик Закарян: Чтобы быть успешным в бизнесе, нужно думать о клиентах и все время ставить себя на их место

Просмотров: 6160

Интервью с Гагиком Тиграновичем Закаряном, президентом «Юниаструм Банка», председателем совета директоров ОАО «КБ Юнистрим», основателем и учредителем «Юнибанка».

– Гагик Тигранович, нам было приятно узнать, что Вы стали обладателем премии «Банкир года-2013», учрежденной информационным порталом «Банки.ру», за личный вклад в развитие банковского бизнеса. Расскажите, как удалось добиться наилучшего результата на неспокойном финансовом рынке и что лично для Вас является критерием успеха?

– Мне кажется, критерий успеха для любого человека – это возможность воплощать задуманное. Когда вы точно знаете, чего хотите в жизни, в бизнесе, и этого добиваетесь. Простой пример: если вы хотите много детей, надо делать этих детей и потом их воспитывать. Так и в банковском бизнесе: если ты хочешь быть успешным, хочешь, чтобы у тебя было больше новых клиентов, нужно думать о клиентах, все время ставить себя на их место. Тогда приходят правильные мысли и идеи, что нужно сделать, чтобы удовлетворить их потребности и пожелания.

Ваше предприятие должно быть, прежде всего, полезно людям. Если ваши клиенты довольны, они порекомендуют вас своим друзьям, ваш бизнес будет развиваться, признание расти. Но добиваться этого нужно каждый день, даже каждый час и каждую минуту. Естественно, инициативные и амбициозные бизнесмены могут и по 10-12 часов в день посвящать своей цели. Это в любом бизнесе так, но в банковском деле такой подход особенно важен. Финансовый бизнес основан в первую очередь на доверии. Люди доверяют банку свои деньги, а деньги – очень важная часть личного достояния, будущего, для многих – это возможность поддерживать свою семью, воспитывать детей. Для людей, которые берут деньги в кредит, тоже очень важно испытывать доверие к банку, знать, что их не обманут, не создадут проблем. А, к сожалению, мы знаем, что кредит может стать обузой для человека или предприятия, и оно, вместо того чтобы развиваться, погрязнет в долгах. Поэтому в нашем бизнесе очень важно отношение к людям. И я думаю, что «Юниаструм Банк» справляется с этими задачами, чему свидетельство – эта высокая награда, премия «Банкир года», тем более в нелегком для нас 2013 году. Мы смогли проявить порядочность и мужество по отношению к нашим клиентам и к нашему бизнесу, что получило высокую оценку. Весь наш коллектив очень рад этой награде, это награда общая.

– Премию «Банкир года-2013» Вы получили за активные контакты с прессой?

– Да, за нашу открытую политику не только по отношению к СМИ, но и к нашим клиентам. В начале 2013 года у банка был сложный период – не было ясности, как сложатся наши взаимоотношения с Банком Кипра, какие могут быть последствия кризиса на Кипре, какова может быть дальнейшая судьба «Юниаструм Банка». Наша позиция в этой ситуации была абсолютно открыта.

Мы часто и подробно в разных СМИ, через информагентства, профильные СМИ, в том числе портал «Банки.ру», рассказывали о нашей позиции, о том, что произошло на Кипре, давали свою оценку последствиям. Эта открытость была правильно воспринята клиентами, мы смогли убедить клиентов в надежности нашего бизнеса. Доверие к нам не только не пострадало, но даже возросло.

– Кстати, когда произошел обвал экономики на Кипре, появилась информация, что киприоты хотят перепродать банк россиянам. Прошло время, и все осталось без изменений. Чем Вы это объясняете?

– Да, было несколько заявлений со стороны некоторых представителей Кипрского государства, Центробанка и самого Банка Кипра о том, что в сложившейся тяжелой ситуации им необходимо продать свои непрофильные активы. И этот процесс уже начался, в 2012 году была продана австралийская «дочка», потом греческая. Но после того, как прояснилась ситуация с самим Банком Кипра, у него появились новые акционеры, был избран новый совет директоров «Юниаструм Банка», от продажи в ближайшей перспективе отказались. Наоборот, у Банка Кипра сейчас есть желание развивать «Юниаструм Банк». А нам чем понятнее, прозрачнее позиция наших партнеров, тем легче работать.

– В этом году «Юниаструм Банку» исполняется 20 лет, в российской банковской системе сегодня он занимает важное место. Как Вы оцениваете пройденный путь?

– Мы гордимся тем, что, создавая банк 20 лет назад практически с нуля, начав с капитала в 200 тысяч рублей, динамично и уверенно развивались и за эти годы накопили и хорошую базу клиентов, и хорошее отношение к нам партнеров. У «Юниаструм Банка» есть достойное имя и место в банковском мире. Мы прошли через множество кризисов в России и в мире, в том числе и глобальный кризис 2008 года, и кипрский 2013-го. Мы всегда были очень осторожны, старались не делать резких движений, вести взвешенную политику.

Мы очень горды тем, что в свое время, предвидя кризис 2008 года, стали вести очень осторожную ипотечную политику, сумели вовремя продать наши ипотечные портфели, сделав упор на развитие малого бизнеса. Банк вел и ведет себя аккуратно и в потребительском кредитовании. Такая взвешенная политика в управлении рисками, как мы видим, эффективна и дает положительный результат.

Мы все это делали ради клиентов и горды тем, что за минувшие 20 лет их число выросло в разы. Больше семисот тысяч человек сегодня открыли у нас счета, приходят за переводами или за кредитами. Среди наших клиентов много предприятий малого бизнеса. С 2009-2010 годов «Юниаструм Банк» является одним из лидеров в этом секторе. Мы уверены, что малый бизнес имеет большие перспективы роста в России, даже если остальная экономика в ближайшие годы будет расти умеренно. Малые предприятия являются оплотом любой развитой экономики, – возьмите для сравнения любые европейские страны. И мы намерены в этом направлении развивать бизнес в ближайшие три года. Подводя итог 20 лет работы, могу сказать: банк уже вошел в зрелый возраст.

– «Юниаструм Банк» – один из старейших коммерческих банков новой России. Вы прошли долгий профессиональный путь, у Вас большой опыт. В текущей, довольно сложной обстановке в экономике, в финансовом секторе каким Вы видите будущее российского банковского рынка?

– Наш российский банковский бизнес в некоторых вопросах идет впереди остального мира. Так, у нас активно развиваются электронные формы обслуживания и ведения банковского бизнеса. У нас количество банков уменьшается в пользу качества, в пользу более крепких банков и более эффективного бизнеса. А эффективный бизнес – это, конечно, новые технологии, дистанционные методы, которые позволяют обслуживать клиента быстро и с комфортом. Мы стараемся, чтобы клиент не тратил свое время, и тем самым уменьшаем и свои затраты. Бизнес становится эффективнее, банк получает больше прибыли и больше возможностей для привлечения новых клиентов. Я думаю, российские банки должны двигаться именно в направлении эффективности и снижения затрат.

– За последний год в стране десятки банков лишились лицензии. В чем, на Ваш взгляд, причина таких жестких действий со стороны Банка России? Известно Вам, сколько игроков должно остаться на банковском рынке России?

– Я не думаю, чтобы кто-то задавался целью вывести точную цифру. В сегодняшней ситуации речь идет не о количестве, а о качестве банков. Банковская система России сложилась в интересное и сложное время, когда происходил распад СССР, появлялись новые страны, складывалась новая экономика. Не государственная экономика, а частная. Много было нового, в том числе для государства, для бизнеса. Не все банки, которые сформировались в это время, придерживались ясной стратегии, не все попали в чистые руки, имели понятных акционеров. Со временем какие-то банки сами закрывались, другие перепродавались. Этот процесс и раньше шел, но сейчас он развивается быстрее. И большинство участников банковского рынка поддерживают политику, реализуемую Центральным Банком, которая направлена на упреждение возникновения проблем у кредитных организаций и в конечном счете имеет своей целью защитить интересы потребителей финансовых услуг.

– Поговорим о санкциях, которые США и ЕС решили применить в отношении России в связи с событиями на Украине.

– Любые санкции в отношении бизнеса, банков совершенно неправильны. У вас могут быть претензии, споры с правительством по поводу принятых им решений – убеждайте, попытайтесь изменить это решение, если считаете, что оно неверно. Но при чем тут бизнес и люди, если они никакого отношения ни к политическим вопросам, ни к решениям правительства не имеют? Поэтому у всех бизнесменов отношение к санкциям, я думаю, отрицательное.

– Сильна ли сейчас конкуренция на рынке денежных переводов и насколько система «Юнистрим» уверенно себя чувствует?

– Международной платежной системе денежных переводов «Юнистрим» уже 12 лет, мы активно развиваем этот бизнес, по итогам 2013 года его рост составил почти 12%. В прошлом году к системе «Юнистрим» подключились такие крупные банки, как Промсвязьбанк, «Траст», «Петрокоммерц». Мы растем не только в России и СНГ, где исторически у «Юнистрим» очень сильные позиции, но и в странах дальнего зарубежья. Так, например, по итогам прошлого года серьезную динамику показали коридоры Израиль и Чехия, а также новые направления, например Азия, в т.ч. Шри-Ланка, Филиппины. Недавно мы запустили безадресные переводы в Китай в сотрудничестве с Китайским почтово-сберегательным банком, который имеет самую большую филиальную сеть в стране, это позволит нашим клиентам очень удобно и быстро делать переводы в этом направлении.

Сегодня «Юнистрим» имеет ориентацию не только на денежные переводы, но и на сегмент платежей в целом. Совсем недавно мы запустили собственный электронный кошелек. Он называется «Юнистрим-Деньги» и позволяет совершать денежные переводы и платежи онлайн, не выходя из дома.

Сегодня новые технологии служат на благо людей, делают их жизнь комфортнее, вы можете осуществлять платежи за кредиты, за коммунальные услуги, мобильный телефон и т.д., используя одну онлайн-платформу в любое удобное для вас время. Большинство игроков рынка платежей сегодня стараются идти в ногу со временем – и мы, и наши конкуренты, – но мы все же стараемся быть на шаг впереди. Наш кошелек «Юнистрим-Деньги» вполне успешно конкурирует сегодня с такими известными продуктами на этом рынке, как «Киви кошелек» или «Яндекс.Деньги».

– Гагик Тигранович, Вы также основатель и учредитель «Юнибанка». Каковы его успехи?

– «Юнибанку» уже 12 лет, это наш армянский банк, его мы тоже создавали с нуля, с первоначального капитала в 5 млн долларов. Сейчас наш общий капитал превышает 17 млрд драмов, активы – порядка 150 млрд драмов. Сегодня «Юнибанк» входит в ТОП-5 банков по кредитованию физических лиц и бизнеса, в первую тройку – по срочным депозитам. Согласно исследованиям Gallup International, «Юнибанк» по степени узнаваемости среди населения и показателю «лучший банк» в первой тройке банков Армении. Мы также лидируем по объему переводов из России, занимая больше половины рынка. Плюс 40% всех переводов из Армении проходит через «Юнибанк». Сейчас мы подписали договор на 10 млн долларов с Международной финансовой корпорацией (IFC), входящей в группу Всемирного банка, и Черноморским банком торговли и развития (BSTDB) с целью увеличения финансирования малого и среднего предпринимательства.

«Юнибанк» в Армении – это крупный налогоплательщик, входит в число 100 крупнейших налогоплательщиков страны. Я считаю это успехом и горжусь им.

– Вы участвуете во многих благотворительных проектах...

– Мы, как бизнесмены и патриоты и России, и Армении, поддерживаем те проекты, которые важны для духовного развития наших народов. Конечно же, все мы помогали, и я тоже, строительству армянского храма в Москве, в сентябре прошлого года он открылся. Строили больше 10 лет, усилиями нашего архиепископа Езраса и Католикоса всех армян Гарегина II. Мы также поддерживаем церковь в Эчмиадзине, внимательны ко всем обращениям Русской Православной Церкви, принимали участие в восстановлении нескольких храмов в российских регионах.

Благотворительные акции проводятся постоянно: мы не один год помогаем проводить детский турнир по самбо в Армении, и здесь, в России, получают от нас поддержку молодежный конкурс «Романсиада», русская школа в Ереване, библиотека имени Аветика Исаакяна.

«Юнистрим» участвует во множестве культурных акций – «Золотой гранат», «Золотой абрикос». Во время мусульманского праздника Навруз мы спонсировали большой концерт, организованный московской мэрией, помогали в проведении и башкирско-татарского Сабантуя в прошлом году, поддерживали фестиваль «Русское поле».

Также мы запустили новую программу, которая называется «Юнистрим. Добрые дела». Она создана для того, чтобы предоставить людям простой и удобный способ участвовать в благотворительности и поддерживать проекты высокой общественной, социальной и культурной значимости.

Через вашу газету хочу передать всем нашим клиентам благодарность и пожелание чаще приходить к нам и пользоваться нашими услугами, ведь мы стараемся ради них.

– Разрешите поздравить Вас с 20-летием «Юниаструм Банка», пожелать процветания, здоровья, счастья всем сотрудникам и держателям счетов.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 26 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты