№11 (241) июнь (16–30) 2014 г.

ВЕСТИ ИЗ ЕРЕВАНА

Просмотров: 5278
  • Карабах станет де-факто частью евразийского экономического пространства

  • Социолог: Власти РФ не против миграции из Армении

  • Железнодорожные проекты на $3,7 млрд: как Армения планирует привлечь инвесторов?

Карабах станет де-факто частью евразийского экономического пространства

Не присоединяясь к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), Нагорный Карабах становится де-факто частью евразийского экономического пространства, и производимые в непризнанной республике товары будут иметь тот же статус, что и выпускаемые в странах-членах ЕАЭС. Об этом заявил на пресс-конференции депутат от правящей Республиканской партии Армении (РПА), глава комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам парламента Армении Гагик Минасян.

По его мнению, членство Армении в ЕАЭС откроет новые экономические перспективы для Нагорного Карабаха, и в Азербайджане это очень хорошо понимают, из-за чего и пытаются препятствовать евразийской интеграции страны. Минасян подчеркнул, что Армения и Нагорный Карабах являются единой экономической зоной и между ними не может быть таможенного пункта.

Депутат указал также на тот факт, что Нагорный Карабах будет не единственной непризнанной республикой, которая, не будучи членом ЕАЭС, де-факто войдет в зону союза. Он напомнил, что президент РФ Владимир Путин уже подписал договор о ликвидации таможенных границ с Южной Осетией и Абхазией.

Говоря о заявлении президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на встрече президентов в Астане, парламентарий напомнил, что казахстанский лидер уже поднимал вопрос границ Армении при подписании «дорожной карты» по присоединению страны к Таможенному союзу, но тогда президенты России и Белоруссии отвергли его предложение. «В Астане Назарбаев сделал уже заявление от имени президента Азербайджана, поскольку не хотел проиграть во второй раз», – сказал Минасян.

Как ранее сообщалось, президент Армении Серж Саргсян попросил установить срок для подписания Договора о присоединении страны к Договору о Евразийском экономическом союзе до 15 июня текущего года. В свою очередь, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета 29 мая предложил Армении присоединиться к ЕАЭС в рамках границ, признанных Организацией Объединенных Наций. «Чтобы там одного еще нашего товарища не раздражать в Азербайджане, вы так вступали в ВТО, нужно и в Евразийский союз вступить в рамках зафиксированных в ООН границ», – заявил лидер Казахстана, отметив,что вопрос еще будет обсуждаться. По словам Назарбаева, Армения может вступить в Евразийский экономический союз в июле 2014 года.

Комментируя слова Назарбаева, ряд армянских должностных лиц, в том числе представители власти, заявили, что Армения и Карабах находятся на одной таможенной и экономической территории. Между тем, Серж Саргсян подчеркнул, что Армения не вступает в ТС вместе с Карабахом: «А кто сказал, что мы вступим в Таможенный союз вместе с Карабахом Такого не было и не может быть, поскольку Карабах, хотя бы по нашему законодательству, хотя бы в соответствии с нашими представлениями, не является сегодня частью Армении».

Социолог: Власти РФ не против миграции из Армении

«Вместо того, чтобы приветствовать изменения в миграционном законодательстве России, правительство Армении встало на ноги. Причина в том, что на этих $3 млрд в Армении держится малый и средний бизнес», – заявил журналистам директор центра социологических исследований «Социометр» Агарон Адибекян, комментируя поправки к законам «О въезде в РФ и выезде из РФ» и «О юридическом статусе иностранных граждан в РФ», вступившим в силу 1 января текущего года. Под тремя миллиардами долларов социолог имел в виду трансферты, ежегодно перечисляемые армянами из РФ на родину.

Отметим, что поправки вводят ограничение для иностранцев, имеющих право приезжать в Россию без визы, равное 90 дням в течение полугода. Если раньше граждане стран, с которыми у России безвизовый режим, могли приехать в Россию, оставаться в стране 90 дней, а по истечении этого срока выехать и сразу вернуться обратно, продлив тем самым срок своего пребывания, то теперь иностранец не сможет легально находиться в России более 90 дней в каждый период в 180 суток. Поправки были приняты Госдумой 17 декабря 2013 года, а вступили в силу с начала текущего года.

По оценке Адибекяна, этот закон не направлен против армян и не навредит Армении. «Поправки делают миграцию не постоянной, а трудовой. В результате люди едут зарабатывать, остаются 90 дней, после чего возвращаются. В целом же могу сказать, что власти России не против миграции из Армении, тем более что каждый третий армянин на месте женится, а дети от этого союза со временем полностью ассимилируются», – заметил Адибекян.

Кроме того, социолог подчеркнул, что миграция – вещь неплохая, если ею управлять. «У нас она неуправляема, вот в чем проблема. Успешной в этом плане можно считать Турцию, которая регулирует поток своих граждан в Германию на основе соответствующих двусторонних соглашений», – подчеркнул он.

Что касается миграционной карты, Адибекян подчеркнул, что за последние годы существенных изменений в ней не наблюдается. «Армяне в основном мигрируют в Россию, на Украину, в страны Евросоюза и США. Основная миграционная «мишень» – Россия, каждая шестая семья в Армении живет на средства, заработанные в этой стране», – резюмировал социолог.

Железнодорожные проекты на $3,7 млрд: как Армения планирует привлечь инвесторов?

Ереван ведет работы как по реализации проекта строительства железной дороги Армения–Иран, так и по перезапуску абхазского участка Транскавказской железной дороги, соединяющей Россию с Арменией. Об этом в ходе обсуждения бюджета Министерства транспорта и связи Армении в парламенте заявил замглавы ведомства Артур Аракелян.

В вопросе соединения железной дороги Армении с Ираном, как заметил Аракелян, проделана «довольно объемная работа». «Помимо обсуждения политической составляющей вопроса, проделана большая работа в направлении подготовки реализации проекта. В настоящее время подписано концессионное соглашение с зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах инвестиционной организацией «Расиа ФЗЭ». Помимо этого, у нас в распоряжении также имеется исследование реализуемости проекта, которое является достаточно объемным документом. По предварительным расчетам, для реализации проекта потребуются инвестиции в $3,5 млрд. Протяженность железной дороги до ее присоединения к существующей в Армении сети составляет порядка 300 км, 100-километровый участок которой будет проходить по тоннелям», – сказал замминистра.

В скором времени, как сообщил Аракелян, исследование о реализуемости проекта будет утверждено правительством. «После утверждения указанного исследования мы выйдем на новый уровень в деле реализации проекта. Это предполагает, что концессионер за свой счет обязан заказать и довести до конца проектные работы. Также отмечу, что программу строительства армяно-иранской железной дороги мы планируем осуществить за счет частных инвестиций», – подчеркнул замминистра.

В результате осуществления проекта, как отмечают эксперты, по территории Армении будет пролегать кратчайшая железная дорога, соединяющая черноморские порты с морскими портами Персидского залива.

Коснувшись вопроса перезапуска абхазского участка Транскавказской железной дороги, соединяющей Армению с Россией, Артур Аракелян сообщил, что, по предварительным расчетам, для реализации проекта потребуются порядка $200 млн. Причиной нереализации проекта, как заметил замминистра, в настоящее время является «отсутствие экономического стимула». «Отсутствует экономический стимул для привлечения инвесторов к реализации проекта. Однако мы в этом направлении определенные работы продолжаем осуществлять», – сказал замминистра.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Все де-факто да де-факто.И талдычат об этом.А нам надо ДЕ-ЮРЕ! Де- факто, это как скидка на газовую цену для Украины. Хочу дам, а захочу и в любой момент отменю.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты