№12 (242) июль (1–15) 2014 г.

«Дашнакцутюн», фидаины, русская армия, большевики и судьба Первой Республики

Просмотров: 8349

В канун 100-летия геноцида армян — величайшего преступления в новейшей мировой истории, до сих пор не осужденного мировым сообществом, необходимо вернуться к цепи исторических событий, предшествовавших трагедии армян, чтобы выявить важные и трагические подробности одного из самых драматических периодов истории армянского народа.

Как мы знаем, Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» была создана для учреждения армянского государства в Западной Армении с помощью вооруженной силы. Новая партия, как пишет исследователь ее истории А. Сваранц, занимала промежуточную позицию между сторонниками мирного претворения в жизнь решений Берлинского конгресса 1878 года и сторонниками марксистского пути. Официальная цель партии звучала так: «Завоевание с помощью восстаний политической и экономической свободы». Средствами достижения этой цели были создание боевых групп, вооружение народа, террор против представителей власти, изменников и предателей; создание каналов для добычи оружия.

Эти цели дашнаков предполагали партизанскую войну и вооруженную самооборону. Основатели партии в первую очередь рассчитывали на чрезвычайно сильных духом патриотов, безрассудно храбрых и яростных в своем стремлении защитить армянский народ.

Основатели партии «Дашнакцутюн» Микаэлян, Зорьян и Зоварян – демократ, народник и анархист – наверное, не предполагали, что они навечно войдут в армянскую историю. Без «Дашнакцутюн» не было бы организованных фидаинов (именно организованных, поскольку стихийное движение армянских фидаинов существовало и до создания партии дашнаков в 1890 году). Не было бы организованной самообороны, не было бы Первой Республики Армения. Эту позицию автор готов отстаивать.

Кроме того, с момента своего создания и до сегодняшних дней «Дашнакцутюн» является политической организацией, открыто отстаивающей на международной арене армянский вопрос.

Наши исследования героической и одновременно трагичной истории армянских фидаинов позволяют считать, что именно это движение подтолкнуло армянских лидеров к мысли о необходимости создания политической партии, основной целью которой была бы вооруженная борьба и защита армянского народа. Справедливости ради можно упомянуть и тайную организацию «Союз во имя спасения родины», которая предполагала вооруженное сопротивление. Это движение было создана еще в 1872 году, но в силу недостаточной организованности распространения не получило.

К 1890 году имена некоторых фидаинов уже были широко известны как среди населения, так и среди деятелей правительства султана Абдул-Гамида. Отчаявшееся армянское население видело в них своих единственных защитников. Так, задолго до создания партии «Дашнакцутюн» один из первых фидаинов Арабо (Аракел) из села Куртер в Брнашене со своими соратниками Геворгом Чаушем и Калшо Мануком возглавил вооруженную группу, действовавшую в пределах Сасуна, Муша и Тарона. Поэтому молодая партия «Дашнакцутюн» заинтересовалась фидаинами. В 1892 году ставший знаменитым к этому времени Арабо, сбежав из Битлисской тюрьмы, куда он был заключен на 15 лет, вступил в партию дашнаков.

Фидаины по сути были воинами-смертниками, и их трагическая участь, к сожалению, была предрешена. Арабо трагически погиб от рук мародерствующих курдских банд. А знаменитый и неуловимый фидаин Ахпюр Сероб был отравлен подкупленным армянином... Множество других беззаветных героев-фидаинов пожертвовали собой за идею. Не претендуя на открытие, все же считаю нужным назвать их имена. Во-первых, современным армянством они незаслуженно забыты. Ни в Ереване, ни в других городах Армении нет аллеи героев с их портретами и именами. Да, некоторые из них увековечены в скалах Джермука, но достаточно ли этого?

Итак, вот плеяда народных героев Армении: Андраник Озанян, Арменак Казарян, ставший знаменитым как Грайр Джохк Урвакан, Драстамат Каноян (Дро), Гарегин Тер-Арутюнян (Нжде), Сероб Варданян, или Ахпюр Сероб, известный еще и как Сероб-паша, Геворг Чауш-Сархат (Геворг Казарян), Аршак Гафавян (Керы), Никогайос Тер-Ованесян (Никол Думан), Мурад Себастаци (Мурад), Аршак Нерсисян (Сепух), Смбат Бороян (Махлуто), Епрем Давтян, позже ставший видным деятелем иранской революции, известный там как Епрем Хан, Саркис Меграбян (Вардан Ханасори), руководивший всеми военными операциями «Дашнакцутюн», Рубен Тер-Минасян (Рубен), Хачатур Геворкян (Хечо), Саркис Цованян (Сако), Арутюн Абрамян (Чоло), вступивший в «Дашнакцутюн» в 15 лет Гайк Асатрян, Вардгес Серенкюлян (Гисак Зайрмар), Сосе Майрик (Сосе Вартанян). Обязательно нужно назвать и езида-фидаина – это Джангир Ага. Почти все они, за исключением Сосе, состояли в партии «Дашнакцутюн».

Тем временем в Евразии поднимал голову пантюркизм. После революции 1905 года в России, в частности после Манифеста 17 октября, для этого возникли благоприятные условия. Но здесь надо оговориться: считать все национальные движения среди мусульман России тех лет пантюркистскими было бы явной ошибкой. Так, в Оренбургской губернии башкирское национальное движение, имевшее двухвековую историю непрерывных кровавых восстаний против царизма, подавлявшихся со страшной жестокостью, было весьма далеко от пантюркистских идей. В отличие от соседней Казани, где татарские националисты к этому времени уже наладили контакты с Турцией.

После I Конгресса мусульман России в 1905 году в Нижнем Новгороде пантюркизм получил организационное обеспечение. Один из самых активных идеологов пантюркизма Али Мардан-бек Топчибашев из Баку, будучи председателем III Всероссийского съезда мусульман, взял курс на тесные связи с Турцией. Такие известные лидеры пантюркизма, как Исмаил Гаспринский из Крыма, Юсуф Акчурин из Казани, Гусейн-заде из Баку, в 1905 году эмигрировали в Стамбул, где их идеи оказались в русле антиармянской политики правительства Абдул-Гамида.

В османской Турции к этому времени никто и не помнил об указе «Хатти Хумайун» предыдущего султана Абдул-Меджида от 16 февраля 1856 года, которым султан всем подданным империи якобы даровал равные права независимо от вероисповедания.

В 1913 году младотурки совершили второй государственный переворот, так как прежнее правительство младотурок, пришедшее к власти в 1908 году, объявило Турцию конституционной монархией, что не устроило рвавшихся к власти молодых волков, будущих организаторов геноцида армян.

Русское военное командование, зная об ужасающей армянской резне в Турции после русско-турецкой войны 1877-1878 годов, к «Дашнакцутюн» и фидаинам относилось настороженно и даже враждебно. Оно в них видело прежде всего бунтовщиков против хоть враждебной, но все же верховной власти в государстве. К тому же именно в 1870–1880-х в России уже набрало силу движение народников и анархистов. Таким образом, как ни парадоксально, Российская империя к своему извечному южному врагу – Османской империи относилась с... сочувствием, предавая тем самым интересы своих самых верных союзников.

Русское военное командование преследовало собственные политические цели, то сближаясь с фидаинами, то жестко преследуя их. Так, по данным Александра Сваранца, в начале 1910-х немецкая разведка Вальтера Никогаи и разведка турецкого генштаба активно убеждали лидеров армянского движения – депутатов турецкого парламента выступить против России, обещая присоединить к Западной Армении и Восточную. Узнав об отказе армянских лидеров, русский наместник на Кавказе Воронцов-Дашков и военное командование приветствовали это решение. Но уже в 1911 году царское правительство устроило массовое судилище над партией «Дашнакцутюн», предав суду около 100 ее членов. Впрочем, они отделались сравнительно мягким приговором, что объяснялось заинтересованностью русской власти распространить свое влияние на Западную Армению.

К 1913 году агрессивная политика Турции и ее фактического союзника Германии вынудила русское военное командование вновь пересмотреть свое отношение к «Дашнакцутюн» и фидаинам. Так, по приказу русского военного командования от 23 июля 1914 года русская армия должна была пополняться армянскими добровольцами, так как, по мнению русского генералитета, как пишет А. Сваранц, единственным путем распространения российского влияния в районе Средиземного моря оставалась независимая Армения.

«Дашнакцутюн» на заседании своего бюро это решение одобрила. К началу 1915 года в семи армянских добровольческих отрядах уже насчитывалось около 10 тысяч человек. Однако отношение русского командования к армянским отрядам и их лидерам было настороженным и недоверчивым, хотя их героизму поражались и русские солдаты, и их офицеры. В частности, как пишет историк Киракосян, наместник на Кавказе Воронцов-Дашков, любезно принимая армянских лидеров, после них столь же дружелюбно принимал и их смертельных врагов – курдских беков, предводителей племен, жестоко притеснявших армянское население.

Более того, стремясь сохранить стабильность, русские военные запретили армянским отрядам нападать на курдов. Те, пользуясь безнаказанностью, стали совершать еще более жестокие расправы в армянских селениях. Так, когда командир одного из армянских отрядов Андраник Озанян арестовал нескольких курдских предводителей, русское командование их отпустило.

Будущие хозяева Армении – большевики поначалу на Первую Республику не обратили внимания. Однако прозападная и независимая ориентация ее лидеров не могла не обеспокоить коммунистов: на пороге «мировая революция», а упертые фидаины мешают победоносному распространению советской власти... Первая армянская республика советской властью воспринималась как враг, в отличие от кемалистской якобы революционной Турции.

Однако «Дашнакцутюн» не свернула свою деятельность. К сожалению, в те дни к фидаинам, не желавшим разоружиться и влиться в ряды армянской армии, отношение изменилось. Возникли противоречия среди лидеров дашнаков. В 1921 году Дро из Баку отправил телеграмму Нжде, убеждая его признать советизацию Зангезура, уверяя, что Советы якобы защитят армян. Но Нжде отверг это предложение. Гарегин Нжде и его соратники к этому времени провозгласили республику в Зангезуре, в этом последнем героическом оплоте Первой Республики.

Подавление Первой Республикой большевицкого мятежа в Армении в 1920 году не стало победой. Из Баку в Армению пришла 11-я Красная армия. Пообещав обеспечить безопасность всех членов правительства Первой Республики, большевики немедленно начали повальные аресты поверивших в их благородство армянских лидеров. Итогом всех этих драматических событий стал советско-турецкий договор от 16 марта 1921 года. Статьей 3 договора Нахичеван был передан Азербайджану «...без права уступки третьему государству». Армянская территория без какого-либо согласия или участия армянской стороны безвозвратно отходила к агрессивному соседу. Делегация Армении на подписание договора, которым определялись границы страны, не была приглашена... В этом вопросе Советская Россия продолжила вероломную политику царской России в отношении «инородцев». Советы по отношению к армянскому народу, испытанному и верному союзнику России в Закавказье, совершили подлинный акт предательства.

Этот печально известный договор с советской стороны был подписан министром иностранных дел Георгием Чичериным и Джелалэддином Коркмасовым. Несколько слов о нем. Родом с Северного Кавказа, с 1907 года он жил в Париже, где близко сошелся с представителями младотурок из партии «Иттихад ве тераки» («Единение и прогресс»). После младотурецкого переворота в Стамбуле в 1908 году был приглашен в Стамбул. Отделение Особого корпуса жандармов департамента полиции Российской империи в Стамбуле (была и такая служба в Российской империи!) доносило в Петербург, что Коркмасов имеет тесные связи в турецких политических кругах. Стоит ли удивляться тому, что армянская делегация по настоянию турецкой стороны не была допущена к подписанию договора? Турки имели давнего друга в советском правительстве...

В современной Армении герои-фидаины, создавшие Первую Республику, находятся в тени. Величайшая историческая несправедливость – государственный геноцид армянского народа – мировым сообществом до сих пор не признан. В канун 100-летия этого чудовищного акта вандализма Третья Республика Армения обязана усилить активность на мировой арене, последовательно добиваясь признания геноцида. Надо заставить заговорить об этом весь мир. Как это делали для достижения своих целей фидаины.

Уфаеци,
доктор юридических наук

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Уважаемый Уфаеци, всегда приятно Вас читать, так как в каждой своей статье Вы проявляете себя как настоящий друг армянского народа, а не просто человек в силу каких-то случайных обстоятельств или конъюнктурных соображений обратившийся к армянской теме. Всё же хотелось бы уточнить некоторые детали, затронутые Вами в статье. Что касается ошибки в написании фамилии одного из наиболее выдающихся деятелей армянского национального движения (он конечно же Канаян, а не Каноян), то это скорее не к Вам, а к редакции. Жаль, что она никак не обзаведется хорошим корректором, который и должен вычищать подобные неточности. По поводу мягких приговоров по делу «Дашнакцутюн» должен уточнить, что они стали следствием не заинтересованности русской власти распространить свое влияние на Западную Армению, а убийства Петра Столыпина, который был главным вдохновителем и организатором этого дела. Потом вынужден констатировать, что Вы сделали слишком сильный и не вполне заслуженный комплимент партии «Дашнакцутюн», написав, что она до сегодняшних дней отстаивает Армянский вопрос. Формально конечно так и есть, только вот раньше она использовала для этого героические и наиболее действенные методы, а теперь заведомо неэффективные, но зато наиболее безопасные для отстаивающих. То есть занята скорее имитацией и показухой чем реальной борьбой. Противно видеть это сборище болтунов и демагогов, цинично спекулирующих на героическом прошлом партии. Идея о необходимости должным образом увековечить память фидаинов в принципе не нова и вроде бы бесспорна, но при этом совершенно неосуществима. Единственным исключением является Андраник Озанян, заслуги которого гораздо более сомнительны, чем многих из тех, кого Вы перечислили в статье, но который в силу ряда конъюнктурных причин еще в советское время превратился в икону армянского патриотизма. Остальные фидаины рассчитывать на подобное признание не могут. Как Вы правильно отметили, большинство из них прочно ассоциируются с «Дашнакцутюн». Правящие ныне республиканцы и современные дашнаки это не две группы патриотов, а две конкурирующие за власть фирмы. Республиканцы не станут отдавать дань тем, кто ассоциируются с конкурирующим брендом. Плюс еще и российские псевдодрузья армянского народа вроде Дмитрия Киселёва настоятельно советуют не прославлять «нацистов» Дро и Нжде. Да и основной массе населения, мечтающей лишь о сытости и отдыхе в Анталье эти памятники фидаинам тоже не особо нужны. Так что скорее мы увидим в Ереване памятник Анастасу Микояну, чем людям, посвятившим жизнь героической борьбе за интересы армянского народа.
  2. Кстати и Вам и всем, кто интересуется темой армянского добровольческого движения во время Первой мировой войны, могу посоветовать почитать мемуары Фёдора Елисеева «Казаки на Кавказском фронте 1914-1917» (http://militera.lib.ru/memo/russian/eliseev_fi/02.html). Обращает внимание, как он пишет о Дро. Очень интересно сравнивать с мемуарами генерала Евгения Масловского «Мировая война на Кавказском фронте 1914-1917 гг.» (http://militera.lib.ru/h/maslovsky_ev01/index.html). Елисеев говорит об армянах с явной симпатией, искренне сочувствует им, а генерал Масловский циничен и безразличен. О национальных формированиях он пишет как о «не представлявших большого боевого значения», о подвергавшемся геноциду армянском и ассирийском населении, лишь как о проблеме, «доставлявшей много хлопот представителям русского командования и администрации». Две России. Дружеская, сочувствующая, пытающаяся по мере сил помочь и жестокая, предельно эгоистичная, не нуждающаяся в друзьях и союзниках. Тогда было две России и сейчас их две.
  3. Согласен с Вами,уважаемый читатель,существовали и сейчас мы видим две России,одна - традиционно-дружественна к Армении и к армянскому народу,другая - безразлична,а порой и враждебна.Это издержки крупного государства где имеются большие внутренние противоречия и лоббизм разных народов и стран.А по поводу ошибки в написании фамилии Канаяна не вижу большой трагедии.Некоторые пишут Каноян.Вообщем,"НК"-грамотная газета.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты