№1 (253) январь 2015 г.

Владимир Козин: НАТО пытается хозяйничать у границ России

Просмотров: 3133

Беседа с главным советником-руководителем Группы советников директора Российского института стратегических исследований, профессором Академии военных наук РФ

– Владимир Петрович, если верить новостям западных информационных агентств о положении дел в прибалтийских государствах, то складывается полное впечатление, будто там каждодневно идут воздушные бои. Храбрые боевые летчики стран НАТО отражают атаки российских ВВС. У Вас такого впечатления нет?

– Это – оценки руководства Североатлантического блока. Именно так в Брюсселе все и преподносят европейской публике. С точки зрения Москвы, картина выглядит совершенно иначе. И она основывается не на «страшилках», а на реальности. Во время своего недавнего посещения военно-воздушной базы трансатлантического альянса «Эмари», что юго-западнее Таллина, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг признал, что общая военная активность блока в регионе со времени начала украинского кризиса выросла в пять раз.

Но, если сообщить ему данные о военно-воздушной составляющей этой самой активности, то он вполне может потерять дар речи: она увеличилась в 2190 раз. Точка отсчета – 2004 год, когда прибалтийские государства были приняты в НАТО и альянс начал операцию своих ВВС «Балтийское воздушное патрулирование», разместил в Литве и Эстонии современные истребители-бомбардировщики. Так что 2014 год можно считать юбилейным, десять лет назад боевая авиация Североатлантического альянса начала облет западных границ России. Сегодня это до 8-10 таких самолетов в Литве на авиабазе «Зокняй» под Шауляем и 4-6 – на территории Эстонии. Еще четыре истребителя были направлены вне этой операции на польскую военно-воздушную базу под городом Мальборком, расположенным не так уж и далеко от Калининградской области.

Главная особенность – в «балтийском» патрулировании принимает участие авиация трех ядерных государств НАТО: США, Великобритании и Франции. Летают они на самой современной технике, и несколько типов используемых самолетов «двойного назначения» могут нести на борту не только обычные виды вооружений, но и тактическое ядерное оружие – бомбы свободного падения. Американцы используют Ф-15 и Ф-16, а «Торнадо Пи-Эй 200» и «Мираж-2000» – их европейские союзники по блоку.

– И кто знает о том, с каким грузом они вот сейчас летят вдоль наших границ? Летчиков-то хоть ставят в известность?

– Пилоты, конечно, в курсе того, какую бомбу подвесили к их самолету. Но вот государства, на чьей территории они базируются, находятся в полном неведении. Излишне говорить, что российской стороне это также неизвестно. Российских инспекторов там нет. По сути, все это – самочинная односторонняя операция ВВС НАТО у наших границ. Военно-воздушная база «Зокняй» в Литве находится от нас неподалеку, авиабаза «Эмари» тоже, как говорится, под боком – рядом с Санкт-Петербургом.

Однако многим политологам на Западе, да и, к сожалению, в России, ничего об этом не известно. А если известно, то они почему-то об этом в своих научных изысканиях не говорят – ни о военных базах, ни о проводимой там натовской авиаоперации. Так, иногда упомянут вскользь… Представьте себе, что Россия и ОДКБ вдруг решили начать подобное воздушное патрулирование по периметру границ Соединенных Штатов – создав зеркальную ситуацию. Скажем, базировались бы наши истребители-бомбардировщики на территории Мексики, летали в воздушном пространстве этой страны. Да еще «двойного назначения»! Вашингтон тогда наверняка устроил бы второй Карибский кризис в течение часа. Так что наши дипломаты должны категорически потребовать от штаб-квартиры НАТО в Брюсселе, а также от Латвии, Литвы и Эстонии прекращения операции по воздушному патрулированию границ России. Операции, которая вызывает недоверие, подозрительность и создает перманентную угрозу на наших рубежах.

– Интересное дело: значит, получается, что на территории считающих себя суверенными прибалтийских государств без ведома их властей фактически может храниться ядерное оружие?

– Раз есть авиасредства «двойного назначения», способные нести как обычные вооружения, так и ядерные – значит, может. И все эти самолеты регулярно отрабатывают сбрасывание тактических ядерных бомб – разве что используют в данном случае учебные, без боеголовки. Бомбометание они практикуют не только в центральной части Европы, но и на территории прибалтийских государств. Причем для подобных учений привлекают боевых пилотов неядерных государств альянса, а не только тех, которые дали разрешение на хранение у себя американских тактических ядерных боезапасов, таких, как Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды и Турция. Задействуют и летчиков из государств, где такое оружие не размещено, к примеру, из Венгрии или Польши. Вот она, прямая и ощутимая угроза для Российской Федерации. Так что нет ничего удивительного в том, что наши военно-воздушные силы отслеживают ситуацию на своих границах. Мы обязаны это делать – иначе и быть не может.

Поэтому, когда Йенс Столтенберг во время поездки на авиабазу «Эмари» говорил о том, что по сравнению с 2013 годом активность российской военной авиации вблизи воздушного пространства стран НАТО выросла троекратно, то удивляться нечему. Было бы удивительно, если бы Россия не поступила таким образом.

– А что такое «перехваты» самолетов российских ВВС, о которых постоянно сообщают прибалтийские власти и НАТО? Скоро любой вылет нашего истребителя и бомбардировщика станут приравнивать к намерению Москвы развязать войну.

– Так выглядит стандартный механизм отвлечения внимания от своей активности в небе, не более того. О каких таких «перехватах» они пишут – только им ведомо. Российское Министерство обороны 20 ноября заявило, что все наши боевые машины перелетают через Балтийское море, скажем, в Калининградскую область в соответствии с международными правилами пролета ВВС над нейтральными водами Балтики.

В реальности речь не идет о «перехватах». Нужно различать в английском языке слова «interception» и «scrambling». Речь идет, скажу так, об «идентификации и сопровождении». Российские самолеты в воздушном пространстве государств Балтии никто не «перехватывал» и на свои аэродромы не сажал, в воздушное пространство прибалтийских государств они не вторгаются. Если какие-то натовские самолеты по учебной тревоге и поднимаются в воздух, то все вопросы к их вооруженным силам.

Государства Балтии, видимо, так себя запугали «атаками российских ВВС», что иногда возникают парадоксальные случаи. Приведу пример из личного опыта. Главный штаб ВМФ России однажды перевозил натовскую делегацию на военно-транспортном самолете из Москвы в Калининград, где расположен штаб дважды Краснознаменного Балтийского флота. Но Литва закрыла воздушное пространство для пролета этого небоевого самолета, вообще не имевшего никаких вооружений. Так что пришлось следовать через Ленинградскую область и далее заходить со стороны моря. Удивительно, что, несмотря на сделанное предварительное уведомление, литовские власти запретили пролет над своей территорией именно официальной делегации НАТО, которая должна была посетить штаб флота в Калининграде в соответствии с российско-итальянским соглашением о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. Такие соглашения – а их уже более десятка – предусматривают проведение регулярных обзорных встреч военных представителей сторон на основе взаимности.

Российские военные летчики не летают вдоль границ Франции и Великобритании. Это Североатлантический блок уже десять лет назад «придвинул» свою ударно-бомбардировочную авиацию к нашим границам. Так что, если в будущем речь пойдет о подписании соглашений об ограничении каких-то видов вооружений с Западом, мы обязаны потребовать прекращения этого опасного «воздушного патрулирования». Да и вообще, надо более решительно требовать отмены этой операции времен холодной войны и без увязки с такими соглашениями.

– Натовский балтийский «воздушный патруль» в 2014 году отметил 10 лет своего существования. То есть как только Эстония, Латвия и Литва вступили в НАТО, в Брюсселе решили их прикрывать с воздуха по причине отсутствия боевой авиации у этих стран. Противостоять, так сказать, «русской агрессии». Только ведь что может сделать десяток истребителей против нашей авиации? Действительная цель, естественно, была другой: приблизиться к границам России. Это что, разведка? Обкатка натовских пилотов? Чем они занимаются?

– Они решают комплексные задачи. Знакомство с «театром военных действий», с военными аэродромами. Проведение воздушной разведки. Теперь там появились и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения – АВАКС. Идет глубинная разведка нашей территории. Кстати, именно эти самолеты и засекли тот факт, что украинские вооруженные силы 17 июля преднамеренно сбили малайзийский «Боинг». Только, по понятным причинам, этими данными делиться не хотят и вряд ли будут, ведь Киев уже считается союзником НАТО. Так что станут прятать обстоятельства этой трагедии до последнего.

– Недавно президент Литвы Даля Грибаускайте объявила Россию «террористическим» государством. Логическое завершение ее рассуждений, ведь еще весной 2014 года она обвиняла нашу страну в попытке перекроить послевоенную карту и границы. Как она сказала, первая – это Украина, потом будет Молдавия, а в конце концов, может дойти и до стран Балтии с Польшей. Прибалтам нравится пугать самих себя? Или же речь идет о попытках повысить свою значимость в глазах руководства НАТО? Даже руководство Североатлантического блока редко позволяет себе столь резкие заявления.

– Конечно же им надо «поднять рейтинг» и представить себя верными и незаменимыми союзниками Вашингтона и Североатлантического союза в целом. Затребовать у них новые вооружения для себя и для своих «друзей», ведь Литва намерена делиться оружием с Киевом – речь идет о смертоносных видах оружия, поставлять какие-нибудь перевязочные средства или каски Вильнюс не планирует. Может, и другие прибалты решат подсобить Украине, занимающейся открытым геноцидом в отношении мирных граждан и уничтожающей социально-экономическую инфраструктуру Донбасса.

Еще одна задача – привлечь в свой регион дополнительные силы передового базирования НАТО на постоянной основе. И сухопутные, и морские.

К тому же есть и финансовая сторона дела. Брюссель будет выделять деньги на обустройство и техническое переоснащение существующих военных баз, а также строительство новых. В «Эмари» уже работает современная РЛС ВВС НАТО, в литовском городе Кармелава создан командный центр для руководства «воздушного патруля». Под прикрытием украинского кризиса альянс постоянно наращивает свои силы на границах России. При этом уверяют, что это Россия приблизилась к дверям Североатлантического блока, о чем заявил уходящий в отставку министр обороны США Чак Хейгел.

– Как Вы считаете, неужели прибалтийские лидеры не на словах, а на деле верят в то, что Россия готовится напасть на их страны и подчинить их себе?

– Обычные информационно-пропагандистские упражнения. Отвлечение внимания своего населения от внутренних экономических проблем, раздувание «российской угрозы» для выколачивания военной помощи от Брюсселя. Граница между нашими странами демаркирована, никаких территориальных претензий у Москвы к этим государствам нет, не было и пограничных конфликтов.

Есть аксиома: чем меньше по своему экономическому и военному потенциалу какое-то государство, недавно вступившее в НАТО, тем злее и агрессивнее оно будет ежеминутно пугать всех «русской угрозой». При этом сами лидеры этих стран, владея достаточной информацией, в нее конечно же не верят. Но говорят и будут о ней говорить. Вот вам и укрепление безопасности и доверия на Европейском континенте, о чем так пространно и обстоятельно писалось в «Хартии для новой Европы», принятой всеми государствами континента еще в ноябре 1990 года…

Беседу вел Виктор Грибачев,ИАИ «Столетие»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 20 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты