№3 (290) март 2017 г.

Парламентские выборы: демарш обиженных, или «Бывшие» идут

Просмотров: 5604

То, что сегодня происходит во внутриполитической жизни Армении, готовящейся к назначенным на начало апреля выборам в Национальное собрание страны, многие местные наблюдатели и медиа называют хаосом. Как пишут местные газеты, политические силы «формируют непонятные блоки», «пророссийские силы объединяются с прозападными», более или менее известные лица идут нарасхват, а общество пребывает в замешательстве, так как понять подоплеку происходящего нелегко.

На первый взгляд это действительно так, поскольку сюрпризов электорату и впрямь преподносится немало. Чего стоит одно только неожиданное возвращение в политику олигарха, основателя партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна. Этот обычно вполне лояльный бизнесмен и экс-чемпион по армрестлингу полтора года назад неожиданно вошел в клинч с президентом Сержем Саргсяном и, разумеется, был быстро и решительно поставлен властью на место. Урок был преподан, видимо, достаточно жесткий, потому что, выйдя из резиденции президента после беседы с главой государства, Царукян сказал, что больше никогда политикой заниматься не станет. Однако же вернулся, и это стало одним из самых интригующих моментов нынешней избирательной кампании. Многие мелкие политические силы сразу же заявили о желании составить с олигархом и его «Процветающей Арменией» единый блок, который скорее всего получит имя популярного бизнесмена. Как заявил в этой связи лидер движения «Единство» Арман Варданян, «команда хочет назвать блок «Царукян», хотя сам он такой вариант не особенно одобряет. Однако проведенные социологические опросы, а также беседы с жителями как Еревана, так и областей Армении показали, что народ связывает завтрашний день именно с Гагиком Царукяном».С кем связывает народ свои надежды, покажет поствыборный расклад, а вот то, что мелкие политсилы связывают надежды с харизмой и мощью мультимиллионера – безусловный факт. Кстати, нельзя сказать, что бизнесмен подходит к выбору вероятных попутчиков с большим разбором. Чего стоит один только одиозный экс-мэр второго по величине города республики Вардан Гукасян, этот воистину анекдотичный «варданик», включенный в «команду»!

И в то же время, как утверждает молва, Царукян не пожелал идти на выборы со своим сватом, экс-премьером Овиком Абрамяном – настолько сильно дискредитировал себя бывший глава правительства, многие годы являвшийся одним из столпов власти в стране, а четыре месяца назад отстраненный от должности. Конечно же, этот деятель, сильно обиженный на своих бывших партайгеноссе из правящей Республиканской партии Армении и обладающий немалыми связями на местах, скорее всего, будет исподтишка способствовать успеху свата. Не исключено, что ему будут в этом способствовать несколько «сочувствующих» персонажей рангом пониже, которые пока не заявили, подобно патрону, о выходе из партии, но их колебания не остались незамеченными.

Но дело отнюдь не только в Царукяне и Овике Абрамяне. Проблема в том, что вся нынешняя оппозиция оставляет очень странное, мягко говоря, впечатление. Она в своем подавляющем большинстве состоит из бывших государственных мужей, причем не только тех, которые покинули властные коридоры достаточно давно, но и из деятелей, буквально вчера еще бывших олицетворением этой самой власти. Наиболее ярким представителем этой когорты является недавний министр обороны Сейран Оганян. В прошлом его рейтинг был достаточно высок, однако сильно поблек после прошлогодней апрельской четырехдневной войны в Карабахе. Считается, что отстранение Оганяна от должности стало одним из важных шагов по модернизации армии, и в частности обновлению высшего офицерского состава. Ведь одновременно из рядов вооруженных сил были уволены и некоторые другие генералы. Впрочем, ходят слухи, что противоречия, возникшие между президентом и экс-главой оборонного ведомства, объясняются, кроме прочего, некими «личными мотивами». Подтвердить или опровергнуть эти домыслы, разумеется, нет никакой возможности. Как бы то ни было, генерал неожиданно стал записным защитником интересов простых граждан. Причем защищает он эти интересы совершенно безоглядно, со свойственной военному человеку брутальностью.

«Довольно терпеть! Ресурсы страны сосредоточены в руках немногих, в то время как людям, выполняющим на самом деле важную работу, говорят: «Денег нет, нужно с этим смириться», – написал он на своей странице в соцсети Facebook. – Учителя, врачи, люди науки… Они молча и достойно служат своему призванию, а та компенсация, что получают, тот уровень жизни, который им предлагает государство, просто ничтожны в сравнении с их усилиями и самоотверженностью. В стране должны действовать механизмы социальной справедливости и равенства. Поляризация в обществе достигла нетерпимых масштабов». И если «сегодня не удастся изменить сложившуюся порочную систему посредством выборов, то завтра страна встанет перед угрозой кровавых революций». Некоторые местные наблюдатели иронически называют это «неожиданным прозрением», но, думается, в таком контексте говорить следует об элементарном шантаже.

Очень симптоматично, что Оганян возглавит избирательный блок, в который входят исключительно «бывшие» – экс-глава МИД Вардан Осканян и его коллега, бывший министр иностранных дел и глава партии «Наследие» Раффи Ованесян. Интересно, что до последнего момента в составе блока должен был быть и экс-замглавы администрации президента Виктор Даллакян, однако в последний момент «смычка» не удалась. Даллакян, возможно, составит альянс с бывшим секретарем Совета нацбезопасности Артуром Багдасаряном. Не стоит и говорить, что все эти люди в то или иное время были частью действующей власти, важными «винтиками» госаппарата. Поэтому их волшебное превращение в защитников прав «униженных и оскорбленных» вызывает в армянском обществе лишь печальную усмешку. Ни для кого не секрет – и об этом говорится вполне открыто, – что вся «политическая деятельность» подавляющего большинства участников предвыборных баталий имеет только одну цель – как можно дольше остаться «на плаву», так или иначе сохранить свое присутствие в рядах правящего класса. Тем более сейчас, когда каждое место в парламенте стало стоить намного дороже (в прямом и переносном смысле) в связи с тем, что страна трансформируется в парламентскую республику, и значит, именно Национальное собрание становится средоточием высшей власти. В таком контексте одно только присутствие в парламенте в любом качестве дорогого стоит.

Очевидны проблемы и во властном лагере, который уже стал обмениваться с «новой оппозицией» завуалированными шпильками и угрозами. Так, президент Серж Саргсян, говоря о бывших однопартийцах, заметил, что «ручейки, меняющие свой исток, отдаляющиеся от матери-реки, очень скоро высыхают». На что упомянутый Виктор Даллакян возразил, и тоже в аллегорическом ключе: «Не стоит забывать, что реки образуются от вливающихся в них ручейков, и если ручейки меняют свое русло, река высыхает».

Разумеется, правящая партия «высыхать» абсолютно не намерена, а стремится к контролю большинства мандатов в будущем парламенте, что даст возможность назначать премьер-министра и избирать президента, наделенного, впрочем, полномочиями скорее церемониальными, нежели реальными. А вот реальным руководителем страны останется при этом председатель РПА – нынешний президент Серж Саргсян, полномочия которого истекают в 2018 году. Программные тезисы республиканцев озвучил недавно вице-спикер Эдуард Шармазанов. Цели, как и полагается тому быть, заявлены самые благородные и возвышенные. РПА, сказал молодой республиканец, будет бороться «во имя сильной Армении, где нет внутренних врагов, во имя Армении, где первичными являются национальные и духовные ценности, во имя Армении, которая не делится на своих и чужих, где не будет двойных стандартов и чиновников, которые ставят себя выше закона, демократической Армении, в которой все будет определяться самими гражданами». При этом сами выборы должны быть «справедливыми и прозрачными». В свою очередь, премьер Карен Карапетян на заседании правительства предостерег министров и глав подведомственных структур от использования административных ресурсов во время предвыборной кампании. В прессе появились публикации о том, что уже сейчас главы ведомств активно используют административные рычаги для предвыборной кампании. По словам Карапетяна, он знаком с этими публикациями. «Мы вступаем в предвыборный этап. И строгое предупреждение всем – нам не нужны медвежьи услуги, вне зависимости от того, в пользу какой партии будете работать. Призываю обратить особое внимание на эту проблему», – заявил Карапетян.

Впрочем, общество совершенно не верит никаким словам, от кого бы они ни исходили. Людей интересует другое. Как пишет газета «168 жам», главной темой обсуждений стали размеры предвыборных взяток. О них уже ходят легенды. Поговаривают, что за один голос обещают от 10 тыс. до 40-50 тыс. драмов (то есть – до 100 долларов). Выходит, и на этих выборах фактор взятки будет работать во всю мощь. И предстоящая избирательная кампания станет «войной денег».

Если раньше «справедливость и прозрачность», как и необходимые результаты голосования, обеспечивал ныне опальный Овик Абрамян, то теперь эта задача возложена на куда более симпатичного нового главу правительства Карена Карапетяна, который избран заместителем председателя партии. Именно он будет играть роль «локомотива», который поведет РПА к очередным властным вершинам. Безусловно, премьер пользуется добрым отношением значительной части общества, но неясно, удержит ли он свой рейтинг до выборов на фоне плачевной социально-экономической ситуации и продолжающегося разгула коррупции. Кроме того, не исключен саботаж. Как утверждают некоторые источники, в РПА отнюдь не все приветствуют избавление от одиозного экс-премьера, а также не в восторге от того, что президент, как стало известно, в партийном списке вообще фигурировать не будет – впрочем, как и премьер-министр. «На кого работать тогда?!» – якобы недоумевают партийцы. Поэтому неудивительно, что, по данным газеты «Жаманак», глава РПА недоволен предвыборной деятельностью партийного штаба (штаба, кстати, в обычном понимании слова и нет – его роль выполняет исполком РПА). «Серж Саргсян подчеркнул, что даже назначение Карена Карапетяна премьер-министром не сильно повлияло на рейтинги партии». В связи с возвращением Царукяна глава государства отметил, что был против этого, но «изменить что-то уже невозможно». Тем самым Серж Саргсян опроверг слухи о том, что возвращение олигарха является «проектом власти» и он вновь призван в политику, чтобы еще раз сыграть привычную для себя роль руководителя фракции-спойлера ведущей политической силы. Одновременно президент предупредил, что возвращение Царукяна породит «цивилизованную, но жесткую борьбу», на которую олигарх вроде бы настроен.

Невозможно представить, чтобы подобная перспектива могла понравиться функционерам РПА, которым уже ясно, что, какова бы ни была истинная позиция олигарха, им в любом случае придется делиться местами в парламенте с его людьми.

Но и это не все. В руководстве РПА постоянно говорится о необходимости «обновления». На деле это означает, что на политическую сцену готовится выйти «молодое поколение» партийцев, давно уже ожидающих возможности сменить у руля страны «старую гвардию». Получается парадокс. Молодые республиканцы плохо известны широкой публике, вести их в законодательный орган придется, скорее всего, опытным представителям партии (рейтинговым фигурам), многие из которых при этом лишатся надежд на дальнейшее пребывание в теплых парламентских креслах. Способны ли они в свете таких обстоятельств настроиться на «жесткую борьбу», чего требует от них президент? Вопрос, разумеется. риторический. Пока же стороны состязаются на поле популизма. Так, руководимый первым президентом республики «Армянский национальный конгресс» (АНК), идущий на выборы в «связке» с Народной партией Степана Демирчяна (сын убитого при теракте в парламенте в 1999 году харизматичного спикера, экс-лидера советской Армении Карена Демирчяна), выступил против того, что выборы решением ЦИК назначены на 2 апреля. В этот день, напомним, в прошлом году вспыхнула четырехдневная война в Карабахе, и именно на ее начальном этапе армянские силы понесли существенный урон в личном составе. АНК считает, что 2 апреля должно стать днем памяти и скорби, а не выборов. Власть, кажется, склонна пойти в этом вопросе навстречу. Вице-спикер Шармазанов сказал, что в РПА готовы обсудить этот вопрос и изменить дату проведения голосования. Однако любые изменения, по закону, должен проводить Центризбирком, позиция которого пока неясна. И не исключено, что в итоге дело дойдет до Конституционного суда.

Между тем в прессе муссируется имя еще одного «бывшего» – экс-президента Роберта Кочаряна. Это естественно, так как «политик» Гагик Царукян и его «Процветающая Армения» изначально, как убеждены очень многие, были проектом второго президента страны, который создал «под себя» некую «параллельную партию власти». Поэтому в Ереване склонны предполагать, что возвращение Царукяна – это не что иное, как очередная попытка возврата Роберта Кочаряна. Как пишет в этой связи газета «Иравунк», «складывается впечатление, что Роберт Кочарян вступает в предвыборный процесс двумя колоннами. Первая – это блок Гагика Царукяна, в который собираются те олигархи, которые отлично жили при президентстве Кочаряна и в той или иной степени недовольны Сержем Саргсяном или обижены на него. Вторая колонна – блок Сейрана Оганяна и Вардана Осканяна, куда слетаются бывшие чиновники, находящиеся в близких отношениях с Робертом Кочаряном». Если такие предположения верны, то нетрудно понять, что прохождение в парламент двух фракций, так или иначе подконтрольных Кочаряну, способно создать власти очень непростые проблемы. Впрочем, как считает в этой связи российское издание EADaily, «под покровом мнимого политического конфликта между бывшим и нынешним президентами происходит банальное слияние их команд. Остальные фигуры и карликовые партии призваны обеспечить массовку в этом масштабном спектакле и создать фасад демократичности и плюрализма». Так что если и есть на политическом поле страны хаос, то он, скорее, хорошо управляем. Пока, во всяком случае.

Избирательная кампания только лишь начала набирать обороты, и еще нет признаков, что ее участники способны поразить избирателей некими невиданными ранее, креативными шагами. В ход, как обычно, идут обещания счастливой жизни и дискредитация соперников. И тут встречаются забавные казусы. Так, например, относительно оппозиционного, острого на язык депутата Никола Пашиняна стали распространяться слухи, будто он на деле никакой не оппозиционер, а «связан с властями». Причем прозвучали такие предположения… из лагеря власти. Пашинян отреагировал мгновенно. «Когда кого-то хотят дискредитировать – его связывают с властями. Вот вам и лучшая оценка вашей деятельности. Нет худшего обвинения, чем быть в одной упряжке с режимом, и вы сами это знаете. Поэтому часто обвиняете людей в связях с вами, зная, что ничто не может более испортить его имидж. Ваша власть становится похожей на чуму, на какую-то острую инфекцию», – заявил оппозиционер.

В целом подготовка к выборам демонстрирует широкую пропасть, которая возникла между гражданами и политическим классом страны уже давно и продолжает расширяться. Как пишет газета «Аравот», «предвыборная борьба сегодня – это на самом деле борьба за коррупционные рычаги». Поэтому «доброй вестью» считает издание информацию о том, что некоторые известные лица заявили, что не хотят и не станут участвовать в выборах. Так они «еще больше поднимают свой рейтинг». Эти люди тем самым доказывают: «можно жить в Армении, быть полезными стране, не будучи в то же время депутатом парламента». Более жесткий приговор существующей политической системе трудно придумать…

Партии судорожно пытаются пристегнуть к своей предвыборной колеснице более-менее популярных персон, аккумулируют средства, готовят агитационные материалы, посылают своих функционеров «в массы»… А ведь все это может оказаться ненужным. Очень многое зависит от того, какая ситуация сложится к моменту выборов на карабахском фронте. А перспективы тут выглядят отнюдь не радужными. В период 7-11 февраля азербайджанская армия нарушала перемирие с особой интенсивностью. При этом впервые с апрельской четырехдневной войны азербайджанской стороной была применена крупнокалиберная артиллерия. Эксперты заговорили о вероятности очередного масштабного обострения ситуации. Если противостояние вспыхнет с новой силой в преддверии выборов, делать вид, что ничего особенного не происходит, и звать граждан на избирательные участки станет, по меньшей мере, достаточно проблематично.

Армен Ханбабян, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты