№3 (314) март 2019 г.

Оптимистическая оптимизация

Просмотров: 6612

Люди, оставшиеся за бортом корабля новой Армении, стремительно несущейся к новой счастливой жизни в бурных волнах мирового океана, как правило, довольно быстро прозревают. Но корабль уплыл. Точнее, уплывает под восторженные крики пока еще оставшихся на борту пассажиров. Со временем часть из них тоже окажется за бортом, ведь оптимизация оптимистов только начинает набирать обороты.

Те, кому довелось жить в эпоху развитого социализма, прекрасно помнят гениальную формулировку – «перегибы на местах». Суть была в том, что политбюро принимает исключительно мудрые решения, но некоторые чересчур ретивые исполнители «на местах» перегибают палку и этим сводят на нет в целом правильные решения партии и правительства. Это всегда позволяло перевести стрелку недовольства трудовых масс с Центра на местные власти.

Вспомнилось знаменитое выражение после скандала со скоропостижным премированием нового состава мэрии абсолютно не заслуженными премиями. Разве для этого делалась революция, чтобы все повторилось по пятому кругу? Давайте бросим ретроспективный взгляд на некоторые примеры явных «перегибов на местах».

Хорошо, когда политики выполняют свои обещания. Такое бывает редко и тем ценнее, что наша новая власть принципиально и неуклонно работает в рамках своих обещаний. Говорили же они, что правительственный аппарат раздут и количество министерств для нашей маленькой республики давно перевалило за все допустимые для маленьких республик нормы. И вот, придя к власти, естественно, исключительно правовым и демократическим путем, первым делом решили сократить абсолютно никому не нужные министерства. Точнее, объединить их в рамках оптимизации с другими, на их взгляд более важными. Сказано – сделано.

С тех пор пошло и поехало, с перегибами и без. Смутили граждан уже первые назначения на посты министров, мягко говоря, спорных фигур. Пошли разговоры, что новая власть спешит устроить на «хлебные должности» своих людей, внесших посильный вклад в «бархатную революцию». Броская фраза: «Революция – это десять тысяч вакантных должностей», которую приписывают Дантону, а то и Наполеону, вновь стала актуальной.

После того, как министром культуры стала кандидатура, не имеющая прямого отношения к культуре, а Министерство диаспоры возглавил вчерашний студент, можно было понять, что эти министерства обречены. Оптимисты, которых оказалось неожиданно много, радовались тому, что министром культуры назначили все-таки не слесаря ЖЭКа, а преподавателя английского языка – языка Шекспира, Оскара Уайльда и «Битлз». Прямая связь с культурой налицо. Со студентом тоже проблем не видели. Молод, не замечен в коррупции, не дашнак, да и родственников за рубежом вроде имеет. Кому же еще укреплять связь с диаспорой, как не ему. А то, что его имя никому ни о чем не говорит ни в Спюрке, ни в Армении, да и наверняка его соседям по подъезду – так это абсолютно неважно. Со временем стало ясно – мудрый премьер заранее знал, что эти министерства будут упразднены. Возможно, хоть это объясняет назначения на ответственные посты первых попавшихся под горячую руку.

Идея с сокращением министерств оказалась лишь прелюдией к массовой оптимизации всего и вся. В первую очередь в сфере культуры, образования и науки. Немалое количество деятелей культуры бурными аплодисментами встретивших упразднение ненавистного министерства, так как лично они ничего не получили от него, очутились или вскоре очутятся перед необходимостью смены профессии. Как выяснилось, государство не нуждается в таком количестве преподавателей вузов, колледжей, школ, поликлиник и театров. Сокращенный на 450 человек преподавательский состав Ереванского государственного университета – самый яркий пример. Сотни школьных учителей будут сокращены по республике в процессе той же оптимизации.

Оптимисты, твердо уверовавшие в то, что новая власть – это единственное спасение Армении, немного приумолкли, но, тем не менее, пытаются найти оправдания и этому. Мол, действительно, зачем нашей маленькой стране столько людей с высшим образованием, к тому же желающих ходить в театры, отдавать детей в школы, да еще и чуть что в поликлинику бежать. С этим давно надо было кончать. Старые коррумпированные власти просто боялись это сделать, а новые идут на непопулярные шаги, потому что честные и соответственно бесстрашные.

Удивительно, как вроде бы образованные и интеллигентные люди не могут увязать действия правительства и последствия, которые неизменно последуют за ними. Ведь одно дело – выделять из бюджета деньги на финансирование целого министерства и совсем другое дело – на нужды какого-то отдела в министерстве. Отсюда логически следует сокращение финансирования в этой области, тянущее за собой сокращение объектов и кадров. Объекты можно со временем продать, а кадры пусть ищут другую работу или пакуют чемоданы – мир велик.

Как ни странно, число депутатов пока никто не собирается сокращать. А ведь половину из них можно спокойно убрать. Вряд ли народ это заметит. А ведь каждый депутат – это высокая зарплата, помощники, водитель, кабинет, командировки плюс социальные привилегии. С учетом того, что подавляющее большинство членов Национального собрания теперь составляют члены партии «Мой шаг», изначально можно предвидеть поголовный «одобрямс» всем инициативам премьера. Депутаты, числом в 132 человека, будут заняты в основном нажиманием кнопок, чтобы придать видимость законности любому решению руководства. Так пусть этим серьезным делом занимаются 60 человек, а не 132. Вот где надо проводить оптимизацию, а не в школах и университетах. Про культуру говорить уже не будем. Есть ведь еще и такое мнение, что раз армянская культура просуществовала несколько тысячелетий без министерства культуры, то и сейчас как-нибудь выживет.

Короче говоря, пресловутые «перегибы на местах» принимают опасные для страны масштабы, ведь они касаются не отдельных районов или городов, а будущего всего государства.

Правительство свой шаг сделало. Ответный шаг – за гражданским обществом.

Армен Ватьян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек