№7 (351) июль 2022 г.

Оппозиция, протесты и мир, который нас окружает

Просмотров: 21353

С 8 по 10 июня министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Ереван для участия в саммите глав МИД ОДКБ. Российскому министру удалось поднять шум по вопросу села Парух в Арцахе, вокруг которого ситуация продолжает оставаться напряженной.

Некоторые высоты вокруг села, несмотря на прежние договоренности об отводе войск, захвачены Азербайджаном и продолжают оставаться под их контролем. Лавров заметил, что этот вопрос должен быть решен посредством делимитации и демаркации. Тем самым признав, что Карабах не является территорией Азербайджана, поскольку процедуры демаркации и делимитации проводятся между юридическими субъектами. Получается, что Арцах является таковым и должен иметь между собой и Азербайджаном юридически зафиксированную границу. Кое-кто пошел по легкому пути и объяснил ответ Лаврова незнанием, по типу Байдена, что такое Парух и где он находится. Однако следует отметить, что российский министр ни манией величия, ни деменцией не страдает, и если бы он не знал о местонахождении Паруха, то обязательно бы выяснил. Но он ответил сразу и уверенно, послав Азербайджану и кое-кому в Армении месседж на уровне грома среди ясного неба или желтой карточки – кому как нравится. МИД Азербайджана попытался внести свои разъяснения, что, мол, Арцах не является юридическим субъектом и потому между ним и Азербайджаном не может быть проблем делимитации и демаркации. Российский МИД попытался смягчить сказанное, сославшись на заключенные с участием России договоренности, но не опровергая сказанное Лавровым. И получилось как минимум, что слово, как известно, не воробей, вылетит – не поймаешь.

Теперь о том, чем могло быть спровоцировано заявление Лаврова. Если вспомнить майскую встречу Пашиняна и Алиева под патронатом председателя Европейского совета Шарля Мишеля в Брюсселе, то там ни слова не было сказано о том, что Карабах обладает юридическим статусом. Он был поименован территорией, где живут этнические армяне, к которым надо относиться без традиционного турецкого зверства. Естественно, политкорректным языком. Что низводит присутствие там российских миротворцев до всего лишь жеста доброй воли Азербайджана. Кроме того, в Брюсселе много говорилось о делимитации и демаркации, но только между Арменией и Азербайджаном. Европа торопится с мирным договором, подыгрывая Турции и англосаксам. Понятно, что после его заключения встанет вопрос российской базы в Армении и российского контингента в Арцахе – мир же заключен! И потому в Москве на уровне вице-премьеров о делимитации и демаркации не говорилось, только о разблокировке дорог.

Откровение Лаврова могло быть спровоцировано еще и проектом строительства нового, альтернативного российскому газопровода с казахским, туркменским и иранским газом. Какую-то минимальную часть планируется взять и у Азербайджана, у которого с газом не очень, и этот интернациональный газовый коктейль призван пойти на европейский рынок. Оптимальный путь – через Нахичеван в Турцию. Иран вполне может рассматривать вариант своего энергетического давления на Европу, поставляя дешевый газ, конкурентный российскому. Тем более что на фоне украинских событий США смягчают свое отношение к Ирану и даже намекают на то, что могут разморозить 7 миллиардов из того, что украдено у Ирана. Не исключено, что участие Азербайджана в проекте раздражает Россию, они как бы готовятся к поражению России на Украине, и потому можно полагать, что заявление Лаврова было отнюдь не случайным, даже в ситуации, когда Россия, занятая Украиной, пытается всячески избежать второго фронта на Южном Кавказе, даже ценой уступок Турции. А стало быть – НАТО.

Азербайджан же делает попытки занять освободившиеся участки европейского рынка газа по системе уже существующих трубопроводов. Пока речь идет о миллиарде кубометров в Болгарию, которая надеется сделать микс из сжиженного и трубного газа, таким образом снизив его цену.

Несмотря на существующий между Россией и Азербайджаном договор о ненанесении ущерба друг другу на внешних рынках, Азербайджан тем не менее, победив в войне с союзником России, будет испытывать эти договоренности на прочность. Он активно, в отличие от Армении и несмотря на заключенные договоры, готовится к войне, пополняя военные запасы и постоянно проводя учения. Россия пока не выказывает определенной позиции, видимо, полагая, что даже если будет построен новый трубопровод, то у нее есть свои рычаги воздействия на логистику, взять хотя бы Рабочую партию Курдистана. Энергетические проекты, вообще говоря, – мощное оружие, сыгравшее свою роль и в Сирии, и на Ближнем Востоке. И в зависимости от исхода спецоперации на Украине они будут запускаться в ту или иную сторону. Или не запускаться вообще.

Выжидательная позиция по российской спецоперации стала правилом, но тут следует заметить, что Запад своими санкциями фактически начал процесс укрепления России, добавив ей шансов на победу. Прежде всего сказался отказ от статуса рубля как производной от доллара. А спотовое определение цены на газ вместо долгосрочного договорного вполне может привести к тому, что украденные у России 300 млрд долл. и несколько десятков млрд евро будут вскорости компенсированы. Если же сюда добавить возникшее, не без помощи США, отсутствие необходимости платить Западу налоги за пользование их валютами, в каком-то смысле – эмиссионные, то получается, что мотивация США в украинских событиях ничуть не меньше, чем у России. Она борется за свободу и суверенитет, за образ будущего, который не может быть представлен в деталях, в то время как США – за свой, уже состоявшийся колонизаторский статус. И тут уже в ход идут любые средства – разрушение семьи, сатанизм в виде религии, информационно-манипулятивные технологии и биологическое оружие, которое разрабатывается и в Армении, иначе не нужно было бы здесь строить пентагоновские биолаборатории. И вот по этому пункту Россия оказывает на Армению определенное давление. В заявлении председателя комитета Совета Федерации по международным делам Косачева сказано прямо: нужно пресечь! В Армении же относительно биолабораторий с самых верхов звучат взаимоисключающие заявления. С одной стороны, заявляется, что опасных биолабораторий в Армении нет, с другой – правительство считает, что результаты их разработок не будут предоставлены третьим странам. Уж совсем в стиле Виктории Нуланд…

Пока вопрос лабораторий всего лишь создает напряжение, Пашиняну российской стороной не предъявляются ультиматумы, по крайней мере официально, но ситуация может легко перейти в конфронтацию с политическими последствиями. Справедливости ради заметим, что не Пашинян автор проблемы, первые пентагоновские лаборатории появились здесь в президентство Сержа Саргсяна.

И чтобы не отставать от мирового русофобского тренда, наблюдая танцевальные па между Турцией и Россией, в оборот вбрасывается тезис о том, что война 2020-го была развязана совместными усилиями Турции, России и Азербайджана, имея в виду общие для трех стран цели. Естественно, направленные против Армении. Совершенно не учитывая того, что России, озабоченной своим суверенитетом, совершенно не было нужно создавать новый очаг напряженности на Южном Кавказе. Не будем забывать, что Британия проявляла деятельное участие в русско-турецких войнах и всегда считала Закавказье и Кавказ ахиллесовой пятой России. Более того, планировщики этой войны, по-моему, имели в виду ее разрастание до непосредственного столкновения России и Турции, чего удалось избежать, причем с определенными бонусами в виде размещения в Арцахе миротворческого контингента. После решения украинского вопроса Россия уже сама начнет определять вес своих партнеров на Южном Кавказе, а пока турки и англосаксы ждут. И в случае победы России проект неоосманской империи может быть заморожен. Удивительно, но ждет и Грузия, имея на Украине военный отряд на стороне нацистов. Однако, видимо, к нашим соседям пришло осознание того, что туркизация Грузии опасна, и они начали видеть в России возможность регрузинизации Аджарии. И это побуждает грузинское руководство улучшить свои отношения с Россией. По крайней мере, гася время от времени возникающие русофобские волны.

Теперь о стухшем протесте оппозиции под водительством дашнака Ишхана Сагателяна. В прошлой статье я писал о технологических ошибках протеста. Теперь уже палатки на площади Франции разобраны, цель не достигнута. В активе протеста всего лишь помятые личности и арестованные участники протеста, в том числе известный продюсер Армен Григорян. Личность харизматичная, состоявшаяся, и не покидает ощущение, что он арестован по соображениям зависти, а не из-за разжигания вменяемой ему межнациональной розни. Он действительно указал на то, что часть жителей Араратской долины и Ширакской области произошла от турок, что вполне может быть, поскольку абсолютно везде именно долинное население наиболее подвержено последствиям набегов, скажем так, недружественных соседей. С одной стороны. С другой – именно власть сегодня пытается внедрить в сознание людей, что с турками можно жить в мире. Т.е. турки сегодня чудо как хороши, почти как европейцы. И тогда получается, что назвать жителей Араратской долины и Ширакской области турками – это то же, что назвать их, допустим, французами, рейтинг которых в Армении непонятным образом растет, или, допустим, швейцарцами. Кого-то это, может, и покоробит, но вряд ли оскорбит. Тем более что можно будет быстро объяснить, мол, не швейцарец я и даже сыр варить не умею. А тут власть сажает за то, что должно составлять, в ее понимании, предмет гордости. Тем нее менее над Арменом Григоряном навис реальный срок, который при современной судебной машине проблем не представляет.

Протест под финиш вообще вылился в экскурсии по городу. Протестующие подходили к какому-либо учреждению и требовали: а подать сюда Ляпкина-Тяпкина! Им объясняли, что Ляпкина-Тяпкина нет и неизвестно, когда будет. Заместителя тоже нет. После чего протестующие победно возвращались на площадь Франции. Сегодня «Дашнакцутюн» как политическая партия пытается трактовать свое поражение как победу – что Пашинян, мол, не отдаст Армению Турции и Азербайджану после протестов так легко, как собирался. Конечно же все наоборот, и этот провалившийся протест еще больше развязывает Пашиняну руки.

В этих малопонятных технологиях трудно определить и заказчиков, и реальные, а не декларируемые цели протеста. Дашнаки оставили в тени то, что по-настоящему вызывает беспокойство – целенаправленный развал армии и биологические лаборатории, угрожающие жизни и здоровью населения Армении. Наиболее сильные игроки здесь – это США и Россия, и совершенно ясно, что их предпочтения в коктейль не смешиваются. И впечатление такое, что оппозиция пошла по пути комплементарности, ставшей в Армении трендом после парламентского расстрела, когда была продемонстрирована мощь западных спецслужб. Теперь же устами Медведева Россия требует определить свою сторону баррикад. Но поскольку «Дашнакцутюн» – разветвленная организация с офисами в разных странах, то на основании их месседжей и мог быть составлен провальный комплементарный микс.

Протест может быть успешным, если в нем будут перманентно участвовать порядка 100.000 человек, что позволит хотя бы той же России прийти к выводу, что Пашинян с властью не справляется и дальнейшее его пребывание в премьерах грозит ненужной нестабильностью. Оппозиция не нашла ни правильный геополитический курс, ни организаторских и информационных компетенций. И, сделав фальстарт, она, фактически сбила протестную волну. Огромная инфляция, спад экономики и опасность турецкого, а теперь и азербайджанского вторжения на фоне усложнившейся ситуации, когда на Украине идет фактически третья мировая, называемая спецоперацией, так и остались за бортом. И даже символический ряд не был обеспечен. Гимном протеста была избрана западноармянская песня «Проснись, мальчик» – хорошая, но по другому поводу. Она скорее навевает печаль, нежели зовет к борьбе. А для массовых акций, как это доказал сам Пашинян, символизм очень важен. И вообще, если протест свести к политическим технологиям, то дашнаки здесь выказали полную неосведомленность. Боюсь, что даже книга Джина Шарпа не была прочитана. К сожалению, остается предполагать, что «Дашнакцутюн» закрыта от чужого интеллекта, предпочитая пользоваться только своим.

В итоге получилось, что относительно персоны Пашиняна есть некий консенсус между Россией и англосаксами. Для России важна стабильность, даже ценой уступок. Англосаксы не торопятся заменить Пашиняна клоном, поскольку это может привести к срыву их планов.

Теперь относительно зверств полиции, о которых заявляют СМИ. Да, есть определенный обслуживающий власть контингент, которому кажется, что чрезмерным рвением они могут достичь определенного благополучия. Показателен эпизод с задержанием, когда полицейские говорят своему коллеге: дурак, не бей по голове! Тут скорее всего уже просто садизм, заметный даже самим полицейским. В СМИ прошла информация, что наиболее рьяные поборники насилия – это турки, специально завезенные в Армению «дружественными» режимами. Но вряд в этом есть нужда. Людей, склонных к насилию, можно набрать и в Армении, избегая скандалов, которые могут возникнуть, если действительно выяснится, что нынешняя власть держится на турецких садистах.

Известно, что в полицейский спецназ был в короткие сроки набран внушительный контингент. И если в обычной ситуации это требует длительной аттестации по многим направлениям – физическая подготовка, психическая уравновешенность, определенный уровень образования, знаний и т.д., – то есть достаточно серьезные подозрения, что в определенные контингенты набирают по ускоренной программе, выделяя основное качество – жестокость. Но выяснится это потом, потому что сейчас эта информация максимально закрыта.

Западные структуры, естественно, относятся к жестокостям философски. В отличие от времен Роберта Кочаряна или Сержа Саргсяна, когда каждый эпизод даже допустимого служебной инструкцией насилия раздувался до вселенских масштабов. И как ими же было заявлено во времена захвата власти в 2018-м: протестующих не трогать! Т.е. в цивилизованных представлениях насилие в аналогичных ситуациях недопустимо в одном случае и абсолютно допустимо в другом, даже с переходом в садизм. Отсюда легко вычисляются политические предпочтения заявителей, не имеющие никакого отношения к демократии или правам человека.

Айк Наапетян, политолог, полковник запаса, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек